- История происхождения лакского народа
- Коренные жители Дагестана
- Борьба за сферу влияния
- Советские времена
- После распада СССР
- Общие сведения
- Где живут
- Название
- Численность лакцев
- Язык
- Религия
- Еда
- Внешность
- Этнография
- Обычаи и традиции
- Обряды
- Этикет
- Культура народа лакцы
- Жилище лакцев
- Одежда лакцев
- Знаменитые лакцы – герои СССР и России
История происхождения лакского народа
Споры о происхождении этого народа начались, как только первые исследователи начали изучать их историю. Дело в том, что населяющие Северный Кавказ племена упоминаются во многих источниках, но под разными названиями, и выяснить, о каких людях идет речь в этих документах, практически невозможно. Но поскольку источники есть — древние, персидские, арабские, то есть надежда, что их противостояние постепенно приоткроет завесу над древней историей лакцев и их соседей.
В то же время все говорит о том, что государственность у этого народа появилась очень давно, одной из первых в Дагестане. Видимо, в начале нашей эры разрозненные поселения Лака были объединены в одну страну, и вскоре после этого началось строительство Кумуха. Это историческая столица Лакии, крепость которой была построена в 6 веке по приказу персидского царя, когда горный Дагестан был частью его владений.
Следующий важный поворотный момент в истории народа: Дагестан вошел в состав Арабского халифата. Произошло это в 13 веке, и тогда же кумухский шамхал, а за ним и весь лакский народ обратились в ислам. Кумух превратился в крупный торговый и политический центр Кавказа.
В 15 веке шамхализм разваливался, но, хотя власть перешла к ханам, государственное устройство осталось прежним: страной правил хан, которому помогал совет, в который входили визиры, советники и военачальники. Это нашло отражение в сказках Лака, в которых роль правителя и его окружения отводилась тигру, снежному барсу и другим хищникам.
Именно во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы могущественных соседних государств: Турции, Персии и России. Каждый пытался втянуть его в свою зону влияния, и горцам приходилось яростно бороться за свою свободу. В результате Кавказской войны этот регион вошел в состав Российской империи, наступил мир, но жизнь изменилась к лучшему только после революции 1917 года.
Образование стало доступным для всех, и местные этнические группы в полной мере воспользовались им. Если до революции большинство горцев не умело читать, то после нее, особенно после улучшения письма, неграмотность ушла в прошлое.
Этот маленький народ подарил стране много прекрасных врачей, агрономов, летчиков, инженеров, ученых и писателей. В горных деревнях появились такие сильные учителя, что их выпускники легко попадали в лучшие вузы страны — Москву, Санкт-Петербург, Киев. Распад СССР на какое-то время обесценил образование, но теперь молодежь снова борется за университеты.
Рассказывая историю лакцев, нельзя не упомянуть такую страницу, как их переселение на территории, ранее принадлежавшие родственным чеченцам, депортированным в Среднюю Азию по указу Сталина после Второй мировой войны. Более 1500 лакских семей были переселены из гор в Новолакском районе и получили приказ не навещать своих родственников в течение 4 лет.
Вернувшимся из ссылки чеченцам запретили селиться на родине, но в 1991 году они заявили права на свою землю, что вызвало реакцию домино: лакцы не любили переселения из своих домов, деньги, отложенные на строительство новых домов, не пошли достучаться до людей. Земли, которые были отведены им под новые поселения, оказались малопригодными для жизни, более того, они принадлежали кумыкам, которые были недовольны этой идеей.
Коренные жители Дагестана
Писатель Лак Саид Габиев признает, что происхождение лакцев является результатом раздробленности более крупных народов, «фрагменты» которых, спасаясь от многочисленных набегов, ушли в горы. Среди арабов, в X веке нашей эры, которые принесли ислам в Дагестан на острие сабли, слово «лезгин» (лакз) упоминается для обозначения горцев. После арабов территорию сегодняшнего Дагестана завоевали монголы и турки. В частности, северная и Приморская равнины южнее Дербента издавна принадлежали Золотой Орде. А в конце 14 века появились первые упоминания о Кайтаге и Кази-Кумухе. Кайтаг состоял в основном из христиан.
Борьба за сферу влияния
В VI веке горный Дагестан был частью владений Персии; по приказу царя здесь была построена крепость. В тринадцатом веке эта территория вошла в состав Арабского халифата. Кумух занял положение центра торговли и политики на Кавказе. В 15 веке империя распалась и власть перешла к хану, помощь в королевстве была возложена на совет визирей и военачальников.
Турция, Россия и Персия боролись друг с другом за право установить здесь свое влияние. Жителям Кавказа пришлось бороться за свою свободу и независимость. России в конце концов удалось покорить этот гордый горный народ, но только после революции 1917 года жизнь лакцев в Дагестане стала достойной.
Советские времена
С приходом к власти коммунистов образование стало доступно жителям гор. Если раньше большая часть лакского населения не умела даже читать, то теперь представители этого древнего народа стали прекрасными врачами, летчиками, писателями и даже учеными. Молодые люди стремились учиться и получить достойную профессию.
В сталинский период 1500 семей горцев были переселены в Новолакский район взамен депортированных в Среднюю Азию дагестанцев. Их дома были разрушены. 26 деревень были разрушены частично, 18 — полностью. Поселенцев лишили права общаться с родственниками на четыре года.
После распада СССР
В 1991 году, после возвращения аборигенов, лакцы были вынуждены покинуть свои дома. Выделены земля севернее Махачкалы и средства на строительство новых поселков. Деньги часто не доходили до места назначения, а территория, предназначенная для заселения, как правило, оказывалась малопригодной для жизни. Но люди не сдавались.
В 2011 году были приняты флаг и герб Кулинского района, а в 2013 году — Лакского. После распада Советского Союза образование в некоторой степени потеряло свою актуальность, но сегодня молодые люди снова отдают предпочтение учебе и поступлению в университеты.
Общие сведения
Население России по переписи 2010 года составляет 178 630 человек, в том числе 161 300 человек в Дагестане, 2644 человека в Ставропольском крае и 1462 человека в Кабардино-Балкарии.
В государствах Центральной Азии лакцы проживают в Узбекистане (3400 человек), Туркменистане (4100 человек) и Таджикистане (2300 человек).
Этноним «краска». В 19 веке лакцев часто называли Казикумух, по имени главного села Кази-Кумух или Кумух (в 1642 — 1860 гг. — столица Казикумухского ханства), а также лак / ляк .
Различные названия лакцев широко распространены среди других народов. Аварцы называют лакцев «тумалом», даргины — «вулугуни / вульги», лезгины — «яхулв».
Лаки относятся к кавказскому типу балканско-кавказской расы великой кавказской расы.
Где живут
Большинство людей проживает на территории России, в Дагестане проживает 161,3 тысячи человек. Лаки живут в Ставропольском крае, в Тюменской и Московской областях, в Москве, Кабардино-Балкарии, Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане, Туркменистане, Казахстане, Киргизии, Грузии, Турции, Украине и Беларуси. Небольшая часть этой этнической группы проживает в Латвии, Эстонии, Армении, Молдове и Литве.
Название
Автономность народа — «лак» и «лакша». Лаккучу переводится как Лакман, Лак, Лакку маз — Лак, Лакку билаят — Страна Лаков, Лаккуи означает Лакия, Лакрал — Лак. В народе «лак» используется как топоним и этноним.
Некоторые народы называют лакцев по-другому:
- скупой — «туман»
- лесгини — «яхулар»
- даргинс — «Вульги», «Вулугуни»
- россияне — «Казикумухцы», «Лаки», «Лакцы»
- чеченцы — «газгиумки»
- кумыки — «казыкумуклар».
Численность лакцев
Эта национальность немногочисленна. По последней переписи народность лачка насчитывает около 160 тысяч представителей. Больше всего (86 тысяч человек) проживает в столице Дагестана — Махачкале.
Язык
Лак — один из 14 официальных языков Дагестана и относится к нахско-дагестанской группе кавказских языков. На нем говорят около 146 000 человек. На лакском языке издаются газеты и телепрограммы.
В лакском языке есть десять диалектов:
- витсхинский
- кумух
- аракуло
- каялинский
- шалиб
- Вачи-Кулинский
- балкарский
- шаднинский
- вихлинский
- моча
До 1928 года лакская письменность была основана на арабском алфавите, с 1928 по 1938 год — на основе латиницы, с 1938 года — на основе русского алфавита с добавлением некоторых букв. Многие лакцы хорошо говорят и читают по-русски.
Религия
Лаки исповедуют суннитский ислам (шафиитский мазхаб). Эта религия окончательно утвердилась среди людей в 11 веке. До этого у лакцев были боги, в которых они верили и всячески старались угодить своему благополучию и здоровью. Поклонялись огню, этот обычай до сих пор существует в лакских обрядах. Они сделали скульптуры в виде человеческих фигур из камня и дерева, покрыли их жиром и просили дождя, хорошего урожая и благоприятной зимы.
Лакцы считали, что дом защищает своего хозяина и семью от проблем, природных явлений и злых духов. Они считали, что в доме живет добрый дух Киини, который лакцы представляли в виде маленькой змеи, ящерицы и лягушки, которую он защищал от несчастья. Чтобы Киини не ушел, они сделали ему халву без сахара и положили ее в потайные уголки дома.
Лаки в прошлом исповедовали христианство. На древних камнях в горах Лакии есть изображение креста и древних христианских храмов.
Еда
В рацион Лакса входят молочные продукты, мясные и мучные блюда, картофель и овощи. Лаки из муки выпекают булочки, которые выпекают в специальной глиняной печи, похожей на перевернутую бездонную кадку. Такая печь располагается под навесом во дворе дома. Повседневная еда включает молочный суп с кукурузными клецками, сушеную баранину, сыр фета, овсяные хлопья, молоко, жареную баранину, ряженку с мукой и чай. Распространенные блюда — плов, жареный цыпленок с яйцом, рисовая каша, голубцы с кисломолочным соусом.
Внешность
Сегодня лакцы практически перешли на городскую одежду, но традиционную одежду все еще можно встретить. Мужчины носят кавказский пояс и головные уборы, паранджу. Старшие лакцы носят бешмет и черкесские плащи. И женщины, и мужчины иногда все еще носят вязаную обувь. Пожилые женщины носят длинные брюки, которые носили все лакские женщины.
Винтажное свадебное платье для женщин состоит из длинного белого шелкового платья с широким вырезом на груди и разрезом в центре. Вырезы обвязаны белыми шелковыми шнурками. Рукава платья длинные, разрезанные по всей длине. Под платье надевается белый шелковый свитер с узкими рукавами и воротником-стойкой.
Когда женщины и девушки выходят из дома, они покрывают голову большим шелковым платком с вышитыми мотивами. В повседневной жизни они носят черный атласный платок. В селе Вихли до сих пор носят головные уборы лачетских пожилых женщин. Жители села покрывают головы тканью, завязанной за головами гармошкой. Снизу до талии свисает ткань, низ которой расшит узорами и часто заканчивается бахромой. Поверх головного убора накинуто очень длинное белое покрывало, до 6 метров, которое закрывает голову, спину и плечи. Вихлинские женщины носят белую вуаль, а женщины из других деревень — черную.
В Кулинском районе многие женщины и дети зимой носят короткие дубленки. В других районах дети носят короткие куртки из разноцветных тканей. Серебряные монеты нашиты на спинку и плечи верхней одежды. Дети носят на головах плоские парчовые шляпы. С спинки шляпы падает кусок сшитой ткани. Волосы девочек заплетены в небольшие косички.
Этнография
Основные традиционные занятия — сельское хозяйство (более развито у равнинных лакцев) и животноводство. Разработаны собственные карманные биржи. Традиционные домашние промыслы и ремесла: обработка металлов (изготовление посуды, лужение, обработка драгоценных металлов), изготовление тканей, ковроткачество, войлочное производство, гончарное дело (село Балхар), вышивка золотом и серебром (села Кумух и Балхар).
Поселения лакцев располагались на склонах гор, дома были в основном двухэтажными, многокомнатными (на первом этаже — хозяйственные помещения, на втором — жилые), с небольшими балкончиками.
Традиционная мужская одежда близка к одежде других народов Дагестана и Кавказа, женская одежда более разнообразна и имеет местные вариации. Его основа — платье-рубашка и длинные брюки. В конце 19 века появились распашные платья (бузьмы) и платья покроя. Зимой надевали дубленки. Обувь — кожа и войлок. Головной убор — чухта и шарфы. В современном быту редко встречаются головные уборы, дубленки у мужчин, а у женщин — традиционные головные уборы (деревня Вихли) и длинные брюки.
Основные продукты питания — мука, мясо и молочные продукты; овощи и картофель популярны в советское время. Долгое время в семейной и общественной жизни лакцев оставались пережитки патриархальных родовых и феодальных отношений, доисламских верований — поклонение огню, камню, магическим изображениям (обряд дождя и др.).
Обычаи и традиции
Сегодня семьдесят процентов лакцев живут в городах. Несмотря на это, обычаи народа передаются из поколения в поколение. Жители Кавказа очень гостеприимны и примут семьей любого гостя. Поскольку условия жизни в горах суровые, лакцы всегда готовы прийти на помощь тем, кому в это время сложно. Любая проблема решается совместными усилиями. Соседи собираются вместе и работают вместе ради общего дела.
Каждый представитель лачковской национальности знает историю нескольких поколений своих предков. Каким бы далеким ни было родство этих людей, семейные узы между ними очень крепкие. Каждый Лаки дорожит своей репутацией. Совершив недостойный поступок, он подвергает опасности всю семью, ведь соседи будут помнить его на несколько поколений.
У лакцев есть культ мужчин. Соответственно выросли и дети. С ранних лет мальчики чувствуют себя мужчинами в семье, учатся нести ответственность и принимать решения. Девочки растут женственными. Лачки остаются худыми до старости, обладают активным характером и поддерживают в доме идеальный порядок. В семьях царит любовь к детям, уважение к старикам и забота о стариках.
В каждой деревне есть свой язык, который существенно отличается от литературного, а также свои обряды, по которым проводятся торжества и похороны. Это служит поводом для шуток друг с другом, так как у Лаков отличное чувство юмора. Музыка для них имеет большое значение, но главное в песнях горцев — голос, поэтому здесь особенно почитают хороших певцов.
Обряды
Лаки — древний народ. За века своего существования в нем накоплено множество традиций, поэтому все праздники сопровождаются обязательными обрядами. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Переговоры на свадьбу ведут сваты, которые являются близкими родственниками жениха. Ему не разрешается лично просить руки невесты. Переговоры длились три дня. В случае достижения договоренности проводится церемония помолвки. Затем назначается дата свадьбы. До этого дня невеста обязана сшить платье своему будущему мужу, а он, в свою очередь, готовит для нее платье из шелка и украшения.
За семь дней до свадьбы родственники будущей невесты приносят девушке подарки и хну, которой расписывают ладони невесты. После этой процедуры он не может выходить из дома до самого торжества.
В назначенный день свадебный кортеж идет от дома невесты к жениху. Лицо невесты закрыто фатой. Во дворе жениха разводят костер и расстилают ковер, по которому ходит невеста. Девочку посыпают пшеницей и сладостями, а мама мальчика угощает будущую невестку медом. Затем невесте следует посмотреть в зеркало и войти в дом со свекровью в подготовленную для нее комнату, куда в полночь придет жених. Девушка в этот момент сидит за накрытым столом, ожидаемый подходит и пробует лечение, после чего молодожены остаются одни.
Утром молодая жена идет за водой. Там с ней знакомятся молодые люди. Девушка должна дать им выкуп. Принеся воды, жена напоит мужа. После этого девушка имеет право заниматься уборкой в доме.
Похороны лакцев сопровождаются причитаниями, в которых выражаются все чувства и соболезнования родным и близким покойного. В течение первого года после похорон даты поминовения отмечаются пять раз. Кроме того, среда — один из этих дней, так как считается, что умерший возвращается домой в этот день недели.
Перед рождением ребенка будущая мама возвращается к родителям, где остается еще на сорок дней. Карточка с написанной на ней молитвой помещается в воду для женщины. Приносят из мечети пучок соломы, поджигают и окуривают будущую маму.
Через неделю после рождения ребенка в дом приглашают уважаемую женщину, которая должна уложить ребенка в кроватку. При этом собираются все родственники и вместе выбирают имя малышу, чаще всего оно принадлежит умершему члену семьи. На следующий день уважаемый семьянин бреет малышке голову. Локоны взвешивают и на деньги, вес которых соответствует весу стриженных волос, покупают сладости и раздают соседям.
Сорок дней за ребенком присматривают старшие. Взрослым запрещено приближаться к нему с оружием или золотом. Оберег ребенка — нож или веник. Для его ванной используется только деревянный контейнер, вокруг которого углем нарисован круг, чтобы обезопасить себя от вреда. Через сорок дней мать и ребенок возвращаются домой, родственники помогают им нести приданое ребенка, плов и халву.
Этикет
Если альпинист возвращается домой после долгого отсутствия, все его односельчане приходят в гости и приветствуют его. Если во время его отсутствия кто-то из соседей испытывает боль, возвращающийся должен их навестить.
В старину, если лак убивал родственника, месть считалась честью семьи умершего. Чтобы этого не произошло, преступнику пришлось закутаться в белую простыню и прижаться к груди матери жертвы, став ее приемным братом.
Культура народа лакцы
Лаки — люди с прекрасным чувством юмора. Они постоянно смеются друг над другом, но на чужбине борются за своих соотечественников.
Каждое праздничное или болезненное событие сопровождается песней. Песня для лаксов — это оригинальная музыка и красивые, задушевные стихи. Самое главное в нем — голос певца. Хорошие певцы всегда пользовались особым уважением лакцев. О них сложено множество легенд и историй. Если в семье был известный певец, то гордятся им не одно поколение.
Лакский народ отразил свои мысли, надежды и мечты в фольклоре. Эпические стихи, народные сказки, легенды, пословицы и притчи о Лаке легли в основу произведений выдающихся поэтов 19 века Мухаммеда Гаджиева, Малла-Магомеда, Гасана Гузунова.
Жилище лакцев
Древний дом Лакзен представлял собой одноэтажный дом с комнатой, высеченной в скале. В 19 веке лакцы начали строить двух- и трехэтажные многокомнатные дома. Хотя обычно вся семья проводила время в общей комнате, где горел огонь и готовилась еда.
Лаки выпекают хлеб в глинобитной печи с усеченным конусом, называемой клапа. Перед очагом было специальное углубление, в котором добывали горячие угли для обогрева зимой.
У лакцев есть уникальный предмет мебели, которого нет больше нигде на Кавказе: кирпичная кровать с подогревом. В ее основании находился дымоход с каменными плитами. Горячий дым равномерно согревал кровать.
При этом в лакских жилищах не было мебели, а кровати располагались в нишах стен. Вся одежда, украшения, приданое и другие товары у лакцев хранились в купленных сундуках.
Первые два этажа трех- и двухэтажных домов занимали хозяйственные помещения. Комнаты первого этажа, как и оконные проемы домов, были арочными.
В советское время лакские поселения стали зарастать по пологим склонам гор.
Одежда лакцев
В старину лакцы всегда носили кавказский пояс, шапку и плащи. Также старцы лакцы носили бешмет и черкес.
Раньше основным головным убором у мужчин была шапка. Ее размер и рост зависели от моды. В повседневной жизни мужчины часто носили пастушьи шапки.
Мужчины носят обувь с марокканскими сапогами, мягкие чувяки и сверху — в кожаных галошах. Для дома и мечети использовали пашмакары — бездонные ботинки на деревянной подошве.
Зимой женщины и мужчины носили валенки. Дамы были украшены вышивкой и кожаными аппликациями.
Вязаную обувь по-прежнему носят как женщины-лакцы, так и мужчины-лакцы. Старец Лачки также традиционно носил длинные брюки.
Одежда для женщин. Повседневное платье со шнуровкой — это свободная туника-рубашка, которую иногда носили заправленной на бедре в узкие брюки. В особых случаях надевали мешковатые брюки.
Молодые девушки носили яркие платья, старшие — темные.
У женщин всегда было много золотых и серебряных украшений: ремни, кольца, серьги. Они носили украшения с жемчугом, кораллами, твердыми и драгоценными камнями на лбу и груди. Низ подола и рукавов украшали гербами и цепочками.
Знаменитые лакцы – герои СССР и России
Самыми известными лакцами ХХ века, несомненно, являются Муса Манаров и Амет-Хан Султан. Их знают далеко за пределами республики и России. Муса Манаров — летчик-космонавт, Герой Советского Союза, именно об этом говорят его соотечественники, когда их собеседники признаются, что никогда не слышали о такой национальности, как лакцы.
Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан тоже летчик, и его полеты как во время Великой Отечественной войны, так и в мирное время, когда он испытывал новый самолет, описываются с упорством даже топорами летчиков и конструкторами самих этих машин.
Интересен факт, что мать Амет-хана Султана — крымскотатарская, и крымские татары считают его своим национальным героем. О том, что он лак по отцовской линии, умалчивают, поэтому время от времени возникают забавные инциденты. Самым известным является предложение назвать аэропорт Симферополя именем Амет-хана Султана. Они даже не знали, что аэропорт, носящий его имя, уже существует в Махачкале в России.
Помимо Амет-хана Султана, в годы Второй мировой войны Героями Советского Союза стали несколько лакцев: Ц. М. Макаев, Г.О. Буганов, Р.Б. Сулейманов, Я.М.А. Сулейманов. В тяжелое постсоветское время тоже нашлось место подвигам: уже два представителя этого гордого народа получили звание Героя России (к сожалению, посмертно). Это Мурачуев Х. Р и Гаджиев Г. Ш. Они защищали Родину от международного терроризма.
Я бы хотел, чтобы народность лакцев с их самобытной культурой, обычаями и уникальным языком не растворялась среди народов России, а сохранялась и развивалась, обогащая и обогащая культуры других народов.