- История
- Первые упоминания
- Этноним
- Этногенез
- Генофонд
- Карачаевцы в составе России
- Великая Отечественная война
- Депортация карачаевцев
- География расселения
- Численность
- Язык
- Особенности звучания
- О распространенности
- О народности
- О диалектах и формах
- Теория и практика
- А как использовать?
- Жизнь
- Жилище
- Характер
- Религия
- Одежда
- Национальный костюм
- Традиционная пища
- Семья и традиции
- Музыка и изобразительное искусство
История
Карачаевцы жили в Карачаеве, имели свои принципы и устоявшийся образ жизни. Однако в начале 19 века сюда вторглась российская армия, что привело к присоединению Карачая к Российской империи. Это помогло спасти Карачай от поражения и сохранить все обычаи, сложившиеся за долгие годы жизни народа. Движение за независимость началось в 1831 году, что побудило некоторых карачаевцев покинуть свои родные края. Их потомки до сих пор живут в других странах, например в Турции. Самым тяжелым периодом в жизни народа была депортация, начавшаяся в 1943 году. Она была вызвана оккупацией территории фашистскими войсками. Во избежание возможного сотрудничества с фашистской армией Советское правительство массово переселяло людей в Казахстан и Киргизию. Реабилитировали людей только в 1957 году. Тогда же была создана Карачаево-Черкесская автономная область, которая впоследствии была преобразована в республику.
Первые упоминания
Первое письменное свидетельство существования этнографического края карачаевцев и карачаевцев относится к 1639 году: оно содержится в списке статей русского посла в Мегрелии Федота Ельчина. В докладе, который он представил послу Приказ, он говорит о «Карочае», «Корачий». Речь идет о «карачаевских князях», двух братьях Эльбуздуке и Элистане.
В 1743 году русский источник сообщает о харачаевцах, живущих на вершинах Кубани и говорящих на «татарском языке». В 1753 году в записке Коллегии иностранных дел упоминаются харачайцы, не подчиняющиеся хану Крыма.
Этноним
Согласно самим карачаевским легендам, некоторые из них прибыли на места своего нынешнего проживания из Крыма и были названы в честь своего вождя, хана Карачай. По мнению профессора Т.Х. Кумыкова, появление легенды о турецком или крымском происхождении карачаевцев было связано с идейным влиянием турецких завоевателей на население Северного Кавказа.
Этногенез
Аланы и местные горные племена кобанской культуры приняли участие в формировании карачаевского этноса, которое предположительно закончилось в XIII-XIV вв., Передав своим потомкам многие черты своей духовной и материальной культуры.
Самыми ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются кладбища 13-14 веков на условно обозначенной территории Карачаево и Балкарии .
На территории нынешнего КЧР, по мнению некоторых авторитетных ученых, находилась столица средневековой Алании, именуемая в хрониках того времени Маасом.
Генофонд
По результатам исследования были выявлены две наиболее распространенные гаплогруппы Y-хромосомы у карачаевцев: R1a1a-M198 — около 36% и G2a-P15 — около 31%. Гаплогруппа R1a1a-M198 встречается реже карачаевцев среди соседних народов: абазин (24%) и черкесов (20%). Предполагается, что высокий процент гаплогруппы R1a1a среди карачаевцев и соседних популяций является результатом миграций из евразийских степей. Гаплогруппа G2a-P15 может быть связана с коренным населением — племенами кобанской культуры. Редко по сравнению с R1a1a и G2a, карачаевцы имеют другие гаплогруппы, характерные для Кавказа: J2 (7%), R1b (5%), I2a (4%), J1 (2%), E1b1b1, T1. Отметим, что гаплогруппы Y-хромосомы восточноевразийского происхождения у карачаевцев практически не встречаются.
Основные гаплогруппы митохондриальной ДНК, идентифицированные у карачаевцев: H (25,5%), U1b (10,4%), U3 (9,4%), J1 (5,7%), T1b (5,7%), U1a (5,7%), U2e (5,7%).).), U5 (5,7%). Гаплогруппы митохондриальной ДНК карачаевцев близки к другим популяциям Западного Кавказа и имеют преимущественно ближневосточное происхождение. Гаплогруппы митохондриальной ДНК восточноевразийского происхождения имеют крайне низкую частоту. Отметим, что у карачаевцев более низкое содержание восточно-евразийских гаплогрупп митохондриальной ДНК, чем у некоторых кавказоязычных популяций Западного Кавказа. Распределение частот (%) гаплогрупп Y-хромосомы у балкарцев и карачаевцев
Таблица: гаплогруппы карачаевцев и балкарцевГаплогруппа Карачаевцы Балкарцы (всего) Баксаны Чегемс Холамцы Безенгиевы Малкары
Нет | % | Нет | % | Нет | % | Нет | % | Нет | % | Нет | % | Нет | % | |
C-M407 | 0 | 0 | 4 | 1,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 5,3 | 2 | 2,9 |
E1b-M35 | 2 | 1.6 | 2 | 0,9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3,6 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
H-M52 | 3 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
G1-M285 | 1 | 0,8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
G2a-M406 | 1 | 0,8 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
G2a-P16 | 38 | 30,1 | 53 | 22,5 | 14 | 33,3 | 6 | 10.2 | 7 | 25,0 | 12 | 31,6 | 14 | 20,6 |
G2a-P303 | 3 | 2,4 | 14 | 6.0 | 2 | 4.8 | 3 | 5.1 | 6 | 21,4 | 1 | 2,6 | 2 | 2,9 |
G2a-U1 | 3 | 2,4 | 9 | 3.8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 10,7 | 4 | 10,5 | 2 | 2,9 |
I-M170 | 5 | 4.0 | 3 | 1.3 | 1 | 2,4 | 1 | 1,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
J1-M267 (xPage08) | 2 | 1.6 | 5 | 2.1 | 2 | 4.8 | 1 | 1,7 | 1 | 3,6 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
J1e-Page08 | 1 | 0,8 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
J2a-M410 | 9 | 7.0 | 36 | 15.3 | 4 | 9,5 | 8 | 13,5 | 3 | 10,7 | 7 | 18,4 | 14 | 20,6 |
J2b-M12 | 1 | 0,8 | 4 | 1,7 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2,6 | 2 | 2,9 |
L-M20 (xM357, xM76) | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3,6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
N-CTS6967 | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 1 | 1,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
О-М175 | 1 | 0,8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Q-M242 (xM120) | 0 | 0 | 16 | 6,8 | 3 | 7.1 | 2 | 3,4 | 1 | 3,6 | 5 | 13,2 | 5 | 7,4 |
R1a-Z2123 | 38 | 30,1 | 38 | 16,2 | 7 | 16,6 | 12 | 20,3 | 3 | 10,7 | 5 | 13,2 | 11 | 16,2 |
R1a-Z2125 (xZ2123) | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
R1a-Z95 (xZ2125, xZ2122) | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
R1a-Z2122 | 3 | 2,4 | 8 | 3,4 | 2 | 4.8 | 4 | 6,8 | 0 | 0 | 1 | 2,6 | 1 | 1.5 |
R1a-Z93 (xZ95) | 4 | 3,2 | 1 | 0,4 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
R1a-M558 | 2 | 1.6 | 2 | 0,9 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
R1a-Z282 | 3 | 2,4 | 2 | 0,9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2,9 |
R1b-M478 | 3 | 2,4 | 27 | 11,5 | 1 | 2,4 | 19 | 32,2 | 2 | 7.1 | 0 | 0 | 5 | 7.3 |
R1b-M412 | 1 | 0,8 | 1 | 0,4 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
R1b-Z2105 | 2 | 1.6 | 4 | 1,7 | 1 | 2,4 | 2 | 3,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
Общий | 126 | 235 | 42 | 59 | 28 год | 38 | 68 |
Карачаевцы в составе России
В 1828 году русская армия захватила Карачаевский край, несмотря на объявленный нейтралитет в Кавказской войне. 20 октября 1828 года произошло двенадцатичасовое сражение под Хасаукиным, в ходе которого царские войска (они находились под личным командованием генерала Эмануэля), вооруженные артиллерией, сумели отбить карачаевские войска под командованием князя Крымшамхалова кем был избран в то время Олий (Верховный правитель). Численность войск Олия Крымшамхалова составляла около 500 человек, численность войск генерала Эмануэля — 1500 человек. В разгар боя князь Крымшаухалов был ранен в бедро, а командование карачаевскими бойцами взял на себя молодой воин Казбек Байрамкулов. Однако силы не были равны и защитникам крепости пришлось отступить. Карачаевские старейшины работали над предотвращением погромов в своих селах, так как ранее в Карачае и Балкарии была эпидемия чумы, унесшая две трети населения, и погромы могли положить конец существованию людей как весь. На следующий день после битвы, когда войска Эмануэле уже подходили к Карт-Джурту, им навстречу вышла делегация старейшин. В результате переговоров была достигнута договоренность о включении Карачая в состав Российской империи. После аннексии сохранилось все внутреннее самоуправление Карачая: чиновники и суд. Процесс рассмотрения дел с соседними мусульманскими народами продолжал разворачиваться по народным обычаям и законам шариата. В Карачае даже судебного пристава не назначили, но карачаевцы забрали аманатов в знак верности присяге.
Присоединение Карачаев к империи считалось очень важным достижением царских генералов. Г. А. Эмануэль сравнил свою победу с освоением знаменитых Фермопил .
В 1855 году для закрепления союза карачаевцев с Россией генерал Козловский с отрядом из 3 батальонов на три недели бесплатно (бесплатно) открыл первую дорогу на Карачай через непроходимые горные места. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в конце 19 — начале 20 веков и описывающем этнический состав Баталпашинского отдела, отмечалось:
В верховьях Кубанской долины, над ее лесным ущельем, т. Н. Большой карачаевец, татарское племя карачаевцев, живёт издавна, уже в 1841 году оно покорилось России и осталось на прежних местах, особенно занималось скотоводством; стада огромны. Вот родина кефира. Карачаевцы быстро размножались и в 1865 году заняли ранее необитаемую Тебердинскую долину.
По переписи 1897 г в Российской империи проживало 26 877 карачаевцев .
Великая Отечественная война
Во время Второй мировой войны 15 600 карачаевцев добровольно и по долгу службы ушли на фронт и героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны и Второй мировой войны (из них около 9 тысяч погибли, попали в плен и пропали без вести), еще 2 — 3 тысячи посланников служили в тылу на военных заводах. В 1941-1942 годах 110 карачаевцев награждены орденами и медалями СССР. Во время Второй мировой войны 7 карчаев командовали крупными партизанскими отрядами: 5 в Белоруссии, 1 на Украине и еще один в Словакии. Во время войны более 24 карачаевцев были номинированы на высокое звание Героя Советского Союза, но 11 из них получили звания Героя Советского Союза или Героя Российской Федерации, многие из них с большим опозданием в 1995 году по случаю 50-летия Великой Победы реабилитации карачаевцев. Среди них: 1) Бадахов Хамзат Ибраевич (1917-1996) — майор, помощник начальника отдела разведки дивизии; 2) Биджиев Солтан-Хамит Локманович (1919-1995) — капитан, летчик-штурмовик; 3) Богатырев Харун Умарович (1907-1966), полковник Замкомбрига; 4) Гербеков Магомет Чомаевич (1923-1992) — прораб, командир счетных рудников; 5) Голаев Джанибек Нанакович (1917-1943) — лейтенант, командир воздушного соединения; 6) Ижаев Абдулла Махаевич (1920-1994) — сержант, командир отделения; 7) Каракетов Юнус Кеккезович (1919-1944) — лейтенант, командир партизанского отряда; 8) Касаев Осман Муссаевич (1916-1944) — капитан, командир 121 партизанского полка; 9) Узденов Дугербий Танаевич (1917-2005) — капитан, командир разведывательно-диверсионной группы ГРУ; 10) Хайркизов Кичибатыр Алимурзаевич (1918-1943) — лейтенант, заместитель командира партизанской бригады; 11) Чочуев Гарун Адемеевич (1919-1987) — ст. Лейтенант, командир партизанского отряда «Свобода» в Словакии.
Не менее важную работу в тылу выполняли мирные жители: старики, подростки, женщины, заменяющие ушедших на фронт мужчин, работали на полях и в колхозах, производили на заводах боеприпасы и молотки, возделывали сельское хозяйство и животноводство продукты. Они собирали и жертвовали деньги в фонд обороны страны, отправляли на фронт продукты, теплую одежду, обувь, нижнее белье и т пакеты. С июня 1941 года по ноябрь 1943 года жители Карачаевской автономной области собрали 50 миллионов рублей и перечислили их в фонд обороны страны. Так, 1 танк Т-34 стоил 135 тысяч рублей, то есть более 370 танков было построено только на средства, привлеченные в Карачаевском автономном округе.
Наряду с этим во время оккупации территории Карачаевской автономной области, благодаря мужеству местного населения Карачая, были спасены жизни многих преследуемых нацистами патриотов: эвакуированных детей евреев, русских, украинцев, казахов, Киргизы и представители других народов СССР — военнопленные.
Депортация карачаевцев
По переписи 1939 года в СССР насчитывалось 75 763 карачаевцев, из которых 70 301 проживал в Карачаевском автономном округе. С начала августа 1942 года до конца января 1943 года Карачаевский автономный округ находился под немецкой оккупацией.
12 октября 1943 г вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября — постановление Совета Народных Комиссаров СССР о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в казахские и Киргизская ССР. В этих документах объяснялись причины выселения:
«Из-за того, что во время оккупации многие карачаевцы вели себя предательски, они присоединились к отрядам, организованным немцами для борьбы с советской властью, они предали немцам честных советских граждан, они сопровождали и указывали путь продвигавшимся немецким войскам через перевалы на Кавказе, а после изгнания оккупантов выступают против мер, проводимых советской властью, скрывают брошенных немцами бандитов и агентов от властей, оказывая им активную помощь» .
Для принудительной депортации карачаевцев были задействованы воинские части общей численностью 53 327 человек, а 2 ноября состоялась депортация карачаевцев, после чего 69 267 карачаевцев были депортированы в Казахстан и Кыргызстан. Впоследствии были идентифицированы и депортированы 329 карачаевцев, а в другие регионы Кавказа — еще 90 карачаевцев; Кроме того, 2543 человека были демобилизованы Красной Армией: вместо дома они оказались в кабинете спецкомандира.
После 14 лет депортации, во времена Н. Хрущева, в 1957 г карачаевцы были частично реабилитированы и вернулись на родину.
География расселения
Балкарцы — один из высокогорных народов Европы, занимающий ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. Территория Балкарии богата горными хребтами, лесами, плодородными долинами и альпийскими пастбищами.
Численность
Численность населения в России составляет 218 403 человека (2010 г.), из них в Карачаево-Черкесии — 194 324 человека, что составляет 41% населения республики.
Ряд карачаевцев проживает в Казахстане (2038 в 1989 г., 1400 в 1999 г., 995 в 2009 г. 12) и Кыргызстане (2509 в 1989 г., 2167 в 1999 г., 1731 в 2009 г. 13), куда они попали в результате насильственная депортация в 1943 году.
Также они живут в Турции, Сирии, странах Европы и Америки, где являются потомками мухаджиров, покинувших Кавказ в 19 веке.
Язык
Основной язык — карачаево-балкарский. Считается довольно сложным из-за отсутствия учебы. Одна из его главных особенностей — наличие нескольких систем счисления, включая четвертичную, десятичную и десятичную. Карачаевцы также знают русский язык.
Особенности звучания
Многие современные жители Кабардино-Балкарского и Черкесского регионов знают, что означает «хатачи» на карачаевском языке: это слово переводится как «паразит». В целом уже по звучанию этого термина можно отметить некоторые специфические особенности языковой мелодии. Известно, что в старину в языке были слова, начинающиеся с «и», но со временем эта гласная полностью исчезла, и сегодня нет слов, в которых первый звук был бы именно таким. Допустим, «яхши» со временем превратилось в «ахши». Это слово переводится как «хорошо». Кроме того, в языковой системе используются аффиксы. Они используются в единственном числе, когда относятся к первому или второму лицу. Кроме того, предполагается, что родительный падеж обозначается аффиксом. В этом случае в конце нет согласного. Аффиксы звучат как «са», «мужчина», «сейчас» и тому подобное.
Русско-карачаевский язык известен своей специфической системой нумерации, основанной не на десяти, как мы привыкли, а на двадцати. Изучение корней слов, используемых населением, показывает, что многие термины были заимствованы. В основном обмен происходил с носителями осетинского языка. Многие слова пришли из адыгских диалектов. Литературный язык сформировался после революции 1917 г. За основу был взят карачаево-баксанско-чегемский диалект. Вначале (в 1924-1926 гг.) Письмо было основано на арабской графике. В 1926-1936 годах были введены новые правила, для написания слов использовался латинский алфавит. С 1936 года по сегодняшний день население пользуется кириллицей.
О распространенности
Многие наши современники, живущие в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, интересуются зикирлом на карачаевском языке. Это религиозные тексты, положенные на музыку и исполненные профессиональным певцом. Искусство принадлежит самым разным людям, так как сам язык получил статус государственного. В 1996 году такой закон появился на территории Карачаево-Черкесии, а годом ранее — в Кабардино-Балкарии. Рассматриваемый язык используется для обучения детей. Его преподают учащимся средних и младших классов. В университетах карачаевский язык является одним из обязательных гуманитарных предметов. Кроме того, некоторые дисциплины преподаются на рассматриваемом языке.
Помимо исполнения национального зикирле на карачаевском языке, на нем выпускаются книги и журналы. Есть публицистические, художественные и учебные издания. Они регулярно издают журналы и газеты на национальном диалекте. Телевидение и радио транслируют передачи на популярном диалекте. Местные театры иногда ставят программы на Карачае. В основном изучением языка и сохранением культуры занимаются местные учреждения: педагогические, гуманитарные, лингвистические и общегосударственные КБГУ.
О народности
Поздравления на карачаевском языке обычно можно услышать от коренных жителей Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Всего в нашей стране проживает около 220 тысяч карачаевцев, для которых родным диалектом является карачаево-балкарский. Большая часть населения проживает в Карачаево-Черкесии, для которой статус республики закреплен нормативными актами. Корни на Кавказе. Автономия нации — карачайлыла. Малая родина — Карачай. В 2002 году перепись населения показала 192 000 карачаевцев, из которых преобладающий процент приходился на Карачаево-Черкесию: около 170 000 человек. В 2010 году снова была проведена перепись, которая показала результат 218 тысяч человек. Известно, что жители этого региона проживают на американских территориях, в Сирии. Карачаевцы живут на казахских землях и в различных среднеазиатских державах. Язык, на котором говорит народ, относится к языкам алтайской семьи.
В основном те, кто сочиняют стихи на карачаевском языке, используют этот диалект для повседневного общения, люди в соответствии со своими религиозными взглядами на мир — это сунниты, исповедующие ислам. Из исторических исследований известно, что для местного населения это традиционно альпийское скотоводство. Основная специализация — крупный рогатый скот, лошади, овцы. Поголовье коз довольно большое. Кроме того, карачаевцы занимаются террасным земледелием, обрабатывают искусственно орошаемые земли. Выращиваются различные огородные культуры, некоторые крупы, картофель. Есть кукурузные поля.
Многие слова карачаевского языка отражают повседневные особенности жителей этого региона. Известно, что традиционные занятия — работа с войлочными, войлочными и тканевыми плащами. Местные жители делают великолепные изделия из фетра с узорами, плетут циновки и коврики, связанные из шерсти. Среди народных промыслов — обработка кожи, кожи, камня, дерева. Высоко ценится работа местных мастеров шитья золотом.
О диалектах и формах
Сказать «Я люблю тебя» на карачаевском языке несложно: это звучит как «Men seni suyeme». Эта форма — основной диалект, тот, который стал основой для формирования письменности. А вот зевающий тип диалекта встречается в Черекском ущелье с 60-х годов прошлого века. В настоящее время небольшой процент носителей языка эмигрировал из этого региона, и лишь немногие из них переместили свой языковой фон дальше, предпочитая использовать более распространенные диалекты. Основное различие между разными вариантами черкесских диалектов заключается в произношении шипящих. Такие звуки присущи всем турецким языкам. В рамках рассматриваемого возможны два варианта отражения: шипение, шипение. Лексический запас языка — это исходный набор слов, разбавленный многочисленными появившимися выражениями. Помимо русских источниками слов стали персы и арабы.
известно, что впервые (с учетом проблем перевода на карачаевский язык) попытки создания алфавита были предприняты в 1880-х годах, тогда за основу были взяты кириллица и латынь. В 1937-1938 годах было решено ввести русскую графику. Литературный язык начал появляться в 20-х годах прошлого века. В 1943 году карачаевцы были массово депортированы, что существенно подорвало возможности развития языковой среды. Год спустя Балканы были депортированы. Люди смогли вернуться на родину только в 1957 году, постепенно было восстановлено автономное государство, которое в 1991 году было объединено республиканским государством. В то же время продолжались процессы формирования местного литературного языка.
Теория и практика
Сегодня перевод всех новостей федерального значения осуществляется на карачаевский язык, так как на территории республики практикуется передача на местном диалекте. И Карачаево-Черкесия, и Кабардино-Балкария — республиканские двуязычные земли, где говорят на национальном диалекте и русском языке.
Впервые официальное упоминание данного типа диалекта встречается в произведениях первой половины XIX века. Именно тогда были опубликованы произведения Клапрота, изучавшего карачаевский язык. Грамматика впервые была написана в 1912 году. Произведение издано под авторством Караулова. Во многом исследования языковой культуры и лексики проводились усилиями Алиева, Боровкова. Отмечен большой вклад в сохранение национальной культуры ученых Хабичева и Ахматова.
А как использовать?
Рассмотрим несколько вариантов поздравлений на карачаевском языке: с днем рождения, различные праздники. Слово «алгышлайма» будет всеобщим началом. Если вы хотите загадать желание человеку, с которым общение идет «о себе», то предложение начинается со слова «навес» и, при необходимости, в уважительном отношении используется форма «жизнь». Между обращением и общим поздравительным словом можно вставить указание на событие, послужившее причиной поздравления. В частности, когда речь идет о дне рождения, написано «тууган кюнунг бла».
Если начинается новый год, можно использовать «жангы жыл бла» как поздравительную фразу. Это сочетание слов также помещается между адресом и общим термином, чтобы обозначить факт поздравления.
Если человек получил награду, используйте «сауганг бла», а в случае неуказанного праздника просто скажите «байрам бла».
В карачаевском языке можно пожелать человеку приятного. Если ему нужно сказать общую фразу, соответствующую русскому стремлению к счастью, ее можно сформулировать как «курганы бола». Если необходимо вежливо обратиться к получателю желания, предложение дополняется сочетанием букв «угуз». Если вы желаете своему собеседнику долгой и здоровой жизни, вы можете выразить свои намерения следующим образом: «Узак емурлю бол». Если нужно добавить доброты, фразу дополняют словом «угуз».
Жизнь
Основой жизни карачаевцев всегда было животноводство. Развивалось земледелие, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы и садовых культур. Среди профессий наиболее распространены производство ковров, обработка кожи, вязание и изготовление деревянных изделий.
Самым значительным в жизни каждого карачаевца была община, к которой они принадлежали. Земля и весь скот принадлежали общине, все ее члены могли ими пользоваться.
Жилище
Карачаевцы строили бревенчатые дома, причем бревна могли иметь разную длину. Из-за большой толщины каждый дом выглядел монументально. Некоторые жилые дома носили оборонительный характер. Например, арбазы представляли собой совокупность соединенных между собой построек, в центре которых находился двор. Каждое из этих построек имело доступ к арбазу. Здесь хранилось все оружие и припасы, а двор был закрыт сверху. Главный вход во двор представлял собой массивную деревянную калитку.
Для проникновения света внутрь дома использовался камин. Очаг располагался у стены, а сам дымоход выходил на крышу. Карачаевцы селились вместе, даже женатые дети жили с родителями в специальных помещениях. Для приема гостей выделялась специальная комната, иногда ее роль играл целый дом.
Характер
Карачаевцы — горный народ, что характеризует их изолированными от других. Их основными характеристиками были независимость и стремление к взаимопомощи.
Решающую роль играет «Йозден Адет», регулирующий права и этикет. В этом кодексе есть правила, которым следуют мужчины и женщины. Уважение к женщине в основном основано на понимании того, что она дочь своих родителей.
Религия
Процесс исламизации карачаевцев начался в 16 веке, но в 19 веке их верования представляли собой сложный синтез ислама и языческих традиций (тенгрианство). Вера осталась в магии, в священных деревьях (друидизм), в камнях, в защитных божествах во главе с богом Тенгри (в Караче — Тейри). В настоящее время абсолютное большинство карачаевцев исповедуют преимущественно суннитский ислам (ханафитский мазхаб) 19 .
Одежда
Женская одежда сохранила элементы костюма аланского периода. К ним можно отнести, например, наличие металлических кружков, украшенных набивным точечным геометрическим узором, которые нашивали на головной убор. Этот головной убор представлял собой высокую остроугольную плетеную шапку, поверх которой нашивались металлические накладки, покрытые узором (иногда с мячом на макушке). Следует отметить, что в Карачае бронзовые и серебряные пластины, украшавшие эти шляпы и, конечно же, одежду, а также капюшоны и края, были покрыты рельефным каламбурным мотивом, характерным для аланов раннего средневековья. Платье средневековой карачаевки украшали серебряные нагрудные пряжки и пуговицы, пришитые в два ряда к ткани. Средневековые традиции сохранялись до 19 века. Особенно это касается головного убора. Праздничные платья девочек шили из темно-красного бархата или шелка, реже — из синего и зеленого цветов. Они были украшены золотым шитьем и тесьмой. Богато украшались и головные уборы (ока бурк). Неотъемлемой частью женского костюма был пояс (кямар), который был настоящей жемчужиной.
Мужская одежда больше похожа на одежду других горских народов Северного Кавказа:
- Интимная туника.
- Бешмет (келек, каптал) выполнен из черного, белого, иногда (праздничного) яркого цветов: ярко-синего, оранжевого, полосатого. В быту бешмет носили без чекмена.
- Чекмен от карачаево-балканского слова «чепкен», означающего как ткань домашнего изготовления, так и мужскую одежду из этой ткани, позднее название «черкес», как правило, было выходным и праздничным облачением. Карачаевцы и балкарцы производили эту ткань и войлочные изделия для продажи, в частности, в соседней Грузии (Сванетия, Рахия), Абхазии, Кабарде. Ткань была соткана из шерстяных ниток на деревянном бытовом ткацком станке по деталям, из которых впоследствии шили чекмень. В конце 19 века чекмень стали шить из фабричного сукна. Его шили в основном из черной, серой, коричневой и белой ткани. Длина чекмени обычно доходила до колен и ниже. У Чекмена был вырез на груди и газыр над головой для переноски готовых грузов (от карачаево-балканского слова «хазырла», что означает «готовый к использованию»). Газыры украшались точеным или литым серебряным навершием, часто чернью.
- Пояс (belibaў) представлял собой узкий кожаный пояс с серебряными пластинами и кожаными подвесками с серебряными наконечниками. Это был обязательный атрибут мужского костюма. Ее надевали на чекмен, если мужчина без нее — на бешмет.
- Брюки (кёнчек) имели прямые, узкие, слегка заостренные штанины, между которыми находился большой ромбовидный клин (ау). Ширина клина иногда доходила до 80-90 см.
- На штаны надевались леггинсы (Ышим), доходившие до колен и более. Ниже колен легинсы связывались кожаными ремнями (пышный бау).
- Чабыры — это обувь из необработанной кожи, сделанная из цельного куска кожи со швом на спине. Они доходили до щиколоток, где застегивались ремнем. Их надевали босиком, надевали на них специальную соломку. Зимой носили войлочную обувь (уюк). Чабыр, как и уюк, носили и женщины.
- Головной убор был похож на головной убор других горцев. Карачаевцы носили меховые шапки-папахи (тери бурк) и войлочные шапки, головные уборы (кийиз бурк, кийиз калпак). Праздничным головным убором для мужчин считалась высокая каракульская шапка (бухар бурк), перешедшая к казакам под названием Кубанка.
Бурка (джамчы) и башлык (башлык) были элементами походной одежды).
Национальный костюм
Традиционная северокавказская одежда. Для мужчин: нижнее белье, брюки, дубленки, бешмет, чекмень, застегивающиеся на тугой пояс, на котором висело оружие; меха, плащи, шапки, капюшоны, фетровые шапки, кожа, войлок, марокканка, леггинсы.
На женщинах были рубашки-туники, мешковатые брюки, кафтан, длинное свободное платье, пояс, дубленки, шали, шали, шарфы, головные уборы и различные украшения. Праздничный наряд украшали шевронами, золотой или серебряной вышивкой, тесьмой, орнаментальной тесьмой.
Традиционная пища
Основа питания — мясо, молочные продукты и овощи. Традиционные блюда — отварное и жареное мясо, вяленые сырые и жирные мясные колбасы (джерме, кйима), колбаса из отварных субпродуктов (мохта), кисломолочное (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (джухурт айран), различные виды сыров.. Среди мучных блюд популярны пресные булочки (гырджын) и пироги (хычыны) с различными начинками, жареные или запеченные. Супы на мясном бульоне (шорт). Среди лакомств есть различные варианты халвы (халвы), подлеска (чыкыртла). Еще из них делают гомини (а), которую едят с маслом, айраном или сметаной, тушеное мясо (биламук), пшенную (в достаточном количестве) кашу или рис. Популярны овсяные хлопья из обжаренной муки (kuўut), а также джирна — вареная кукуруза, зерна пшеницы или ячменя. Напитки: молочные напитки — кефир и айран, праздничные напитки — алкоголь и пиво (сыр), повседневные напитки — кавказский чай с рододендроном (кара шай) и суусап (айран, разбавленный водой или минеральной водой).
Семья и традиции
Семья в основном небольшая, браки экзогамные. Классовые ограничения строго соблюдались. Для семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты-избегания. Распространены были древние обычаи: вражды, побратимство, кунакизм, аттализм, гостеприимство и т.д.
В народной жизни этикетке уделяется большое внимание. Показывает календарь и другие праздники, военизированные спортивные игры. Фольклор разнообразен: нартский эпос, обрядовый, трудовой, героический и др. песни, пожелания и так далее.
Музыка и изобразительное искусство
Карачаево-балкарская музыка — народная музыка карачаевцев и балкарцев. Он представлен в виде былинных легенд, песен (карач-балк. Юрла) и музыкальных мелодий (карач-балк. Тартюла).
История изучения музыкальной культуры карачаевцев и балкарцев начинается со второй половины XIX века и связана с именами персонажей русской культуры (С.И.Танеев, М.А. Балакирев, В.Ф. Миллер, М.М. Иваненков, Н.Г. Тульчинский и др.) , а также европейские исследователи (Э. Левье, Г. Мерцбахер, В. Преле, К. Хан и др.). Князь Исмаил Урусбиев и его сыновья сыграли важную роль в популяризации национального фольклора. Мелодии, записанные композитором Исмаила Урусбиева Милли Балакиревым, легли в основу знаменитой фортепианной фантазии «Исламей».