- История ненецкого народа
- Историческая справка
- Название
- К какому антропологическому типу относятся?
- Численность и расселение
- Где живут
- Образ жизни ненецкого народа
- Особенности быта
- Олени в жизни ненцев
- Ненецкое гостеприимство
- Жилище ненцев
- Внешность ненцев
- Язык
- Генеалогия
- Языковые контакты и многоязычие
- Функционирование языка
- Религия
- Характер
- Одежда и обувь
- Лакомые блюда ненцев
- Значение чума для ненцев
- Интересные факты
История ненецкого народа
В летописях монаха Нестора есть упоминания о далеких северных племенах — ненцах. На Руси в старину ненцев называли неприглядным словом «самояд», что означало «съесть себя». Дикие обряды каннибализма, по одной из версий, были распространены среди северных племен. Предки ненцев не видели вреда, если тело их слабого соплеменника тратилось на остальных нуждающихся жителей. Более того, удачливым считался человек, который приносил себя в жертву. Он освободил потомков от заботы о больных и слабых, дал им подкормку. Варварский, на наш взгляд, ритуал отцеубийства совершался детьми под чарами шаманов. После жертвоприношения тело пошло кормить членов племени. Не все историки придерживаются этой теории, потому что «самояд» также можно было расшифровать как «сырая пища», что означало употребление в пищу сырого мяса. Так или иначе, история далеких северных племен окутана мрачными домыслами.
Российское государство оказало сильное влияние на развитие народов Арктики. В 16 веке здесь были построены города и крепости. Среди них Березов, Обдорск и Сургут. Торговля с местными оленеводами принесла пользу как русским, так и ненцам. Жить ненцам стало намного легче, потому что от россиян они стали получать изделия из металла, оружие и текстиль.
Историческая справка
Как и другие народы северной Самодии, ненцы состояли из разных этнических компонентов. В I тысячелетии нашей эры, под натиском гуннов, тюрков и других воинственных кочевников, самоедоязычные предки ненцев, населявшие лесостепные районы Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, он двинулся на север, в таежные и тундровые районы арктических и приполярных регионов. Там они ассимилировались с коренным населением: охотниками на диких оленей и морских охотников. Впоследствии к ненцам присоединились угорская и ненецкая группы.
Название
Этноним ненцы переводится как «реальный человек» и укоренился в народе с 30-х годов прошлого века. Другие названия этноса — Ненек, Неней, Хасово, Нешанг. Устаревшие имена: Самоед, Юраки.
К какому антропологическому типу относятся?
В антропологическом отношении ненцы относятся к небольшой контактной расе Урала. Его представители сочетают в себе кавказский и монголоидный характеры. Поскольку ненцы проживают на довольно большой территории, антропологически их можно разделить на несколько групп, которые демонстрируют снижение степени монголоидизма от восточных регионов к западным. Меньше всего монголоидных черт зафиксировано у лесных представителей народности.
Численность и расселение
Муниципалитеты, в которых доля ненцев превышает 1%, в% по переписи 2010 года.
Население ненцев в Уральском федеральном округе по городским и сельским поселениям,%, по данным переписи 2010 г.
Население ненцев в Сибирском федеральном округе по городским и сельским поселениям,%, по данным переписи 2010 г.
Из коренных малочисленных народов Севера России ненцы наиболее многочисленны. По результатам переписи 2002 года в России проживало 41 302 ненца, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.
Традиционное занятие ненцев — выпас больших стад северных оленей. Несколько тысяч ненецких оленеводов бродят по полуострову Ямал с примерно 500 тысячами оленей. Традиционное жилище ненцев — конический чум (мя).
Названия двух автономных областей России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев как титульную национальность региона; другой такой округ (Таймырский автономный округ (Долгано-Ненецкий)) был упразднен в 2007 году и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий округ Красноярского края.
Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные; у этих двух групп разные языки. Ненцы тундры составляют большинство. Они живут в двух автономных округах. Ненецкий лес — около 1500 человек. Они обитают в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа.
Где живут
Люди живут на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Европейские ненцы проживают в Архангельской области, в Ненецком автономном округе. Сибиряки проживают в Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе и в Красноярском крае, в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе. Люди живут небольшими группами в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской и Мурманской областях.
Образ жизни ненецкого народа
По месту и роду занятий ненцев можно разделить на тундровые и лесные. В лесах мало людей, около полутора тысяч. Места их расселения простираются по рекам Пур и Таз, а также в некоторых районах автономных округов. Остальные, а это большинство, выбрали для постоянного проживания тундру в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском районах.
Предки ненцев контактировали с ханты, коми, энцы, русскими, поэтому традиции других народов переплетаются в их культуре.
Для ненцев олени — это не просто животные, это их образ жизни, их характер поведения, смысл их существования. Ненцы говорят о себе, что они «оленины». Сани оленей прибывают в нужные места, неся тяжелые грузы. Дичь спасает от голода, а шкуры используются для пошива верхней одежды. Когда олений пастбище пустеет, ненцы продвигаются дальше по тундре в поисках новых мест. Руководить стадом ненцам помогают собаки особой породы — оленьи лайки. Рыбалка — еще одно занятие на севере. Летом рыбалка ведется сетями. Зимой рыбу заманивают в отверстие для крючка, а затем забивают тюрьмами.
Мировоззрение ненцев — это философия единства с природой. Смерти не придают особого трагического значения, полагая, что дух умершего найдет себе новый дом. Умерших хоронят на родовых кладбищах, делая для них специальный шатер.
Особенности быта
Бродя по тундре в поисках оленей, ненцы устроили себе временные пристанища — чуму. Основа чума — 30-40 жердей, на которые зимой кладут оленьи шкуры, а летом — обработанные кусочки бересты. Для ненцев чум — это миниатюрная модель мира, потому что:
- Через отверстие наверху они чувствуют связь с космосом.
- Полюса представляют собой сферу, окружающую Землю.
- Женщина строит дом и ухаживает за ним.
Очаг в центре друга поддерживают женские руки. На нем готовят еду и ложатся спать на оленьих шкурах. Кроме хозяйки, никто не вправе трогать столбы и крючок над очагом. Женщина может говорить с огнем, предсказывать события по цвету и силе пламени, по треску поленьев.
Из товарищеской мебели может быть стол, на котором готовятся блюда. Ненцы питаются олениной и рыбой. Летом ловят сига и налима. Юкола, вяленые кусочки готовятся из рыбной части. Зимой едят строганин. После того, как мужчины успели поохотиться на тюленей и моржей, ненцы растворяют жир с туши, храня его в специальных емкостях. Но обычаи ненцев запрещают лов медведя.
Когда поле переместится в другое место, на земле будет пятно у листа чумного очага. Считается, что вторично накрывать это место простыней нельзя, иначе земля обидится. После переноса лагеря на прежнем месте не остается даже волоса, так как, по поверьям, человека уничтожит злой дух.
Олени в жизни ненцев
Традиции ненцев связаны с оленеводством, которое является основной отраслью экономики. Под присмотром пастухов и собак оленьи стада круглый год переносят с пастбища на пастбище. Олень — это животное, которое дает:
- возможность путешествовать на санках на большие расстояния;
- мясо в пищу;
- кожа для изготовления одежды, обуви;
- материал для устройства друга, кровати;
- под шею шерстяные волоски для вышивки;
- рог. Их используют для лекарств, детских игр.
Детские подгузники также сделаны из качественной оленьей кожи.
Во время путешествия от трех до семи оленей запрягают в нарты веером. Шлейка изготовлена из кожи животных. Используемые типы саней — мужские сани с задней спинкой, женские сани с боковинами. Для перевозки тяжелых грузов оленей запрягают в цепи, образуя караван из 5-6 специальных саней.
Мясо оленей едят с августа по май. Рога молодого оленя считаются деликатесом. Они обжигаются огнем, отслаивая верхний слой. Восхитительны хрящевые кончики рогов, заполненные кровеносными сосудами.
По обычаю ненцев при приготовлении мяса свежий продукт закапывают в снег. Вот как он остается всю долгую зиму. Практикуют употребление копченой и вяленой оленины, реже соленой.
Ненецкое гостеприимство
Ненецкие традиции предполагают доброжелательное отношение к гостям. Посетитель лагеря должен обойти каждого друга, чтобы поздороваться. Вы не можете уйти без сюрприза. Если к кому-то не приходит хозяин, это воспринимается как оскорбление.
Новичку не нужно стучать в дверь, он кричит хозяев. Поднимите крышку чумы и войдите. Хозяева предлагают гостям чай с ежевикой, черникой, сушеной рыбой или дичью. Чай наливается до тех пор, пока гость не перевернет чашку.
Для ночевки мужчин кладут по направлению к священному столбу, а женщин — к выходу, накрыв их оленьими шкурами.
К правилам этикета можно отнести следующие запреты:
- называть взрослого ненца по имени;
- петь за столом;
- помочь хозяйке накрыть стол или вымыть посуду;
- вставать из-за стола до окончания ужина.
Прощаясь с гостем, ненцы обязательно сделают ему подарок. Мужчина получит в ножнах нож или трубку для курения, женщина — украшения, ребенок — игрушку.
Жилище ненцев
Как и их предки, современные представители ненецких племен разводят чумы. Они представляют собой конусовидную конструкцию, основу которой составляют столбы (их должно быть ровно сорок). На шесты кладут оленьи шкуры, которые защищают чумных обитателей от мороза и ветра. Чтобы покрыть эту чуму зимой, необходимо 65-70 оленьих шкур.
Для ненца «друг» — это не просто место, где можно согреться, поесть и расслабиться. Это миниатюрная вселенная, которая принадлежит каждой семье. В чуме есть старый принцип наведения вещей, порядок, который нельзя нарушать. Ненцы верят, что гармония в чуме помогает обрести мир с окружающей действительностью.
Кроме того, по форме чумы можно определить достаток семьи. Если вы видите остроконечную конструкцию, можете быть уверены: в ней живет бедная семья. У самых богатых ненецких кланов чума имеет остроконечную форму.
Внешность ненцев
Широкое расселение ненцев позволило разным группам отличиться от этносов, которые заметно отличаются друг от друга в антропологическом плане. Этот народ имеет как кавказские характеристики, так и монголоидные внешние признаки, которые связаны с процессами смешения, происходившими при формировании этноса. Доля монголоидизма уменьшается с переходом ненцев с востока на западные.
Путешественник 17 века Пьер-Мартен де Ламантинье, посетивший северные земли, описал людей следующим образом:
«Самоеды даже коренастее саамов и борандай, у них также довольно большая голова, плоское лицо, более широкий нос и вздернутый нос; у них почти нет растительности на лице и землистого цвета на лице. Мужская одежда состоит из круглой фигурной шляпы, так сказать из овечьей шкуры, брюк и верхнего костюма из шкур белого медведя .. на обуви они носят своего рода коньки из коры лыжи, длиной в два фута, как гондола; по ним они очень быстро движутся по снегу, которого так много в горах”.
Издавна ненцы были известными мастерами по изготовлению транспортных средств, которые позволяли им передвигаться по снегу. Знания предков сохранились до наших дней. У ненцев до сих пор ходят санки, которые позволяют быстро преодолевать заснеженные просторы. Эта и многие другие особенности повседневной жизни характеризуют ненцев как хранителей культуры и принципов своего народа.
Язык
Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта:
- bosco отличается разнообразным фонетическим составом, из-за чего языковой контакт с носителями второго диалекта очень затруднен. Делится на разные диалекты;
- тундра, делится на восточные и западные диалекты, говорящие на которых хорошо понимают.
В конце XIX века были изданы первые книги на ненецком языке, основанные на русском алфавите, но без нескольких букв. Первый ненецкий алфавит был создан в 1931 году на латинской основе. В 1937 году он был переведен на кириллицу. Вначале это был русский алфавит с добавлением знака «’» и орграфа «нг», который в 1950 году был заменен буквой «». Кроме того, был введен знак «». Более 70% ненцев считают ненецкий язык своим родным.
Генеалогия
Ненецкий тундровый язык относится к северосамодийской группе самоедской ветви уральской языковой семьи. Ближайшие родственники — ненецкий, энецкий и нганасанский языки леса.
Ненецкий тундровый язык делится на группы западных и восточных диалектов. К западным диалектам относятся канинский, тиманский и колгуевский и малоземельский диалекты, восточные диалекты — уральский, ямальский, гыданский, тазовский, надымский и таймырский диалекты. Промежуточное географическое положение между западным и восточным диалектами занимает большеземельский диалект, распространенный в восточной части Ненецкого автономного округа.
Ундринские ненцы населяют обширную территорию на севере европейской части России и Западной Сибири от Белого моря на западе до полуострова Таймыр на востоке. Основная часть этнических групп проживает в Ненецком автономном округе Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе в Тюменской области (Приуральский, Ямальский, Надымский, Пуровский и Тазовский районы) и в Таймырском Долгано-Ненецком районе на территории г. Красноярск. Небольшие группы ненецкой тундры обитают также в Архангельской области (Мезенский, Лешуконский и Приморский районы), в северных регионах Республики Коми, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре Тюменской области (Березовский, Белоярский районы), а также как в Ловозерском районе Мурманской области.
Название населенного пункта | Размер этнической группы | Количество векторов | Год и источник данных |
Мурманская область, включая Ловозерский муниципальный район | 149 | 2 | Перепись населения 2010 г |
Архангельская область, включая Мезенский, Лешуконский и Приморский муниципальные районы
(без НАО) |
516 | 78 | Перепись населения 2002 г |
Ненецкий автономный округ | 7504 | 750 | Перепись населения 2010 г |
Республика Коми | 503 | 243 | Перепись населения 2010 г |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 28 200 | 15 600 | Перепись населения 2010 г и данные (Волжанина 2007, 2010, 2018) о численности и распространении ненецких лесов |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 980 | 60 | Перепись населения 2010 г и данные (Волжанина 2007, 2010, 2018) о численности и распространении ненецких лесов |
Красноярский край, в том числе Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный округ | 3633 | 1650 | Перепись населения 2010 г |
санкт-Петербург | 109 | 29 | Перепись населения 2010 г |
Остальные регионы РФ | 605 | 57 | Перепись населения 2010 г |
Цифры со знаком ≈ даны для тех территорий, где есть как тундра, так и ненецкий лес. В официальной статистике они не разделены, поэтому количество обоих этносов и количество носителей можно оценить только приблизительно с учетом данных о численности и заселении ненецкого леса, приведенных в этнодемографических исследованиях (Волжанина 2007, 2010, 2018).
Языковые контакты и многоязычие
По данным переписи 2010 г., около 3% ненецких тундр говорят на языках своих соседей: коми, ханты, манси, селькупов, энцев, долган и лесных ненцев. Ненецкий тундровый язык взаимодействует с языком коми в Ненецком автономном округе, Республике Коми и Ямало-Ненецком автономном округе. С хантыйским языком в Ямало-Ненецком автономном округе и в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Ненецкий тундровый язык контактирует с энецким и долганским языками в Таймырском районе Красноярского края, с селькупским языком в Ямало-Ненецком автономном округе и с мансийским языком в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Язык ненецкой тундры соприкасается с языком ненецкого леса в основном на севере Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа (село Самбург и сопредельные территории).
Функционирование языка
- Язык ненецкой тундры вместе с языком леса (в официальных документах они не различаются и сгруппированы под общим названием «ненецкий язык») на территориях преимущественного проживания ненцев имеет статус одного из языки коренных малочисленных народов Севера.
Первым памятником ненецкой письменности является перевод на ненецкий тундровый язык молитвы «Отче наш» в книге Н. Витцена «Северная и Восточная Тартария» (Амстердам, 1692). В 1787 г в Петербурге в журнале «Новые ежемесячные произведения» И. Фатер опубликовал текст ненецкой сказки «Вада-Хасово». В первом томе «Сравнительных словарей всех языков и диалектов» П. Палласа (1789 г.) приведены списки слов на языке ненецкой тундры. В 1831 году архимандрит Вениамин (в миру В.Н.Смирнов), глава православной миссии, обращавшей ненцев Архангельской губернии в христианство, перевел Евангелие и ряд других новозаветных книг на язык ненецкой тундры. В 1895 г в Архангельске Ю.М. Симбирцев выпустил «Азбуку для самоедов, проживающих в Архангельской области». В 1910 г в Тобольске А.А. Дунин-Горкавич издал Русско-остяко-самодийский практический словарь наиболее употребительных слов. Во всех изданиях, за исключением книги Витцена, использовалась кириллица.
История истинного функционирования письменности ненецкого тундрового языка начинается с 1931 года, когда был утвержден первый ненецкий алфавит на латинской основе. Основой письменности был выбран большеземельский диалект, географически занимающий центральное место среди диалектов ненецкого тундрового языка. В 1932-33 гг. Ненецкий букварь «Jadəj wada» «Новое слово», составленный Г. Н. Прокофьевым. С 1932 года материалы на ненецком тундровом языке стали периодически появляться в наржанинской районной газете «Красный тундровик» (Нарьян-Мар), а с 1933 года — в наржанской Ŋərm газете «Красный Север» (Салехард). В период 1932-1936 годов было издано несколько учебников и учебных пособий для начальной школы на ненецком тундровом языке, переведены многочисленные произведения русских писателей и брошюры идеологического содержания.
Во второй половине 1930-х годов письменные системы малых народов Севера начали массово переводиться на кириллицу. В 1937 году был утвержден новый ненецкий алфавит на основе кириллицы с использованием основных правил графики русского языка. Кроме того, были приняты графемы для обозначения специфических звуков ненецкого тундрового языка и надстрочные знаки для обозначения долгих и коротких гласных.
Современный алфавит ненецкого тундрового языка
Aa Bb Vv Dg Dd Her Yo Fzh Zz Ii y Kk Ll Mm Nn Ӊӊ Oo Pn Rr Ss Tt Uy Ff Xx Tsts Chh Shsh Shshch ъ Yy ь Ee Yuyu Yaya ’ ”
С конца 1930-х годов на ненецком тундровом языке регулярно издаются учебники и учебные пособия, оригинальные произведения ненецких писателей и поэтов, переводная литература, фольклорные сборники, периодические издания.
о ненецкой письменности как о полноценном литературном языке сложно говорить. Сфера его использования по-прежнему очень ограничена, набор функциональных стилей остается недостаточно развитым, остро стоит проблема стандартизации. Орфографическая норма, созданная на основе большеземельского диалекта, до сих пор работает в сфере образования на всей территории ненецкой тундры: ей посвящена большая часть учебников и учебных пособий. Однако в печати на ненецком языке в восточных районах ненецкой тундры наблюдается растущая тенденция к сосредоточению внимания на местных вариантах родного языка.
Религия
Традиционная религия — анимизм. Ненцы верили, что весь мир полон духов, что в озерах, реках и природных явлениях есть повелители. От них зависит жизнь человека и его удача в торговле. Ненцы приносили духам пожертвования для их ароматизации. Духи подразделяются на два типа:
- добрые помогали людям в разных делах;
- нечестивые насылают на человека болезни и несчастья.
По мнению людей, Вселенная разделена на три мира, которые расположены вертикально друг над другом: Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир состоит из семи небес и находится над землей, там обитают божества. Центр — сама Земля, где живут люди и разные духи. Участок ровный и окружен морем. Под землей находится Нижний мир, там семь уровней, где обитает нечисть. На первом уровне живут духи шикхирты, для которых земля есть небо. Они пасут земных оленей «И-хора».
Создатель вселенной по имени Нума живет в небе. Контролируйте времена года, холода и жару, штормы, ветер. У создателя есть жена и дети. Каждый год ненцы поднимались на возвышенность и приносили в жертву Нуме белого оленя. Они съели мясо, положили голову рогами на шест и положили мордой на восток.
Его повелитель Нга живет в подземном мире. К нему после смерти приходят души людей. В Срединном Мире правят два покровителя: грешница Парна-Нот и блестящая мать Земля И-Неби.
Характер
Ненцы отличаются молчанием и скромностью. Они могут игнорировать вопросы, которые им не нравятся. У этих людей есть свой внутренний мир, который порой непонятен обитателям современных городов.
Одежда и обувь
Природные условия Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Таймырского районов суровы, поэтому красивая одежда всегда имела большую ценность для жителей. Зимой он должен защищать от сильных морозов, летом — от мошек.
Так, например, мамины лица: меховая майка с нашитыми на нее капюшоном и перчатками. Он очень горячий и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Его пришивают и носят с мехом изнутри, к телу. Малица украшена меховой отделкой. Летом ненцы носят старую малицу с откинутым капюшоном, а зимой — новую. Они также путешествуют на короткие расстояния. У Малицы есть капюшон — сава. Спереди капюшон стягивается лямками. К малице — нгобе необходимо пришить перчатки. Их шьют из лицевых шкур мехом снаружи. Малица непременно подпоясана ремнем — нет, это кожа. Внешний вид отделан красной тканью и двумя-тремя рядами медных пуговиц. Пояс также украшен подвесками из медных цепочек и перфорированных пластин. К поясу на цепочке пришиты ножны с ножом. В холод, в метель и в дальние переезды на дальние расстояния меховую сову надевают поверх малицы. Капюшон обрамлен бордюром из песца. Сова обычно белого цвета, но иногда выполняется в шахматном порядке.
Женская одежда была более сложной. Это качающийся мех — господа. Верхняя часть меха выполнена из шкур верхней части оленьих ног — камуса белого и черного цвета с мехом снаружи. Изнанка пошита из меха песца мехом вниз. Перчатки пришиты к рукавам. Горшки декорированы меховой мозаикой, кисточками и краями из цветной ткани. Полы из меха обвязаны кожаными шнурками. Вверху тканевый чехол с орнаментом. Верхнюю одежду обрамляют длинные тканевые ремни, богато декорированные медью и кисточками. Головной убор женский: Капюшон из меха савы шьется отдельно. В отличие от мужской одежды не завязывается на шубу.
Лакомые блюда ненцев
Благодаря природной смекалке и отваге ненцы выступают против беспощадной природы. Эти люди берут у нее все, что им нужно для существования. Одна из первых потребностей — это еда. Женщины-ненцы готовят еду и что-то откладывают на будущее. Мужчины приносят мясо и рыбу. Они потребляют очень мало растительной пищи. Зимой главный деликатес — оленина.
Ненцы очень любят свежую дичь. Для них есть свежее мясо — праздник. В основном они едят рога молодых оленей. Для этого отрезают концы рогов и бросают в огонь. Им очень вкусно выглядят обжаренные хрящевые окончания. Осенью ненцы в массовом порядке забивают оленей. Затем мясо закапывают в мерзлую землю, которая служит погребом. Кто-то курит мясо со спины оленя на костре. Иногда его сушат на солнце или солят.
С приходом зимы ненцы с удовольствием едят свои мясные запасы и пьют замороженную оленьую кровь. К тому же некоторым удается приготовить куропатку. Весной начинается сезон ловли птиц: гагар, уток, гусей. Чайки считаются священными птицами для этого народа, они их никогда не ловят. Но во время линьки гуси часто лакомятся своим мясом. Иногда его еще и сушат. Еще едят вареные гусиные и утиные яйца.
Хотя медведь является священным животным у жителей севера, иногда они не прочь попробовать его мясо. Ненцы, живущие у моря, часто тают жир морских обитателей. Используются морские зайцы, моржи и тюлени. Иногда мясо этих животных также используют в пищу.
Летом ненцы едят рыбу. В основном ловится теми, у кого мало оленей. Рыбу едят сырой, слегка подсоленной или погруженной в подсоленную воду. Зимой из рыбы готовят нарезанную рыбу — свежемороженую рыбу, которую режут острым ножом. Летом рыбу собирают впрок. Чаще всего применяется особая сушка рыбы — юкола (пехе). Любят ненцы и икру из озерной или речной рыбы.
Еще одним изобретением западных ненцев стал пресный хлеб. Из растительной пищи используют малину, чернику и клюкву. Из толокнянки делают жидкую кашу. А вот ягод и грибов на зиму ненцы не собирают. Дело в том, что олени очень любят полакомиться грибами, а их там не так уж и много.
Любимый напиток ненцев — чай, его пьют не реже трех раз в день. Производится только очень крепкий напиток. Летом листья ивы или морошки используют в качестве заварки. Кроме того, ненцы научились лечиться многими лекарственными травами.
Значение чума для ненцев
Чум издревле был домом ненцев. Этот народ считает чуму центром всей семейной жизни. В верхней части друга делается отверстие, соответствующее дневному положению солнца и ночному положению месяца. 30 высоких шестов, покрытых шкурами, напоминают сферу воздуха, окутывающую Землю. Богатые семьи навлекли на себя огромные бедствия, бедные — очень тернистые. Для постройки друга требуется до 40 шестов. Оленьи шкуры, которыми покрывается друг, называют ядерным оружием. На зимнего друга укрывается до 70 оленьих шкур. Чум имеет диаметр 8 м и может вместить до 20 человек.
В центре чумы стоит столб, место возле которого считается священным. Это называется землетрясением. У Friend также есть секции для мужчины, женщины и спальни. Дети могут играть в спальной зоне.
Переезжая с места на место, хозяева берут с собой друга. Особых неудобств это не влечет, ведь у ненцев не эксплуатируется массивная мебель. Для маленького ребенка в друга ставится кроватка, в которой он остается до тех пор, пока не начнет ходить.
Женщины занимаются поднятием очага, рубят дрова, сушат и разжигают огонь. Перед тем, как войти в комнату, мужчина должен смести снег с обуви. Оставь ее одежду на санках. При чуме превращается в домашнюю одежду. Для гостей в палатке тоже есть особое место.
Интересные факты
Понятно, что живя среди природы, ненцы старались сохранить то, что она им дает. Ведь тундра их разнообразием и богатством не балует:
- Ненцы не едят грибы, как олени. Не зря грибы называют тудками, то есть жирными. Лучше дать оленям поесть грибами, жирнее.
- Ненцы пьют много чая, предпочитая плиточный чай. Вместо заварки используют листья черники, ивовые травы.
- Для приготовления чая северяне используют такие травы, как царевна (lamorngodea), ножка куропатки (horky nge), тундровые бархатцы (yarasyay).
- Самая лечебная трава — это розмарин — яранц. В его бульоне купаются младенцы. Его используют в составе шампуня для укрепления волос и избавления от перхоти.
- Листья малины и клюквы, заваренные в виде чая, лечили простудными заболеваниями, желудки — сушеными ягодами.
Традиции и обычаи ненцев отражали их взгляды на мир. Они заботятся о природе, которая их кормит, одевает. С утра до вечера работают ненцы, понимая, что только упорным трудом можно добиться всего.