- Осетины — национальный состав
- Происхождение осетинского народа
- Антропология и генетика осетин
- Где живут
- Язык
- История осетинского языка
- Диалекты
- Классификация языков
- Генеалогия
- Распространение
- Функционирование языка
- Письменные свидетельства осетинского языка эпохи Средневековья
- Численность
- Внешность
- Религия
- Еда
- Культура осетин
- Праздники осетин
- Семейные традиции
- Основные занятия
- Известные осетины
Осетины — национальный состав
Среди осетин выделяются несколько субэтнических групп:
- дигоры (по одной из версий, название этого племени происходит от слова «сбор» на ироническом диалекте);
- ироники (по мнению одних ученых, слово «железо» в переводе с древнеиранского означает «благородный», другие считают, что название происходит от древнеиранского слова «уира» — мужчина, мужчина);
- уалцы (это слово происходит от имени древнего аланского князя, либо происходит от древнеиранского слова, означающего «набраться сил»);
- кудары (скорее всего, этот автономный округ приурочен к Кударскому ущелью в Южной Осетии).
До 19 века у осетин не было единого имени. Восточные представители этого народа называли себя иронами, южные — туалами, западные — дигорами, а северные — кударами, хотя при этом в Южной Осетии кударом называли только жителей Кударского ущелья.
Происхождение осетинского народа
Судя по языку и мифологии, кавказские племена, объединившиеся с древними аланами, стали предками осетин.
Однако более верной считается теория об иранском происхождении осетин, впервые выдвинутая польским ученым Яном Потоцким, а затем подтвержденная российскими учеными. Согласно этой теории, осетины являются потомками иранского племени, которое в древности называлось сарматами, а в средние века — аланами.
Антропология и генетика осетин
Не часто эти две науки так сходятся в одном, как у осетин!
Оба утверждают, что у осетин особый тип, состоящий из нескольких компонентов.
Изначально североевропейский иранский тип, крупный и светлый, с широким, широким лицом, острыми чертами, за время своего проживания на Кавказе получил мощное влияние со стороны племен аборигенов.
Осетины также могут иметь типично кавказские черты характера, более астеническое телосложение и темные волосы, однако очень часто у них есть люди, которых можно узнать скорее как прибалтов или немцев, чем жителей юга. Это те, которые сохранили свой первоначальный тип, или где комбинация наследственных генов дала ген, который был более характерен для прадедов…
По генетике среди осетин преобладает не только типичная для иранцев группа R1A, но и ближневосточная G, не менее типичная для жителей Кавказа.
То есть нынешний осетинский геном вовсе не восходит к иранским кочевникам, независимо от общности и этнической принадлежности: дигорцы и ироняне в этом отношении не отличаются.
Где живут
Осетины проживают на Кавказе и составляют основное население Южной и Северной Осетии, они также проживают в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. На территории России осетины проживают в регионах Москвы, Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Кабардино-Балкарии, Краснодарского края, Карачаево-Черкесии, Москвы и Ростова.
Язык
Осетинский язык относится к иранской группе, северо-восточной подгруппе, которая является частью индоевропейской семьи языков. Это единственная сохранившаяся «реликвия» скифо-сарматского языкового мира. В осетинском языке два диалекта: железный и дигорский.
Большинство осетин говорят на двух языках. Двуязычие в основном осетино-русское, реже осетино-турецкое или осетино-грузинское.
История осетинского языка
Лингвистическими предками современных осетин были аланские племена, которые, согласно греческим и римским источникам, в начале христианской эры эмигрировали из Средней Азии в земли к северу и востоку от Черного моря.
Осетинский, как и его аланский предшественник, на тысячелетия был отделен от родственных центральноазиатских языков, на которых говорят в неиранской среде. Он приобрел некоторые характеристики, отчасти из-за влияния смежных языков (турецкий, кавказский). Это относится как к лексике, так и к фонетической и грамматической структуре. Что касается лексических заимствований, то влияние турецких языков, по-видимому, было особенно сильным.
Диалекты
Осетинский язык делится на две основные группы диалектов: железный (железный) в Северной и Южной Осетии и дигорский (дигорский) в Северной Осетии. Оба имеют несколько поддиалектов: например, туал, алагиан, ксан и т.д. Диалект железного языка является наиболее распространенным. Диалекты практически не понятны друг другу. Оба восходят к довольно однородному аланскому протодиалекту.
Литературно-административный язык основан на иронии. Дигор во всех отношениях представляет собой более архаичную стадию развития; отношения диалектов можно описать в терминах центральных и маргинальных диалектов. Инновации зародились в восточных регионах вокруг Владикавказа, а оттуда двинулись на запад и юг.
О прежних диалектных различиях можно только догадываться. Язык средневековых документов ближе к дигорскому, чем к железному, но это, несомненно, связано с более архаичным характером этого диалекта. В словарном запасе диалекты сильно различаются, но, как правило, базовая лексика одинакова. По своей фонологической и грамматической структуре диалекты тесно связаны между собой, хотя в некоторых случаях морфологический материал, используемый в интонациях, отличается. Эти различия могут отражать доисторические диалектные различия.
Классификация языков
Отнесение осетинского языка к иранскому в основном основывается на обилии слов иранского происхождения или, в широком смысле, индоевропейского происхождения среди его основного словарного запаса.
Сходство осетинского с другими иранскими языками можно найти не только в основном словаре, но и в глубоких грамматических схемах языка.
Еще одна особенность, которая выделяет осетинский среди иранских языков и отличает его от языков коренных народов Кавказа, — это отсутствие эргономики — это типично для индоевропейских языков, его морфосинтаксическое построение имеет номинативно-винительный падеж.
Однако, несмотря на то, что отношение осетинского языка к индоевропейской языковой группе, несмотря на значительные индивидуальные особенности, не вызывает сомнений, его трехтысячное пребывание на Кавказе наложило неизгладимый отпечаток на различные аспекты языка, в том числе и его словарный запас, произношение и даже грамматика.
Сходство между осетинским и другими кавказскими языками наблюдается только в нескольких заимствованных словах или звуках, а также может быть обнаружено в некоторых глубоких грамматических схемах.
Генеалогия
Осетинский язык относится к иранской ветви индоиранских языков, которые являются частью индоевропейской языковой семьи. Ближайшими родственниками осетинского языка являются персидский, таджикский, дари, пушту, курдский, ягнобский и древние языки: авестийский, древнеперсидский, мидийский, парфянский, а также скифский, аланский и согдийский. Несмотря на генетическое родство, осетинский демонстрирует серьезное отличие от родственных языков из-за отсутствия контакта с ними более 10 веков и постоянных контактов с языками Кавказа — абхазо-адыгским, картвельским и нахско-дагестанским, а также с конца 18 — начала 14 вв на русском языке.
Распространение
Осетины составляют основное население Республики Северная Осетия — Алания и Южная Осетия. Кроме того, значительное количество осетин проживает на территориях Кабардино-Балкарии, Ставрополя и Краснодара, а также в различных городах Российской Федерации и СНГ. За пределами Российской Федерации осетинские диаспоры есть в Турции, Грузии и некоторых странах Западной Европы.
Название населенного пункта | Численность населения | Размер этнической группы | Год и источник данных |
Республика Северная Осетия — Алания | 706,423 | 459688 | перепись 2010 г |
Южная Осетия | 46 тысяч. | ||
Грузия | 37 тысяч | перепись 2002 года | |
Турция | 83 миллиона | 30-46 тысяч | |
Армения | 12 тыс. | ||
Летать | 10 835 092 | 11,3 тыс. | перепись 2010 г |
Кабардино-Балкария | 857 670 | 9 129 | перепись 2010 г |
Ставропольский край | 2 759 426 | 8 тысяч | перепись 2010 г |
Краснодарский край | 5,124,990 | 4,5 тыс. | перепись 2010 г |
Московская область | 6 675 443 | 3,4 тыс | перепись 2010 г |
Карачаево-Черкесия | 474 360 | 3142 | перепись 2010 г |
Санкт-Петербург | 4,226,739 | 3,2 тыс | перепись 2010 г |
Ростовская обл | 4 201 241 | 2,6 тыс | перепись 2010 г |
Осетинские диаспоры есть во Франции, Канаде и США. Яссы живут в Венгрии, потомки осетин, но полностью перешли на венгерский язык.
Функционирование языка
- Осетинский язык является государственным языком Республики Северная Осетия Алания (Конституция Республики 1994 года, статьи 15.1 и 15.2) и Южной Осетии (Конституция Южной Осетии 2001 года, статья 4.1), наряду с русским. В Северной Осетии-Алании иронический и дигорский диалекты могут использоваться в равной степени как государственный язык.
Современный осетинский алфавит основан на кириллице и выглядит так:
Аа Ææ Бб Вв Гг Гъгъ Dd Jjj Dzdz Her Ёё ЖЖ Зз Ии Yi Kk Къкъ Ll Mm Nn Oo Pp P’p Rr Ss Тт Тътъ Уу ФФ Хх Хьхъ Цц ЦьЧъчь Ччь ц ЦьШчъ Чч
На рубеже XIX-XX веков сложилась письменная традиция осетинского языка, и оба диалекта, иронический и дигорский, имели свою литературную норму. В 1924 году было принято решение о едином литературном языке, и за основу был выбран иронический диалект, так как его используют более 75% осетин. В конце ХХ века оба диалекта официально признаны равными (ст. 15.2 Конституции). В настоящее время оба литературных языка используются в образовании, литературе, средствах массовой информации, учреждениях культуры.
Письменные свидетельства осетинского языка эпохи Средневековья
Самый древний памятник на осетинском языке — надпись на надгробии, так называемая зеленчукская надпись, датируемая X веком нашей эры, обнаруженная на правом берегу реки Большой Зеленчук в Архызе. Текст начертан греческими буквами с помощью специальных диграфов. Вот один из всемирно признанных современных переводов этой надписи:
«Иисус Христос. Святой Николай. Сын Сахира Хорса, сын Хорса Багатара, сын Багатара Анбалана, сын Анбалана Лага — их могилы».
Вторым сохранившимся памятником протоосетинской письменности являются две строки на аланском языке в «Теогонии» византийской грамматики XII века и поэта Иоанна Цеца. Третьим безусловным доказательством существования немецкого дога, прародителя современного осетинского языка, является знаменитая «Ясская лексика», которая сохранилась в Венгрии.
Численность
Общее количество осетин в мире составляет примерно 755 297 человек. Из них на территории России проживает около 530 000. В Южной Осетии проживает 53 532 человека (2015 г.). В Северной Осетии — 701765 человек (2018 г).
Внешность
Осетины в основном темноволосые и темноглазые, с смуглым цветом лица. Лоб широкий и прямой, лобные бугорки хорошо развиты, но надбровные дуги развиты слабо. Нос у Северной Осетии прямой, довольно большой и выпуклый, рот небольшой, губы тонкие, прямые. Часто встречаются у осетин голубые глаза, каштановые и светлые волосы. Большинство осетин высокие или средние, стройные и красивые. Осетинские женщины славятся своей красотой. Раньше их даже привозили в Аравию для рождения прекрасного поколения.
Многие ученые и путешественники отмечали, что осетины, как мужчины, так и женщины, отличались крепким телосложением и хорошей физической формой, даром речи, умственными способностями и прекрасно ориентировались в горах.
Традиционный осетинский костюм сегодня используется как элемент праздничных обрядов, особенно на свадьбах. Национальный костюм женщины состоит из следующих элементов:
- рубашка
- корсет
- легкое черкесское платье с лопатками с длинными рукавами
- шляпа с усеченным конусом
- вуаль вуаль
На груди много пар пряжек для птиц.
Мужчины носили костюм, состоящий из следующих элементов:
- штаны
- черкесский
- бешмет
- леггинсы
- капот
- папаха
- плотно рон — пояс
- кинжал
Большой популярностью пользовался бордовый цвет, на котором применялась вышивка золотыми нитками. Зимой осетины носили бурку как верхнюю одежду: коричневый, черный или белый плащ без рукавов, сшитый из войлока.
В повседневной жизни осетинские мужчины носили бешмет, рубахи, широкие черкесские брюки, сшитые из бурки, холста или ткани. Зимой шапка представляла собой папаху — высокую короткую меховую шапку; летом мужчины носят фетровые шляпы. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.
На женщинах были длинные до пят рубашки рубашки, широкие брюки, полупальто из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные головные уборы. Цвет женской одежды преимущественно синий, алый и голубой.
Религия
В Осетии коренное население исповедует христианство и ислам. Среди них есть и те, кто уважает традиционные осетинские верования.
Важный религиозный обряд «Три лепешки» связан с традиционными осетинскими лепешками. Церемония проводится по случаю семейных или национальных праздников по случаю свадьбы. На стол подаются три пирожных и произносятся молитвы. К лепешкам подаются три ребра принесенного в жертву животного. Если во время большой вечеринки животное забили дома, вместо ребер можно подать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К памятному столу подаются 2 пирожных.
Еда
Кухня осетинского народа сформировалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основа кухни — мясо, приготовленное в казане и заправленное острым сметанным соусом. Блюдо называлось цахтон, или нуры цахтон. Поскольку Осетия расположена на Кавказе, шашлык занимает важное место в национальной кухне.
Раньше осетины жили в основном в горах, поэтому их диета была довольно скудной. Обычно ели чурекский хлеб и поливали его молоком, водой или пивом, делали популярные в народе овсяные блюда — бламык, калуа и хомыс. Раньше мясо ели редко, так как в горах его было не так много, а скот в основном продавали, чтобы заработать на жизнь.
Любимые напитки осетинской национальной кухни — квас, пиво, брага, арака и ронг. Алкогольные напитки осетин: дваино — бидистиллированная арака и «Напиток Тутыра» — смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. Особый вкус этого напитка отметили и многие иностранные путешественники.
Осетинские пироги — важное блюдо на столе в Осетии. У них самая разнообразная начинка, и от нее зависит название торта:
- картофельный пирог с картофелем и сыром;
- валибах — сычужный сырный пирог;
- фыджин — мясной пирог;
- цахараджин — пирог со свекольными листьями и сыром;
- давонгджин — пирог с листьями черемши и сыром;
- кабускагин — пирог с капустой и сыром;
- насджин — тыквенный пирог;
- кадурджин — бобовый пирог;
- кадындзджин — пирог с зеленым луком и сыром;
- балджин — вишневый пирог;
- зокодзин — пирог с грибами.
Пироги готовятся из дрожжевого теста, самым популярным из которых является осетинский мясной пирог. На обедах это основное блюдо и подается отдельно. Круглые ватрушки называются валибах, или хабижин, а треугольные ватрушки — артадзыхон. Осетинский пирог, приготовленный по настоящему национальному рецепту, должен содержать всего 300 теста и 700 г начинки.
Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пирожные подают в ресторанах, кафе и делают на заказ в пекарнях. Такие пекарни есть в России, Украине и других странах.
Стоит отметить, что приход Советской власти повлиял на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела множество изменений и стала сочетать в себе элементы европейской и русской кухни.
Культура осетин
Как и другие кавказские народы, осетины стремятся жить в единстве с природой, а их легенды, мифы и песни несут отголоски многовековой истории борьбы за национальное самоопределение.
В частности, нападение Золотой Орды на Осетию породило множество популярных осетинских трагических песен.
Праздники осетин
Среди осетинских праздников немало, переживших языческие времена, посвященных дзуарам — небожителям мифологии, народной религии и эпоса нартов, а также воссоздающим древние магические обряды.
Например, «Гидро отпуск». Осетины отмечают его через 6 дней после Нового года. Было поверье, что семья, которая в этот день получит воду раньше всех, получит благодать Божью.
В первую неделю нового года осетины также отдают дань уважения покровителю дома.
В старину ему приносили в жертву козла или барана, а сегодня забивают курицу или петуха. Этим мясом не принято угощать незнакомцев.
В «Дьявольской ночи» осетины тоже пожертвовали собой. На этот раз они накрыли стол для дьяволов, чтобы победить их.
Осетины тоже празднуют Пасху по-своему. Для них это также день памяти умерших, поэтому они начали праздновать Пасху с посещения семей, где кто-то недавно умер, чтобы поддержать безутешных родственников умерших.
Также на Пасху осетины устроили праздник для всего села и к этому празднику обязательно сшили детям новую одежду.
В первое воскресенье после Пасхи осетины отмечают Балдаран — праздник начала оплодотворения природы. В этот день женщинам нельзя сидеть ни на земле, ни на камнях, чтобы избежать зачатия, и никто не должен спать днем, чтобы не провести весь год в полусонном состоянии.
Через три недели после Пасхи у осетин бывает Таранджелоз — это праздник, во время которого люди просят милости у божества плодородия (Тарангелоза), святилище которого находится в Трусовском ущелье.
Перед тем как пахать в каждом селе, осетины приносили в жертву барана, купленного на общие деньги, и просили у древнего бога Никколу хорошей погоды для обильного урожая.
По случаю праздника Фьюми паломники со всей Осетии направились к одноименному святилищу, ведя жертвенных животных на веревке, чтобы поклониться самому суровому осетинскому дзуару. Там молодежь устраивала всевозможные конкурсы, затем проводились общие застолья и ритуальные шествия.
через 30 дней после Пасхи осетины отмечают день привоза ароматных трав домой. В этот день в осетинских домах пекут пироги с начинкой из листьев свеклы, а по углам домов рассыпают привезенные с полей травы и цветы.
Праздник Уацилла, отмечаемый в июне, посвящен покровителю злаков, которого осетины также называют богом грома. Это наиболее почитаемое божество в языческом пантеоне осетин, поэтому имеет множество святилищ и, прежде всего, находится в Даргавсе.
Каждая осетинская семья приносила подношения к этому святилищу, но никто не мог войти, потому что Уасилла слишком зол на бога и мог ослепить человека, который осмелился бы потревожить его.
На застолье Ватсиллы возле алтаря Громовержца оставили кружку пива. Если в течение года пиво не подешевело, осетины считали, что следующий год будет плодотворным.
Еще один осетинский народный праздник посвящен Святому лесу Хетага. Во второе воскресенье июля в эту рощу съезжаются люди со всей Осетии на массовые гуляния, чтобы зарезать быка, теленка или барана.
В Кахцганане во второе воскресенье июля каждому новорожденному осетину празднуют кахт (так называется чаша для подарков, которой его мама обходит родственников). В старину, если кто-то из родственников ничего не давал мальчику, когда он вырастал, он имел право украсть у них лошадь или жеребенка.
Фестиваль Атынаг знаменует границу лета и осени. До него осетины не решались трогать косу, а после стали заготовлять сено на зиму. Если в семье вырос сын и был отправлен в Атынаг вместе со всеми за сено, то для него это означало начало взрослой жизни.
В праздник Мада Майрам (Матери Марии) бездетные женщины приходили к ее алтарю просить детей.
В ночь на Фальвару осетины помолились за свой скот. В день Микалгабырты прославляли божество плодородия. После сбора урожая Джеоргуйба также целую неделю праздновали в честь Дзуара, который считался покровителем людей, путешественников и обездоленных.
За неделю до Нового года осетины отмечают праздник духовного очищения Цыппур, а после захода солнца сжигают костры (самый яркий — тому больше счастья). По осетинским поверьям, этот праздник знаменует смену солнца на лето и обещает новую надежду.
Семейные традиции
Отношения с семьей и браком позволят нам понять, кто такие памирцы. Что это за нация и каковы ее традиции, подскажет семейный образ жизни. Самый старый вариант семьи был основан на принципе патриархальных отношений. Семьи были большими. Во главе их стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений. Семья стала моногамной, сохранив патриархальные традиции.
Так продолжалось до утверждения ислама. Новая религия узаконила превосходство мужчины над женщиной. Согласно законам шариата, мужчина в большинстве случаев имел преимущества и права, например в вопросах наследования. Муж получил законное право на развод. В то же время в горных районах, где женщины активно участвовали в сельском хозяйстве, их положение было более свободным.
Родственные браки были приняты у некоторых горных народов. Нередко это стимулировалось экономическими причинами.
Основные занятия
Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни. Их основным занятием издавна было высокогорное земледелие, сочетающееся с животноводством. Они выращивали коров, коз, овец, ослов и лошадей в качестве домашних животных. Скот был низкорослый и невысокого качества. Зимой животные находились в деревнях, а летом выводились на пастбище.
К традиционным домашним промыслам памирцев, прежде всего, относятся обработка шерсти и обработка тканей. Женщины работали с шерстью и ткали нити, а мужчины ткали знаменитые в мире полосатые коврики без кисточек.
Промышленность получила развитие в области обработки рогов, в частности, диких коз. Для рубящего оружия делались расчески и рукоятки.
Известные осетины
Генерал-полковник, дважды герой СССР Хаджиумар Мамсумов, также известный как полковник Ксанти.
Генерал Исса Плиев, дважды Герой СССР.
Поэт Коста Хетагуров, писатели Георгий Черчесов и Даба Мамсуров, режиссер Евгений Вахтангов, режиссеры Валерий Георгиев и Вероника Дударова, актеры Вадим Бероев и Егор Бероев, иранский ученый Васо Абаев.
Осетинам удалось сразиться. Среди самых известных спортсменов — олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Хасан Бароев, победитель Олимпийских игр в Сиднее и чемпион мира по борьбе Давид Мусульбес.
Осетию также прославили победитель Олимпийских игр, чемпион мира по борьбе 2016 года Сослан Рамонов, серебряный призер Олимпийских игр 2000 года, трехкратный олимпийский чемпион Артур Таймазов.