Где проживают тувинцы: происхождение народа и состав населения

История

Древнейшие предки тувинцев — тюркоязычные племена Средней Азии, пришедшие на территорию современной Тувы не позднее середины I тысячелетия и смешавшиеся здесь с кетофонами, самоедами и, возможно, индейско-европейскими племенами. Большое сходство генетических черт современных тувинцев и американских индейцев указывает на то, что весьма вероятно, что древние предки тувинцев участвовали в ранней фазе заселения Америки 9. Многие черты традиционной тувинской культуры восходят к эпохе XIX века. Тувинцы, первые кочевники, при сакских племенах (VIII-III вв. До н.э.). В то время в Тувинском крае проживали люди смешанного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием кавказских черт. От современных кавказцев они отличались гораздо более широким лицом. Племена, населявшие Туву в то время, по оружию, конному снаряжению и изобразительному искусству заметно напоминали скифов Причерноморья, племена Казахстана, Саяно-Алтая и Монголии. Их влияние можно проследить до материальной культуры (в форме инструментов, одежды и особенно в декоративно-прикладном искусстве). Они перешли на кочевое животноводство, которое с тех пор стало основным видом экономической деятельности населения Тувы и оставалось им до перехода к постоянному образу жизни в 1945-1955 годах. Во время экспансии хунну в конце 1-го тысячелетия до н. Э. Н. Э. В степные районы Тувы вторглись новые кочевые скотоводческие племена, в основном отличные от местного населения скифской эпохи, но близкие к хунну в Средней Азии. Археологические данные убедительно показывают, что с тех пор изменился не только аспект материальной культуры местных племен, но и их антропологический тип, приближающийся к среднеазиатскому типу великой монголоидной расы. Их полное соответствие этому типу у известных отечественных антропологов вызывает большие сомнения в связи с замечательной кавказской примесью.

За время существования Турецкого, Уйгурского и Киргизского каганатов, охватывающего большой период времени (с VI по XII века), племена Теле играли ведущую роль в этногенетических процессах, которые затем определили этнический состав и расселение населения племена южной Сибири. На территории Тувы и Саяно-Алтая в целом проживало коренное население турецкого происхождения, состоящее из Теле, Чики, Азова, Тубо, Толанко, Уйгуров, Киргизии и др. племена выжили, они выжили.

Общий уровень культуры племен тюку и более развитых племен Теле (уйгуров), этих ранних исторических предков тувинцев, был для того времени достаточно высок, о чем свидетельствует наличие рунической письменности и общей для всех письменности племена турецкого языка.

Культура и быт населения Тувы в рассматриваемый период имели общность форм с соседними племенами и народами. Многие из их характеристик сохранились с того времени на протяжении нескольких веков до наших дней, отражая генетическую связь и преемственность культуры и жизни тувинцев с их далекими историческими предками. Это, например, шаманизм, календарь с животным циклом в 12 лет, традиции, сохранившиеся до наших дней, а также ряд географических названий древнетюркского происхождения и др. пх предки в этногенетических процессах во взаимодействии история племен, образовавших тувинский народ.

В 1207 году монгольские войска под командованием Джучи (1228-1241), старшего сына Чингисхана, покорили лесные народы, населявшие юг Сибири от Байкала до Копсе-Хола, от Селенги до Алтая, от Убс-Хола до Минусинска депрессия. Было много племен, имена которых занесены в «Тайную историю монголов». Тувинологи, в частности Н.А. Сердобов и Б.И. Татаринцев, обратили внимание на найденные в «Тайной истории монголов» этнонимы «оортцог», «ойын» или «хойын».

В этнонимах «ойын ирген» (лесные жители), «ойин урянкат» (урянхатский лес), возможно, прослеживается отражение взаимодействия разных племен, в результате которого сформировалась туванская народность. Потомки курыкан и дубо, проживавшие в Прибайкалье, под натиском войск Чингисхана, ушедших на север, сформировались в якутский народ, получивший название «урянхай-саха», а отделившийся от тувинцев народ лесные племена до 1920-х гг… ХХ век называли урянхаи, а земли Тувинцы — из Урянхайского края.

Туматы, живущие на востоке Тувы, чрезвычайно воинственное племя, первыми восстали против монголов в 1217 году, отчаянно сражаясь с большим войском, посланным Чингисханом. В одном из сражений погиб 11 опытный командующий армией Борагуль-нойон.

После репрессий против восставших в 1218 г монгольские сборщики дани потребовали у своих правителей девушек-Туматов, чем глубоко оскорбили Туматов. Вновь вспыхнуло восстание, поддержанное киргизами, отказавшимися отдать войска монгольскому командованию. Для подавления восстания, охватившего почти всю территорию Тувы, Минусинска и бассейна Алтая, Чингисхан послал большое войско во главе с Джучиханом. Передовые части армии возглавил знаток Буханойон. Войска Джучи, жестоко подавляя повстанцев, покорили киргизов, ханхасцев, теляню, клановые группы Хойн и Ирген, лесные племена урасутов, теленгутов, куштеми, живших в лесах страны Кыргызстан, и некоторых кемджиутов.

Распад Монгольской империи в начале 17 века привел к образованию нескольких ханств. Земли к северу от Кобдо до Саян, а затем от Алтая на западе до Копсе-Хола на востоке принадлежали тувинским племенам, входившим в состав Западного Монгольского ханства.

Тувинские племена, находившиеся под властью Алтын-хана, кочевали не только по территории современной Тувы, но и дальше на юг, в Кобдо и на восток — к озеру. Копсе-Хол.

Примечательным событием является появление в русских документах самоназвания «тувинцы», которым были названы все саянские племена. Наряду с этим использовалось другое название: «Сойоты», то есть по-монгольски «Саяны», «Сойоны». «Идентичность этнонимов« тувинцы »с« сойотами »не подлежит сомнению, поскольку, как справедливо утверждает Б.А.Долгих, этноним« тувинцы »образован от имени собственного и является общим для всех саянских племен в VI в. ° -8 века древнейшие предки тувинцев — племена тубо, теленгитов, токуз-огузе, шивейцев Телеской конфедерации, русские встретили племена, называвшие себя тувинцами. Вполне возможно, что эта автономия существовала у тувинских племен долгое время до появления русских исследователей у озера Байкал реальных условий.

После победы маньчжурских войск над джунгарами тувинские племена разделились и вошли в состав различных государств. Большинство из них осталось в Зунгарии, проходя военную службу; например, в 1716 году тувинские войска в составе джунгарской армии участвовали в набеге на Тибет.

Пограничный режим в районе Тувы окончательно определился после разгрома и разгрома Джунгарии в 1755-1766 годах войсками Цинской империи, в результате чего Тыва попала под власть китайского богдыхана.

В 1760 г маньчжурские власти ввели в Туве военно-административную систему правления, которая включала хошун (прерогативы княжеств), сумон и арбан. Сумон и арбан состояли из аратских семейств, которые должны были содержать соответственно 150 и 10 всадников в полном боевом снаряжении. Арбан объединялся в сумоны (роты), самоны — в дзаланы (полки); хошун был подразделением или корпусом.

Под властью монгольских ханов тувинские племена управлялись по степному феодальному праву, официальными кодексами которого были «Их цаас» Чингисхана (читай «Монгол-ойрат» 0640) и «Халха Джирум» 0709). Маньчжуры, принимая во внимание древние монгольские законы, ввели серию указов и законов, относящихся ко всем племенам, вошедшим в империю Богдыханов — «Кодекс палаты внешних сношений», изданный в 1789 году, затем с существенным} { добавлен в 1817 г на маньчжурском, монгольском и китайском языках. Этот ансамбль подтвердил наследственное право собственника-императора Бепховного из династии Цин на землю Тувы и верность ему тувинцев, наделил ханов и нойонов Монголии и Тувы правом совместной собственности на Туву.

Пекинский договор 1860 года предоставил царской России право вести беспрепятственную беспошлинную торговлю на северо-западе Монголии и в Урянхайском крае, тем самым положив конец изоляции Тувы от остального мира. Торговцы получили право путешествовать в Китай, Монголию и Туву и свободно продавать, покупать и торговать там различными товарами, чтобы российские торговцы имели широкий доступ к Туве.

Русские купцы, начавшие свой бизнес в Туве с 1863 года до конца 19 века, взяли полный контроль над местным рынком, где они вели неравномерную естественную торговлю, часто в долг, с повышением процентных ставок в зависимости от отсрочки платежа по долгам товары в кредит. Покупатели открыто грабили тувинцев, которые были очень наивны в коммерческих делах, часто прибегая к услугам тувинских чиновников по взысканию долгов, которые были у них в долгу, которые были ими пьяны и подарены. По оценке В.И.Дулова, тувинцы ежегодно продавали 10-15% скота.

Поток русских крестьян-переселенцев, последовавших за торговцами, положительно сказался на экономическом развитии региона и существенно повлиял на развитие общественных отношений. Поселенцы из Пий-Хема, Улуг-Хема, Каа-Хема, Хемчика и вдоль северного Танну-Ола построили более 20 поселений, деревень и ферм, контролировали тысячи акров орошаемых земель, дождевой воды и других земель, на которых находились продовольствие и товарное зерно, прибыльный скот ферма и мараловая ферма. Русские поселения располагались там, где были прилегающие к тайге богатые орошаемые и дождевые земли. Эти земли приобретались иногда путем захвата, иногда по соглашению между богатым иммигрантом и тувинским чиновником.

Поощренная царскими властями политика создания переселенческого фонда путем изгнания тувинцев с их земель впоследствии вызвала серьезные противоречия между поселенцами и местным населением, которое отреагировало на случаи нехватки земли со стороны российских властей массовым отравлением пшеницы и сенокосы мигрантов, кражи и брошенный скот. Попытки властей разобраться в причинах этих явлений и положить им конец еще больше разжигали неприязнь, так как при рассмотрении жалоб допускалось явное завышение в оценке убытков от травм и краж, и они были сделаны не менее крупными расчетами при взыскании стоимость ущерба, нанесенного потерпевшим.

Появившиеся в регионе китайские купцы затмили дурную славу русских купцов и даже затмили их. Воспользовавшись государственной спонсорской поддержкой, а также поддержкой иностранного (британского, американского) капитала, китайские торговцы быстро захватили тувинский рынок, вытеснив российскую торговлю. За короткое время с помощью беспрецедентного мошенничества, ростовщичества и внешнеэкономического принуждения они присвоили огромное количество скота и многие продукты апатского хозяйства, способствовали массовому разорению арата, деградации экономики Тувы, тем самым ускорив падение экономики Тувы. Цинский режим в регионе.

В период правления Цин разрозненные, экономически и политически слабо связанные, родственно-говорящие племена ранее кочевали по территориям от Алтая до Хубсугул, от Минусинской котловины до Великих озер и бассейна реки. Хомду (Кобдо) северо-западной Монголии, сосредоточенные на современной территории Тувы, за исключением районов Великих озер и Хубсугула, образуют тувинский народ с развивающейся самобытной культурой, основанной на едином тувинском языке.

В Туву проник в XIII-XIV вв. При маньчжурах ламаизм глубоко укоренился на тувинской земле, слившись с тувинским шаманизмом, который представляет собой систему древних религиозных верований, основанную на вере в добрых и злых духов, окружающих человека, населяющих горы, долины лесов и вод, небесная сфера и подземный мир, влияющие на жизнь и судьбу каждого человека. Возможно, как нигде, в Туве сложился некий симбиоз между ламаизмом и шаманизмом. Буддийская церковь не использовала метод насильственного уничтожения шаманизма; Напротив, она, проявляя терпимость к древним верованиям и ритуалам тувинцев, причисляла к буддийским богам небесных божеств добрые и злые, главных духов рек, гор и лесов. На местный новогодний праздник «шагаа» буддийская церковь запланировала «праздник 16 чудес Будды», во время которого, как и прежде, совершались языческие обряды жертвоприношения. Молитва духам-хранителям предшествовала молитвам в честь высших ламаистских божеств.

В конце 19 века. Россия, замешанная в межимпериалистических соглашениях в Юго-Восточной Азии, и ее сосед Китай, который был полуколонией западных держав, были обеспокоены судьбой прилегающих территорий, которые они приобрели в 18 веке военным или мирным путем.

В начале ХХ века в экономических кругах России был поднят вопрос о принадлежности Урянхая, имеющий исключительно важное стратегическое значение для России. С 1903 по 1911 год военно-научные разведывательные экспедиции под руководством В. Попова, Ю. Кишелев, А. Баранов, В. Родевич досконально изучили Урянхай и прилегающие территории.

После Китайской революции 1911 года были созданы благоприятные условия для присоединения Тувы к России. В январе 1912 года Амбын-Нойон первым обратился к русскому царю с подобной петицией, затем к нему присоединились Хемчик Хамбу лама Лопсан-Чамзы, Нойон Буян-Бадраху, а затем и другие правители Хошуна. Однако царские власти, опасаясь осложнений в отношениях с Китаем и европейскими партнерами, затянули решение проблемы и только 17 апреля 1914 года заявили о царской воле — взять Урянхайский край под свое покровительство.

Отношения трех государств (России, Монголии и Китая) по урянхайскому вопросу были сплетены в новый узел противоречий, определивший для тувинского народа извилистый путь к свободе и национальной независимости, потребовавший впоследствии многих жертв. И настойчивости. 9 .

В целом хочу отметить, что основное влияние на этногенез тувинцев оказали турецкие племена, расселившиеся в тувинских степях. В середине VIII века тюркоязычные уйгуры, создавшие мощный племенной союз в Средней Азии — Уйгурский каганато, разрушили турецкий каганато, завоевав его территории, в том числе и Туву. Часть уйгурских племен, постепенно смешиваясь с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгурских завоевателей жили на западе Тувы до ХХ века (возможно, к ним принадлежат некоторые из родовых групп, населяющих ныне юго-восток и северо-запад Тувы). Киргизы Енисея, населявшие Минусинскую котловину, покорили уйгуров в IX веке. Впоследствии пришедшие в Туву киргизские племена полностью ассимилировались среди местного населения. В XIII-XIV веках в Туву переселились несколько монгольских племен, постепенно ассимилировавшихся местным населением. Под влиянием монгольских племен развился монголоидный расовый тип Средней Азии, характерный для современных тувинцев. В конце 1 тыс. Н.э н.э. В восточной части горно-тайги Тувы — в Саянах (ныне Тоджинский кожуун), где раньше жили самоедские, кетоязычные племена и, возможно, тунгусы, тюркоязычные племена туба (Дубо в китайских источниках) , относящиеся к уйгурам, проникли. В 19 веке все нетурецкие жители Восточной Тувы были полностью тюрками, и этноним туба (тыва) стал общим названием всех тувинцев. С конца XVI века Тува входила в состав Монгольского государства Алтынханов, просуществовавшего до второй половины XVII века. В середине 18 века Тыва была подчинена китайской маньчжурской династии, правившей Тувой до 1911 года. В этот период завершилось формирование тувинской народности. В 1914 году Тува (русское название — Урянхайский край) была взята под протекторат России. 14 августа 1921 года была провозглашена Танну-Тувинская Народная Республика. С 1926 года она стала называться Тувинской Народной Республикой. 13 октября 1944 года республика была присоединена к СССР и включена в состав Российской Федерации как автономная область, в 1961 году преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 года — Республику Тыва, с 1993 года — Республику Тыва.

Название

Имя собственное тувинцы известно с древних времен: первые упоминания встречаются в китайских летописях VI-VII веков как «тупой», «дубо», «трубка». Название восходит к названию древнетюркского племени туба, населявшего территорию сегодняшней Тувы в конце первого тысячелетия новой эры.
Соседние народы ошибочно называли тувинцев сойотами и урянхайцами. Второй вариант распространен у монголов. Сойоты, по аналогии с общим названием саянских племен, тувинцы определяли хакасы и алтайцы, которые до сих пор используют это название по отношению к национальности.

Где живут и численность

По оценкам экспертов, население страны составляет 300 тысяч человек. Всероссийская перепись 2010 года показала, что в стране проживает 263 934 тувинца. Большинство — около 250 000 человек, проживают на территории Республики Тыва, в зоне исторического ареала. Тувинцы проживают и в других регионах России:

  • Красноярский край — 2939 человек.
  • Иркутская область — 1674 человека.
  • Новосибирская область — 1 252 человека.
  • Томская область — 983 человека.
  • Хакасия — 936 человек
  • Бурятия — 909 человек.

В других государствах количество тувинцев меньше из-за процессов длительной ассимиляции, но есть ряд этнических диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Между ними:

  • Аймаки Хубсгель, Ховд, Баян-Улгий в Монголии — около 5000 человек.
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае — около 3300 человек.

Этнические группы и родственные народы

Тувинцы делятся на западные (западная, центральная и южная горно-степные районы Тувы), говорящие на центральных и западных диалектах тувинского языка, и восточные, известные как тувинцы-тоджинцы (горно-таежная часть севера Тувы, восточная и юго-восточная).), говорящие на северо-восточных и юго-восточных диалектах (тоджинский язык). Тоджинцы составляют около 5% тувинцев.

Тувинцы также являются урянхайцами, проживающими в Монголии (старое название тувинцев), разделенными на несколько этнических групп: урянхайцы-мончаки, алтайские и хубсугулские урянхайцы, а также цаатаны.

Тофалары, проживающие на территории Тофаларии — Нижнеудинского района Иркутской области, являются частью тувинского народа, оставшегося в составе Российской империи после того, как основная часть Тувы вошла в состав Маньчжурской империи в 1757 году. Они пережили значительный период административного и культурного (речи и на уровне повседневной жизни) влияние русских завоевателей в связи с их малочисленностью и изолированностью от большинства тувинцев.

Близко к тувинцам живут сойоты, проживающие в Окинском районе Бурятии. Сейчас сойоты монголизированы, но принимаются меры по возрождению сойотского языка, близкого к тувинскому.

Описание народности

По характеру тувинцы — люди крутые, прирожденные воины, вспыльчивые, часто ссорятся. Но помимо этого они заботятся о семейных ценностях, любви и уважении к людям. Они соблюдают все обычаи своих дедушек и бабушек, прадедов и прадедов и до наших дней в обрядах практически ничего не изменилось, что очень редко по сравнению с другими народами. Это представители монголоидной расы. Поэтому у них узкие темные глаза, круглое или овальное лицо и темные волосы.

Культура тувинцев

Популярная культурная жизнь в Туве:

  • родной язык и литература — почти все в совершенстве владеют тувинским языком;
  • тувинское горловое пение является самым техничным мастером Тувы, оно поражает разнообразием всех стилей «хөөмея»: каргыра, хөректеэр, хөөмей, сыгыт, борбнадыр, езңгилээр, хову каргыраазы и др.;
  • праздник животноводов «Наадым» — главное событие в Туве, проходит в конце лета;
  • «Шагаа», новый год по лунному календарю, — празднование встречи нового года;
  • бой «Хереш»;
  • конкурсы красоты «Дагына» (среди девочек) и конкурсы мужества «Тажы» (среди мальчиков);
  • традиционная тувинская национальная одежда и ее современные варианты;
  • скачки;
  • шахматы (обычно шахматы с национальными фигурами);
  • искусство камнерезного искусства;
  • чествовать добровольцев Великой Отечественной войны, тувинских фронтовиков — сейчас в центре Кызыла возводится памятник воинам первой линии Великой Отечественной войны тувинским добровольцам;
  • традиционное уважение к природе;
  • традиционный образ жизни;

Борьба «Хуреш»


Торжественное снятие флагов победителю дымового турнира среди юниоров. 2016 г

Тувинцы, где бы они ни были, всегда дерутся: проводят соревнования среди мальчиков хуреш (тув. Хүреш). В Туве, благодаря работе ведущих борцов и Национальной федерации борьбы Хуреш, в настоящее время проводятся ежемесячные соревнования республиканского уровня, на которых измеряются оценки и присваиваются титулы борцов. Основным из этих соревнований является турнир во время праздников Наадым, в котором все борцы делятся на 2 категории: до 18, 19 и старше включительно.

Национальная одежда

Сейчас в Туве большим спросом пользуется национальная одежда: ее надевают на праздники, на различные традиционные соревнования (хуреш, стрельба из лука, скачки и др.), На конкурсы красоты и отваги, при получении дипломов, на свадьбах и в обычные дни.

Современную национальную одежду можно купить во всех крупных торговых центрах Кызыла, многие из которых шьют самостоятельно.

Студенты за пределами Тувы постоянно проводят конкурсы красоты и отваги «Тажы желчи даңгына» (от тувинского «князь и принцесса») — красочное событие студенческой жизни, в котором могут участвовать студенты всех народов Республики Тыва.

Язык

Подавляющее большинство представителей этноса, 283 тысячи человек, владеют родным языком, принадлежащим к турецкой ветви, саянской группе. На формирование языка значительное влияние оказали уйгурские и киргизские племена, которые вторглись в регион современной Тувы и смешались с турецким населением.
В древности тувинцы использовали для переписки монгольский язык, их письменности не существовало. Первый алфавит был разработан в 1926 году на основе русской графики, в 1930 году его заменила латинская версия. 1943 год отмечен появлением новой кириллической версии алфавита, используемого сегодня. В Республике Тыва национальный язык используется повсеместно в повседневной жизни, в культуре и в средствах массовой информации. Широко распространены русский и монгольский.

Внешность

В процессе формирования национальности участвовали тюркские, индоевропейские, монгольские, кетские, саксонские и скифские племена. Жители Тувы принадлежат к североазиатской расе, точнее к монгольскому типу Средней Азии.
Отличительные особенности внешнего вида:

  • средний рост;
  • спортивная или стройная фигура;
  • жесткие черные волосы;
  • темные глаза с эпикантусом;
  • слабые волосы на лице и теле;
  • широкое и высокое лицо;
  • слегка выпяченный нос.

Кочевой образ жизни сделал тувинцев сильными, выносливыми и подвижными. Люди отличались отвагой, вспыльчивостью, чувством собственного достоинства. По сей день менталитет отличается склонностью к изоляции людей, страна которых затерялась в предгорьях Саян, скрытая от других регионов и народов.

Семейный уклад

До ХХ века у тувинцев сохранились остатки родоплеменных отношений. Преобладали небольшие семьи из двух поколений, жившие в отдельных юртах в зале. Община Аал состояла из двух-трех родственных поколений, обычно взрослые дети устраивали свои дома рядом с юртой своих родителей. В таком составе они кочевали и летом присоединялись к другим общинам по принципу соседства.

Преобладающий тип семьи — моногамный; у богатого Тувини, владевшего большими стадами, было несколько жен. Брачный возраст девушек достигал 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. По традиции брак мог заключаться только в нечетный год жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, иногда женились 10-12-летние мальчики, а невесты искали старые вдовцы.

По договорным бракам, заключенным после 8-9 летнего возраста ребенка, существовали браки «колыбели». Когда невеста достигла возраста беременности, приехали сваты с подарками: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родственники девушек забрали калым, в ответ закатили однодневную вечеринку — результатом вечеринки стала назначенная дата свадьбы.

Второй визит сватов состоялся вместе с женихом, который остался с невестой наедине: его «мужская сила» подверглась испытанию. Это привело к добрачным беременностям и родам, что не считалось позором у тувинцев. В день свадьбы невеста переезжала в зал жениха, где устраивалась вечеринка, которая длилась один день, независимо от достатка и социального статуса семьи.

Перед отъездом девушки из дома родители невесты подготовили новую юрту, одежду, постельное белье, кухонные принадлежности и выделили скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось собственностью невесты до конца ее жизни: молодые люди переселялись в новую юрту сразу после свадьбы.

Добрачные отношения, а не с парнями, карались только гневом отца: дети, рожденные от таких союзов, оставались в семьях, воспитывались вместе с законными. Тувинцы стремились иметь много детей: считалось, что женщина, родившая пятерых детей, автоматически получит место в лучшем мире. Чужих детей у людей не было: за сиротами ухаживали родственники и соседи.

Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточные и западные.

  1. Восточные тувинцы (тоджины) — оленеводы и охотники, кочевавшие по высокогорью Восточного Саяна. Охотились на пушных зверей и копытных: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства домов и пропитания.
  2. Западные тувинцы — скотоводы, заселившие западные районы равнин и предгорий. Преобладающий вид деятельности — кочевое скотоводство, выпас яков, верблюдов, лошадей, овец. На своих летних полях они посвятили себя сельскому хозяйству, посеву ячменя и проса и вырыли искусственные каналы для орошения полей.

Важную роль сыграл сбор корнеплодов, орехов, трав: запасы сараны достигали нескольких сотен килограммов в алматы. Традиционными народными промыслами являются создание изделий из войлока: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным и столярным делом, женщины — кожаными изделиями, изделиями из бересты.

Жилище

Традиционное тувинское жилище представляет собой юрту из решетчатых цоколей, закрепленных внутри кругом, образующим окно для выхода дыма. Основание было покрыто войлоком, закрепленным веревками. У западных тувинцев были установлены язвы конической формы, которые летом прикрывались берестой, а зимой — шкурами животных.

В центре тувинского жилища находился очаг — символ достатка, наделенный сакральным значением. Каждый год шаманы проводили церемонии приветствия и кормления духовного огня в каждом доме. В повседневной жизни женщина должна была охранять очаг, так как огонь в сознании тувинцев имел женскую природу и назывался От-ин: истинное воплощение женщины, охранявшей очаг.

Правая половина юрты женская: здесь хранились инструменты, одежда, предметы быта. Слева были мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, охотничьи инструменты, загоны для скота. Перед входом оборудована бесплатная площадка для приема гостей. По бокам юрты стояли металлические ящики с изысканной ковкой, а на стенах висели кожаные мешки с запасами зерна, масла и чая.

Религия

Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были членами семьи и профессии, мужчинами и женщинами. В 13-14 веках буддизм проник в регион из Тибета, гармонично переплетаясь с национальными верованиями.

И сегодня шаманы и ламы играют важную роль в жизни общества. Они идут к шаманам, чтобы посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенный день. С момента своего прибытия в регион ламы довольно терпимо относились к проявлениям традиционных верований, включая присутствие некоторых духов в пантеоне, что является частью религиозных календарных праздников.

В тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах всю ночь проходят службы с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами совершают обряд сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают Священные Писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями сладостей и мяса.

Тувинцы поклоняются и обожествляют солнце, а во время затмения они встают, чтобы защитить его, потому что думают, что солнце борется с темными и злыми духами. Раньше люди выбегали на улицу, громко кричали, стреляли в небо из винтовок и ударяли по железным пластинам. Сегодня с помощью народной ложки на девять лунок тос-карак «окропляет небо», поливая чаем или национальным соленым молоком.

Традиции

Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: раньше мертвых сжигали, а дома мертвых окуривали ветвями лиственницы. Позже мертвых стали перевозить далеко в тайгу: их оставляли на земле, сооружая вокруг нее надгробие.

В последний путь тувинцев встретили аплодисментами — считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Аплодисменты так ассоциировались с похоронами, что детям запрещалось хлопать в ладоши во время игр, а в таком случае они рисовали защитные кресты на ладонях.

Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, который раньше проводился для объединения родовых уз, в честь духов предков. Сегодня в праздничные дни возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов торжества:

  • Горловое пение;
  • Хуреш национальной борьбы. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз зарекомендовали себя как отличные борцы сумо. Самые известные — Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
  • Скачки, наездниками которых являются дети от 3-5 лет;
  • Мишень для стрельбы из лука;
  • Выставка войлочных изделий;
  • Дегустация национальных блюд;
  • Красочный спектакль, основанный на истории национальностей.

Еда

Ежедневный рацион тувинцев состоял из вареной баранины и молочных продуктов. После заклания от барана остались только шкура, «рога и ноги». В пищу употребляли мясо, внутренние органы и даже кровь. Основным напитком, хорошо утоляющим жажду, считался ханский соленый чай. Для приготовления молоко наливали в большой казан, бросали в него пару щепоток черного или зеленого чая, варили, солили и добавляли топленое масло.

Национальное тувинское блюдо — кровяная колбаса. Капающая кровь пролилась на тщательно вымытые внутренности ягненка; использовались соль и приправленный лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем изделие опускали в кипящую воду на несколько часов. Когда она была готова, нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю часть палкой подносили лидеру клана. По традиции каждому члену аала давали кусок колбасы или часть туши (для приготовления обеда.

Известные личности

  • Шойгу Сергей Кужугетович — министр обороны Российской Федерации (с 6 ноября 2012 года), бывший губернатор Московской области, бывший глава МЧС России.
  • Хомушку Чургуи-оол Намгаевич — Герой Советского Союза
  • Максим Монгужукович Мунзук — советский тувинский актер, один из основоположников национальной музыки и тувинской драмы.
  • Тока Салчак Калбахорекович — тувинский советский государственный деятель и писатель. Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат Сталинской премии III степени (1951).
  • Ооржак Шериг-оол Дизижикович — глава Республики Тыва в 1992-2007 годах.
  • Кара-оол Шолбан Валерьевич — Председатель Правительства Республики Тыва с 2007 года.
  • Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич — Депутат Государственной Думы РФ третьего созыва, член Совета Федерации (1996-1998).
Оцените статью
Блог про генетику