- История и происхождение
- Формирование народа
- Якутия в составе России
- Новые времена для якутов
- Где живут якуты
- Ареал распространения
- Численность
- Язык
- Внешность
- Религия
- Характер
- Культура и быт народа Якутии
- Жилье
- Одежда
- Жизнь
- Пища
- Промыслы
- Фольклор
- Якутская свадьба
- Интересные традиции и обычаи народа Якутии
- Якутские национальные прыжки
- Якутская кухня
История и происхождение
Народность сформировалась в 14-15 веках. Принято считать, что курыканы Забайкалья переселились в центральную часть реки Лена, вытеснив тунгусов и других «местных» кочевников. Хотя отчасти группы объединились, они завязали деловые отношения, хотя на фоне этого не утихали конфликты.
Конечно, было немало тунов (вождей), прославившихся объединяющими настроениями. Стремясь подавить внутренние восстания, а также усмирить внешних врагов (конкурентов за пастбища и землю), были попытки агрессивно решить проблему: внук Баджея Тойон Тыгын. Однако насильственные методы только отдалили от якутов другие народы, обострив противостояние.
Переломным моментом в истории стало присоединение территории к Российскому государству, которое произошло в 1620-30 годах. С развитием и прогрессом Православие стучалось в каждую каюту (жилище). Методы поощрения крещеных и карательные методы последователей отцовской веры достигли своей цели: большинство якутов приняли новую религию.
Формирование народа
Но предлагаю вернуться к официальной науке. Большинство исследователей склоняются к мнению, что главными предками народа стали курыканские племена. Они были народностью, проживавшей в Сибири.
Предположительно курыканы разделились на три подгруппы, из которых впоследствии произошли родственные народы. Изначально предки якутов жили в Енисейской долине, но были вынуждены переселиться в Прибайкалье. Что послужило причиной перехода? По мнению историка В.А. Степанова, междоусобицы в племенах, а также угнетавшие их воинственные соседи могли побудить курыкан искать новые земли.
Якутский старец Саха, начало 20 века, Якутия
Во время миграции курыканы смешиваются с местным населением, становясь основой для возникновения нового этноса — якутов. В XV веке якутские племена переселились из Забайкалья в бассейны Лены, Алдана и Вилюя. Там они ассимилируются с коренными народами, но некоторым общинам удается изгнать эвенков и закрепиться на их землях.
Якутия в составе России
Освоение Якутии русскими началось в 1623 году. Первыми в этом регионе были казаки Пантелей Пянда, которые спустились по реке Лена. В 1632 году Петр Бекетов основал первый русский город Якутии — Ленскую тюрьму. С этого периода земли якутов вошли в состав России.
Стоит отметить, что якуты неоднозначно восприняли власть россиян. Якутская тюрьма (бывшая Ленская) в 1634 году была осаждена большим отрядом местных жителей. Якуты хотели изгнать казаков, но их атака была отражена. В дальнейшем сопротивление продолжалось, и некоторые якуты были вынуждены отступить в отдаленные районы.
Не следует полагать, что власть русских в Якутии привела только к негативным изменениям и нарушению прав местного населения. Распространение христианства способствовало повышению образовательного уровня и развитию просветительских идей среди якутов.
От русских жители Якутии переняли принципы земледелия, которые начали успешно внедрять на своих землях. Начали появляться крупные поселения и города, развитие которых основывалось на постоянной торговле с русскими.
Делегация Якутской области, прибывшая в Иркутск в июне 1891 г. (встреча с Заревичем и великим князем Николаем Александровичем
Новые времена для якутов
Развитие промышленного потенциала Якутии приходится на советский период. В 20-е годы прошлого века началась разработка золотых приисков Алтая. Строительство морского порта Тикси сыграло значительную роль в жизни Якутии, благодаря чему морские пути стали связывать удаленные районы региона.
В середине прошлого века якуты открыли несколько месторождений алмазов, что дало толчок развитию алмазодобывающей промышленности. В 1991 году земля якутов была провозглашена Республикой Саха (Якутия). В то время произошел переход к рыночным принципам экономики, произошла приватизация предприятий, появились различные формы собственности, существующие по сей день.
Члены Якутского Комсомольского интернационального отряда в ноябре 1977 года.
История якутов открывает ряд сложных страниц в судьбе этого народа. Гордый и верный саха научился выдерживать самые разные испытания, от капризов стихий до нападений соседних племен. Они считают, что будущее ждет для них самых ярких моментов, однако не следует забывать о прошлом. «Если бы была лошадь, было бы седло; «если бы был нож, то были бы ножны», — гласит старинная якутская пословица. И с этим утверждением можно только согласиться.
Где живут якуты
Большая часть населения проживает в Республике Саха (Якутия), население которой составляет чуть менее одного миллиона человек. Более 500 000 из них — коренные жители. Также якутов можно встретить в Магаданской и Иркутской областях и в Хабаровском крае. Некоторые из них живут на Камчатке.
Почти треть населения проживает в столице республики — Якутске. Однако доля городских жителей невелика, большинство якутов предпочитают сельскую местность и живут в деревнях Униетн.
Ареал распространения
Не следует забывать, что жители Якутии произошли от кочевников, но, согласно легенде, когда-то они нашли идеальную для жизни долину, названную Туймаада. Сегодня в его центре находится столица республики — Якутск. Большое количество якутов наблюдается в Иркутском, Красноярском и Хабаровском краях Российской Федерации, но, конечно же, наибольшее их количество проживает на месте их бывшего дома, нынешней Республики Саха.
По одной из версий, слова «якуты» и «саха» восходят к общему и прежнему понятию, получившему распространение как автономное. С другой стороны, предполагается, что сначала люди были названы другими этногруппами, а саха — ими самими.
Создав центр на месте своего нынешнего пребывания, якуты на протяжении всей истории якутов продолжали увеличивать ареал своего обитания. Переехав в Восточную Сибирь, они изучили и усовершенствовали оленеводство, разработали собственную технику катания на санях. В результате им удалось там прижиться.
Численность
На 2018 год численность населения Республики Якутия составляет 964 330 человек. Почти половина всего населения проживает в центральной части Якутии.
Язык
Якутский, наряду с русским, является одним из государственных языков Республики Якутия. Якутский относится к группе тюркских языков, но существенно отличается от них лексикой темного происхождения, которая, возможно, относится к палеоазиатским. В якутском языке много слов монгольского происхождения, древних заимствований и русских слов, появившихся в языке после вхождения Якутии в состав России.
Якутский язык в основном используется в повседневной жизни якутов и в их общественной жизни. На этом языке говорят эвенки, эвены, долганы, юкагиры, русское население прошлых лет: ленские крестьяне, якуты, туристы и русские. Этот язык используется на территории Якутии в делопроизводстве, здесь проводятся культурные мероприятия, издаются газеты, журналы, книги, ведутся радиопередачи и телепрограммы, есть интернет-ресурсы на якутском языке. Спектакли ставят в городе и за городом. Якутский — это язык древнего эпоса об олонхо.
Среди якутов широко распространено двуязычие, 65% свободно владеют русским языком. В якутском языке существует несколько групп диалектов:
- Северо-Запад
- Вилюйская
- Центральная
- Таймыр
В якутском языке сегодня используется алфавит на основе кириллицы, содержит все русские буквы и 5 дополнительных букв, а также 2 комбинации Дь дь и Нь н, используются 4 дифтонга. Долгие гласные звуки на письме обозначаются двойными гласными буквами.
Внешность
Саха принадлежат к монголоидной расе, своему североазиатскому типу. Здесь встречаются в основном овальные лица с ровным низким лбом, прямым носом и раскосыми веками. Глаза и волосы часто черные, цвет лица смуглый.
Религия
В древности основной религией местного населения было тенгрианство. По его словам, все якуты — дети бога Танара, окруженные верхним миром, где живут ангелы (айыы), и нижним миром, населенным демонами (базами).
Позже тенгрианство переродилось в религию айыы, в которую вошли большинство древних обычаев и традиций.
Якуты вошли в состав Русского государства в начале 17 века, а к 18 веку произошла христианизация местного населения, а также большинства коренных жителей бассейна реки Лены — эвенков, долган и юкагиров.
Однако массовое принятие христианства было во многом формальным, и даже те, кто принял православие, долгое время оставались верными древним обычаям.
Сегодня основная религия республики — православие, но есть и приверженцы традиционной веры. Шаманы по-прежнему пользуются большим уважением.
Характер
Якуты — очень трудолюбивый, стойкий, организованный и упорный народ, у них есть хорошая способность адаптироваться к новым условиям жизни, переносить лишения, лишения и голод.
Культура и быт народа Якутии
Якуты научились выживать в тяжелых условиях, а традиции и обычаи народа продиктованы факторами, которые этому способствовали. Отдаленные жилища никак не повлияли на социальную активность народных представителей.
В конце жизни старшему было что сказать подрастающему поколению: во время общих праздников и во время ритуалов дружба была тесной, а при разделении территорий появлялись враги. Люди не отличались спокойствием. Многолетние охотничьи привычки, борьба за жизнь и умение обращаться с оружием (луками) создавали условия для конфликтов между другими этническими группами местности.
Семья почиталась с незапамятных времен, старшее поколение было и остается в почете. К ним не относятся снисходительно, как в современном мире, наоборот: их уважают за большой жизненный опыт, они прислушиваются к их указаниям и тем более считают за честь принимать их у себя дома.
Жилье
Якуты происходят от кочевых племен. Поэтому они живут в юртах. Однако, в отличие от войлочных юрт из Монголии, круглая обитель якутов строится из небольших стволов деревьев с конусовидной панельной крышей. В стенах устроено множество окон, под которыми на разной высоте расположены лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а размазанный очаг утроился в центре. На лето могут быть возведены временные юрты из бересты — урасы. А с 20 века часть якутов поселилась в бараках.
Зимние поселения (кыстык) располагались у серпов, состояли из 1-3 юрт, летние поселения у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (хижина, краситель) имела покатые стены из тонких бревен, стоящих на прямоугольной бревенчатой конструкции, и невысокую двускатную крышу. Стены снаружи были залиты глиной и навозом, крыша над бревенчатым полом — корой и землей. Дом располагался по сторонам света, вход — с восточной стороны, окна — юг и запад, крыша ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, находился очаг (осадок) — труба из облицованных глиной столбов, выходящая через крышу. Вдоль стен устраивались нары из обшивки (орон). Самым почетным был юго-западный угол. Учительское место располагалось у западной стены. Койки слева от входа предназначались для юношей, рабочие, справа для очага, для женщин. В переднем углу располагались стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте была пристроена конюшня (хотон), часто под одной крышей с домом; дверь юрты находилась за очагом. Перед входом в юрту был навес или навес. Юрту окружала невысокая насыпь, часто оградой. Рядом с домом стоял шест, часто украшенный резьбой. Летние юрты мало чем отличались от зимних. Вместо хотона вдали ставили хлев для телят (титик), сараи и т.д. С конца 18 века известны многоугольные бревенчатые юрты с пирамидальными крышами. Со второй половины 18 века распространились русские избы.
Одежда
Традиционная мужская и женская одежда — кожаные шорты, меховой живот, кожаные лосины, однобортный кафтан (сон), зимой — мех, летом — из конской или коровьей кожи с шерстью внутри, богатые — из ткани. Позже появились тканые рубашки с отложным воротником (рбахи). Мужчин опоясывали кожаным поясом с ножом и кремнем, а у богатых — серебряными и медными пластинами. Типичен длинный женский меховой кафтан (сангйях), расшитый красной и зеленой тканью и золотым кружевом; элегантная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающаяся по спине и плечам, с высоким верхом из сукна, бархата или парчи с нашитой серебряной пластиной (туосахта) и другими украшениями. Большой популярностью пользуются женские украшения из серебра и золота. Обувь — высокие зимние сапоги из оленьей или конской кожи шерстью наружу (этербес), летние сапоги из мягкой кожи (саар) с обтянутым тканью голенищем, женские — с аппликациями, длинные меховые носки.
Жизнь
Основными занятиями якутов были коневодство и скотоводство. Мужчины ухаживали за лошадьми, женщины — за скотом. Якуты, живущие на севере, разводят оленей. Якутский скот был малопродуктивным, но очень выносливым. Сенокос у якутов давно известен; еще до прихода русских развивалось рыболовство. В основном ловили рыбу летом, зимой проделывали во льду проруби. В осенний период якуты организовали коллективный невод, улов делили между всеми участниками. Бедняки, не имевшие домашнего скота, ели в основном рыбу. В этом занятии специализировались и ходячие якуты: кокулы, онтуи, осэкуи, орготы, крикиани и киргизы.
Охота была особенно популярна на севере и была основным источником пропитания в этих регионах. Якуты охотились на зайца, песца, птицу, лося и северного оленя. С приходом русских в тайгу охота на мех и мясо медведей, белок, лисиц стала распространяться, но позже, из-за уменьшения численности животных, стала менее популярной. Якуты охотились с быком, за которым прятались, подкрадываясь к своей добыче. По следам животных они гнались друг за другом верхом, иногда с собаками.
Якуты также занимались заготовкой, сбором внутреннего слоя коры лиственницы и сосны и сушкой на зиму. Собирали корни мела и сарана, овощи: лук, щавель и хрен, собирали ягоды, а малину не использовали, так как считали ее нечистой.
Якуты заимствовали сельское хозяйство у русских еще в 17 веке, и до 19 века это направление экономики было очень слабо развито. Выращивали ячмень, реже пшеницу. Русские переселенцы в изгнании способствовали широкому распространению среди этого народа земледелия, особенно в Олемкинском районе.
Развито деревообработка, якуты занимались художественной резьбой, изделия расписывались отваром ольхи. Также обрабатывались береста, кожа и мех. Посуда делалась из кожи, ковры — из коровьей и конской кожи, одеяла — из кроличьего меха. Конский волос использовался для шитья, ткачества и вышивания; это было вручную сплетено из веревок. Якуты занимались узорной керамикой, что отличало их от других сибирских народов. В народе были развиты выплавка и ковка железа, выплавка и чеканка серебра, меди и других металлов. С 19 века якуты начали заниматься резьбой по кости.
Якуты передвигались в основном верхом, товары возили в пакетах. Делали лыжи, обшитые конскими шкурами, и сани, на которых запрягали быков и оленей. Для передвижения по воде делали берестяные лодки — тыы, делали плоскодонные доски, парусные корабли-карбасы, которые позаимствовали у русских.
В древности коренные жители севера Якутии разводили якутскую породу собак лайка. Также очень распространена порода крупных придворных якутских собак, которая отличается неприхотливостью.
У якутов много точек привязанности, они издревле были главными составляющими людей, с ними связаны традиции, обычаи, верования и обряды. Все стыковочные посты имеют разную высоту, форму, украшения и орнаменты. Выделяют 3 группы таких конструкций:
- во двор входят те опоры связи, которые установлены у дома. К ним привязаны лошади;
- столбы для религиозных обрядов;
- столб, установленный на главном празднике Ысыах.
Пища
Основная пища — молочные продукты, особенно летом: из кобыльего молока — кумыс, из коровьего — йогурт (суорат, сора), сливки (кюерчех), масло; пили топленое масло или с кумысом; Заготавливали суорат на замороженную зиму (деготь) с добавлением ягод, кореньев и др .; из него готовили рагу (бутугас) с добавлением воды, муки, кореньев, заболони сосны и т д. Рыба играла важную роль для бедных, и в северных регионах, где не было домашнего скота, мясо в основном потреблялось богатыми. Особой популярностью пользуется конина. В девятнадцатом веке вошла в употребление ячменная мука: из нее делали пресные лепешки, блины, рагу саламат. Овощи были известны в Олекминском районе.
Промыслы
Основные традиционные занятия — коневодство (в русских документах XVII века якутов называли «конным народом») и скотоводство. За лошадьми ухаживали мужчины, за скотом — за женщинами. На севере разводили оленей. Летом скот пасли, зимой — в стойлах (хотоне). Сенокос был известен еще до прихода русских. Якутские породы крупного рогатого скота отличались выносливостью, но были малопродуктивными.
Также было развито рыболовство. Ловили в основном летом, но и зимой в леднике; Осенью была организована неводная коллективная игра с раздачей продукции всем участникам. Для бедняков, не имевших домашнего скота, основным занятием было рыболовство (в документах XVII века термин «рыбак» — балыксыт — означает «бедный»), специализировались на этом и некоторые племена — так называемые «пешие якуты». «- Осэкуй, Онтулс, Кокуй, Кирикян, Кыргызстан, Орготс и другие.
Особенно распространена охота на севере, являясь здесь основным источником пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге до прихода русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и т.д.); позже, в связи с уменьшением поголовья животных, его значение упало. Характерны специфические приемы охоты: на быка (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быком), лошадь, преследующая животное по тропе, иногда с собаками.
Был собран урожай — сбор заболони сосны и лиственницы (внутренний слой коры), заготовленной на зиму в сушеном виде, корней (сарана, чакана и др.), Зелени (дикий лук, хрен, щавель), малины, которая считались нечистыми, ягоды не употреблялись.
Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце семнадцатого века, до середины девятнадцатого века оно было очень слабо развито; его распространению (особенно в Олекминском районе) способствовали русские колонисты в изгнании.
развита обработка дерева (художественная резьба, окраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; посуда — кожаная, ковры — из конской и коровьей кожи, сшиты в шахматном порядке, одеяла — из заячьей шерсти и т д .; из конского волоса руками переплетали веревки, переплетали, вышивали. Отсутствовали прядение, ткачество и валяние. Сохранилось производство узорной керамики, что отличало якутов от других народов Сибири. Были развиты выплавка и ковка железа, имевшие промышленное значение, а также выплавка и долбление серебра, меди и т.д.; с 19 века была разработана скульптура из кости мамонта.
Фольклор
Эталоном народного эпоса являются стихотворения олонхо. Они представляют от 10 до 36 тысяч рифмующихся стихов, рассказывающих фантастические миры, благодаря действиям, в которых все существует. Следует отметить, что сюжеты не лишены исторической подоплеки. При этом сохраняется воображаемое, религиозность и искусство произведения.
Также нельзя забывать об оригинальном музыкальном инструменте — еврейской арфе (хомусе). Забитая губами или зубами, основная часть попадает в полость рта, где звук резонирует. Горловое пение еще называют визитной карточкой.
Якутская свадьба
Неудивительно, что праздничным нарядом для девушки служила шуба. Только не простой, а на полу, отороченный соболем, песцом и украшенный элементами серебра. В современной одежде уже присутствуют плотные ткани, в которых мех гармонично создает элегантный образ и согревает. На голове у девушки была шляпа с зауженным концом и яркой вышитой вставкой.
В древности родители соглашались на брак, не учитывая пожелания молодых людей. Если семья невесты была настолько бедной, что они не могли принимать участие в ритуальных действиях, их могли просто похитить. Молодых благословляли по отдельности, окуривая бересты дымом в разных юртах, а затем во время праздников зажигая ритуальный костер. Вместо шамана сегодня этим занимается отец или мать жениха.
Интересные традиции и обычаи народа Якутии
Якутские обычаи и обряды тесно связаны с народными поверьями. За ними следуют и многие православные или агностики. Структура верований очень похожа на синтоистскую: каждое проявление природы имеет свой дух и шаманы общаются с ними. Закладка юрты и рождение ребенка, бракосочетание и погребение не обходятся без ритуалов. Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамными, у каждой жены мужа была своя семья и дом. Видимо под влиянием ассимиляции с русскими якуты все же перешли на моногамные ячейки общества.
Важное место в жизни каждого якута занимает фестиваль Ысыах кумыс. Различные ритуалы призваны умилостивить богов. Охотники прославляют Бай-Баян, женщины — Айыысыт. Венчает праздник всеобщий солнечный танец — осохай. Все участники берутся за руки и устраивают грандиозный хоровод. Огонь имеет сакральные свойства в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня, бросания еды в огонь и поливания ее молоком. Кормление костра — один из ключевых моментов любого отпуска и работы.
Наиболее характерным культурным явлением являются поэтические рассказы олонхо, насчитывающие до 36 тысяч рифмующихся строк. Эпос передается из поколения в поколение среди мастеров-переводчиков, и совсем недавно эти повествования были включены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и большая продолжительность жизни — вот некоторые отличительные черты якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек звонит кому-то из более молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях: друзьях, врагах. Якуты отличаются своей социальной активностью, хотя их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные общественные отношения происходят во время больших праздников, главным из которых является праздник кумыса — Ысыах.
Традиционная культура наиболее полно представлена амга-ленскими и вилюйскими якутами. Северные якуты по культуре близки эвенкам и юкагирам, олекминские — сильно культурными русскими.
Якутские национальные прыжки
спорт, проводимый во время национального праздника Ысыах. Международные игры «Дети Азии» делятся на:
«Кылый» — одиннадцать прыжков без остановки, начало прыжка на одну ногу и приземление на обе ноги.
«Ystaa» — одиннадцать чередующихся прыжков с ноги на ногу, и вы должны приземлиться на обе ноги.
«Куобах» — одиннадцать прыжков без остановки, отталкивание двумя ногами одновременно с одной точки или приземление на две ноги с разбегом.
важно знать правила. Потому что, если третья гонка не будет завершена, результаты будут аннулированы.
Якутская кухня
Традиции якутов также связаны с их кухней. Например, приготовление карася. Рыба не потрошится, удаляется только чешуя, делается небольшой надрез сбоку, разрезается часть кишечника, удаляется желчный пузырь. В таком виде рыбу варят или жарят. Суп из потрохов популярен в народе. Эта безотходная подготовка распространяется на все блюда. Говядина или конина.
Традиции накопились со времен своего «происхождения якутским народом». Эти скандинавские обряды интересны и загадочны, накопленные за многовековую историю. Для других народов их жизнь настолько недоступна и непонятна, но для якутов это память о предках, небольшая дань в честь их существования.