- Появление народа
- Название
- Современное употребление
- Эпоха неолита
- Империя Кушанов
- Первый из правителей
- Период завоеваний
- Период ханств
- Под чужеземным влиянием
- Расцвет и перемены
- Расселение
- Таджики Афганистана
- Таджики Пакистана
- В составе Российской империи
- Красная революция
- Культура
- Распад СССР
- Монгольское нашествие
- Таджик сегодня – кто это?
- Где живут
- Антропология и генетика
- Горные таджики
- Генетика
- Численность
- Язык
- Религия
- Еда
- Национальные виды спорта
Появление народа
Таджики относятся к прямым потомкам племен, издревле населявших просторы Средней Азии. Их предками, по мнению большинства исследователей, были бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и саки. Среди этих племен были как оседлые, так и кочевые народы, расселившиеся на территории современного Таджикистана и ряда соседних стран еще в I тысячелетии до нашей эры.
С возникновением царства Саманидов произошло смешение и объединение многих из этих народов, что стало основой для появления таджиков. В период правления Саманидов процесс формирования достигает решающей стадии, и поэтому с девятого по десятый век можно говорить о таджиках как о единой этнической группе.
Британская энциклопедия содержит следующие данные, подтвержденные исследованиями большинства ученых:
«Таджики являются прямыми потомками иранских народов, постоянное присутствие которых в Средней Азии и северном Афганистане засвидетельствовано с середины I тысячелетия до нашей эры. Предки таджиков составляли ядро древнего населения Хорезма и Бактрии, входившего в состав Трансоксании (Согдианы)”.
Женские обряды у таджиков, хиромантия
Название
Этноним «таджик» связан с происхождением среднеперсидского слова «тазиг», которое переводится как «арабский». В восточном иранском мире согдийское слово «тазик» использовалось для описания армий Халифата, вторгшихся под знаменем джихада. Турки-караханиды, завоевавшие Среднюю Азию, широко использовали слово «тежик» для обозначения оседлого субъекта иранского населения. На другой стороне иранского мира «тежик» было названием всех мусульман на армянском языке.
Как название народности этноним «таджик» стал широко использоваться в ХХ веке после национального размежевания и советского «строительства нации». Другое название национальности — «дари».
Современное употребление
Официальное закрепление широко используемого термина «таджик» как названия национальности произошло в 20 веке во время реализации советского «строительства нации» и проведения национального размежевания.
В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в новом городе Душанбе в составе Узбекской ССР, в которой таджики, от которых не отличались народы Памира, были объявлены титульной нацией. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику, прямую предшественницу современного независимого Таджикистана.
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая сарыкольцев называют «таджиками» — одним из памирских народов, представители которого обычно не знают персидского языка (таджик.
Представители таджикской национальной интеллигенции традиционно отвергают «арабскую» академическую версию происхождения таджикской этимологии и перенимают популярную этимологию, широко распространенную с XIX века, связывая ее со словом تاج tɔːd͡ʒ «корона» (арабское от pehl. Ярлык). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в конце 19 — начале 20 вв., Назвал таджиков племенем арийского происхождения, составляющим ядро населения Бухары, Афганистана, Балха, Сегестана, Хивы. ESBE писала об этнониме «таджик:
Слово таджикское означает «коронованный»; это показывает, что в прошлом у них была власть в тех местах. Во многих странах Арало-Каспийского побережья таджиков называют «парсиванами», то есть персами; на самом деле это останки персидского населения, происходящего из Центральной Азии.
Царская корона даже упала на флаг независимого Таджикистана. Однако с точки зрения семантики, таджикской морфологии и исторического употребления интерпретация таджиков как «коронованных» вызывает сомнения .
Эпоха неолита
В 1980 году раскопки велись на территории Кулябской области. Именно они подарили миру знания о том, что древняя история таджиков начинается в эпоху неолита, то есть около 500 тысяч лет назад. В то время здесь жили одни из первых примитивных народов. Постепенно стали заселяться высокогорья, в том числе Памир. Здесь обнаружены уникальные наскальные рисунки эпохи раннего неолита — чаще всего на них изображены охотничьи фрагменты, так как обитатели этих мест в основном были странствующими охотниками.
Однако, помимо самих охотников, на территории современного Таджикистана проживали племена, принадлежащие к гиссарской культуре. Основным их занятием было разведение скота, хотя и земледелием они не пренебрегали. В эпоху бронзы они оставили многочисленные следы своего существования, оставив керамические предметы, металлургическую и горнодобывающую деятельность на севере страны.
На юге история таджиков связана с сельским хозяйством и производством прекрасных керамических произведений искусства.
Империя Кушанов
В 4 веке большая часть Азии, которая принадлежит современному Таджикистану, Афганистану и северной Индии, принадлежала огромной империи, управляемой династией Кушан. Именно с этого периода может начаться полноценное развитие истории таджикского народа. Именно тогда начался настоящий расцвет экономики и культуры этой страны. Несколько культурных и исторических памятников того периода сохранились до наших дней, полностью отражая необычайное слияние эллинистического, индийского и среднеазиатского искусства. Однако даже в таком виде этот народ не мог долго оставаться под одним правилом: начался период кочевых племен степи. Уже в 6 веке территория страны находилась под властью Тюркского каганата.
Первый из правителей
Именно Самани можно считать величайшим эмиром династии Саманидов, ведь он стал основателем государства. Хотя большая часть его истории лежит именно на территории современного Узбекистана, в Таджикистане он очень почитается. Помимо многочисленных памятников, таджики сами признают его своим первым правителем. На данный момент банкнота с его изображением в 100 сомони используется в повседневной жизни. В 1999 году страна отметила 1100-летие государства Саманидов, где в честь Исмаила Самани был возведен архитектурный комплекс.
Период завоеваний
В течение следующих столетий территория современного Таджикистана переходила из одного государства в другое, постоянно завоевывалась. Все это не позволило Таджикистану закрепиться на карте мира, стать независимой страной. А в 13 веке, тем более, началось нашествие войск полководца Чингисхана. Несмотря на то, что ему оказывалось сильное сопротивление, завоеватель сумел подчинить себе Среднюю Азию, но это сопровождалось кровью и разрушениями. Впоследствии страна стала частью избранных чагатайцев огромной Монгольской империи.
В период завоевания для таджикского народа произошло важное событие. Турки и монголы начали проникать в свой этнос, что привело к тому, что тюркизация стала происходить в низинных популяциях, которые в меньшей степени проникли в горные племена и города.
Период ханств
После смерти Чингисхана территория Таджикистана была снова свергнута, но только в составе ханств. В четырнадцатом веке он стал частью государства Тимура, а позже его наследников. В этот период развивались наука и искусство, особенно астрономия и литература. Однако через два столетия они перешли под покровительство узбекских ханов, которые постоянно образовывали новые ханства. В основном таджики делились между Бухарским и Кокандским ханствами. Но это вовсе не означает, что люди стали жить в мире: одна и та же политическая ситуация постоянно находилась на военном положении. Внутренние и внешние войны за власть привели к упадку сельского хозяйства, эксплуатации людей и разрушениям. В этот период просто процветала феодальная зависимость: из-за огромных налогов люди постоянно влезали в долги своему феодалу и поэтому вынуждены были выполнять принудительные работы. Культура, искусство, речь и художественный таджикский язык — все находилось в небывалом упадке.
Под чужеземным влиянием
На культуру таджиков, их образ жизни и их язык значительное влияние оказали другие могущественные народы, правившие населением регионов. Персы сыграли значительную роль в формировании этноса.
Посланник кастильского короля Руи Гонсалес де Клавихо в своих заметках о таджиках отмечал:
«Людей, живущих в этих краях, называют тангики, и они говорят на персидском языке, который немного отличается от персидского, на котором говорят в Персии”.
Из этого сообщения видно, что на территории Таджикистана население использовало персидский диалект, что впоследствии повлияло на формирование местных языковых характеристик.
В V-VI вв. В молодом таджикском обществе наблюдается переход к феодальным отношениям. Этот принцип взаимодействия просуществует много веков, но претерпит незначительные изменения. Экономический подъем, предшествовавший завоеваниям арабских племен, вызывает серьезное социальное расслоение.
В дальнейшем таджики были вынуждены сражаться с арабами, но они не смогли противостоять их натиску, и земли Таджикистана вошли в состав арабского халифата. В то время многие города были разрушены, таджикская культура находилась в плачевном состоянии, переживая упадок.
Расцвет и перемены
Положительные изменения происходят при Саманидах. В этот период ведущую роль стали играть два города: Самарканд и Бухара, которые стали крупнейшими экономическими, культурными и научными центрами.
Западно-иранский таджикский диалект заменяет другие, занимая доминирующее положение. Это позволяет формировать литературный язык, развивать культуру, различные науки, создавать письменные произведения.
В последующие века таджики столкнулись со многими испытаниями. Их земли вошли в состав нескольких государств, которые стали завоевателями и правителями на новых территориях. Из-за постоянной череды войн в этническую группу таджиков проникают тюркские и монгольские особенности, в результате чего начинается постепенный процесс тюркизации, почти не затронувший горные племена.
Таджикские ремесленные ритуалы. Голосование. Ритуал кормления хлебом во время инициации
Расселение
Этническая карта Таджикистана. Памирцы и ягноби не отличались от таджиков.
Ареалы расселения таджиков в Средней Азии и Афганистане не составляют единой территории. С одной стороны, это связано с тем, что оседлое таджикское население издавна связано с сельскохозяйственными оазисами и долинами, разделенными пустынями и горными хребтами. С другой стороны, таджикские поселения часто отделены друг от друга иногда значительными участками этнической территории узбеков (север) и пуштунов (юг), что отражает исторические процессы изгнания персидского языка из Центральной Азии динамично развивающимися турецкими (в основном карлукскими) языками. Говоря) и пуштунские общины, возникшие в XI и XIV веках. Население многих регионов Таджикистана неоднородно; в ряде мест таджикские деревни являются островами в иноязычной среде, фактически являясь реликвиями древней сплошной таджикской территории.
Процент населения Таджикистана в разных странах:
Страна Количество таджиков Процент от общей численности населения страны Процент от общей численности таджиков
Афганистан | 14 миллионов | 39 % | 44 % |
Таджикистан | 7,5 миллионов | 84,3 % | 23 % |
Узбекистан | 1,8 миллиона | 4,7 % | 2% |
Пакистан | 500 тыс. | 0,5 % | 2 % |
Иран | 392 тыс. | 0,5 % | 1 % |
Россия | 201 тыс | 0,2 % | 1 % |
Таджики Афганистана
Определение доли таджиков в населении Афганистана сталкивается со значительными трудностями, как и сам расчет. Они связаны не только с отсутствием полноценной регистрации населения, но и с нечеткостью национальной самоидентификации, наличием различных персоязычных региональных и племенных групп, массовой эмиграцией во время гражданских войн. ЦРУ отказалось от ранее сделанных оценок квоты (ранее в публикациях ЦРУ эта цифра составляла 27% населения Афганистана) и количества этнических групп в Афганистане и теперь выражает мнение, что «современная статистика по такой щекотливой теме, как этнических групп в Афганистане нет, и данные о доле этнических групп из опросов небольшой выборки респондентов не являются надежной альтернативой »: например, опрос афганского населения« Афганистан 2006 »дал цифру 38%. Британская энциклопедия выражает это мнение: «Переписи населения в Афганистане не проводились с 1979 года, когда была проведена частичная перепись, за которой последовали многолетние войны и массовые перемещения населения, которые сделали невозможным точный подсчет количества этнических групп оценки численности населения являются очень приблизительными предположениями, показывающими, что пуштуны составляют около две пятых населения… Таджики, скорее всего, где-то около четверти населения Афганистана .
Таджики составляют большинство в северо-восточных и западных провинциях Афганистана: Балх, Тахар, Бадахшан, Парван, Панджшир, Каписа, Баглан, Гор, Бадгис, Герат. Значительные группы таджиков населяют и другие провинции страны (за исключением провинций Нуристан, Нангархар, Хост, Забул). Как и в Средней Азии, таджикские этнические регионы сильно фрагментированы как пустынными регионами, так и этнической территорией узбеков, туркмен, пуштунов, хазарейцев, чараймаков и т.д.
Таджиков Афганистана можно разделить на следующие группы:
- Таджики Балха и Бадахшана (север и северо-восток), продолжая южную таджикскую часть Таджикистана.
- Кабулистан Таджикский — в районах Кабула, Парвана и Газни (бассейны рек Кабул, Панджшер, верховья Аргандаба).
- Таджики Западного Герата — это преимущественно шиитские народы из бассейна Герируд и озера Хамун, продолжая иранских персов Хорасан и Систан.
Таджики Пакистана
В Пакистане проживает около миллиона персоязычных жителей, в основном сосредоточенных в крупных городах (Пешавар, Равалпинди, Лахор, Карачи). Также проживают более 200 000 таджикских беженцев из Афганистана. Интересным явлением является архаичная персоязычная община Читрала, которая населяет деревню Мадаклашти к юго-востоку от административного центра района и имеет ок. 1,5 тысячи человек — потомки таджикоязычных кузнецов из Афганистана, переселившихся в Читрал в начале 18 века.
В составе Российской империи
Важнейшие события в истории Таджикистана происходят во второй половине 19 века, когда территории таджиков граничат с Россией. Столкнувшись с Англией, Российской Империи потребовались новые земли и рынки сбыта, благодаря которым происходит завоевание Средней Азии. К сожалению, эти времена оказались чрезвычайно тяжелыми для народа Таджикистана.
Большинство людей находилось как под властью своих правителей, так и под властью русских, что усугубляло ситуацию. Недовольство народа превратилось в постоянные бунты и беспорядки. Несмотря на это, невозможно оценить положительные стороны присоединения земель к России.
У таджиков была возможность улучшить торговлю в своем регионе, разрешив гражданский конфликт, который ранее создавал нестабильную ситуацию. Кроме того, начался активный культурный обмен с русскими, который способствовал укреплению отношений и формированию классовой структуры общества.
С.М. Прокудин-Горский «Самарканд, 1911 г»
В прошлом Таджикская ССР считалась слаборазвитым регионом, но сегодня, благодаря усилиям самих таджиков, республика следует своим принципам, уделяя пристальное внимание реализации своего экономического потенциала.
Конечно, сегодня в Таджикистане много проблемных моментов, например, незначительная урбанизация или постоянная миграция людей. Но хочется верить, что люди смогут преодолеть эти трудности, потому что, как показывает история, таджики — стойкий и сильный народ.
Красная революция
После свержения империи в России начался период гражданской войны между красными и белыми. Революция пришла в Бухару с красными, и таким образом уже в 1920 году была образована Бухарская Советская Народная Республика. Правда, просуществовала она сравнительно недолго, и в 1924 году в составе Узбекской ССР была создана Таджикская АССР. Первоначально в него входили 12 волостей, которые захватили Туркестан, восточную Бухару и часть Памира. Однако, поскольку Таджикская АССР считалась подчиненной, основные политические центры оставались в пределах Узбекистана. Только в 1929 году эта республика получила возможность стать независимой и стала управляться по образцу всего Союза. Но при этом стали попросту игнорироваться традиции многочисленных этносов, что привело к утрате многих культурных ценностей. Впоследствии, до 1991 года, страна оставалась под властью СССР, но также стала полностью независимой от Узбекской ССР.
Культура
Несмотря на то, что в советское время у него было несколько выдающихся писателей и ученых в Таджикистане, ни один из них не стал таким известным, как Садриддин Айни. Именно этот человек стал основоположником советской таджикской литературы, а также видным общественным деятелем и ученым. Помимо составления нескольких книг по истории Центральной Азии, он помог основать Самаркандский государственный университет. Именно Садриддин Айни имел честь называться первым президентом Академии наук Таджикской ССР, а также быть в числе депутатов Верховного Совета СССР. Как видите, он оставил свой след не только в культуре страны, но и в ее политике.
Распад СССР
Таджикистан на карте мира как независимое государство появился довольно поздно. Первым шагом к независимости стал придуманный депутатами вариант декларации правительства страны, но при этом довольно расплывчато сформулированный.
Второй шаг в борьбе за независимость был сделан вовсе не правительством, а движением «Растохез», участники которого отправили его в прессу для ознакомления. Они написали иную версию декларации, потому что считали, что граждан Таджикистана просто не может удовлетворить правительственный документ, в котором много двусмысленности. Помимо самого текста, они также оставили критические комментарии. Они предложили использовать вторую версию самой декларации в качестве основы для новой Конституции, поэтому текст был очень широким и содержал более 20 пунктов, которые касались не только независимости, но и государственного устройства и ветвей власти в стране.
это была одна из последних республик, провозгласивших свой суверенитет, поскольку сама декларация была принята только 24 августа 1990 года. Окончательный текст содержал выдержки из обоих документов.
Таджикистан не стал полностью независимым до 9 сентября 1991 года, когда было принято постановление «О независимости государства Республика Таджикистан». В настоящее время принято отмечать День независимости Республики Таджикистан 9 сентября, который официально считается нерабочим днем.
Монгольское нашествие
Процветающий Хорезм, восставший из пепла Персии, стал самым мощным и развитым государством в домонгольской Азии. Его минареты устремились к вершине, ученые славились на весь мир и никому еще не удавалось покорить неприступные каменные цитадели…
Поражение Джалал ад-Дина и его еще менее удачливого отца восточными кочевниками, а затем полномасштабное нашествие монголов привело к новой катастрофе: храмы снова сгорели, население было истреблено, знания были потеряны, а опустошение покрыто древняя цветущая земля.
Монголы перебили не только всех жителей Хорезма, но и домашних животных и посыпали землю солью, чтобы больше ничего не росло! Это была цена отчаянного сопротивления.
Выжившие таджики получили большое количество монгольских генов, которые иногда можно увидеть у современных представителей таджикского народа, где к кавказскому профилю примыкает монгольская складка века…
А также обязательство развернуть войско для хана, что привело к тому, что названия «таджик» и «узбек» стали синонимами татарского воина.
Этноним таджиков окончательно укоренился как определение культурного и городского жителя региона, мусульманина, и монголы стали называть себя тюрками, чтобы отличать их друг от друга.
Кочевую элиту составляли турки, а персоязычное население официально именовалось таджиками.
Таджик сегодня – кто это?
Как и Таджикистан, окончательное значение слово «таджикский» приобрело еще в ХХ веке. Сегодня таджиков называют жителями Таджикистана, как и жителей Таджикистана за рубежом.
Также афганцев часто называют таджиками, говорящими на дари, который считается «братом» таджиков.
Жители Бухары и Самарканда в Узбекистане также считаются таджиками. И вообще, таджик — это житель Средней Азии, говорящий на иранском языке.
Слово «таджик», как и сам народ, имеет историю, окутанную тайнами и загадками. Однако даже простое и популярное объяснение таджика как «венценосца» красноречиво говорит о сильном характере народа.
Где живут
Люди в основном проживают на территории Афганистана, Таджикистана. Большое количество таджиков проживает в Кыргызстане, Узбекистане, Пакистане. Таджики в Афганистане составляют персоязычное население озера Хамун и бассейна Герируд. Они живут в США, Германии, России, Китае, Великобритании, Казахстане, Канаде, Швеции, Бельгии, Туркменистане, Украине, Италии, Финляндии, Нидерландах.
Антропология и генетика
Группа таджикских детей
Антропологически большинство таджиков (в основном горцы) принадлежат к памиро-ферганской расе великой кавказской расы. Таджики южного Афганистана (Кабулистан) и западных территорий (граничащие с Ираном) антропологически тяготеют к индоиранской (ирано-афганской) расе. У равнинных таджиков есть примесь монголоидных элементов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в конце 19 — начале 20 веков, дает следующую характеристику таджиков:
Внешние физиогномические характеристики таджиков ясно показывают основные характеристики иранского типа: в основном они среднего роста, с широким и крепким костяком; их лицо длиннее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, большому носу и широкому рту можно сделать вывод о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы и густая борода.
Горные таджики
Раньше от жителей равнины по языку и особенно по условиям жизни высокогорье гарча, или галча, заметно отличалось от слова гаргора. Высокогорный регион назывался Гархистан .
По словам В.В.Бартольда, в некоторых населенных пунктах, например в Бухарском эмирате, и в его время сарты отличались от таджиков не по языку, а по бытовым характеристикам, относя термин сарт в основном к гражданам, термин таджик — к гражданам жители таджикского села, но название сарт иногда распространялось и на жителей гор: Галчи. Слово галча в литературе домонгольского периода записывается как гарча и происходит от слова гар гора (упоминается диалектная форма гарч). Гаршистан (у арабов также Гаршистан с обычной заменой звука h на звук sh), то есть область высокогорья, в 10 веке в основном назывался областью верхнего Мурраба в современном Афганистане, который составлял особый товар. Но есть также разговоры, по крайней мере, в XII веке, о «Самаркандском Гархистане», очевидно, что необходимо понимать верхний Зеравшанский регион, и его точные определения терминов Гарча и Гарчистан можно найти в исторических данных. Географ начала 13 века Якут под «Гарш», «Гаршистан» имел в виду только горный регион к востоку от Герата, к западу от Гура, к северу от Газны и к югу от Мэрверруда, хотя сам он находился в другом месте, согласно XII веку автор Самани, о Самарканде Гархистан.
весьма вероятно, что даже в домусульманские времена проводилось различие между жителями равнин и гор. В эпоху ислама можно встретить, судя по составу звука, термины очень древнего происхождения: гора гар, гарча, или в современном произношении гальч, горец, гарч или гарчистан — горный край. Район верховий Мурраба (Мервско), который до начала XI века составлял особое княжество, особенно назывался Гархистан. Кроме того, Самани в XII веке говорит о «Самарканд Гархистан», очевидно имея в виду под этим горный регион в верховьях Зеравшана. Насколько известно, в средневековой литературе нет примеров употребления этого термина для жителей горных районов верхнего течения Амударьи. Мусульманские писатели, похоже, не объединили идею особого языка, непонятного для других, с концепцией garches, или девушек. О диалекте Мургабского Гархистана говорится только то, что, как и следовало ожидать из географического положения этого региона, он представлял собой золотую середину между диалектами Герата и Мерва. А в наше время слово галча использовалось в Средней Азии в значении альпиниста, а не для обозначения особой языковой группы. Русский посол Мейендорф услышал в 1820 году в Бухарском ханстве, что бедные и независимые люди, жившие к востоку от Бухары и к северу от Гиссара, то есть в верхнем Зеравшане, говорили по-персидски и не знали другого языка, но внешне сильно отличались от таджиков. Наиболее широко термин галч встречается у английского исследователя Шоу (1876), согласно которому под этим именем известны жители Куляба, Матчи, Каратерина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана, Бадахшана, Зебака или Санглича, Минджана среди их турецких и других соседей. В немецком, сборнике данных по иранской филологии, в статье В. Гейгера слово галч считается родовым названием иранских жителей долин Памира, говорящих на особых диалектах. Дарваз, Куляб, Каратегин и Бадахшан исключены из этой области, где они говорят на том же таджикском языке, что и равнины. Во всяком случае, судя по этимологическому происхождению, в слове галча нет ничего оскорбительного, но из-за низкого уровня культуры горцев оно использовалось низинными жителями с оттенком презрения. В персидских словарях слову гарчеги (название, производное от слова гарча) придается значение глупости, невежества. Для слова галча — значение странника. Вполне естественно, что нагорье Верхнего Зеравшана (в других местах слово галч, по-видимому, было неизвестно самим горцам) не захотели так называться. Одному из русских исследователей С. Д. Масловскому в Зеравшане, за Пенджикентом, по-видимому, в Фалгаре сказали: «Мы не ралча; Галча находится на Ягнобе, это в Матче, там плохие таджики, а мы не Галча ». Видимо, у некоторых горцев со словом« таджик »ассоциировалась идея ассимиляции ислама или мусульманской культуры. Сам С.Д. Масловский слышал «в восточном Дарвазе, Шугнане, Рошане» выражение: «мы недавно стали таджиками» (к сожалению, исследователь, видимо, не спросил своих собеседников, кем они были раньше)
Генетика
Серия «Народы СССР» (таджики), Почтовая марка СССР, 1933 г
Таджики являются носителями нескольких гаплогрупп. Но доминирующей гаплогруппой у таджиков является R1a Y-ДНК. 45% таджикских мужчин имеют R1a (M17), среди таджиков Пенджикента 68% являются носителями R1a и 64% являются носителями гаплогруппы R1a среди таджиков Худжанда. Наиболее распространенные гаплогруппы:
- R1a — 45 %
- J — 18 %
- R2 — 8 %
Численность
Общее количество таджиков в мире составляет около 20 миллионов человек. Примечательно, что в Афганистане проживает больше представителей этого народа, чем в Таджикистане.
Язык
Таджики говорят на нескольких диалектах персидско-таджикского, таджикского и дари (афгано-персидского) континуума).
До 20 века литературный язык таджиков был таким же, как и у персов в Иране, и назывался «персидским» или «придворным», языком двора. Иногда многочисленные разговорные формы этого языка назывались таджикским, но этот термин не получил широкого распространения.
В таджикском языке более 50 диалектов, которые делятся на четыре основные группы:
- центральный (Верхний Зеравшан)
- юго-восток (Дарваз)
- северный
- южный
Когда Арабский халифат завоевал Среднюю Азию, таджикское письмо было основано на арабском алфавите, поэтому в 1929 году оно было переведено на латинский алфавит. Современная письменность основана на кириллице. В 1940 году впервые был введен таджикский алфавит. Современный вид он приобрел только в 1988 году. Он состоит из 35 букв и основан на русском алфавите с добавлением шести диакритических знаков для обозначения звуков.
Многие эксперты считают дари местным афганским вариантом персидского и таджикского языков. Дари практически идентичен таджикскому, отличается только письмом. Носители таджикского, дари и персидского языков без труда понимают друг друга.
Религия
После арабского завоевания основной религией таджиков в Средней Азии был суннитский ислам. Сегодня большая часть населения — сунниты из мазхаба Ханафи. В Средней Азии есть небольшое количество шиитских общин.
Фарциваны западного Афганистана — особые группы. В основном это памирские шииты и таджики, исповедующие ислам вслед за памирскими народами. Зороастризм и древнеиранские верования широко проявляются в традиционной вере таджиков. Важную роль в мифологии народа играет культурный герой, прародитель таджикского народа Бобо Дехкон. Он представлен в виде деда фермера, который учил людей пахать землю, сеять пшеницу.
Еда
Национальная кухня таджиков — одна из старейших в мире. Ближе всего по ассортименту и видам блюд узбекская и персидская кухни. Кулинарное искусство таджикского народа сформировалось под влиянием богатой истории.
Кухня очень разнообразная, есть десятки разных видов блюд:
- молочный продукт
- мясо
- мука
- овощи
В зависимости от региона для приготовления и употребления пищи используются разные методы. Раньше блюда различались природными, географическими условиями, социальным положением людей.
Основой питания в горных районах были фокачча (не), молочные продукты, сухой сыр (курут), топленое масло, творог (панир), различные крупы, макаронные изделия. На равнине они ели фокаччу, блюда из риса, макароны, фрукты, овощи и лепные мантии. Для приготовления пищи использовалось растительное масло, в том числе хлопковое.
Питаются говядиной, бараниной, кониной, козьим мясом, часто сушат с макаронами и картофелем. Колбаса (казы) готовится из конины. Шашлык, куырдак жареный, кабоб, голубцы шахлет часто готовят из мяса. На столе редко появляется птица, в основном курица, перепела, куропатки.
У горских таджиков есть праздничное блюдо — суп из баранины (шурбо). Плов — традиционный праздник низинных таджиков. Его готовят в чугунных казанах несколькими способами. Сначала морковь и лук, мясо обжаривается в топленом сале, крупы, а иногда еще добавляется рубленая домашняя лапша. Есть виды плова, которые готовят с добавлением сухофруктов, айвы, нута, головок чеснока, зерен граната, виноградных листьев.
Салаты подаются отдельно, они готовятся из свежих овощей и зелени. Из овощей мы едим помидоры, огурцы, кабачки, репу, кабачки, редис, редис и баклажаны. Супы обычно густые, жирные, наваристые. Все ингредиенты сначала обжариваются в большом количестве жира. Первые блюда готовятся в основном на костном, мясном бульоне, реже на овощном бульоне, простокваше. Самые популярные супы таджикской кухни:
- угро
- мастаба
- нарын
- шаль
- атола
- колоб
Каша состоит из нута, пшеницы, риса, фасоли, чечевицы, маша, джугара. В блюда всегда добавляют большое количество пряностей: барбарис, шафран, анис, чеснок, тмин. Большой популярностью пользуются измельченные ароматные травы: кориандр, петрушка, мята, базилик, укроп, щавель, зеленый лук.
Люди очень любят мучные изделия, их готовят на пресном и дрожжевом тесте. Популярные продукты с мясом: пельмени хушан, слоеное тесто самбус, манпар, лагман, шима. Тесто с начинкой или без нее отваривают в кипящей подсоленной воде, обжаривают в масле и готовят на пару.
Десерты едят несколько раз во время трапезы, готовят сухофрукты, едят дыни, свежие и жареные орехи, готовят подлесок и сладкие листы для их теста. Национальные сладости: мука халва, конфеты пичак, сахар нават со специями, протеиновый крем нишалло.
Самый популярный напиток — чай; из всех разновидностей наиболее распространена зеленая. Его пьют горячим или холодным, в основном без сахара. Каждое таджикское блюдо начинается и заканчивается этим напитком. Черный чай обычно смешивают с молоком, маслом. Среди спиртных напитков используется вино, называемое «майским» или «шаробским», в зависимости от региона.
Национальные виды спорта
- Кушти — это таджикская национальная борьба.
- Човган — командная игра конного спорта, прародительница современного конного поло.
- Бузкаши — козий сбор (бой рыцарей за тушу козла).