Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире

История

Согласно источникам, начиная с первой половины XIII века регион, населенный народами лезгинской языковой группы нахско-дагестанской языковой семьи, известен как Лезгистан. В источниках этого периода правителей гор называли «эмирами Лезгистана».

В XVI — XVII вв. Османские султаны и персидские шахи неоднократно пытались подчинить себе лезгин (в том числе рутули), пытаясь использовать эти воинственные племена в своих интересах, особенно в борьбе с христианской Грузией.

В начале 18 века в Восточном Закавказье начались антииранские восстания лезгин и других народов Дагестана и Азербайджана. Под предводительством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721-1728) повстанцы занимают территорию Ширвана со столицей Шемахой.

В первой половине 18 века Персии на время удалось восстановить свою власть на всем пространстве Восточного Закавказья. После смерти Надир-шаха созданное им государство распалось на несколько небольших ханств. В XVI-XVII веках образовались союзы сельских общин, «вольные общества» лезгин (Ахты-пара, Курах-дере, Алты-пара, Докуз-пара, Тагирджал). Лезгины-кубинцы входили в состав Кубинского ханства; Кюринские лезгины входили в состав Курахского союза, позже — Кюринского ханства; Лезгины-самурцы образовали «свободные от самура» общества Ахты-пара, Докуз-пара и Алты-пара. Другая часть закавказской лезгины входила в состав Шекинского ханства. В 1812 году лезгины-Кюринцы вошли в состав образованного на юге Дагестана под протекторатом России Кюринского ханства, преобразованного в 1864 году в Кюринский район. В 1839 году лезгины-самурцы вошли в состав Самурского уезда. Большая часть кубинских лезгин проникла в кубинский район Бакинской губернии.

В 1930 году шейх Магомед Эфенди Штульский организовал восстание против советской власти, которое через несколько месяцев было подавлено. В ХХ веке была предпринята попытка создания Лезгистанской Республики (независимой или автономной).

7 июля 2012 года лезгины были приняты в ОНН, а в 2014 году — в Союз федералистов европейских национальных меньшинств.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробнее эту национальность. Лезгины обладают довольно ярким и взрывным характером. Этот кавказский народ издавна чтит обычаи гостеприимства, кунакизма и, конечно же, вражды. Примечательно, что правильное воспитание детей играет очень важную роль в их культуре. Удивительно, но они начинают обучать ребенка, даже когда он находится в утробе матери. Наверное, этим и отличаются лезгины. У национальности много интересных традиций. Вот один из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетными, их отправляли в священные места Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разного пола, семьи, которые дружат друг с другом, пообещали друг другу объединить своих детей в браке в будущем. Они искренне верили в целительную силу святых мест и серьезно относились к этим поездкам. Некоторые утверждают, что этот обычай возник из желания укрепить дружеские и семейные узы между определенными семьями.

Где живут

Национальность проживает в Российской Федерации на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане лезгины населяют Дербентский, Ахтынский, Курахский, Докузпаринский, Сулейман-Стальский, Магарамкентский и Хивинский районы.

В Азербайджане эти люди проживают в районах Курсар, Хачмасс, Куба, Габала, Огуз, Исмаиллы, Шеки, Ках и во всех крупных городах, особенно в Баку. Специалисты Института антропологии и этнологии РАН считают, что лезгин на территории Азербайджана больше, но некоторые из них зарегистрированы как азербайджанцы.

Название-загадка

Когда вы встречаетесь с кем-то, интересно, почему они называют их именно так, а не иначе. Однако имя лезгин не даст ответов на все интересующие вопросы, для ученых оно до сих пор остается загадкой. Происхождение этнонима требует дальнейшего изучения. Известно, что древние авторы называли их по-разному. Древние историки называли лезгин «леки», арабский — «лакз» и грузинский — «лекеби”.

Слово «лезгины» встречается в письменных источниках только с XII века и сами представители лезгинских племен так не назывались. Довольно часто это определение использовалось русскими для обозначения жителей Южного Дагестана, где сегодня проживает большая часть лезгин.

Лезгины во время молитвы, 1929 г
Лезгины во время молитвы, 1929 г

Русский этнограф А. Н. Максимов писал, что лезгинами называют разные кавказские народы, и они тоже используют этот этноним:

«На юго-востоке Дагестана и на севере Бакинской губернии проживает относительно большое племя Кюринцы (условное имя, данное бароном П. Усларом), которые называют себя лезгинами, и от которых это имя было передано всем жители гор Дагестана вообще”.

Женщины в селе Куруш (село Лезги), 1928 год
Женщины в селе Куруш (село Лезги), 1928 год

Генетика

По данным генетических исследований К б н. Б. Юнусбаева, лезгины являются носителями следующих гаплогрупп:

  • J1 — 58 %;
  • R1b — 16 %;
  • G2 — 10 %;
  • I1 — 9 %;
  • E1b1b — 6 %.

По данным D b n. О. Балановский, по результатам исследования 81 пробанта (опубликованного в 2011 г.), лезгины несут следующие гаплогруппы:

  • J1 * — 50,4 %;
  • R1b1b2 — 29,6 %;
  • G2a * — 12,3 %;
  • R1a1a — 3,7 %;
  • Т — 2,5 %;
  • J2 * — 2,5 %;
  • N1c1 — 1,2 %;
  • L2 — 1,2 %;
  • G2a1a — 1,2 %;
  • E1b1b1 — 1,2 %.

Численность

В мире насчитывается от 680 000 до 850 000 лезгин. Из них 476 228 человек, по переписи 2010 года, проживают в России, а 387 746 человек — в Дагестане. По результатам переписи населения Азербайджана в 2009 году здесь проживает 180,3 тысячи лезгин. По другим оценкам, их 350 тысяч.

Антропология

Люди принадлежат к кавказской расе (кавказский тип с примесью каспийского подтипа).

  • Для европеоидов-лезгин характерно сравнительное удлинение лица, более выраженная пигментация и развитая третичная линия роста волос.
  • Высота высокая.
  • Цвет волос: черный (53,49%), темно-русый (30,23%), светло-русый (16,28 %) .
  • Характерны темные, светлые и смешанные цвета глаз. Несравненно толще, чем глаза светлых тонов, встречаются переходные цвета (37%), средние, указывающие на смешанный тип. Такие глаза часто производят впечатление зеленого цвета.
  • Брахицефалия (черепной указатель — 84-85).
  • Черты лица угловатые. Скулы широкие, но незаметные.
  • Нос длинный и широкий. Профиль прямой, вогнутый, реже выпуклый. Кончик горизонтальный, иногда приподнятый или загнутый.
  • Подбородок острый, прямой, часто выступает вперед.
  • Затылок выпуклый.

Язык

Лезгинский язык входит в состав лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Русский и азербайджанский (как второй язык) также широко распространены среди легианцев; большинство языков двуязычные и трехъязычные. Лезгинский язык делится на 3 диалекта: куринский, самурский и кубинский. Куринский диалект включает гунейский, яркинский и курахский диалекты; Самурско-докузпаринский переходный диалект и ахтынский диалект. Кроме того, существуют самостоятельные диалекты: курушский, гилярский, фийский и гельхенский.

В 1905 году царское правительство, стремясь облегчить русификацию народа, предприняло попытку создать лезгинскую письменность на основе разработанной с года барона П.К. «Кюринской азбуки», но эта попытка провалилась. В 1928 г для лезгинского языка был введен латинский алфавит, а в 1938 г. — новый алфавит на основе кириллицы. Основой лезгинского литературного языка был гюнейский диалект куринского диалекта.

Основные положения

Существует 3 основных диалекта: кюринский, самурский и кубинский. Существуют также самостоятельные диалекты: курушский, гилиарский, фийский и гельхенский. Звуковой состав лезгинского языка: 5 гласных и около 60 согласных фонем. Отсутствуют глухие боковые, близнецы согласные, есть губная спиранта «ф». Силовое ударение, закрепленное на втором слоге от начала слова. В отличие от других северокавказских языков, в нем отсутствуют грамматические классы и гендерные категории. Имена имеют категории падежей (18 падежей) и числа. Глагол не меняется в лицах и числах, сложная система времен и способов. Основные конструкции простого предложения — номинативный, эргативный, дательный, местный. Отмечено разнообразие типов сложных предложений.

Письменность

Изначально у лезгиноязычных народов не было единой письменности. По словам Корюна, в начале 420-х вместе с неким священником-переводчиком Бениамином Маштоцем он создал письма для алуаноязычных племен Кавказской Албании.

После того, как Кавказская Албания потеряла свою независимость, была введена письменность на основе арабского алфавита, которая не получила распространения, например, письменность на основе латинского алфавита, созданная в 1928 году. С 1938 года письменность на основе русского алфавита использовалась для письма на гунейский диалект кюринского диалекта:

Ах Да б В G г Гъ гъ Гь гь D d Ее
Ее Fa f Z z И и Ты K k Къ Кь
КӀ Ll Мм N n Ой ой N n ПӀ P p
С участием Т т TӀ tӀ Ты Эээ Fa f Х х Хъ хъ
Ххх Ts c ЦӀ ЦӀ Ч ч HӀ hӀ W w Ты Да б
С Да б Эээ Ю Ю Я — это я

Цветом в таблице отмечены буквы, встречающиеся в гунейском диалекте только в словах, заимствованных из русского языка.

Внешность

Одежда лезгин схожа с обычаями других народов Дагестана. Мужская одежда состоит из рубашки на талии с подкладкой из необработанного хлопка, широких брюк из темной ткани, шерстяных носков, бешмета, черкесского пальто и шляпы. Костюм дополнен серебряным поясом, наблюдателями и кинжалом. Зимой мужчины носили меха.

Многие мужчины сегодня носят городскую одежду. Часто встречаются элементы национального костюма из шляп, шерстяных носков и дубленок с фиктивными длинными рукавами.

На женщинах была длинная туника-рубашка с воротником-стойкой и длинными рукавами. На них были мешковатые брюки с зауженной книзу рубашкой. Из-под рубахи была видна нижняя часть ног, женщины украшали их вышитыми узорами и полосками яркой ткани. В конце XIX века в гардеробе лезгин появилось платье-пончик. Женщины старшего возраста носили такие платья из темных тканей, а молодые женщины носили булочки из ярко-зеленой, красной и желтой ткани. Одежда была свободной, каждая женщина шила ее собственными руками. Сегодня женщины носят национальную одежду, особенно в сельской местности. Хотя многие постепенно покупают городскую одежду и обувь, по-прежнему строго соблюдается обычай, запрещающий появляться на публике с непокрытой головой.

Женский головной убор — чутха, это шапка, которая надевается на голову с вшитой сумкой для волос. Носили лезгинку и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и женатые люди носили вуаль, чтобы прикрыть часть лица и рта. Это было необходимо.

Женщины носили множество украшений, колец, серег, браслетов. Одежду украшали серебряными монетами. Считалось, что звук этих монет пугает плохих парней и привлекает хороших. Серебряные лезгины считаются особым металлом, который собирает плохую энергию и очищает себя от нее.

Красоту женщины этого народа определяли стройная фигура, черные брови и глаза, волосы. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не было принято заплетать только одну косу, считалось, что если девушка выйдет в такой прическе, она останется одна навсегда. В частности, такая прическа была запрещена женщинам, имевшим братьев и отцов. Часто, когда лезгинки ссорились друг с другом, они произносили фразу: «Чтоб ты оставался с косой».

Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монеты и бусы. Лезгины считали, что обладают магическими способностями и защищены от сглаза и болезней. Поверх детских курток надевали нагрудник из хиригана. На спине пиджаков и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цук, который состоял из 12 лепестков разного цвета на количество месяцев в году. Считалось, что цветок защищает ребенка от несчастий на протяжении всего года.

Религия

Верующие лезгины исповедуют суннитский ислам мазхаба шафиитов, меньшинство мазхаба ханафи. Исключение составляют жители села Мискинджа Докузпаринского района Республики Дагестан, являющиеся шиитами (джафаритский мазхаб).

Жизнь

У лезгин большая семья, состоящая не только из мужа, жены и детей. Включает родителей, сестер и младших братьев обоих супругов, овдовевших невесток. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость.

Долгое время основным занятием населения было сельское хозяйство. Они выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, жившие в низинах, в основном занимались выпасом скота. В горах животноводство было отгонным пастбищем. В основном выращиваются овцы, козы и крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционные ремесла — прядение, изготовление тканей, войлока, ковров, ткачество, кузнечное дело, обработка кожи, ювелирных изделий и оружия.

Жилище

Основной вид поселения лезгин называется «хуйр». Поселки, расположенные в горах, в основном расположены на склонах, недалеко от источников питьевой воды. Дома расположены близко друг к другу. Село разделено на микрорайоны, которые иногда по одному могут образовывать большие территориально связанные поселения «тухум». В каждом селе есть мечеть и деревенская площадь «ким». На нем местные жители, то есть мужчины, собираются в селе, чтобы обсудить и решить важнейшие вопросы сельской общественной жизни.

Самый старый район расположен в верхней части города и состоит из старинных каменных домов. Это настоящие крепости с закрытым двором, бойницами и несколькими внешними цепями. Здесь обычно нет растительности. Центральная часть горного поселка расположена на менее крутом склоне. Новые микрорайоны расположены на ровной местности, состоят из более протяженных дворов, отгороженных от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени двора — одноэтажный дом, построенный из камня или сырцового кирпича. В современных нижних районах есть школы, клубы и больницы. В горном поселке Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем микрорайонах, с садом. Зимой они живут наверху, а летом переезжают вниз.

Дома лезгин имеют П-образную и Г-образную форму, либо построены в форме замкнутого квадрата. Чтобы попасть в двухэтажный корпус с улицы, необходимо пройти в небольшой двор через арочные ворота. В углу двора стоит печь, в которой пекут пироги чуреки. Каменная или деревянная лестница со двора ведет на галерею, на которую открываются двери всех комнат дома.

Стены и пол в доме лезгиных всегда покрыты коврами и коврами. В одной из комнат есть камин, где готовят еду. До середины 19 века вместо окон в домах просверливали отверстия в плоских крышах. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже просверлены в стенах. Их тоже делают в старых домах. С середины XIX века в домах стали строить балконы с видом на улицу. В некоторых горных деревнях соседние семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.

Хозяйство

Становление аграрно-животноводческого хозяйства у лесгиных, как и во всем Дагестане, происходило в эпоху неолита (конец VII-VI вв. До н.э.). Бронзовый век ознаменовался резким подъемом сельского хозяйства и животноводства, ростом террасного земледелия, внедрением основных зерновых культур, садоводством, виноградарством и завершением приручения животных.

Прекращение давления кочевников способствовало возникновению в шестнадцатом и девятнадцатом веках естественной экономической специализации в географических природных зонах с наложением экономических и природных зон и основных хозяйственно-культурных территорий: 1) низменность — нижняя часть Пьемонта. Постоянные пашни и постоянные животноводы; 2) среднегорная зона оседлых земледельцев (террасные поля) и отгонных пастбищ (в виде трансчеловеческих); 3) высокогорный район оседлых мобильных пастухов и земледельцев (пологие поля.

Все три области образуют единое целое с общими территориями Дагестана, которые образуют единый комплекс экономических и культурных территорий историко-культурного региона Дагестан.

Традиционные занятия — земледелие (зерновые, бобовые, огороды, дыни и тыквы), виноградарство, садоводство, а также животноводство, на равнинах — в основном выпас скота, в горах — отдаленные и мобильные (в основном овцы). Традиционные ремесла и ремесла — производство ковров, джураба, сукна, войлока, обработка дерева, металла (оружие и украшения), кожи, керамики. До Октябрьской революции многие легианцы работали сезонно с фермерами и на нефтяных месторождениях Азербайджана.

Гендерное разделение труда также определялось возрастом. Реализация во многом зависела от экономической деятельности. В сельском хозяйстве преобладал мужской труд, в животноводстве — женский. Труд мужчин: вспашка, посев, полив, сбор урожая и уход за деревьями, работа со скотом и упряжи, транспортировка, выпас скота, изготовление инструментов, оружия и деревянных инструментов, выезд на чужую землю на заработки, на покупки, бартер и т.д. Женщины: прополка, уход за скотом и птицей, сбор фруктов, хранение продуктов питания для будущего использования, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспечение водой семьи, приготовление пищи, уборка, уборка, стирка и т.д. Общие: сбор хлеба, сена, завоз сена, обмолот, заготовка дров и т.д.

В настоящее время кардинальные изменения произошли в экономике и культуре. Создано механизированное земледелие, выращены новые технические культуры (табак), проведены масштабные ирригационные работы, садоводство, виноградарство, шелководство (особенно у лезгин Азербайджана), птицеводство и пчеловодство. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.

Еда

Основная традиционная еда лезгин — это бобовые, крупы, молочные и мясные продукты. Хлеб выпекается из кислого или пресного теста в виде лепешек. Для приготовления используется специальная духовка. В Дагестане большой популярностью пользуется лезгинский тонкий хлеб. Очень популярны и афарарские лепешки этого народа, наполненные рикоттой, ароматными травами и мясом. Лезгины готовят супы из мяса и картофеля «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Используется свежее и сушеное мясо, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатаи кабаб, котлеты. В рацион народа входят различные блюда азербайджанской кухни. Тач готовят из напитков — желеобразного напитка из проросших зерен пшеницы. Лезгинская ритуальная еда — блюдо из сушеных бараньих ножек с кукурузой и зернами пшеницы, каша из муки хашил и халва из пшеничной муки Isis. Пьют свежее и простоквашу, делают сыр и масло, варят каши.

Брак и семья

Брак в основном заключается в соответствии с законами шариата. Этапы брака: сватовство, сговор, помолвка, пребывание в «другом доме». Расположение патрилокальное. Последовательность знакомства супругов с новой семьей и новой семейной ячейкой: войти в семейную комнату (общую), сначала пройти к источнику за водой, вернуться домой, снять запреты избегания.

В воспитании детей наибольшее внимание уделялось привычкам будущих занятий: воином и любовницей-матерью.

лезгинские народы в современном Дагестане менее религиозны

лезгинские народы в современном Дагестане менее религиозны

В традиционной материальной культуре лезгин много общего в Дагестане.

Наука, образование

Лезгины внесли значительный вклад в образование. Среди лезгин появилось много выдающихся личностей. Это Магарам-эфенди Ахтынский (XIX век), кади Мирза Али-эфенди Ахтынский, которые говорили на персидском, турецком, арабском языках и писали на них. Известный мыслитель и идеолог Магомед Ярагский (духовный лидер национально-демократического освободительного движения горских народов Кавказа в XIX веке) оставил очевидный след. Научные идеи Шейха Ярагского продолжил его сын Хаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по материнской линии известного ученого Хасан-эфенди Алькадарского. Одним из видных ученых Кюринского района был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его сын Абакар-эфенди занял место учителя в местном медресе. Эстафету научных исследований Абакар-эфенди принял его сын Абдул-Хамид-эфенди. Среди известных арабских ученых — Абдул-Хаким-эфенди, уроженец Самурской области, который жил и работал в селе. Шихикент. Он получил инвестиции от Магомеда Ярагского и стал наставником накшибенди тариката. Сын Хаким-эфенди Молла Абдул-Гай также считался знатоком арабских наук. Ведущей фигурой в науке был отец Хасана Алькадари (Алькадара) Хаджи Абдулла-эфенди. В молодости он получил образование в Махмудкенте у Хаджи-Селим-эфенди и Молла Магомед-эфенди Ярагского, а затем у гимринов Гази-Магомед-эфенди и харахцев Хаджи Али-эфенди, затем у Магомед-эфенди из Ярагского. До конца жизни он занимался распространением знаний и науки в родном селе. Алькадар. Среди ученых можно упомянуть Гаджи-Магомед-эфенди, сына шейха Магомед-эфенди. Выдающимся арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был из села Гаджи Амирали-эфенди. Тахирджал.

Вершина лезгинской науки историки связывают с именем Хасан-эфенди Алькадара (вторая половина XIX века). Помимо лезгин, он знал русский, персидский и турецкий языки, прекрасно знал восточную литературу, писал стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил несколько лет под руководством Ахтын-кади Мирза-Али- эфенди. Научные трактаты Алькадарского о религии и философии не утратили своего значения и в наши дни. Свидетели продолжили Г. Алькадарский, М. Гасанов и другие.

Лезгины внесли значительный вклад в науку и образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине ХХ века стали А. Абилов, Г. Аликберов, М. Омаров, М.-М. Мерземетов, Г. Магомедов, Н. Казиев. Т. Исмаилов, А. Юсуфов, Н. Ахмедов, Н. Эмиров, И. Ханбалаев.

Лезгины также заняли достойное место среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана. Это Рза Шихсаидов, первый уполномоченный по здравоохранению в Дагестане, окончивший Петроградскую военно-медицинскую академию в 1916 году. Первым народным уполномоченным по сельскому хозяйству в республике тоже был лезгин — села М. Ахундов. Мискинджа.

Имена Г. Гасанова известны далеко за пределами нашей страны — Герой социалистического труда, лауреат Ленинских и государственных премий, доктор технических наук, профессор, внук известного ученого Хасана Алькадари, М. Лезгинцев — первый руководитель финансовой службы Красной Армии его сыновья — Г. Лезгинцев (выдающийся ученый и известный писатель, доктор технических наук, адмирал) и М. Лезгинцев (контр-адмирал, командир подводной лодки), А. Шихсаидов — выдающийся ученый, главный научный сотрудник Института ИАЭ ДНЦ РАН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РД и РФ, лауреат Государственной премии РФ награжден Орденом Дружбы. Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку — А. Гусейнов, Ш. Саадиев, З. Рамазанов, Н. Абдулгамидов. Лезгины гордо произносят имена братьев профессоров Аливердиевых, А. Агаева, Х. Рамазанов, У. Мейланова, Б. Талибов, А. Гулмагомедов, К. Акимов, Г. Искендеров, С. Алкадарский, А. Ганиева, Ф. Ганиева, Г. Гашарова, Ф. Вагабова, Р. Кельбеханова, А. Бабаев, Э. Эмирбеков, Ф. Аликберова, Д. Ахмедов, М. Вагабов, С. Агаширинова, Р. Гайдарова, Б. Рагимова, Г. Гаджиева, К. Адигезалова-Пальчаев, Г. Сафаралиев, Н. Кличханов и многие другие.

Значительный вклад в дагестанскую литературу внесли ашугские поэты лезги Салих Ярагинский (17 век), Ялцуг Эмин (17 — первая половина 18 века), Абдулхалик (Закир) Ахтынский, Магарам Ахтынский, ашугская шайда Тагиркентской (18 век), поэт Лезги Ахмед Гусарский (18 — начало 19 века), Мазали Али из села. Маза, Молла Нур из пос. Ахты, Сталь Саид села. Ашага-Сталь и др. в ХХ веке. Лезгинскую поэзию и прозу прославили Раджаб Амирханов, Ахджег Гаджи, Абдулла Саруханов из села. Ман Кули (Гусарский район), Нуредин Шерифов (Гусарский район). В ХХ веке. Знаменитыми ашугами были абдулла из села. Хлют, Абдул из села. Джаба, Саадулла Хурюга, Ширин села. Фи. Из недр ашугской поэзии выросли величайшие лезгинские поэты. Саид Кочхюрский (18 — начало 19 века), Этим Эмин, Сулейман Стальский, Тагир Хурюгский, Ш. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А. Саидов, Б. Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К. Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев , А. Раджабов, К. Казимов, М. Джалилов, А. Фатулаев.

С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р. Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М. Ганиева, К. Алиханова, А. Усамова и многих других.

Традиции

В каждой лезгинской семье есть безоговорочное послушание старшим. К пожилым людям относятся с большим уважением. Им не разрешается выполнять тяжелую работу. Было женское неравенство. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и социальной деятельности. Существуют старые традиции, не позволяющие современным лезгинским женщинам добиться равенства с мужчинами. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается носить еду с мужчинами в присутствии посторонних, а мужчинам стыдно открыто помогать женщине в ее работе. Но поднять руку на женщину или каким-то образом оскорбить ее достоинство считается большим грехом не только для мужчины, который старался, но и для всей его семьи.

Традиция кровной мести у лезгин исчезла после Октябрьской революции, и сельчане все чаще помогают не только своим родственникам, но и соседям.

Раньше женщины рожали только дома и использовали магические средства для облегчения родов. Мужчин в это время в доме не должно было быть, и тот, кто первым сообщил ему о рождении ребенка, получил подарок. Если родилась девочка, это было менее радостно, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженице не полагалось спать, но она была обязана защищать ребенка от демонов. Во дворе духов прогнали лошади и выстрелы.

Имя новорожденному дал один из старших родственников. В этот день был семейный отдых, готовились лакомства. До сих пор младенец носит имя умершего родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок долгое время капризничает и болеет, его имя иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли в священные места Кавказа. Лезгины твердо верят в целебную силу таких мест и серьезно относятся к их посещению.

Волосы, которые сначала постригли для ребенка, не выбрасывали и не защищали. Первую стрижку сделал мужчина, который был старшим в семье. Волосы кладут под подушку для малыша, чтобы он мог выспаться крепко и крепко. Чтобы ребенок не был вором, ему долгое время не подстригали ногти, а при первом проведении этой процедуры подстриженные ногти сжигали.

Считалось плохим предзнаменованием, если мать нашла у ребенка первый зуб. Если это случалось, она отрывала воротник нижнего белья, чтобы зубы ребенка росли хорошо. Воротник рубашки тоже был слегка оторван от мальчика. Первому, кто заметил молочный зуб, дали иглу — символ остроты.

Раньше лезгины состояли в браке с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В древности родители супругов оговаривали брак своих детей, когда они были еще маленькими. Иногда воровали невесту, если она не хотела выходить замуж или если родители избранника были против. Сватовство происходило перед свадьбой. В дом невесты пришла близкая родственница жениха и сделала предложение. В случае согласия родственник жениха отправлял невесте кольцо, шарф и тарелку с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами пришел в дом невесты и принес шарф и немного денег, родители согласовали размер калыма. С этого момента молодожены не должны были встречаться.

Брак начался одновременно в домах супругов. Войдя в дом жениха, невеста должна была раздавить ногой ложку масла, стоявшую в дверном проеме. Затем невесту вели в комнату и усаживали на сундук с приданым. Во время отпуска невеста сидела молча. В полночь к ней подошел жених, а окружавшие невесту женщины ушли. Утром жениху следует искупаться в реке и провести весь день дома с другом или родственником. Если невеста не была невиновна, жених мог выгнать ее из дома и немедленно развестись. Часто после этого девушки кончали жизнь самоубийством. В Самурском районе на момент развода семья мужчины должна была выплатить семье женщины денежную сумму для содержания его бывшей жены.

Сегодня брак Лезгина иной. Калым больше нет, мул не участвует, невест не похищают, а родители расходятся во мнениях относительно будущего брака маленьких детей. Обряд бракосочетания практически не изменился, только во многие села невесту привозят не на лошадях, а на машине, а приданое возят на грузовике.

Детское образование занимает важное место в жизни людей. Они начали учить и воспитывать их еще в утробе матери. Лезгины гостеприимны и дарят своим гостям все самое лучшее. Хозяева предоставят гостю самую удобную и большую кровать в доме и сами спят на полу.

В конце марта у лезгин отмечается праздник — день весеннего равноденствия, знаменующий начало нового сельскохозяйственного года. Вечером накануне праздника в каждом доме зажигают костры. Каждый пытается разжечь свой огонь ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и поправляют здоровье. В этот день лезгины облачаются в новую одежду и накрывают праздничный стол.

Еще один значимый праздник этого народа — Вишневый фестиваль. В деревнях, где был богатый урожай этих ягод, лезгинские семьи несколько дней гуляли по вишневым садам, устраивали там танцы и песни.

Во время цветочного фестиваля девочки и мальчики отправились в горы за цветами. О торжестве позаботился молодой человек «шах». Заранее молодые люди подготовились к празднику, сшили одежду и запаслись продуктами для поездки. В назначенный день в сопровождении барабанщика девочки и мальчики вернулись в село, танцевали и организовывали соревнования по силовым упражнениям. Победительницам девушки вручили призы: носки и сумки. Это торжество длилось до 3-х дней.

Когда долго не было дождя, леггинсы совершали особый обряд. Из бедных выбрали человека, одетого в костюм из больших зеленых листьев. На голову человека ставили железный таз. Такой переодетый мужчина в компании друзей ходил по дворам, хозяйки поливали его водой, давали деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа отправлялась на «священный пир», и после этого они хором произносили слова, вызывающие дождь. Лакомства разделили между присутствующими, большая часть была передана мумии.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгинский — что это за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою небольшую численность, лезгины имеют довольно базовые моральные нормы, связанные с давними традициями.

лесбиянка национальность персонаж

Из свадебных обычаев можно выделить один из самых неожиданных: похищение невесты. Самое интересное, что эта традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. Для молодой женщины определенная плата просто была сделана ее родителям. Возможно, сегодня он чем-то напоминает покупку и кажется не совсем достойным, но практика показывает, что большинство местных жителей отнеслись к нему с радостью и большим энтузиазмом.

лезгин национальность религия

Культура

Азербайджан сильно повлиял на лезгинскую культуру. В лезгинах более 500 мелодий и песен, героических песен и сказок. Героический эпос «Шарвили» — эпический памятник лезгинского фольклора. Он сохранился в отрывках из стихов и прозы.

Основное место в песенном фольклоре занимают лирические танцевальные песни. Инструментальная музыка лезгина полна мелизматики. Есть и танцы в народном творчестве, самая известная из которых — лезгинка. Этот парный или сольный мужской танец очень популярен на Кавказе. Танец зарб макям исполняют и мужчины. Плавные и медленные народные танцы Усейнель, Перизант Ханум, Бахтавар и Ахты-Чай известны в танцевальном фольклоре.

Музыкальные инструменты лезгин:

  • кеманча
  • изменения
  • balabane
  • чонгури
  • деготь
  • daldam
  • тутек
  • лира
  • cfill
  • зурна
  • лакхут

В 1906 году в селе Ахты был основан первый лезгинский театр, а в 1935 году — Лезгинский государственный музыкально-драматический театр имени Святого Стальского. В 1998 году в Азербайджане открылся Лезгинский государственный театр.

Лезгинский костюм

Традиционная одежда лезгин схожа с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, мешковатые штаны, бешмет, черкесское пальто, папаха, в холодную погоду — голова и тулуп, имевший разнообразие. На женщинах были платье-рубашка, цветные брюки, бешмет, чухта, шарфы разной формы и цвета. Среди ювелирных украшений были широко распространены серебряные пояса для мужчин и женщин, украшения для головы и груди, браслеты, кольца. Детская одежда по покрою не отличалась от взрослой: это была миниатюрная копия 125 .

Народный танец, известный во всем мире

Некоторых возмущает, что эти религиозные учения пропитаны мифологией и очень часто противоречат общепринятым представлениям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла основы современности. Они, безусловно, чтят традиции, но относятся к ним гораздо менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный лезгинский танец. Сегодня мало кто никогда не слышал о лезгинке.

лезгин что это за нация

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцуют лезгины. Эта национальность весьма характерна, и танец тому доказательство. Как давно появилась лезгинка и сколько ей лет, доподлинно неизвестно. Некоторые предполагают, что это происходит от кавказских ритуальных танцев.

Лезгинка — очень динамичный танец, полный движения. Кстати, современное название ему дали русские. Веселая и веселая музыка, под которую исполняется этот танец, не оставила равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже немного видоизменили или иначе интерпретировали древнюю традиционную мелодию.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин к гостям и старикам. К ним относятся с особым уважением. Пожилым людям не разрешается выполнять тяжелую работу, а гостям не разрешается выполнять работу по дому, даже если они просят об этом срочно. Гостям дано все самое лучшее: они спят на самой удобной кровати, даже если хозяева могут спать на полу. Иногда хочется, чтобы сегодня многие люди могли лучше изучать свою культуру и извлекать уроки из чего-то полезного для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Сегодня люди многого достигли, но потеряли нечто ценное: понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

история лезгинской национальности

Восточные культуры в принципе отличаются от других особым отношением к женщинам. На Востоке их всегда считали второстепенными членами общества. Лезгинская культура не исключение, но можно с уверенностью сказать, что, несмотря на эту ситуацию, мужчины всегда относились к лезгинам с глубоким уважением. Для лезгинской семьи считалось большим позором поднять руку на женщину или каким-либо иным образом оскорбить ее достоинство.

Страшилки для малышей

Раньше грузины пугали детей, говоря, что, если они будут плохо себя вести, лезгинцы придут за ними. Но что это за странное противостояние народов? Дело в том, что в старину среди лезгин было много горных воров, которые действительно могли похищать детей или забирать ценные вещи.

Вероятно, именно это занятие привело к появлению страшилок. Примечательно, что сегодня лезгины и грузины терпимо относятся друг к другу. Кроме того, у многих лезгин есть родственники-грузины. Как вы понимаете, в наше время лезгинами детей не пугают.

Выдающиеся лезгины

Благодаря своей богатой истории, насчитывающей более тысячи лет, многие из величайших исторических личностей, деятелей науки и искусства, а также спортсменов выросли среди лезгин. Среди них есть и такие, которые внесли вклад не только в развитие лезгинского народа, но и во всем Кавказе.

Исторические личности

  • Хаджи-Давуд Мюшкюринский. Один из величайших лезгин в истории лезгинского народа. Важный исторический государственный деятель в истории Азербайджана. История освободительной борьбы азербайджанского народа против иноземного господства в первой трети XVIII века связана с именем Гаджи-Давуда. Именно он стал ее главным организатором и руководителем. Он объединил ханства Восточного Азербайджана. Официально он был ханом Ширвана и Кубы в 1723 году со столицей Шемаха, где находилась его резиденция.
  • Шейх Мухаммад Эффенди Яраги. Он является основоположником мюридизма на Кавказе и учителем имама Шамиля, а также всех имамов Дагестана и Чечни. Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом паломничества. «Каждый, кто хоть раз слышал проповеди шейха Мухаммеда, превращается в тигра ислама и непобедим в битвах с врагом», — сказал имам Шамиль.
  • Абрек Кири Буба. «В период борьбы с завоевателями и поработителями лезгинский народ представил много храбрых генералов и мстителей-абреков из народа. Одним из талантливых абреков был Кири-Буба, его мужественные действия оставили глубокий отпечаток в памяти многих поколений. Он очень любил свой народ и был патриотом с большой буквы. Народ, в свою очередь, ответил взаимностью. О любви народа к своему герою сказано в многочисленных песнях, посвященных ему. Они до сих пор звучат как гимн доблести и отваге на свадьбах в деревнях Южного Дагестана. Дербентские и бакинские богачи расценили его действия как открытый бандитизм, а сам он был возведен в ранг вора. И наоборот, рабочие подошли к оценке своего бизнеса с других позиций, посчитав ее достаточно справедливой, направленной против злоупотреблений властью и в защиту интересов бедных».

Военные деятели и политики

Балакиши Араблинский (1828–1903), генерал, генерал Араблинский за безупречную службу получил ордена св. Станислава первой степени, св. Анны первой степени, св. Владимира второй степени и личную саблю и проявил мужество.

Георгий Лезгинцев, доктор технических наук, адмирал военно-морского флота бывшего СССР. Г. Лезгинцев — автор более 70 изобретений, пять из которых запатентованы за рубежом — в Англии, США, Канаде, Японии и других странах

Генрих Гасанов, контр-адмирал, главный инженер морских кораблей с ядерными реакторами, Государственная премия 1942 г., Ленинская премия 1958 г. 1970 г. — Герой Социалистического Труда, Красное Трудовое знамя и др.

  • Эфендиев Нажмудин Панахович (Самурский). Родился в селе Куруш Докузпаринского района. Выдающийся революционер, государственный и общественный деятель, политик, историк, религиовед, политолог, публицист, первый председатель ЦИК Дагестана (1921-1928), первый секретарь Дагестанского обкома Коммунистической партии Европейского Союза большевиков (1934-1937). Его активное общественное и духовное творчество, талант государственного и общественного деятеля, талант ученого и публициста прочно вошли в историю народов Дагестана.
  • Абилов Махмуд Абдулрза оглы. Он прошел путь от рядового солдата до боевого генерала. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Соединения генерал-майора Махмуда Абилова неоднократно успешно решали боевые задачи командования в оборонительных и особенно наступательных операциях, что отражено в приказах Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. Перед Берлинской наступательной операцией 20 апреля 1945 года решением СНК СССР М.А. Абилов в возрасте 47 лет получил звание генерал-майора. Он единственный военный генерал в Дагестане. Награжден орденами Суворова II и Кутузова II, а также орденами Богдана Хмельницкого, Красной Звезды, Американского Креста Почета 1-го ранга офицерского легиона, 14 медалей. В личных посланиях его приветствовали Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин и Президент США Г. Трумэн. В память о великом соотечественнике центральная площадь города Гусара и одна из центральных улиц города, а также одна из улиц Баку носят почетное имя Махмуда Абилова. Также на центральной площади Кусарова на высоком постаменте установлен бюст Махмуда Абилова.

Деятели науки, искусства и литературы

  • Сулейман Стальский один из основоположников советской лезгинской поэзии, исключительный ашуг, которого на Первом съезде Союза писателей СССР М. Горький справедливо назвал «Гомер ХХ века». В 1934 году вышел в свет «Избранник» С. Стальского, и в том же году ему было присвоено почетное звание Народного поэта Дагестана. За большой вклад в многонациональную советскую литературу С. Стальский был награжден орденом Ленина, выдвигался кандидатом в Верховный Совет СССР первого созыва.
  • Этым Эмин. Этым Эмин — известный лезгинский мастер стихотворения. Он оказал большое влияние на развитие отечественной поэзии. Творчество Этима Эмина претерпело эволюцию: от любовных песен, в которых чувствуется неудовлетворенность конкретными случаями жизни, мешающими влюбленным, поэт перешел к стихам, карающим социальную несправедливость.
  • Лезги Нямет (Мамедалиев Нямет Нифталиевич). Родился в 1932 году в селе Эчехюр Гусарского района Азербайджана, окончил филологический факультет Азербайджанского педагогического института, руководил литературным объединением. Писать начал еще в начальной школе при сельской школе. Сочинял стихи и сказки. Первое стихотворение было опубликовано в 1947 году в газете «Молодежь Азербайджана». При его жизни в Баку было издано четыре сборника стихов.
  • Эльза Ибрагимова. Известный композитор. Она родилась в 1938 году в городе Аджигабул. Музыкой занимается с детства. Первый представитель этноса Дагестана, получивший специальное композиционное образование. Он внес большой вклад в развитие азербайджанской культуры. Песни, музыку к которым написала Э. Ибрагимова, исполнили такие знаменитости, как Рашид Бехбутов, Шовкет Алекперова и многие другие.
  • Ризванов Забит Ризванович. Поэт и писатель. Широко известен как автор книги «Лезгинский рассказ». Помимо прочего, он внес значительный вклад в сбор и печать материалов по лезгинскому фольклору.
  • Гаджиев Магомед Магомедович. Он занимает значительное и почетное место в истории изучения лезгинского языка. Он положил начало ряду новых отраслей и направлений в изучении лезгинского языка, которые принимали активное многостороннее участие в общем языковом и культурном развитии лезгинского народа в 30-50-е годы прошлого века. Всего за 20 лет работы в этой сфере М.М. Гаджиев многого добился.
  • Джалилова Алла Гаевна принадлежала к высокому балету, она была духовной целительницей своего поколения. У Джалиловой остался образ, полный завораживающей тайны и без того неуловимой природы и самого времени, а для многих Дагестан и его учеников — путеводитель в мир гармонии и красоты искусства балета. В 1951 году за самоотверженное служение сцене была награждена орденом «Знак Почета» и удостоена звания Заслуженной артистки ДАССР. Его имя вместе с сценическим портретом вошло в большую брошюру, посвященную юбилею Большого театра (издана в 1947 году), вместе с такими персонажами, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов и С. Мессерер, О., Лепешинская, С. Головкина. А. Джалилова была назначена прекрасным переводчиком характерных танцев.
  • Гасанов Готфрид Алиевич. Родился в 1900 году в Дербенте. Он был внуком ученого, поэта, философа, автора книги «Асари Дагестан» Хасан-Эфенди Алькадара и правнуком шейха Мухаммада Ярагского. Выдающийся основоположник профессиональной музыкальной культуры Дагестана. Автор первой национальной оперы Дагестана «Хочбар», автор множества разноплановых произведений, концертов для фортепиано с оркестром. Его именем названа Махачкалинская музыкальная школа, основателем которой он является. Его Концерт для фортепиано с оркестром часто и в настоящее время исполняется оркестрами в России и за рубежом. Работа Г. Гасанова была высоко оценена правительством СССР. Дважды удостаивался звания лауреата Государственной премии, имеет почетные звания Заслуженный артист РСФСР и ДАССР.
  • Меджидов Кияс Меджидович 1911-1974 Родился в с. Ахтинский Народный дагестанский писатель. Маджидов Кияс — сын своего народа. В своих книгах он очень красочно показал жизнь высокогорья. Его роман «Кашка духтур» получил высокую оценку и был переведен на русский язык под названием «Сердце, оставленное в горах».

Спортсмены

  • Владимир Назлымов Аливерович — 3-кратный олимпийский чемпион, 11-кратный чемпион мира; Самый титулованный спортсмен Дагестана и один из титулованных спортсменов России
  • Мукаилов Сефибек Магомедтагирович — заслуженный тренер, судья международного класса по вольной борьбе
  • Джабар Аскеров — чемпион мира, 2-кратный чемпион Европы по муай-тай
  • Назим Гусейнов — олимпийский чемпион по дзюдо, двукратный чемпион Европы
  • Арсен Аллахвердиев — двукратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпийских игр (борьба)
  • Руслан Ашуралиев — двукратный чемпион мира, бронзовый призер Олимпийских игр (борьба)
  • Алим Селимов — Чемпион Мира, Первый Чемпион Дага в этом виде (греко-римская борьба)
  • Велихан Аллахвердиев — чемпион Европы (борьба)
  • Камран Мамедов — чемпион мира (дзюдо)
  • Эльхан Раджабли — чемпион мира (дзюдо)
  • Артур Муталибов — чемпион мира (борьба)
  • Вагиф Казиев — чемпион мира (борьба)
  • Давид Еседов — чемпион мира (рукопашный бой)
  • Эльвира Мурсалова — чемпионка мира (борьба)
  • Магомед Куруглиев — чемпион Азии (борьба)
  • Виталий Рагимов — чемпион Европы, серебряная медаль Олимпийских игр 2008 года в Пекине (греко-римская борьба)
  • Нарвик Сирхаев — чемпион России, обладатель Кубка России (футбол)
  • Осман Эфендиев — Победитель Кубка мира (борьба)
  • Ибрагим Ибрагимов — пятикратный чемпион мира (армрестлинг)
  • Альберт Селимов — чемпион Европы, чемпион мира, обладатель Кубка мира (бокс)
  • Рамазан Ахадулаев — трехкратный чемпион мира по боевому самбо)
  • Тельман Курбанов — чемпион мира (дзюдо)
  • Майдин Юзбеков — чемпион мира по тайскому боксу
  • Джабраил Джабраилов — интеркантинентальный чемпион мира, многократный чемпион России среди профессионалов (бокс)
  • Кавказ Султанмагомедов — чемпион мира (бои без правил)
  • Эмиль Эфендиев — двукратный чемпион мира (бои без правил)
  • Мухудин Агакеримов — чемпион мира среди молодежи (тайский бокс)
  • Бахтияр Самедов — чемпион мира (французский бокс Савват)
  • Алим Эминов — чемпион мира по карате
  • Тамерлан Сардаров — чемпион мира по карате
  • Арсен Меликов — чемпион мира (французский бокс Савват)
  • Эльдар Алиев — чемпион мира по боевому самбо
  • Тимур Алиханов — серебряный призер чемпионата мира среди юношей (дзюдо)
  • Мустафа Дагистанлы — 2-кратный олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира лезгин из Турции остался непобежденным (борьба)
  • Шахри Шихметов — чемпион мира по армрестлингу).
  • Тагир Магомедов — чемпион мира (армрестлинг)
  • Руслан Хаиров — многократный участник Олимпийских игр (бокс)
  • братья Гасан и Гусейн Курбановы
  • Артур Сефиханов — чемпион Европы по боксу
  • Шафидин Аллахвердиев — многократный призер чемпионатов России по боксу)
  • Хабиб Аллахвердиев — медаль чемпионата мира, профессионал с 2006 г. (бокс)
  • Эльдар Рамазанов — чемпион России по тайскому боксу
  • Аяз Умадалиев — бронзовый призер чемпионата Европы, пятикратный чемпион Азербайджана по самбо)
  • Нажмудин Хуршидов — чемпион мира по боевому самбо, чемпион России
  • Эмре Белезодоглу — обладатель Кубка УЕФА, бронзовый призер чемпионатов мира и Европы в составе сборной Турции. Играл за «Галатасарай», «Интер» (Италия), сейчас играет за «Ньюкасл» (Англия)
  • Кардаш Фатахов — чемпион мира по панкратиону).
  • Сейфулла Магомедов — 2-кратный чемпион Европы (тхэквондо)
  • Заур Ремиханов — чемпион мира по кикбоксингу
  • Ибрагим Гасанбеков — лучший бомбардир в истории ФК «Анжи», лучший бомбардир российских лиг (футбол).
  • Замира Рахманова — чемпионка мира (борьба).
  • Сафербеков Асиф — чемпион мира по самбо).
  • Сафербеков Васиф — чемпион мира по самбо).
  • Эдуард Мамедов — 8-кратный чемпион мира по кикбоксингу).
  • Насир и Назир Халиковы — чемпионы мира по армрестлингу).
  • Рамидин Казимагомедов — чемпион Европы, чемпион мира (армрестлинг).
  • Шекерхан Алисманов — 10-кратный чемпион Азербайджана по греко-римской борьбе).
Оцените статью
Блог про генетику