Откуда произошла мордва?
Мордовцы, по крайней мере мокшаны, — коренные аборигены Восточной Европы.
Они являются прямыми потомками кроманьонской популяции, сохранившей свой тип и претерпевшей процессы бореализации.
Первоначально он был очень крупным и высоким типом, светло пигментированным, который в холодном климате Восточной Европы изменился в сторону укорочения конечностей, расширения лица и тенденции к быстрому накоплению жира в теле.
По этой причине мордва меньше ростом, чем русские или украинцы, а телосложение массивное и крупное у представителей обоих полов.
Широкая кость сочетается со склонностью к полноте, жир откладывается в верхней части туловища и на лице у обоих полов, что определяет специфику их внешнего вида: круглое и широкое лицо, относительно короткие ноги и длинный бюст, широкие плечи.
Кроме того, на внешний вид мокши повлияли контакты с тюркскими народами и даже с сибирскими аборигенами, что придает им легкий монголоидный облик.
С другой стороны, эрзя в основном сохранила те типы, которые были наиболее характерны для Польши или Германии: западно-балтийский, атлантико-балтийский.
Вытянутые пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия.
Они происходят из другого региона, скорее всего, являются потомками групп населения немецко-славянского сообщества, принявших финно-угорский язык и верования, или изолятов, сохранивших первоначальный индоевропейский тип, проживающих в труднодоступных районах для достижения областей.
Мордва находилась в тесном контакте с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языческом языке и религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир находился в тесном контакте с мордвой, а потому сменились славянами и балтами, которые тоже они «унаследовал» многое от эрзянской культуры.
В домонгольской Руси были зафиксированы случаи военных конфликтов, и успех не всегда был на стороне русских, и уже армию Батыя снабжал вождь Эрьзя Пуреш, который отправился с ним в Германию, из которых было многочисленные испытания, но тут Пуреш взбунтовался и решил покинуть монгольскую армию.
Они сделали вид, что отпустили его, как будто он достойно выполнил свой долг, но затем присоединились к эрзянам и истребили их всех.
После оккупации этих земель Россией мордовцы начали насильно крестить, что вплоть до 20 века приводило к массовым восстаниям, которые подавлялись крайне жестоко.
Периодические кровавые чистки мордвы привели к тому, что они расселились далеко от своих территорий и ассимилировались с русскими.
История
В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в районе между реками Волга и Ока обитали позднегородские и пьяные племена, которые были предками современных народов мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем средневековье оказались под влиянием Хазарского каганата.
В IX-XIII веках территория проживания мордвы попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что еще в XII веке мордовцы поклонялись Владимиру Мономаху медом. Однако позже народ попал в плен к татаро-монголам, под влиянием которых мордовцы оставались до 16 века, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не понравились людям, поэтому некоторые из них эмигрировали в соседние регионы, на Урал или на юг. Оставшиеся на исторической родине мордовцы не раз поднимали восстания за независимость, но все они быстро подавлялись.
Формирование мордовского народа
На заре своего образования мордовские племена занимали территорию цнинско-окско-сурского влияния. Это были огромные земли, которые до IV века принадлежали древним мордвам.
В дальнейшем начинается переселение народов и племена, пришедшие из Нижнего Примокшана и Средней Оки, присоединяются к мордвам. За счет уплотнения этничность растет, приобретает новые характеристики. Спустя пару веков мордовские поселения уже находятся на берегу Волги, что свидетельствует о быстром расселении племен.
Одна из мордовских групп переместилась в бассейн Нижней Оки. Этот переход стал основой для образования другого этноса — мурома. Позже Мурома попадает под влияние славян, что становится началом ассимиляции. Незначительная часть людей примкнула к мокшанам.
Два лица в национальных костюмах на картине 1842 года.
На мой взгляд, нельзя исключать, что, если бы история Руси была иной, мокшанские и эрзянские общины могли бы объединиться еще теснее, и поэтому больше не возникало бы вопросов об их единстве.
До XIII века между этими народами происходил тесный культурный обмен, но монголо-татарское нашествие значительно замедлило эти процессы, и этнические группы начали развиваться в своего рода условиях изоляции, подпадая под влияние разных племен.
Но наиболее очевидным в культуре мордвы является русский аспект. Русификация, по мнению историков, происходит стремительно из-за стремления помещиков устанавливать свои правила на оккупированных землях.
Для строительства деревень на мордовские земли привозили русских рабочих, которые впоследствии вошли в состав смешанного русско-мордовского населения. Однако были и положительные стороны: за пределами Нижнего Новгорода мордовцы практически не знали крепостного права, оставаясь вольными плательщиками ясака.
Народы Восточной Европы в конце 9 — начале 10 вв. Мордва — на дальнем востоке карты
Сегодня в мире насчитывается около 800 тысяч представителей мордвы, большинство из которых проживает в Республике Мордовия, в Пензенской, Самарской, Оренбургской областях. Многие современные мокша и эрзянцы гордятся своей принадлежностью к этим этническим группам, пытаясь сохранить древнюю культуру своих предков.
Мордовцы нашего времени — люди сознательные: наше успешное будущее строится на прошлом опыте, на уважении к традициям и истории тех, кто передал их традиции, верования, образ жизни.
Эрзя + мокша = мордва
Мордва — экзоэтноним, приписываемый двум родственным финно-угорским народам волго-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках достаточно рано, считают ученые. Самое раннее достоверное упоминание можно найти в книге историка иорданской готики VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он также упоминает морденов, то есть мордовцев. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард — мужчина).
По переписи 1989 г в России себя мордвами считали 1117 429 человек. По переписи населения 2002 года таковыми были признаны 843 350 русских, в том числе 49 624 и 84 407 мокшанских и эрзянских соответственно.
Основная территория проживания Мокши — бассейн реки Мокша, Эрзян — бассейн реки Сура. Мокшанский язык — мокшанский, эрзянский — эрзянский. Наряду с преобладающими у эрзян светловолосыми и сероглазыми людьми, в мокше есть и темнокожие брюнетки с более тонкими чертами лица. Многие эрзянцы выше ростом.
Мордовцы исповедуют православие, в меньшей степени лютеранство, есть приверженцы дохристианских и молоканских языческих традиций. Основной музыкальный инструмент — нуди, нудей (двойной кларнет, образованный двумя полыми тростниковыми трубами, закрепленными по бокам). Основное блюдо — блины из пшена.
Как отмечают историки столицы Мордовии Саранска, эрзянцы и мокшаны были первыми этническими группами из Среднего Поволжья, присоединившимися к России. В 2012 году страна отметит 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что 500-летие членства отмечалось в 1985 году.
В 16 веке мордовцы подверглись принудительному массовому крещению. Русификацию не остановить, многие села потеряли прежние названия, их невозможно отличить от русских. «Моя земля! Люби Россию и Мордовию!» — воскликнул позже Сергей Есенин.
В июле 1928 года на заседании Совнаркома по вопросу о создании Эрзян-Мокшанского района было предложено назвать его мордовским на том основании, что слова «мокша» и «эрзя» не были услышаны, а название Мои «мордвы» всем известны. 16 июля 1928 года ВЦИК и СНК создали Мордовский округ в составе Среднего Поволжья.
Появление на Южном Урале
Мордва переезжала в наш край в разное время. Первая волна связана с оттоком страны на восток в связи с российской экспансией в XVI веке. Историки пишут, что в начале и середине 17 века мокшаны и эрзи переселились за Волгу, а в 18 веке они в основном расселились в Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниях. Дальнейшей миграции способствовало создание линии крепостей Саратов-Оренбург-Челябинск.
Вторая половина 20-х годов ХХ века была периодом массового переселения мордовских крестьян в наши края. Страна, разоренная гражданской войной, не смогла встать на ноги. Мощные вооруженные действия крестьян происходили на территории Мордовского края. Было решено переселить людей на восток, в частности, в наши районы.
В 1925 году в южноуральском селе Остроленка был организован переселенческий пункт. Весной 1928 года пос. 48 (в просторечии «мордва», в дальнейшем с 1961 года — Березки) начиналась с пяти мордовских семей братьев Степкиных, а также с семей Сыркиных и Артёмовых. Они привезли с собой домашний скот, домашние инструменты, ткацкий станок, домашнюю утварь и т.д. Они построили бараки. Мы были заняты обработкой земли. Родственников и соотечественников, живших на своей земле в крайней нужде, вывезли из Мордовии на новое место. Всего в селе проживало около 80 семей. В 1940-1950-х годах, после открытия Астафьевского месторождения горного хрусталя, жители Березовки начали работать на южном руднике, открытом по соседству. В 1981 году все оставшиеся жители были переселены в поселок Южный. Березы ликвидированы.
В Верхнеуральском районе находится поселок Ивановский, основанный в 1920-х годах выходцами из Мордовии и названный в честь одного из первых поселенцев. В нем 250 человек. Житель этого села Василий Здунов в годы Великой Отечественной войны стал героем Советского Союза, участником Парада Победы.
В 30-е годы прошлого века в область отправляли обездоленных. В то время на Южный Урал приехало много мордовских семей. Богатые мордовские старейшины тогда говорили: «Если отрекшиеся встали, им нужно все съесть». В 1940-е годы представители мордвы прибыли в регион рабочей армией. После Великой Отечественной войны республика голодала. Денег не было, работали на «палки» в колхозе. Люди уехали на восток, в Челябинске нашли работу на ЧТЗ, ЧМК. Многие поселились в селах Малакул и Партизан.
Мы тоже переехали из Мордовии в наш регион в конце 1970-х годов. «Я приехала в Челябинск в 1971 году», — говорит руководитель областного центра финно-угорской культуры «Стерх» мордовская мокша Анна Исаева. — Я вижу, что в магазинах есть колбаса, много других товаров. А потом нам было плохо, они целыми днями изображали колбасу. В 1972 году она вышла замуж за русского. Наш сын записался мордовским: «Мама, я хочу, чтобы твой народ был больше». За мной пришли брат и сестра. Сестра — Анастасия Бурлакова, брат — Петр Паршин. «Мордва проживает в Троицком, Нагайбакском и Варненском районах области, а также в Ленинском, Тракторозаводском и Металлургическом районах Челябинска. 30 июня 1891 года в селе Кулевчи родился прозаик, драматург и публицист Александр Завалишин, ныне Варненский район.В нашем списке бывший глава Карталинского района Александр Сутункин, а ныне — Анатолий Вдовин. Валерий Яковлев — заместитель начальника Челябинского пригородного управления Южно-Уральской железной дороги. Художник Василий Неясов жил и работал в Челябинск, ее дочь Ольга Гладышева преподает в художественной школе. Детская писательница Татьяна Тимохина писала на русском и мордовском языках. На пенсии Егор Четыркин всю жизнь проработал художником-оформителем на ЧТЗ. Недавно ушел из жизни художник Степан Алешкин, дети ходили в школу вместе с ним бард Олег Митяев, сейчас они в Саранске: художник Андрей Алешкин (автор герба и де флаг Мордовии, во главе Союза художников республики, работал в правительстве, учился в Финляндии и теперь без него встреча высоких финских гостей не проходит) и священник Алексей Алешкин. Кстати, многие сейчас уезжают на историческую родину. Активисты центра «Стерх» Валентина Шахоткина и Виктор Юткин покинули регион.
Не все знают, что знаменитая Людмила Татьяничева родилась в Мордовии, у нее есть стихи о родине.
Центр «Стерх»
«Мы только начали вспоминать, кто такой эрзя, а кто мокша, за последние 20 лет, — говорит Анна Исаева. — А раньше все писали мордовцы. Анна Михайловна после переезда в Челябинск работала штемпелем на ЧТЗ, затем стала хронометристом, заместителем главного бухгалтера магазина. Ушла с должности заместителя директора муниципального органа социальной помощи.
Государственный ансамбль песни и танца «Уморина» выступал в Челябинске в дни мордовской культуры, проходил с 8 по 10 апреля 2010 года и был посвящен 1000-летию единения с народами Российского государства. Примечательно, что праздник проходил в год Всероссийской переписи населения, во времени напомнили мордвам Южного Урала о своих корнях. После торжеств Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая Челябинской библиотекой No. 11 имени Гашека (где находится центр «Стерх») получили грамоты и подарки от главы Мордовии Николая Меркушкина. Он очень внимательно относится к диаспорам в регионах.
В селе Скалистый Троицкого района прошел областной фестиваль национальной культуры, на котором выступила мордовская народная артистка Нина Спиркина. В регионах Южного Урала есть вокальные группы, в которых также поют россияне. В Чесме ансамбль называется «Мокшанят» («Мокшаночка»). В Нагайбакском районе, в селе Южный, потомки переселенцев создали ансамбль «Келунэ» («Береза»).
«Я была в первом классе, когда мама начала ткать ткань для мордовского национального платья, — говорит А. Исаева. — «Анна, заправляем шаттл!» «Мама, а кому это сейчас нужно?» «Придет время, сама оденешь и всем покажешь», — сказала тогда Екатерина Ефимовна дочери.
Так и случилось. Костюм Анны Михайловны сейчас находится в музее Стерха. Он ставит его раз в год по случаю общественно-политического открытия города. Вслед за ней свою одежду стали носить и другие руководители национальных культурных центров. Примеряя костюм для фотосессии, Анна Михайловна рассказала, что мордовская невеста одевается около двух часов и ей помогают пять человек. Надеть пять-семь рубашек, на голову надеть гирлянду (ашкотв), на плечи и пояс повесить много звенящих украшений (монет, колокольчиков). Это богатство Анна Исаева получает из особого кошелька. «Говорят, что сначала вы почувствуете мордочку бренчания драгоценностей, — с улыбкой комментирует Наталья Дюрягина, — а уже потом вы это увидите».
В музее «Стерх Центр» много традиционных мордовских гудков. Анна Исаева привозит их из дома каждый год. Замечательные изделия ей преподносит директор Рузаевского художественного училища Владимир Калмыков. Среди экспонатов — забавные кони (автор Александр Гаушев), кукла в национальном костюме, матрешки, лесной старик, ковры 30-х годов 20 века, корзины для сбора грибов.
Гордые люди
Насколько я понимаю, самые главные качества мордвы — это гордость, сила воли и определенная скорость. Великая книга «МОРДВА. Эрзия. Мокша »(991 страница!), Изданная в Саранске в 2004 году. Авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В главе о присоединении к России отмечается, что завоеваний не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, что мордва входила в состав Волжской Булгарии (современный Татарстан).
Я спросил у представителей челябинских мордовцев, в чем разница между эрзя и мокшанами. Мне сказали, что ничего, только язык. В нашем регионе, как и в других регионах, у этих двух народов фактически нет противоречий. Между тем в Республике Мордовия все сложнее. Я заметил это, когда смотрел сайты RM. Сразу удивился, что практически в каждой шутке обыгрываются отношения между мокшанами, эрзи и мордовцами. Пытаясь разобраться в этом явлении, автор неожиданно обнаружил, что многие современные эрзянцы и мокшаны не считают себя мордовцами и мордовцами. Большинство «паспортных» мордва проживает за пределами республики.
Особо упрямы эрзянцы, опасаются за свою идентичность. Споры усиливаются в связи с проведением переписи населения. В наши дни звучат призывы «вспомнить свое имя». Эрзи считают себя потомками арийцев (эрзя — от слов «эрий», «арийец» — житель) и возмущены тем, что российские ученые их не замечают. Они убеждены, что прошлое эрзя — это история России.
Название и характер народа
Предполагается, что происхождение слова «мордва» восходит к древнеиранскому диалекту, что означает «человек, человек». Я встречал людей не один раз, значение названий было бы похожим, поэтому эту версию можно считать вполне обоснованной.
О предках современных представителей мордовского народа писали самые разные путешественники и исследователи. Многие отмечают мордву как два племени, что логично, учитывая характеристики этого народа.
В книге Гийома де Рубрика «Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрика», опубликованной в середине XIII века, говорится:
«На севере есть огромные леса, в которых живут два типа людей, а именно: моксели, у которых нет закона, чистые язычники. У них нет города, но они живут в хижинах в лесу”.
Мордовский народ оставил яркий след в истории, причем не столько большими достижениями, сколько своим исключительным нравом и личностями, которые были представителями этой национальности. Еще бытует поговорка «Мордовский упрямый», «Мордовский гвоздь — пятнышко» и т.д.
Классики русской литературы, особенно Максим Горький, часто упоминали мордву, отмечая добродушие, мудрость и особый подход к делам этого народа. Сегодня изучением мокши и эрзян занимаются этнопсихологи, и один из них, В.Г. Крыско, отмечает следующее:
«У мордвы очень развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы их чествовали в первую очередь за личные заслуги и личное достоинство”.
Где живут, численность
В древности земли эрзян простирались от современных территорий Рязани до Васильсурска, расположенного на границе Нижегородской области и Марий Эл. Под натиском наступления славянских племен народ был вынужден отступить в на восток, выезжая в сторону нынешнего города Арзамаса. В 13 веке, в отличие от мокшанов, покорившихся Золотой Орде, эрзя отступили на север, скрываясь в густых лесах.
Спустя столетие земли народа попали под влияние Великого княжества Нижегородско-Суздальского, что вынудило часть этноса снова покинуть освоенные территории. В 17 веке крупные эрзянские диаспоры существовали на Урале, Южном Урале и в Заволжье. Большинство представителей народа, которые впоследствии сформировали дошедшую до нас самобытную культуру, остались в историческом районе проживания.
Ареалы современных поселений эрзян включают:
- восточный ареал расселения — районы восточнее Мордовского, Алатырского, Ибресинского, Порецкого районов Чувашии;
- северо-восточная зона поселения — Городищенский, Пензенский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области;
- северный район поселения — Большейгнатовский район Мордовии, Гагинский, Лукояновский, Пильнинский, Сергачский, Шатковский районы Нижегородской области;
- западный ареал расселения — группа эрзи под названием Шокша, проживающая в Тенгушевском, Торбеевском районах на западе Мордовии.
Значительное количество представителей национальности проживает за пределами Мордовии:
- в Исаклинском, Похвистневском, Клявлинском, Шенталинском, Кошкинском районах Самарской области;
- в селе Мисково Костромской области;
- в Бугурусланском, Абдулинском, Северном, Пономаревском районах Оренбургской области;
- во Владимирской области;
- в Ивановской области;
- в Рязанской области;
- в Ульяновской области;
- в Алтайском крае;
- в Саратовской области;
- в Свердловской области;
- в Тамбовской области;
- в Татарстане.
По переписи 2010 года население эрзя составляет 57 008 человек. Сложность точного отражения данных о численности осложняется тем, что многие представители этноса указывают национальность «мордва». По данным переписи 2010 года, численность мордвы составила 744 237 человек, из которых только 4 767 человек отнесены к мокшанскому народу.
Внешность
Эрзяни глобально относятся к кавказской расе, типу Бело-Балтийского моря, а мокша — к уральской расе, субуральному подтипу. Эрзаны отличаются от мокшан более высоким ростом, кавказскими чертами лица, преобладанием светлых оттенков волос и глаз.
К другим характерным особенностям можно отнести:
- светлая пигментация кожи;
- прямые волосы;
- короткий нос среднего размера;
- переносица средней высоты;
- слабый рост волос на лице.
Мужчины держали волосы средней длины или коротко стриглись. Женщины заплели волосы в косы. В некоторых деревнях перед свадьбой ей приходилось носить косу, после — косу пополам, но прятать их под головными уборами. Некоторые источники указывают на то, что у девочек была традиция носить много косичек. Был обряд плетения невесты на свадьбу двадцати пяти косичек: они заплетались вокруг передней части головы, образуя прическу. После этого они покрывали их традиционным высоким головным убором. На концы косы крепились шерстяные нити, украшения, использовались оригинальные и изысканно декорированные косы, спускавшиеся почти до пола.
Одежда
Национальная одежда мордвы шилась преимущественно из белого сукна. Женская одежда представляла собой длинную прямую рубашку, присборенную или завязанную на талии с особым орнаментом из ткани и монет. Наряд дополнялся шерстяным фартуком красного или синего цвета с нагрудником или без него и поверх кафтана без рукавов. Платья были богато украшены вышивкой, бисером, бусинами, монетами и мехами.
Головные уборы были разные: от русской сороки до национального подобия тюрбана. Интересны высокие головные уборы: для их создания удлиненную заготовку из осины осиновую покрывали тканью, затем украшали вышивкой и бусинками, а сзади отпускали полоску ткани.
Семейный уклад
У мордвы преобладали традиционные патриархальные порядки. Они жили в основном племенными общинами, позже их сменили соседи по 150-500 семей. Во главе клана стоял старейшина, который курировал все экономические и социальные вопросы.
Брачный возраст у мужчин и женщин был разным, обычно невесты были на 10-15 лет старше супругов. Это было связано с тем, что родители дольше держали девочек на ферме, семьям мальчиков также требовались дополнительные руки, поэтому часто случается, что невесты 23-25 лет выходят замуж за одного мальчика 10-12 лет.
Муж был главой семьи, но роль женщины была более значимой, чем у соседних народов. Даже в религии почти все божества были женщинами, поэтому жен уважали и любили, к их взглядам прислушивались.
В женщине ценились бережливость, живой нрав, умение иметь детей. Так что, если у женщины был ребенок до замужества, это было большим преимуществом и означало, что она могла родить в будущем: это не стало препятствием для замужества. Крупные женщины с толстыми ногами считались привлекательными, поэтому девочек на выданье старались хорошо кормить, баловали одеждой и украшениями.
Характер
Главная черта характера мордвы, которую замечают представители самой нации и соседних народов, — это упрямство. К тому же это было отмечено с положительной точки зрения: им было свойственно не упрямство, а стремление добиться результата в любой поставленной задаче. При этом отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание ссориться.
Жилище
Традиционный мордовский особняк — это двух- или трехсекционный бревенчатый дом, аналогичный русскому. В старину комнату отапливали в черный цвет, открывая двери или специальные дымонепроницаемые окна во время выстрела. Затем вошла в обиход печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Поселения мордвы редко строились по плану; в целом планировка домов была хаотичной. Иногда радиальная конструкция использовалась, когда дома располагались вокруг озера или другого водоема. Сообщества в лесу были более многолюдными, в низинах они располагались на большем удалении друг от друга.
В отличие от русских дворов, дома мордвы располагались в центре участка. Если их ставили у забора, окна выходили во двор. Среди хозяйственных построек обязательно были сарай, вольер для животных, погреб с наземным надстройкой и баня. Летом во время охоты, рыбалки или работы в поле они часто жили в неизолированных временных домах или на зимовках.
Язык мордвы
На сегодняшний день мордовский язык не потерял своей повседневной актуальности, по крайней мере, для трети населения всей Мордовии, но большая часть населения говорит по-русски. Основная религия населения — православие, но есть еще молокане, лютеране и старообрядцы.
Религия
Несмотря на христианизацию, произошедшую после установления русского влияния в регионе, эрзя долгое время придерживались различных языческих верований, остатки которых сохранились до наших дней. Люди верили в существование единого бога, Инешкипаза, создателя всего сущего. Он существовал в верхнем, небесном мире, правил жизнью созданных им людей, богов и духов, живших в среднем мире. Духи предков жили в нижнем, подземном мире.
Связь между мирами в материальной среде была выражена в форме дерева, затрагивающего все уровни вселенной своими корнями, стволом и кроной. Эрзы бережно относились к природе, поклонялись деревьям и покровительнице природы, матери леса Вираве. До сих пор представители старшего поколения, войдя в лес, здороваются с любовницей, обращаясь с приветом к березкам. В деревне сохранилась предсмертная традиция приходить в лес и просить у него прощения за все сломанные деревья. Если вы не можете добраться туда самостоятельно, попросите родственников сообщить об этом.
В священных рощах совершались молитвы, которые совершал уважаемый человек, избранный из старейшин. После благодарности природе и просьб о благополучии страны было принесено жертвоприношение. Корова чаще всего была священным животным. В огонь бросали язык и филе — самые вкусные куски туши: совершали ритуал кормления огня. Остальное мясо варили в огромных казанах, после чего ели на месте, делясь со всеми пришедшими. На молитвы женщины приносили из дома омлет — символ плодородия.
Культ эрзянского дерева упоминается в стихотворении Варлама Шаламова:
Живите с деревом, как эрзя,
И увидеть сердце в ядре.
Из тысячи веток тысяча версий
Найдите единый план строительства.
Традиции
Свадебные традиции эрзи представляют собой сложный набор ритуалов, распределенных по трем циклам:
- Предсвадебный.
- Свадьба.
- Послесвадебный.
Самым объемным оказался предсвадебный комплекс, который начинался со сватовства. Невесту выбирали на стороне жениха, ориентируясь на благополучие семьи, силу рода и здоровье будущей жены. Поздно вечером сватов мужского пола со стороны жениха отправили в дом подходящей кандидатуры. Они принесли с собой крошку хлеба, где вместо крошки был мед: его клали на воротах дома невесты. Потом меня били плетью в окно, крикнули о цели визита и улетели. Родственникам невесты приходилось идти в погоню: если догоняли, сватовство считали неудачным, на пороге дома проходили сватов — вступали в переговоры.
Следующий этап назывался восхитительным и заключался в обсуждении размера приданого и деталей будущего брака. Обычно приданое состояло из набора одежды, постельного белья и матки от каждого животного в родительском доме. Консенсус отмечался обрядом тиямо, или, как называли эту акцию у русских народов, финальной песней: шумной вечеринкой, на которой родственники обеих сторон знали друг друга.
Через некоторое время была совершена путома — церемония назначения даты свадьбы, на которой присутствовало несколько родственников с обеих сторон. После этого невесте запретили участвовать в вечеринках и праздниках, не попросив покинуть дом. Это также означало начало плача: оставшееся до свадебного торжества время девушка провела в слезах и оплакивании умершей молодости, свободы и пренебрежения. Она горевала, что вынуждена была покинуть отцовский дом, в своих плачущих песнях обвиняла родителей в том, что они продали ее в рабство.
Слезы продолжались и во время других добрачных обрядов: во время умывания в ванной с друзьями и переплетения, кладя сундук с приданым. Последний обряд был одним из важнейших в эрзянской традиции. Липовый сундук в приданое делал отец жениха, перед переносом в дом невесты его окуривали хвойными палками или свечами, присыпали солью. Внизу помещались предметы, символизирующие сытую жизнь и достаток: монеты, хлеб, кашу, ложку, чашку. После этого в сундук стали класть приданое, перечисляя имя каждого вождя и его назначение: они напоминали невесте о том, что ее ждет в супружеской жизни.
Известные эрзя
Одна из самых известных представительниц народа — Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни. Всемирно известная супермодель родилась в Нижнем Новгороде, а с 16 лет начала покорять модные подиумы. Сегодня Наталья — мать пятерых детей, модель, актриса и меценат, основательница очень известного в России общественного фонда помощи детям «Обнаженные сердца».
Известная советская певица Лидия Русланова также имеет эрзянские корни по материнской линии. С двадцатых годов прошлого века певец добился необычайного успеха, выпускал пластинки и гастролировал. В годы Великой Отечественной войны она дала около 1200 концертов, выступила перед красноармейцами у Рейхстага в 1945 году. Из-за подозрений в участии в заговоре Русланова была отправлена в лагерь, а ее песни были запрещены. Несмотря на это, легендарная песня «Валенки», которую родила Лидия Русланова, никогда не будет стерта из памяти людей.