- Кто такие марийцы?
- История
- Зарождение марийского народа
- Легенда об Овде
- Традиции и современность
- Традиционная марийская религия
- Марийская культура
- Традиционный марийский костюм
- Лес в жизни марийцев
- Язык и письменность
- Хозяйство горных мари
- Численность, расселение
- Этнические группы
- Поселения, жилища
- Фольклор
- Национальная кухня
Кто такие марийцы?
Древнейшей родиной марийцев считается Среднее Поволжье, где сейчас расположена Республика Марий Эл, историки считают, что предки современных марийцев пришли на эти земли около 1500 лет назад. Их земли простирались по обе стороны Волги: река делила людей на две этнические группы — горные и марийские луга. Их традиции, национальный костюм и даже язык немного отличались. После монголо-татарского нашествия земли морей вошли в состав Золотой Орды, а после ее распада — Казанского ханства.
В середине 16 века земли марийцев вошли в состав Российского государства. Новая власть ввела здесь крепостное право, военную службу и высокие налоги, а также насильно обратила марийских язычников в христианство. Коренное население сопротивлялось и восставало почти 30 лет — этот период вошел в историю как войны Черемиса. Некоторые моря оставили свою историческую родину в Башкортостане, Татарстане и Пермском крае. Эту часть людей стали называть Восточными морями.
Со временем русское православие, культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Некоторые местные жители отатаризовались и обратились в ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли полностью вытеснить язычество: некоторые моря до сих пор поклоняются многочисленным божествам и духам.
История
Ядром древнего марийского этноса, сформировавшегося в I тысячелетии нашей эры, были финно-угорские племена.
Важную роль в становлении и развитии марийцев сыграли этнокультурные контакты с болгарами, затем с татарами (наибольшее влияние на восточные группы марийского луга оказали соседи-турки, некоторые из них обратились в ислам) в последнее время — с русскими (особенно ярко проявляется на северо-западе и в горах Мари). Культурные и бытовые аналогии с чувашами особенно многочисленны (в первую очередь речь идет о горе Мари и южных группах марийского луга).
В прошлом марийцы, за редким исключением, жили в сельских поселениях, сегодня более 60% марийцев также ведут сельский образ жизни. Совместное владение и использование земли с традиционным патриархальным порядком сохранялось до 1930-х годов; преобладали сложные сообщества (ср. Сообщества).
Зарождение марийского народа
Происхождение людей иногда становится одной из величайших загадок в его исследовании. В этом случае Море не исключение. Большинство историков предполагают, что предки морей появились примерно в 1 тысячелетии до нашей эры. Они принадлежали к городецкой культуре, населявшей правобережье северного Поволжья.
В то же время народы азелины, жившие на левом берегу, также стали прародителями новых племен, а это означает, что сами мари были результатом смешения двух основных культур региона. Поволжье стало центром зарождения нового народа, откуда оно расселилось в других частях России.
Совершенно неизвестно, какой была жизнь морей на заре их образования. Самое раннее упоминание о них встречается у готского историка Иордана, жившего в VI веке.
Эти сведения в какой-то мере раскрывают нам характер морей, которых называют воинственными и жестокими людьми. Известно, что марийские воины часто общались с хазарами или Волжской Булгарией.
Легенда об Овде
Жила-была в марийском селе упрямая девушка необычайной красоты. Вызвав гнев Бога, она превратилась в ужасное существо с огромной грудью, очень черными волосами и вздернутыми ногами — Овду. Многие избегали этого из опасения, что это их проклянет. Говорят, что Овда села на окраине деревень возле густых лесов или глубоких оврагов. В старину наши предки не раз встречались с ней, но вряд ли мы когда-нибудь увидим эту устрашающую девушку. Согласно легенде, она спряталась в темных пещерах, где и по сей день живет одна.
Название этого места — Одо-Курык, а переводится так: гора Овда. Бесконечный лес, в недрах которого спрятаны мегалиты. Гигантские валуны совершенно прямоугольной формы, сложенные друг с другом, образуют неровную стену. Но вы их не сразу заметите, кажется, что кто-то специально спрятал их от глаз человека.
Однако ученые считают, что это не пещера, а крепость, построенная у горы Мари специально для защиты от враждебных племен — удмуртов. Важную роль сыграло расположение оборонительного сооружения — горы. Крутой спуск с последующим крутым подъемом был одновременно и главным препятствием быстрому передвижению врагов, и главным преимуществом для Морей, так как они, зная секретные пути, могли незаметно передвигаться и стрелять в ответ.
Но остается неизвестным, как Морям удалось построить такое монументальное сооружение из мегалитов, ведь для этого требуются немалые силы. Возможно, только мифические существа способны на такое. Отсюда и убеждение, что крепость была построена Овдой, чтобы скрыть свою пещеру от человеческих глаз.
В этом плане Одо-Курык окружен особой энергетикой. Сюда приходят люди с экстрасенсорными способностями, чтобы найти источник этой энергии — пещеру Овды. Но местные жители стараются не пересекать эту гору лишний раз, опасаясь нарушить покой этой мятежной и непокорной женщины. Ведь последствия могут быть такими же непредсказуемыми, как и ее характер.
Известный художник Иван Ямбердов, в картинах которого выражены основные культурные ценности и традиции марийского народа, считает Овду не страшным и злым чудовищем, а видит в ней начало самой природы. Овда — мощная, постоянно меняющаяся космическая энергия. Переписывая картины, изображающие это существо, художник никогда не копирует его, каждый раз это уникальный оригинал, что лишний раз подтверждает слова Ивана Михайловича об изменчивости этой женской натуры.
По сей день гора Мари верит в существование Овды, несмотря на то, что ее давно никто не видел. В настоящее время ее именем чаще всего называют местных целителей, ведьм и травников. Их уважают и боятся, потому что они являются проводниками естественной энергии в нашем мире. Они способны чувствовать его и контролировать его потоки, что отличает их от обычных людей.
Традиции и современность
естественно, что моря и сегодня придерживаются традиций и обычаев горных морей. Они очень уважительно относятся к природе, которая дает им все необходимое. Приняв христианство, они сохранили многие народные обычаи языческой жизни. Они использовались для регулирования жизни до начала 20 века. Например, развод оформлялся путем связывания пары веревкой, а затем их перерезания.
В конце 19 века среди морей возникла секта, которая попыталась модернизировать язычество. Религиозная секта разновидности Кугу («Великая свеча») действует до сих пор. В последнее время созданы общественные организации с целью возрождения традиций и обычаев древнего образа жизни морей в современную жизнь.
Традиционная марийская религия
Из 40 божеств языческого пантеона мари провозглашают Ош Поро Кугу Юмо, Великого Белого Бога, верховным из 40 божеств языческого пантеона. Моря считают его богом-творцом и обращаются к нему с основными молитвами
Помимо Ош Поро Кугу Юмо, традиционная марийская религия содержит богов огня, воды и леса, божеств стихий.
Помимо них Морей верят в злых духов, для каждого из которых существуют особые ритуалы. Среди злых божеств выделяются Керемет и Вувер.
Традиционно у морей нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и службы совершались в кусото, священных рощах.
Кстати, от древности до наших дней в Марий Эл сохранилось более 300. Предпочтение леса над храмами не случайно: марийцы считали, что во время молитв божества находятся на деревьях.
Выбор священного дерева, а следовательно, и молебен, выполняет карт — священник, которого моря считают посредником между божеством и людьми.
Незаменимый атрибут карты — бубен, по которому она ритмично бьет ножом и топором, изгоняя злых духов из рощи. Плодородие, здоровье и процветание были традиционными требованиями добрых богов.
Ни одна молитва не обходится без подарков богам: пресного хлеба, вареного гуся и коман-мелна — трехслойных оладий
После этого приступайте к совместной трапезе. Остатки еды выбрасывать не принято: их либо увозят домой, либо сжигают. А после сбора они восстанавливают священную рощу в первоначальном виде и тщательно ее очищают.
Для морей лес — неприкосновенный храм, где нельзя пачкаться, собирать грибы и ломать ветки
Марийская культура
Марийцы также уникальны тем, что сохранили многие древние ритуалы, в том числе свадебные и похоронные. Но более подробно остановимся на особенно характерном обряде изгнания нечистой силы деревни: Сурем ужо.
Эта церемония проходит на окраине села в ночь на 6 мая. Дата выбрана не случайно: цель акции — защитить село от вреда в период выпаса скота.
Участники ритуала в качестве акта самоочищения прыгают через огонь, а затем отправляются в деревню, где с шумом и звоном колокольчиков обходят все дома. В свою очередь семьи угощают гостей хлебом, картошкой и яйцом.
Когда экскурсия по домам подходит к концу, участники церемонии разжигают огонь и готовят лакомство в казанах. Некоторые лакомства принято закапывать, как будто принося дары земле, а остальные съесть. Церемония длится до утра.
Культура морей богата не только ритуалами, но и танцами. Один из сохранившихся древних танцев — кандыра, или «веревка». Чаще всего его исполняют двое юношей и девушка, но часто в танце участвует несколько пар, образующих цепочку танцоров.
В праздничные дни эта цепочка может достигать одного километра
Основное движение — это выстрел, то есть быстрое перемещение ног в нужное положение. Ритм танца задают марийские ритуальные инструменты: барабан и шувыр (разновидность волынки). Многие движения придают важность самоочистке.
Традиционный марийский костюм
Говоря о культуре, нельзя не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального платья обычно изготавливается из шерстяных ниток домашнего прядения.
Эту ткань называют неоднородной из-за разноцветных ниток. Затем марийские учителя вышивают костюмы с использованием старинных мотивов: птиц, лошадей, солнечных знаков, бараньих рогов и растений.
Символика этого орнамента означает плодородие и обновление. Девочки делали украшения из монет и бус. Мастера верили, что такие предметы защитят их, а звук серебра пугает силы зла
Лес в жизни марийцев
Культура морей была бы неполной без уважения к лесу и силам, которые он олицетворяет. Сегодня эти люди продолжают посещать священные рощи, где приносят дары добрым божествам и лесным духам.
Каждую осень многие моря приходят в места, где семьями оставляют бесплатную утку. Моря молятся в лесах, у них нет храмов и церквей. По их мнению, в момент общения с Богом человек устанавливает связь с силами Вселенной, с космосом. Считается, что в древних священных рощах, избранных предками морей, присутствует очень мощная энергия. В этих местах нельзя громко разговаривать, шуметь или нецензурно браниться.
Энергия природы, по мнению Морей, может наделить человека особыми способностями. У этих людей много целителей, действительно обладающих незаурядными способностями. Многие из них утверждают, что используют энергию дерева для исцеления и заговоров, что помогает самим целителям восстанавливаться после сложных сеансов.
Моря — это народ с интересной историей и загадочной культурой. Сегодня их земля привлекает туристов, мечтающих хоть немного прикоснуться к древним обычаям нации, сохранившей верования и мировоззрение далеких предков. Как жили Моря? Кто знает, может быть, их мифы не так уж далеки от истины, и в будущем ученые докажут внеземное происхождение человека. Впрочем, сами моря вряд ли удивятся подобному открытию.
Язык и письменность
У марийцев есть свой язык, который входит в финно-угорскую группу. В нем четыре наречия:
- восточный;
- северо-Запад;
- гора;
- лужайка.
До 16 века на горе Мари не было алфавита. Первым алфавитом, на котором они могли писать на своем языке, была кириллица. Окончательное его создание состоялось в 1938 году, благодаря чему марийцы получили письменность.
Благодаря появлению алфавита появилась возможность записывать марийский фольклор, представленный рассказами и песнями.
Хозяйство горных мари
Земледелие было основой морской пищи. Этот народ выращивал различные зерновые культуры, коноплю и лен. В садах были посажены корни и хмель. С 19 века массово выращивали картофель. Кроме огорода и поля держали животных, но это не было основным направлением сельского хозяйства. Животные в хозяйстве были разные: крупный рогатый скот с малыми и большими рогами, лошади.
Чуть более трети Марийских гор вообще не имели земли. Их основным источником дохода было производство меда, сначала в форме пчеловодства, затем в автономном пчеловодстве. Кроме того, безземельные представители занимались рыболовством, охотой, лесозаготовками и рафтингом. Когда появились лесозаготовительные предприятия, многие представители марийцев поехали туда работать.
До начала двадцатого века марийцы производили большую часть рабочих и охотничьих орудий в домашних условиях. Они занимались земледелием с помощью плуга, мотыги и татарского плуга. Для охоты использовали деревянные ловушки, копья, луки и кремневые ружья. Дома занимались резьбой по дереву, отливкой серебряных украшений ручной работы, вышивали женщин. Транспортные средства также были собственного производства: крытые фургоны и телеги летом, санки и лыжи зимой.
Численность, расселение
Общая численность марийцев в Российской Федерации составляет 547 605 человек (2010 г.), из них 290 863 человека — в Марий Эл.
Они компактно проживают в регионах Нижнего Новгорода (6 415 человек), Перми (5 395 человек), Свердловской области (23 801 человек), а также Республики Башкортостан (103 658 человек), Удмуртской Республики (8 067 человек).
В Республике Татарстан численность марийцев составляет 18 848 человек, в основном в Агрызском, Актанышском, Елабужском, Кукморском, Менделеевском, Мензелинском, Муслюмовском районах.
Этнические группы
Они разделены на 3 этнографические группы: основная часть марийской горы обитает на правом берегу Волги и в Приветлужье, марийская луга — на остальной части Ветлужско-Вятского междуречья, восточные марийцы — на территории к востоку от реки. Вятка, Прикамье и Урал, куда они переселились в 16-18 веках.
Поселения, жилища
Моря давно сформировали поселение речно-обрывистого типа. Во второй половине XIX века разбросанные деревни начали уступать место дороге; стал преобладать тип Северной великорусской планировки.
Жилище — бревенчатый домик (гавань) с двускатной крышей, двусоставный (изба-каны-клетка), трехчастный (изба-каны-изба и заимствованный русский вариант изба-каны-клетка).
На севере и западе марийского края под влиянием русских традиций преобладали избы с перегородкой, русской печью и полками.
На востоке, особенно в Предкамье, внутреннее убранство марийской избы напоминало татарский интерьер: печь со встроенным казаном, большие нары у передней стены, занавески вместо перегородок и т.д.
К традиционным дворовым постройкам относились: сарай или клетка, часто в виде двухэтажного кладового с балконом на втором этаже, подвал, конюшня, сарай; в зажиточных имениях имелась гумна с сараем.
Архаичное строение представляло собой летнюю кухню (кудо) — легкий бревенчатый дом с земляным полом, без потолка; крыша крыла с прорезями для выхода дыма из открытой топки с подвесным котлом. В прошлом кудо также было местом для празднования семейных и наследственных молитв и ритуалов.
Баня обычно располагалась на заднем дворе, ближе всего к источнику воды.
Фольклор
Марийские семьи были в основном малочисленными, моногамными, но были и большие — нераздельные, объединявшие 3-4 поколения близких родственников.
Брак патрилокален; в конце родители невесты получали выкуп (ольно) и отдавали дочери в приданое имущество (пого) и скот (кузык).
Были смешанные браки, чаще всего с русскими и чувашами.
Свадебный обряд представлял собой сложный ритуал в несколько этапов с музыкой, песнями, танцами.
Театрализованные представления мумий, игры, музыка (народные инструменты — барабан, волынка, флейта, гусли, деревянные дудки, вторая половина 19 века — гармонь), оригинальные песни (стенка), танцы сопровождались национальными праздниками связанных с хозяйственной деятельностью… Было отмечено:
- новогодний праздник «Шорык Ёл» с предсказанием урожая, приплода КРС, молодоженов и др.;
- аналогичный русскому празднику Масленицы «Уярня», весеннему фестивалю пашни «Ага пайрем» с молебном и жертвоприношением хлеба;
- летний праздник «сурэм» с шумным ритуалом изгнания «нечистой силы» (при звуках погремушки и трубы моря хлестали свои дома и постройки кнутами и ветками);
- осенний праздник «угинде пайрем», который сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молитвами.
Праздники христианского календаря также отмечались с включением элементов языческих обрядов. В районах, очень близких к башкирам и татарам, марийцы участвовали в праздновании Джены и Сабантуя.
Моря разработали нетрадиционную медицину, основанную на концепции космической жизненной силы, воли богов, злых духов, порчи, сглаза, душ умерших. Маги и колдуны учились у своих учителей в глубокой тайне.
Архаичными чертами культа предков были погребение в зимней одежде, транспортировка умершего на кладбище на санях даже летом.
Традиционное захоронение отражало идею загробной жизни (киямат): в гробницу помещали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, перейти через бездну в другой мир; собачья роза для отпугивания змей и собака, охраняющая вход в царство мертвых; собранные при жизни ногти покойного, с помощью которых предположительно он сможет преодолевать горы и скалы при переходе в потусторонний мир.
Национальная кухня
Для марийцев характерны суп с клецками, клецки, вареные колбасы из редких злаков, вяленая конина, оладьи из слоеного теста, рыбные пироги, яйца, картофель или семена конопли, а также традиционный пресный хлеб. Есть и такие специфические блюда, как жареное белковое мясо, запеченный ёжик, пироги из рыбной муки. Частыми напитками на столах были пиво, медовуха, пахта (обезжиренные сливки). Кто знает, принес домой водку картофельную или кашу.