Кыпчакская группа тюркских языков: от кого произошли кумыки и кто они по национальности

Этногенез и история Кумыков

На сегодняшний день нет общепринятой теории происхождения кумыков. Как правило, формирование кумыков восходит к временам Хазарского каганата (650-969 гг.), А предками кумыков принято считать гуннское племя савроматов — савиров, местное автохонное население, хазарские народы, а также кипчаки (половцы). Спор идет о том, какую этническую принадлежность следует считать главной составляющей. В кумыкском языке отражено влияние диалектов булгаро-хазарского, огузского и кипчакского типов.
Происхождение савиров очень запутанное и объемное. Первые упоминания о тюркоязычных племенах на территории Каспийского моря относятся ко II-IV векам нашей эры, когда в армянских и греческих источниках говорится о племенах барсилов и савиров. Некоторые из этих племен позже вошли в состав Волжской Булгарии.

Приведу хронику последних болгар, составивших «красивый» список династий, важных для этногенеза не только болгар, но и кумыков:

  1. Именская — с 15 тыс. До н.э по 9 век до н.э. (14 тыс. Лет)
  2. Сарматы — с 9 века до 140 г до н.э. (760 лет)
  3. Аланский — с 140 г до н.э по 159 г. (300 лет)
  4. Хонская (гунн) — от 159 г до 565 г. (404 года)
  5. Турецкий (в восточной половине империи) — с 565 г.
  6. Аварский (в западной половине империи) — от 565 до 630 г. (65 лет)
  7. Сувар Идель — 6в в начале 7в)
  8. Условно Кыпчак (запад) — с 630 г

В V-VII веках из-за давления более многочисленных тюркских племен часть хунно-савиров эмигрировала в горы, где вместе с предками авар, лакков и др. образовали государство «тавияк» (сарир) племена. Хунзах и Гумик, которые до прихода турок назывались Кебеди Лаками, стали оплотами гуннов-савиров в горах. Вероятно, по названию государства Гумик произошел этноним кумык, первоначально относящийся к племенному объединению «Кумук-атыкуз».

Интересно отметить, что черепа жителей Дагестана наиболее близки по строению к черепам гуннского периода, прежде всего кумыкского, что подтверждает гипотезу о том, что, вероятно, кумыки являются прямыми потомками населения гуннов царство гуннов.

В начале персидского похода Петра I (1722-1723) шамхализм пришел в упадок. Изначально тарковский шамхал Адиль-Гирей избрал пророссийскую позицию. Однако, недовольный постройкой русской крепости на месте современной Махачкалы близ Тарки, он поднял восстание. В результате он попал в плен, а шамхальский пост упразднили.

Надир-шах восстановил шамхализм, установив правителем сына шамхала Адиль-Гирея Хасбулата, принявшего персидское подданство.

Начало Кавказской войны снова разделило кумыкское общество на два лагеря. В 1819 году Ермолов разгромил Мехтулинское ханство, а в 1867 году Шамхальство Тарковское было ликвидировано.

Шамхальство

Самым крупным государством Кумыка было Шамхальство (Шаухальство), известное с 16 века как Тарковское. Точное время формирования шаухализма не известно: одни источники указывают на арабское влияние в 8 веке, по другим источникам шаухалиды имели ордынское происхождение. Некоторые источники также указывают на возможную смену династий Шаухалов.

Историк Низамеддин Шами назвал шаухалов союзниками Золотой Орды. В 1396 году, после победы над Тохтамышем, Тамерлан предпринял поход на шаухалов. Историк Шарафаддин Иезди сообщает: «Упорное сопротивление было выиграно, крепости взяты, жители убиты, убитыми построен холм, сам Шамхал убит». Позже Тамерлан помог восстановить власть Шамхала в Дагестане. Согласно османскому источнику, после поражения сына Тимура Миран-шаха Кара-Коюнлу кумыки обрели независимость и выбрали шамхала из рода Чингисханов .

Однако государство не избежало частичного коллапса к концу XVI века, когда оно было разделено на несколько полуавтономных (например, Мехтулинское, Эрпелинское и др.) Или независимых (например, Аксайское) княжеств. В 16-17 веках на международной арене усилилось присутствие шаухализма. Границы вассальных владений шамхала некогда простирались до Кабарды. Шаухал носил титул Вали Дагестанского, а некоторое время — титул хана Дербентского.

Выгодное стратегическое положение земель Кумыка, как одного из путей из Европы в Азию, стало причиной борьбы за влияние в регионе трех соседних империй, среди которых правители Кумыка часто проводили политику маневра.

Что значит название?

Много сложностей с происхождением названия. Согласитесь, слово «кумык» звучит довольно интересно и, как бы оно ни звучало на слух, должно иметь какой-то перевод. Появление этого определения многие исследователи связывают со словом кыпчак «кимак» или другим названием кыпчака — «куман”.

Некоторые ученые отмечают, что это имя может быть связано с топонимом. Интересно, что сами кумыки используют и другие варианты самоназвания по отношению к себе, и большинство из них означает «низинные жители». Сходные характеристики очевидны и в источниках Дагестана, где кумыков называют «людьми равнин», указывая на их место жительства.

Где живут, численность


Исторически Кумык занимал значительную территорию Кумыкского плана. Край характеризовался плодородными землями, прекрасным климатом, находился на перекрестке торговых путей, в том числе Шелкового. Это дало кумыкам прекрасные возможности для развития, но сделало их мишенью для территориальных вторжений со стороны соседних государств.
По переписи 2010 года в России проживает более 503 тысяч кумыков. Основная часть представителей народности, около 431 000 человек, занимает исторические заселенные территории на севере Дагестана, которые в процессе притеснения сократились. Количество кумыков в других регионах России:

  • Тюменская область (включая Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ) — 18 668 человек.
  • Северная Осетия — 16 092 человека.
  • Чечня — 12 221 человек.
  • Ставропольский край — 5639 человек.
  • Москва и Московская область — 3973 человека.

Значительная часть национальности мигрировала с исторической территории проживания в Турции, Сирии, Иордании. Причины — война на Кавказе, установление Советской власти, официально непризнанные репрессии 1940-х годов.

Генетика кумыков

Кумыки не мыслят себя вне турецкого историко-культурного мира и поддерживают национально-культурные связи с другими тюркскими народами, однако следует отметить, что их «тюркскость» не имеет ничего общего с идеями пантюркизма. С кумыкскими гаплогруппами J1-25%, J2-20%, R1b-25%, G -13%, R1-12% и J1-60%, среди дагестаноязычных этносов стоит отметить R1b-30% » отсутствие турецких гаплогрупп у изучаемых кумыков: C, Q, N, i и гаплогруппы, чаще встречающиеся у турок, которые, как известно, образовались при посеве. Китай во второй половине 1 тыс. До н.э.
Для кумыков, как и для других коренных этносов Дагестана, мажорной (основной) гаплогруппой оказалась гаплогруппа, маркирующая коренной (местный) субстрат Дагестана — J1-M267, уровень концентрации которой достигает 35%. Среди нетюркоговорящих народов Дагестана эта гаплогруппа встречается еще чаще: в среднем 72%, а в группе цезов достигает почти 100%. В других популяциях Кавказа гаплогруппа J1-M267 встречается редко, у тюркоязычных народов Кавказа еще меньше (в среднем 2 %).

Следующими по частоте встречаемости гаплогруппами в генофонде кумыков были J2a-M172 и подгаплогруппа R1b1a2-M269, которые представлены примерно в равных пропорциях и достигают рубежа чуть более 20%. Мировой максимум J2a-M172 зафиксирован на Северном Кавказе у народов нахской группы: 79% у ингушей и 55% у чеченцев. Эта гаплогруппа также указывает на кавказский субстрат, но «заимствованный» в структуре генофонда кумыкского этноса. J2a-M172 не характерен для многих коренных этносов Дагестана, за исключением этносов лезгинской языковой группы: цахуров и агулов, имеющих в своем генофонде 23 и 14% соответственно, что свидетельствует о его возможном проникновении в Дагестан генофонд из Закавказья, а не у этносов, имеющих мировой кайф.

Основная территория распространения подгаплогруппы R1b1a2-M269 — Западная Европа (до 80%). Он представлен у всех народов Дагестана, но с высокой частотой — между лесгининами (30%) и аварцами (14 %).

Обращает на себя внимание присутствие в генофонде кумыков гаплогруппы G2a-P15 примерно в той же пропорции (15%), что и коренные этносы Дагестана: цахуры, аварцы и лезгины (10-14 %).

Внешность

Антропологический состав Кумыка неоднороден, с разными внешними характеристиками. Они принадлежат к кавказской расе, примерно к подтипам Каспия и Кавказа. Это связано с историческим поселением народности по разные стороны реки Сулак. По одной из версий, предками кумыков были половцы, что отражается в преобладающих кавказских характеристиках северных кумыков: высокий и крепкий телосложение, светлые глаза, волосы и кожа.

На юге Кумыков преобладают азиатские черты внешности: узкое сечение глаз, темная пигментация глаз, кожи, волос. Исследователи не пришли к единому мнению о появлении ярко выраженных тюркских черт во внешности южных кумыков. Рассмотрены следующие версии:

  1. В формировании облика Кумыка принимали участие хазары, появившиеся в регионе после распада Хазарского каганата.
  2. Предками кумыков были монголо-турецкие смешанные народы из Западной и Центральной Азии.

Социальное устройство

В кумыкском обществе существовало четкое иерархическое разделение. Во главе отдельных территориальных объединений стояли князья. Следующей по значимости была уздечка, выполнявшая обязанности княжеской гвардии. Этим категориям было запрещено работать, в их задачи входило управление территорией и доверенных лиц, решение социальных и общественных проблем.
Низшие классы — крестьяне и рабы. Теоретически они зависели от принципов, но имели право переходить от одного собственника к другому, заниматься малым бизнесом. Не было фиксированной суммы налога; налоги регулировались в каждом отдельном случае. Например, один из князей раз в год получал дань с телегой дров и назначением лица семьи на время сева, пахоты, сбора урожая.
Формально власть находилась в руках князя, по сути, он не выступал в роли судьи — эту роль исполнял сборник уздечки. Споры разрешались в соответствии с нормами адата — кодекса моральных и этических правил, или шариата. Во втором случае судьей выступал религиозный служитель определенной общины.

Семейный уклад

Семейные отношения играли важную роль в жизни кумыков. Близкородственные семьи селились перенаселенными в пределах одного поселка, численностью от 20 до 150 человек. Лидер клана был самым старым и уважаемым человеком, обычно мужчиной. Решал важные семейные вопросы, выступал представителем семьи на общественных собраниях.
В 19 веке выделялась культура небольшой семьи, обычно состоящей из трех поколений. Брачный возраст для девушек начинался с 15-16 лет, иногда встречались невесты 12-14 лет. Молодые люди женились в возрасте 16-17 лет, считалось, что они должны были быть на 3-4 года старше невест. Было разрешено вступать в брак только с равным статусом, родственники не принимали супругов и невест из более бедных или малообеспеченных семей. Чаще всего у кумыков была жена, богатые мужчины брали от 2 до 4 жен, максимально разрешалось привести в дом 7 женщин.
Положение женщины в семье регулировалось законами шариата, но не считалось унизительным. Старейшины участвовали в семейных советах и ​​полностью контролировали хозяйственные дела. Женщина играла роль примирителя: брошенный на землю платок остановит любую ссору. Чтобы избежать кровной мести, убийца подошел к матери жертвы, опустился на колени и попросил прощения. Если он прощал его, он отрезал прядь волос с головы виновного, что означало конец мести и позволяло выкупить немного денег.
В кумыкском фольклоре сохранилось множество пословиц, передающих представление о значении женщины как хранительницы домашнего очага, души дома, верной спутницы и советницы мужа. Например:

  • Жена скажет, муж согласится.
  • Тот, кто не умер, не знает боли.
  • Основа мужского счастья — жена.
  • Умер отец — ребенок наполовину осиротел, мать умерла — ребенок полностью осиротел.

Мужчины взяли на себя ответственность решать социальные проблемы, защищать семью, усердно трудиться дома и в поле и пасти животных. Однако были табу: например, мужчине запрещали входить на кухню, это считалось большим грехом. Иногда, спасаясь от гнева мужа или отца, жена и дети забегали на кухню, зная, что мужчина не пойдет за ними. Мужьям запрещалось оставаться наедине со своими женами в течение дня; свободное время они проводили на кунатской или в отдельной комнате.
Кумыки предпочитали создавать большие семьи, количество детей посторонним не сообщалось, это считалось дурным предзнаменованием. Рождение ребенка считалось главной радостью, что нашло отражение в народных пословицах и пожеланиях:

  • «То, что жена подарила тебе сына» — так благодарили мужчин за услуги.
  • «Чтобы ты родила детей и была сыта» — традиционное свадебное пожелание невесты.

Во время родов будущий отец ушел из дома, роженице помогала акушерка. Ребенка, рожденного от сглаза, купали в соленой воде, а на дно таза клали серебряную монету. Младенца нельзя оставлять одного первые 40 дней. Для защиты от злых духов к чепцу повязывали яркую ленту, а лоб и щеки намазывали копотью.

Имя малышке было выбрано на семейном совете, обычно ребенка называют в честь умершего родственника. Практиковался ритуал наречения: на одно ухо ребенку шепталась молитва, на другое — выбранное имя и имя отца. После этого они устроили праздник с вечеринкой, на которую были приглашены родственники и друзья с подарками. Отец ребенка должен по случаю рождения дочери преподнести в подарок барана, если родился сын — двух.

Жизнь

Кумыкская равнина отличается необычайно плодородными землями, которые на протяжении всей истории развития давали богатый урожай. Здесь открыты целебные минеральные источники, залежи нефти и газа. Сегодня 70% экономики Дагестана обеспечивается территорией этой этнической группы.
Исторически земледелием занимались кумыки, единственные из всех народов Северного Кавказа, повсеместно применявшие методы орошения. Они выращивали пшеницу, просо, рис, кукурузу, занимались садоводством, садоводством, виноградарством, пчеловодством. Из-за обилия лугов, пригодных для выпаса скота, широко развито животноводство: разводят буйволов и овец, занимаются разведением лошадей.

Язык

Кумыки говорят на кумыкском языке, который относится к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы, а также к огузской группе тюркских языков. Это был lingua franca на большой территории Северного Кавказа, от Дагестана до Кабарды включительно, вплоть до 1930-х годов.

Кумыкский язык — один из древнейших литературных языков Дагестана.

Ядро кумыкского языка сформировалось в VII-X вв. В недрах Хазарского государства и развилось на хазарско-булгарском субстрате путем последующего наслоения огузско-кипчакского субстрата на это ядро. На протяжении ХХ века письменность кумыкского языка менялась четыре раза: традиционное арабское письмо менялось в начале 1920-х годов, в 1929 году оно было заменено сначала латинским алфавитом, а затем, в 1938 году, кириллицей. Кириллица также претерпела изменения на рубеже 40-50-х годов.

Наиболее близкими к кумыкскому языку являются карачаево-балканский, крымскотатарский и караимский языки. На основании письменного памятника Codex Cumanicus Н.А. Баскаков включил современные караимские языки, карачаево-балкарский, кумыкский, крымскотатарский и кыпчакский мамлюкский язык в одну группу с языком кумана. А. Н. Самойлович также приблизил куманский язык к карачаево-балканскому и кумыкскому языкам.

Русский язык также широко распространен среди кумыков и тюркских потомков колонистов девятнадцатого и первой половины двадцатого века.

Среди диалектов кумыкского языка — кайтагский, терский (моздокский и брагунский), буйнакский и хасавюртский, последние два составляют основу кумыкского литературного языка .

Происхождение

Кумыкский язык, входящий в состав кипчакско-куманского подсемейства кипчакской семьи тюркских языков. Это потомок кумских языков с вероятным влиянием на хазарский язык, а также содержит слово из булгарского и огузского субстратов .

Николай Баскаков, основанный на знаменитом Священном Писании XII века под названием Codex Cimanicus, включил современный кумыкский, карачаево-балкарский, крымскотатарский, караимский и мамлюкский язык кыпчак в языковую семью полукыпчакского языка. Самойлович также считал куман-кипчаков близкими кумыкам и карачаево-балкарцам.

Кумык был языком общения на большей части Северного Кавказа, от Дагестана до Кабарды, до 1930-х годов.

В 1848 году профессор кафедры кавказских татар (кумык) Тимофей Макаров издал первую русскую грамматику одного из языков Северного Кавказа — международного кумыкского. Макаров писал:

Среди народов, говорящих на татарском языке, мне больше всего понравился кумык как за оригинальность и точность их языка, так и за близость к европейской цивилизации, но прежде всего я принимаю во внимание то, что они живут на левом фланге Кавказский фронт, где мы ведем боевые действия и где все народы, кроме своего языка, также говорят на кумыкском языке.

Кумык был официальным языком общения народов Северо-Восточного Кавказа и российской администрации.

Среди кумыкских диалектов — кайтагский, терский (гучук-юртовский и брагунский), буйнакский (темир-хан-шурский) и хасавюртский. Последние два стали основой литературного языка.

Кумык — древнейший письменный литературный язык Дагестана и Кавказа. В течение двадцатого века письменность языка менялась дважды: в советское время, в 1929 году, традиционное арабское письмо (называемое аджамом) было заменено латинским алфавитом, а в 1938 году — кириллицей .

Наиболее близкими к кумыку языками являются карачаево-балкарский, крымскотатарский и караимский языки.

Более 90% кумыков, согласно переписи 2010 года, также говорят на русском языке, в то время как жители Турции и Леванта (Шам) говорят на турецком и арабском языках.

Генеалогия

Кумыкский язык относится к западно-кыпчакской группе тюркских языков наряду с карачаево-балкарским и караимским языками. В кумыкском языке 5 диалектов: терский, хасавюртский, кайтакский, буйнакский и подгорный.

Распространение

Большинство кумыкоговорящих проживает в Республике Дагестан, в Хасавюртовском, Бабаюртовском, Буйнакском, Карабудахкентском, Каякентском, Маджалисском, Кизилюртовском районах. Кумык также распространен в республиках Чечня (Гудермесский район) и Северная Осетия-Алания (Моздокский район).

В Дагестане на кумыке говорят в следующих населенных пунктах: Буйнакский район (село Акайтала, Аркас, Атлантаул, Буглен, Верхний Дженгутай, Нижний Казанище, Нижний Дженгутай, Верхний Казанище, Нижний Ишкарты, Манасаул, Халимбекаул, Эрпелиский район), Карабудахский район. Манас, т. Агачаул, Аданак, Гели, Доргели, Карабудахкент, Манаскент, Параул, Уллубияул, Кака-Шура), Хасавюртовский район (с.Аджимажагатурт, Акбулатурт, Аксай, Бамматюрт, Баташюрт, Борагангекавца, Баятюрталхасюрталь, Куртаюлтаулта, Куртюрталхасал, Куртаюл, Куртаюл, Куртаюл, Куртаюл, Куртаюл, Куртаюл, Куртаюл, Куртаюл, Куртаюл Казмааул, Карланюрт, Костек, Османюрт, Темираул), Каякентский район (село Башлыкент, Джаванкент, Карасемайкайкент, Улякент, Новокаякент).

Языковые контакты и многоязычие

Носители кумыкского языка в настоящее время живут рядом с ногайцами, аварцами, даргинцами и русскими. В Кумыке широко распространены ссуды с русского, арабского и персидского языков. В кайтакском диалекте кумыкского языка есть заимствования из даргинца.

Функционирование языка

До 1928 года для письма на кумыкском языке использовалась арабская графика. С 1928 по 1938 год был введен латинский алфавит, а с 1938 года по сегодняшний день используется кириллица.

Литературная норма кумыкского языка формировалась на основе хасавюртовского и буйнакского диалектов, с преобладающей ролью хасавюртовских диалектов.

Диалектологическая классификация

Среди диалектов кумыкского языка выделяются кайтагский, терский (моздокский и брагунский), буйнакский и хасавюртовский диалекты, причем два последних легли в основу литературного языка кумыкского, буйнакского иногда делят на буйнакский и собственно пьемонтский.

Больше всего отличается от других диалект кайтак. В некоторых диалектах прослеживаются следы длительного взаимодействия с кавказскими языками: в частности, это выражается в появлении «кавказских» заглушко-гортанных согласных. Современный кумыкский литературный язык сформировался на основе хасавюртовского и буйнакского диалектов. Основоположником кумыкской диалектологии как науки является выдающийся советский тюрколог Н.К. Дмитриев. Значительный вклад в развитие кумыкской диалектологии внесли И.А. Керимов, Н.Х. Ольмесова и других исследователей.

Письменность

До 1928 года кумыки использовали арабскую графику. С 1928 по 1938 год использовался латинский алфавит, а с 1938 года — кириллица.

Современный кумыкский алфавит: A a, B b, C c, G g, Гъ гъ, Гь гь, Д д, Е е, Е Е, Ж Ж, З з, И и, YY, К к, Къ къ, Л l , M m, N n, Ng ng, O o, Oi o, P p, R p, S s, T t, U y, Uy uh, F f, X x, Ts c, H h, Sh sh, u, bb, ys, bb, e, yu y, я.

Ах а N n нет
Да б быть P p эм-м-м
В ине С участием бывший
G г капуста Т т ты
Гъ гъ га Ты к
Гь гь привет Эээ эм-м-м
D d де Fa f эфф
Ее а также Х х ха
Ее а также Ts c це
Fa f тем же Ч ч какие
Z z зе W w ша
И и а также Ты уча
Ты kyysg’a e Да б бельгийская катта
K k ке С нс
Къ ка Да б бельгийский йымышак
Ll эл почта Эээ нс
Мм являюсь Ю Ю нс
N n это Я — это я я
Нг нг англ
Ой ой или
Ой ой ой

Фонетика

Вокализм кумыкского языка состоит из 8 гласных (i, y, ɯ, u, ɛ, ø, o, ɑ). В диалектах также присутствует фонема æ. В кумыкском языке характерна для тюркских языков гармония ряда гласных и округлость.

Консонантизм состоит из 25 согласных (p, b, m, v, f, t, d, ʦ, n, r, l, s, z, ʃ, ʒ, ʧ ʤ, j, k, k ‘, g’, ŋ, х ,,). Фонема ħ встречается в заимствованиях из арабского, персидского и нахско-дагестанского языков. Фонемы fe, как и инициалы ve ʒ, встречаются только в неразработанных русских заимствованиях. При разработке таких кредитов происходят замены v> b, f> p, ʦ> s.

Морфология

Традиционно выделяют существительные, прилагательные, числа, послелоги, местоимения, глаголы, наречия, послелоги, союзы, частицы и междометия. Имена характеризуются категориями членства, человеком, числом, случаем и предикативностью. Всего существует 6 падежей: основной, родительный, винительный, дательный, местный и оригинальный. В словесной системе мы различаем категории времени, настроения, голоса, лица, числа, отрицания, способа действия.

Культура

Кумыки оказали серьезное влияние на культуру Северо-Кавказского региона, их считали образованными и умными людьми с хорошим чувством юмора. Одним из самых ранних значительных культурных деятелей является поэт 15 века Уму Камаль. В 19 веке в Санкт-Петербурге издавался сборник национальных текстов на кумыкском языке.
Литература достигла своего расцвета в начале прошлого века. Помимо произведений плеяды талантливых писателей и поэтов в области начинают выходить газеты и журналы на кумыкском языке. В 1925 году в Буйнакске был основан Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.П. Салаватова. Заслуживает внимания танцевальная культура народа: только лезгинка среди кумыков насчитывает около 20 видов.

Традиции

Основополагающими традициями кумыков были уважение к старикам, гостеприимство, кунакизм, атализм. Последнее практиковалось в семьях князей и узденов, отдававших своих детей на воспитание в дворянские семьи соседних народов.
Был обряд «приемных братьев»: некоторые князья лично приносили новорожденных детей в семьи Уздена, где были дети. Прикрепив ребенка к груди жены друга, малыши стали приемными братьями: таким образом, они были связаны узами равной крови на всю оставшуюся жизнь.
Распространено кунакизм, который отличается от гостеприимства необходимостью выступить на стороне кунака в случае конфликтных ситуаций, помочь решить бытовые и социальные проблемы. Обязательным элементом жилища является кунацкая — отдельная комната для приема гостей. В зажиточных семьях на территории имения строили отдельный домик для кунаков, родственников и гостей.
Гостеприимство считалось делом чести: любой, кто просил человека, должен был войти в дом, даже если семьи находились в состоянии вражды. Пока хозяин живет на территории хозяина, последний обязан не только обеспечивать его всем необходимым, но и защищать от внешних врагов.

Религия

Кумыки одними из первых приняли ислам на Кавказе в VIII-XII веках после арабского завоевания Дагестана, начиная с 730-х годов, однако полное принятие ислама относится к периоду влияния сельджуков в Дагестане.

Верующие кумыки исповедуют суннитский ислам. Большая часть кумыков принадлежит мазхабу Шафии, часть — ханафитам .

В феврале 1992 года во время поездки избранного муфтия Кумыка Багаутдина Исаева в Духовном управлении мусульман Республики Дагестан произошел националистический переворот, в результате которого Багаутдин был «смещен», а совет «алимов» был реорганизован скупердяями большинство, в результате чего кумыки, даргины, ногайцы и лезгины в знак протеста создали собственные духовные управления .

Еда

Кумыкские женщины славились отличными поварами. Рацион состоял из мясных и молочных продуктов. Особым разнообразием отличались мучные изделия, выпекаемые в большой печи, установленной во дворе дома.
Традиционным повседневным блюдом является хинкал: большие плоские кусочки макарон, приготовленные на наваристом мясном бульоне. Одной из разновидностей блюда является хинкал из кукурузной муки — гьялпама. Национальный кумыкский суп имел множество вариаций: в него добавляли фасоль, рис, овощи, крупы и домашнюю пасту. Также готовили традиционные для других кавказских народов блюда: шашлык, плов, долму.

Кумыкские ремесла

Традиционные занятия кумыков — земледелие, животноводство, садоводство, виноградарство, шелководство, добыча соли, домашние ремесла и торговля.

Домашние промыслы: обработка овчины, шерсти, кожи, безворсовое и ворсовое ковроткачество, сукно, войлок, шелковые ткани, кузнечное дело и торговля оружием, золотое шитье, басманные изделия (вид тиснения), кружевоплетение.

Близость крупных торговых центров, возможность купить там необходимые товары и предметы домашнего обихода и не делать их своими руками, тесные культурные и экономические связи как с альпинистами Дагестана, так и с народами Северного Кавказа сыграли свою роль решающая роль в развитии материальной и бытовой культуры кумыков, которая по ряду показателей была достаточно высокой. В то же время по тем же объективным причинам кумыки не создали художественно-конструктивную систему, столь же неотъемлемую в архитектуре и прикладном искусстве, как другие народы Дагестана, в их культуре сохранились менее архаичные элементы и в целом более светский характер.

Кумыкские войлочные ковры «Арбабаш»

У кумыков было развито ковроткачество и все его виды: шерстяное, безворсовое, войлочное.

Войлочное мастерство — одно из древнейших ремесел, особенно оно было развито в предгорьях северо-восточной части Дагестана и в Ногайской степи.

Арбабаш изготавливали из двух и более фетров, окрашенных в разные цвета: синий, красный, серый, фиолетовый и т.д. Войлок обычно накладывается друг на друга, а предполагаемый орнамент прорезается по трафарету. Затем на фоне другого от одного конца до другого пришивается орнамент одного цвета, в итоге у нас получается два арбабаша с одинаковым узором, но разного цвета. Шов покрыт белой тесьмой, скрученной вручную из простых ниток. Рисунок на таких ковриках всегда цветочный, с плавными плавными очертаниями. На некоторых арбабашах узор своей тонкостью и четкостью напоминает ювелирный орнамент.

Кумыкские шелковые платки — тастары

Кумыки занимались также ткачеством шелковых тканей и тканей, золотым шитьем, плетением кружев, плетением шевронов, тесьмы, кисточек и бахромы из золотых и серебряных нитей. Все это использовалось как декоративная отделка как женской, так и мужской одежды (черкесская, башлыковская).

Кумыкские кумыки приобрели особое мастерство в плетении дегустаций: легкие, как летний ветерок, прозрачные, как плетеная паутина, традиционные кумыкские шарфы-дегустаторы считались символом женственности. Сейчас эта традиция уходит в прошлое, ведь изготовление такого шарфа требует больших усилий. Чтобы научиться плести настоящие шелковые резинки, нужно много лет. Каждая ячейка — это тяжелая работа, кропотливая работа. Не все это выдерживают. Один неправильный узел — и вся работа потеряна.

Плетение — это только часть истории. Самое сложное — это сделать струны. Это очень ответственный этап. Раньше нити плели из кокона тутовых шелкопрядов. Сотканный из любой другой нити не считается настоящим Тастаром.

Национальная одежда

Традиционная мужская кумыкская одежда практически не отличается от черкесской одежды. В качестве дополнения использовалась бурка, а зимой пальто из овечьей шерсти использовалось как верхняя одежда.

Женский наряд состоял из длинного платья и брюк. Представительницам прекрасной половины не стоило ходить с непокрытой головой. Шапка Чутку считается национальным кумыкским головным убором для женщин. Сверху надевали шарф.

Национальная одежда кумыков не слишком отличается от черкесской / mahachkala.bezformata.com
Национальная одежда кумыков не слишком отличается от черкесской / mahachkala.bezformata.com

Кстати, среди кумыкских женщин еще есть мастерицы, которые шьют платки. Материалом могут быть шерстяные или шелковые нити — все зависит от назначения изделия. Кумыкские вышивальщицы славятся своими теплыми кружевными платками и шалями, которые подходят и для торжественного случая.

Прошлый век, несмотря на значительные потрясения, временами был периодом расцвета кумыкской культуры. Эти люди оказали влияние на соседние народы. В традиционных песнях, поговорках и поговорках можно услышать, что кумыки — умные и добрые люди, но не лишенные чувства юмора. Они не представляют своей жизни без музыки и танцев. Примечательно, что среди кумыков существует более двадцати видов лезгинки.

Кумыки — это люди, которые дорожат своим прошлым. По мнению представителей этого народа, наследие предков необходимо сохранить и передать новым поколениям. Главная ценность каждого кумыка — его семья, ведь это будущее всего народа. Наверное, поэтому, когда заговаривают желание другу или просто хорошему человеку, кумыки хотят заправиться в семье. Именно дети становятся продолжателями многовековых традиций.

Архитектура

Кумыкская архитектура — черты кумыкской архитектуры и городской культуры, развитые в рамках Хазарского каганата, царства гуннов в Дагестане, Джидане, Золотой Орде, тарковском шамхализме и в период правления Российской империи. Он является центральным элементом смешанных турецко-мусульманских архитектурных приемов, которые проявились в строительстве дворцов Шамхала и архитектуре традиционного кумыкского особняка.

Музеи

  • Историко-этнографический музей в Хасавюрте
  • Кумыкский музей в Кизляр-Моздокском районе Северной Осетии.
Оцените статью
Блог про генетику