- Рождение народа
- Противостояние
- В согласии с природой
- Расселение и род занятий
- Организация
- Жертвоприношения иконам
- Празднуют убийство медведя
- Допускают супружеские измены
- Происхождение и история Манси
- Этноним
- Язык и письменность
- Антропологическая характеристика
- Внешность
- Одежда
- Мужчины манси
- Женщины манси
- Религия
- Традиции
- Характер
- Ханты
- Численность
- ДНК
- Антропология
- Культура
- Жизнь
- Жилище
- Еда
Рождение народа
В новейшей истории сложилась устойчивая тенденция считать, что культуры ханты и манси были объединены. Эта гипотеза возникла в связи с принадлежностью этих языков к финно-угорской группе уральской языковой семьи. По этой причине ученые выдвинули гипотезу о том, что, поскольку существовало сообщество людей, говорящих на одном языке, должно было существовать общее место их проживания, место, где они говорили на уральском протоязыке. Однако этот вопрос остается нерешенным и по сей день.
Уровень развития коренных сибирских племен был довольно низким. В повседневной жизни племен использовались только орудия труда из дерева, коры, кости и камня. Посуда была деревянной и керамической. Основным занятием племен было рыболовство, охота и оленеводство. Лишь на юге области, где климат был мягче, животноводство и сельское хозяйство стали незначительными. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веках, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местных пришельцев называли «вогулами», что в переводе означало «дикарь». Этих самых «вогулов» описывали как кровожадных опустошителей оторванных и диких земель, совершающих жертвенные обряды. Позже, уже в 16 веке, земли Обь-Иртыша были присоединены к Московскому государству, после чего началась длительная эпоха освоения территорий, завоеванных русскими. Прежде всего, захватчики возвели на присоединенной территории несколько фортов, которые впоследствии стали городами: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень. Вместо когда-то существовавших княжеств хантов образовалась волость. В 17 веке началось активное переселение русских крестьян в новые волости, из которых в начале следующего века количество «местных» было значительно меньше пришлых. Ханты в начале 17 века насчитывали около 7800 человек, в конце 19 века их было 16 тысяч. Согласно последней переписи, в Российской Федерации уже проживает более 31 000 человек, а в мире — около 32 000 представителей этой этнической группы. Число манси с начала 17 века до наших дней увеличилось с 4,8 тысячи до почти 12,5 тысячи.
Отношения с русскими поселенцами у сибирских народов складывались непросто. Во времена русского нашествия хантыйское общество было классным, и все земли были разделены на определенные княжества. После начала русской экспансии были созданы волости, которые помогли гораздо эффективнее управлять землями и населением. Примечательно, что во главе волости стояли представители местной родовой знати. Кроме того, весь местный учет и управление возложены на власти местных жителей.
Противостояние
После присоединения земель манси к Московскому государству вскоре встал вопрос об обращении язычников в христианскую веру. По мнению историков, причин для этого было более чем достаточно. По мнению некоторых историков, одной из причин является необходимость контроля над местными ресурсами, особенно с охотничьими угодьями. Манси были известны на русской земле как отличные охотники, которые без всякой просьбы «растратили» драгоценные запасы оленей и соболей. В эти земли из Москвы был послан епископ Питирим, который должен был обратить язычников в православную веру, но принял смерть князя манси Асыка.
Через десять лет после смерти епископа москвичи организовали новый поход против язычников, более успешный для христиан. Поход закончился достаточно рано, и победители привели с собой нескольких князей вогульских племен. Однако князь Иван III мирно отпустил язычников.
Во время кампании 1467 года москвичам удалось захватить и самого князя Асыка, которому все же удалось бежать по пути в Москву. Скорее всего, это произошло где-то под Вяткой. Языческий князь появился только в 1481 году, когда он попытался осадить и напасть на Херем. Его кампания закончилась неудачно, и хотя его армия опустошила всю территорию вокруг Шермелона, им пришлось бежать с поля боя опытной московской армией, посланной на помощь Иваном Васильевичем. Армией руководили опытные полководцы Федор Курбский и Иван Салтык-Травин. Через год после этого события Москву посетило воргульское посольство: к князю приехали сын и зять Асыки, которых звали Пыткей и Юшман. Позже стало известно, что сам Асыка уехал в Сибирь и где-то там пропал, взяв с собой своих людей.
Прошло 100 лет, и в Сибири появились новые покорители — команда Ермака. Во время одной из битв между воргулами и москвичами был убит хозяин этих земель князь Патлик. Затем вся его команда пала вместе с ним. Однако и эта кампания не увенчалась успехом для Православной церкви. Очередная попытка крестить воргулов была принята только при Петре I. Племена манси должны были принять новую веру под страхом смерти, но вместо этого все люди выбрали изоляцию и пошли еще дальше на север. Те, кто остались, отказались от языческих символов, но кресты надеть не спешили. Местные племена сторонились новой веры до начала 20 века, когда они стали формально считаться православным населением страны. Догматы новой религии очень сильно проникли в языческое общество. И долгое время шаманы племен играли важную роль в жизни общества.
В согласии с природой
Большая часть хантов еще на рубеже 19 — начала 20 веков вела исключительно таежный образ жизни. Традиционным занятием хантыйских племен были охота и рыболовство. Те из племен, которые жили в бассейне Оби, в основном занимались рыболовством. Охотились племена, жившие на севере и в верховьях реки. Олени служили не только источником шкур и мяса, но и играли роль движущей силы в экономике.
Основными видами пищи были мясо и рыба; растительная пища практически не употреблялась. Рыбу часто ели вареной, тушеной или сушеной, часто ели совершенно сырой. Источниками мяса были крупные животные, такие как лоси и олени. Даже внутренности преследуемых животных ели, как и мясо, большую часть времени ели прямо в сыром виде. Возможно, ханты не гнушались извлекать из желудка оленя остатки растительной пищи для собственных нужд. Мясо подвергалось термической обработке, чаще всего варилось, как рыба.
Культура манси и хантов — очень интересный пласт. Согласно народным традициям, у обоих народов не было строгого различия между животными и людьми. Особенно почитались животные и природа. Верования хантов и манси запрещали им селиться вблизи мест обитания животных, охотиться на молодое или беременное животное и шуметь в лесу. В свою очередь, неписаные законы племен о рыболовстве запрещали ставить слишком тугую сеть, чтобы молодь не могла ее пересечь. Хотя почти все горное хозяйство манси и хантов было основано на высшей экономии, это не мешало развитию различных рыболовных культов, когда требовалось отдать первую добычу или добычу с одного из деревянных идолов. Отсюда проводилось несколько племенных праздников и церемоний, большинство из которых носили религиозный характер.
В хантыйской традиции медведь занимал особое место. По поверьям, первая женщина в мире родилась от медведя. Огонь людям, как и многим другим важным знакомым, подарила Большая Медведица. Это животное очень почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и разделителем добычи. Многие из этих верований сохранились до наших дней. У хантов были и другие священные животные. Выдры и бобры почитались исключительно как священные животные, о предназначении которых могли знать только шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобр привел их племя к реке Васюган. Многие историки сегодня серьезно обеспокоены нефтяными разработками в этой области, которые угрожают исчезновению бобров и, возможно, целой нации.
Астрономические объекты и явления играли важную роль в верованиях хантов и манси. Солнце почиталось так же, как и большинство других мифологий, и олицетворяло женское начало. Луна считалась символом человека. Люди, по мнению манси, появились благодаря союзу двух светил. Луна, согласно верованиям этих племен, сообщала людям об опасностях в будущем с помощью затмений.
Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, особенно деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, также запрещалось наступать на некоторые из них без разрешения, а другие, наоборот, благотворно влияли на смертных. Еще одним мужским символом был лук, который был не только орудием охоты, но и служил символом удачи и силы. Гадание использовалось с помощью лука, лук — для предсказания будущего, а женщинам запрещалось касаться пораженной стрелой добычи и перешагивать через это охотничье оружие.
Во всех действиях и обычаях и манси, и ханты строго придерживаются правила: «Как вы сегодня относитесь к природе, так и завтра ваш народ будет жить».
Расселение и род занятий
Манси (вогулы) жили на западных склонах Уральских гор, но начиная с XI века сначала коми, а затем и русские были вынуждены уйти, а Зауралье — отступить. Основным занятием вогулов была и остается охота, рыболовство и (среди оседлых) животноводство. Основное жилище у манси — друг, обтянутый берестой или шкурами, зимой — рубленые избы с земляной крышей, отапливаемой чувалом — очагом из жердей, облицованных глиной.
Ханты всегда жили восточнее Уральских гор, селились по долинам рек Иртыш, Васюган, Обь и Конда. Они занимались охотой, рыболовством, разведением оленей, которое, возможно, переняли у своих соседей — ненцев. Они жили в палатках, но в местах постоянной охоты или рыбалки они также устраивали деревянные хижины или строили укрытия и полубежища, которые сверху засыпались торфом и землей.
Организация
Манси делятся на две социальные группы — фратрии. Один называется Пор, второй Мос; группы имеют культурные различия. В группе Пор преобладают традиции уральских охотников и рыболовов, медведь считается тотемным полюсом группы, а в группе Мос преобладают традиции степняков, ее представители считают своим предком предка Калташа. Невест манси всегда брали из другой группы.
Социальная организация манси была сложной: у них были свои принципы, кто владел командами, свои губернаторы. Письменность манси существует с 1931 года — на основе латинского алфавита, а с 1937 года — на основе кириллицы.
Ханты более этнически раздроблены, имеют как минимум 13 диалектов, что затрудняет создание письменного языка. Например, у них есть Иртышский, Обдорский, Обдорский, Обдорский, Сургутский, Вахско-Васюганский, Шурышкарский диалекты. Письменность для некоторых диалектов не создавалась до 1950-х годов.
Этнографы выделяют три большие группы хантов: восточные, северные и южные, которые по большей части смешались с русским и татарским населением Прииртышья. Восточные ханты имеют палеосибирскую культуру и малейшее присутствие угорской составляющей в их крови. А южные имеют ряд черт степняков — это культ лошади и палки автостопа, танцы с саблями.
Жертвоприношения иконам
Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, умершим предкам. Шаман был для них бесспорным авторитетом. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении поразительно сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.
Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими поселенцами они стали тайно исповедовать свои культы, перенося идолов в специальные места, служившие язычникам святынями. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которым поклоняются.
Иногда ханты и манси мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах, которые встречаются почти в каждом доме, так как воспринимают эти лица как языческих божеств. Следовательно, верховный бог по имени Нум-Торум здесь связан с Николаем Приятным, потому что именно к нему верующие обращаются, если им нужна помощь в конкретном деле. Например, при охоте на лося. А богиня земли Калтас-эква воспринимается местными верующими как Богородица.Пока православные священники ничего не могут поделать с таким религиозным синкретизмом, потому что на словах манси и ханты — христиане.
Празднуют убийство медведя
Родоначальником медведя считают многие народы Сибири, в том числе ханты и манси. Но религиозный культ не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждая охота таежных охотников на «таежного хозяина» — это повод организовать отдых для всех жителей поселка. Кроме того, если жертвой стал медведь, общее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечается на дополнительный день.
Ритуальные действия сопровождаются разделкой туши животного. С него торжественно сняли шкуру на глазах у большой толпы людей. Голову кладут между передними лапами, они остаются нетронутыми. На нос и глаза убитого самца кладут серебряные монеты, а на рот надевают мордочку из бересты. Самка декорирована по-другому: на голову женщины накидывается фата, а вокруг нее расставлены бусы.
Учитывая, что медвежья шкура есть у каждой местной семьи, и даже не одной, можно предположить, что охота на «таежных хозяев» в Западной Сибири велась регулярно. На фестивале не только лакомятся свежим медвежьим мясом и другой национальной кухней, но и поют обрядовые песни, танцуют и устраивают комедийные шоу. Причем артисты — исключительно мужчины, исполняющие женские роли, одетые в одежду своих родственников.
Праздник медведя — это альтернативная реальность, своеобразное зеркало, в котором мир духов переплетается с действительностью.
Допускают супружеские измены
Представители коренных народов Югры строго не контролируют поведение дочерей, поскольку добрачные отношения между ними не считаются чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины не мешает девушке выйти замуж. С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница показала, что способна вытерпеть и родить здоровое потомство.
Но бесплодие — это настоящая трагедия в глазах хантов и манси. Он терпит даже супружескую неверность, если женщина не может забеременеть от мужа. В случае бесплодия первой избранницы мужчине разрешается двоеженство.
Эти люди считают, что тяжелые роды свидетельствуют о неверности женщины, ведь именно так наказывают ее сами боги: при рождении ребенка не от официального супруга она испытывает гораздо больше страданий и боли, чем порядочная женщина. И дела богов не о простых смертных. И каждого ребенка принято радовать.
Происхождение и история Манси
Доля манси в Ханты-Мансийском автономном округе, в% по переписи 2010 г.
Считается, что как этнос манси возникли в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, перемещавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентный характер (сочетание культур таежных охотников и кочевых степных рыболовов и скотоводов) в культуре народа сохраняется и по сей день.
Изначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их на Зауралье. Первые контакты манси с русскими, прежде всего с новгородцами, относятся к XI веку. В XV веке князь мансийский Асыка вел походы на Вымское и Великую Пермь, но в 1483 году он был окончательно разбит Устюжано-Пермским объединенным войском под командованием московских губернаторов Ф. С. Курбского-Черного и И. И. Салтык-Травина. Его столица — город Пелымский. С присоединением Сибири к Русскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и к концу XVII века количество русских превысило количество коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, и в 18 веке они обратились в христианство, после обращения частично ассимилировались. На этническое формирование манси оказали влияние разные народы.
В пещере Чанвен (Вогул), расположенной у села Всеволодо-Вильва на территории Перми, были обнаружены следы присутствия вогулов. По мнению местных историков, пещера была храмом (языческим святилищем) манси, где проходили ритуальные обряды. В пещере несут черепа со следами ударов топора и каменных копий, фрагменты керамических сосудов, наконечники стрел из кости и железа, бронзовые бляхи пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящерице, серебро и бронза ювелирные изделия были найдены.
Количество манси в России:
Численность манси в населенных пунктах в 2002 г
Ханты-Мансийский автономный округ:
- кондинское городское поселение — 876
- город Ханты-Мансийск — 785
- г. Нижневартовск — 705
- пгт Игрим — 592
- междуреченский пгт — 585
- село Саранпаул — 558
- сосьва — 440
- пгт Березово — 374
- село Шугур — 343
- половинка — 269 кв
- село Хулимсунт — 255
- деревня Леуши — 240
- село Ванцетур — 235
- горноправдинск поселок — 3
- ломбовож — 203
- город Сургут — 199
- село Нижние Нарыкары — 198
- село Няксимвол — 179
- село Юмас — 171
- село Анеева — 128
- ягодный — 125
- перегребное — 118
- лиственичный — 112
- пгт Луговой — 105
- село Кимкясуй — 104
Тюменская область:
- тюмень — 340
Этноним
Эндоэтноним (имя собственное) манси означает «человек» и восходит к слову прафин-угорский * mańćɜ «человек, человек» и имеет параллели в других угорских языках: название ханты одной из фратрий — мант (mańt..) (B), mont (moñtivali) (I), mas (maś) (O), а также венгерская автономия в единственном числе magyar (модьяр). В разных диалектах манси он имеет разные формы: сосьва-манси (mańśi), пелымский манси (māńś), нижнекондинский манси (mɔ̄̈ńś), тавдинский манси (mäńćī), нижний лозвинский манси (måńś).
Название мансийской фратрии Мос заимствовано из хантыйского языка — mas (mɔś) (О), но имеет то же происхождение от общеугорского слова * mańć
В русском языке для обозначения представителей народа используются слова: во множественном числе h. — манси (необъявленные) и манси; в единицах h. — манси и манси, а также манси (не отклоняется) для обозначения мужчины или женщины. Прилагательные — манси и (неизменяемый) манси.
Вплоть до 1920-1930-х годов манси называли по-русски словом вогулы, которое происходит от хантыйского u̯oɣaĺ, u̯oɣativali. Это имя до сих пор иногда используется в других языках, например, в немецком. Wogul, wogulisch.
Язык и письменность
Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской языковой семьи (по другой классификации — уральско-юкагирской). Диалекты: Сосьвинский, верхний Лозвинский, Тавдинский, Кондинский, Пелымский, Вагилианский, средний Лозвинский, нижний Лозвинский.
Письмо манси существует с 1931 года — изначально на основе латинского алфавита:
- A, B, D, E, F, G, H, Ꜧ, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, б
С 1937 года существует письменность на основе русского алфавита. Впоследствии алфавит был изменен и дополнен. Современная версия:
- A a, Ā ā, B b, C c, D d, D d, E e, Ē ē, E ё, F g, Z z, I i, Ӣ ӣ, Y y, K k, L l, M m , N n, Ӈ ӈ, O o, Ō ō, P p, R p, S s, T t, U y, Ӯ ӯ, F f, X x, Ts c, H h, Sh w, Shu, bb, s, bb, ee, e, e, yy, yy, io
Антропологическая характеристика
Манси (как и ханты) характеризуются следующим набором характеристик:
- низкий рост (в среднем менее 160 см у мужчин),
- общая грация (миниатюрность конструкции),
- голова неширокая, мезо- или долихоцефальной формы и невысокого роста,
- прямые мягкие черные или светло-русые волосы,
- темные или смешанные глаза
- процент монгольской складки века, покрывающей слезный бугорок (эпикантус), который значительно варьируется в зависимости от группы),
- лицо среднего роста, разной формы, с явной приплюснутостью и дерзостью,
- нос слегка или умеренно выпуклый, в основном средней ширины, в основном с прямой или вогнутой переносицей, с приподнятым кончиком и основанием,
- ослабленный рост бороды,
- относительно широкий рот,
- небольшая толщина губ,
- умеренно выступающий или опущенный подбородок.
Внешность
Внешний вид манси отражает особенности коренных угорских народов эпохи неолита в сочетании с угорскими племенами, прошедшими через степи Азии и Казахстана. К особенностям внешности современных представителей можно отнести:
- рост до 160 см у мужчин и женщин;
- хилое телосложение;
- волосы прямые, черные или темно-русые, плотной структуры;
- складка века, прикрывающая слезный бугорок, ярко выраженного монгольского типа;
- в основном темные глаза;
- широкий рот, прямая форма и небольшая толщина губ;
- заостренный или округлый подбородок, умеренно выступающий;
- борода и волосы на теле не растут густо и медленно;
- форма головы узкая и низкая.
Одежда
В силу природных особенностей климата национальный костюм манси отличался обязательным наличием теплой верхней одежды. Он был сшит из женских оленьих шкур, а кости и жилы рыб использовались в качестве игл и ниток. Из шкур оленей, убитых летом, шили мужскую малицу, вывернутую мехом наизнанку, или женские легкие шубы. Поскольку женщины проводили большую часть своего времени дома или на собраниях, изоляционная одежда им не требовалась.
Зимой олени покрывали густой мех с невероятно теплым подшерстком, поэтому дорожную одежду шили из животных, убитых зимой. Это была длинная парка неброского кроя с непокрытым мехом: ее носили после малицы. Для повседневного ношения шили меха до колен. Перчатки и обувь делались из кожи, снятой с конечностей оленей
Мужское нижнее белье состояло из чулок, заправленных в меховые штаны и рубашек из крапивы или ткани, продаваемой торговцами. Летом к платью добавились лусаны: разноцветные тканевые накидки с разрезами по бокам, с капюшоном и без рукавов. Охотники использовали аналогичные лусаны, но без капюшона.
Летние туфли шили из кожи без меха и крепились вокруг голени специальными шнурками. Одежду обязательно подпоясывали кожаными поясами, украшенными металлическими цепями или костями. Они считались талисманами на удачу, и носить их могли только мужчины. В случае опасности, например, перед ураганом или во время охоты, пояса бросали в озеро или лес, чтобы умилостивить духов природы.
Мужчины носили священные кольца, которые в фольклоре часто упоминались как помощники в достижении целей или нахождении правильного пути. Любопытна и их прическа: волосы они не стригли, а заплели в две косы, уложенные по бокам и закрепленные по низу цепочкой.
Женская одежда состояла из длинного платья прямого покроя, поверх которого надевалась развевающаяся туника. Покрывало всегда носили на голове; ходить с непокрытой головой считалось неприличным. Воротники и манжеты украшались бусами, по подолу нижнего и верхней одежды нашивались яркие полосы ткани или меха разного оттенка. Интересны украшения, среди которых были такие модели, как:
- Вариации на тему оленьих рогов
- Ромбовидные мотивы, растянутые в полоску
- Шишки
- Схематические изображения дома и солнца
- Картины лебедя, гуся, сумасшедшего.
примечательно, что вышивка отличалась преобладанием темных, но насыщенных цветов. Среди них черный, коричневый, темно-зеленый, синий.
Мужчины манси
Само название «манси» означает и «человек», и «человек», что уже говорит о значении и роли последнего в жизни племени. Мужчина отвечал за все, что происходило вне дома: охоту, рыбалку, торговлю, скотоводство. Он также обладал исключительными правами на общение с духами. Только представители сильного пола могли быть шаманами, участвовать в религиозных ритуалах, приносить жертвы.
Женщины манси
Роль женщины-манси заключалась в организации семейной жизни: все внутри дома было на ее плечах. Он должен был разжигать и поддерживать огонь, топить дом, готовить еду, шить одежду, ухаживать за детьми и скотом. Женщинам не разрешалось совершать тайные шаманские обряды, им не разрешалось выполнять их в одиночку.
Так, в каждом доме на задней внешней стене устанавливали талисман. Женщина могла не только дотронуться до него, но и пройтись по дому и спать в ближайшей к нему части дома. Во время медвежьего праздника только мужчины могли выступать со священными обрядами, песнями и танцами. Женщинам манси в это время приходилось закрывать лицо, чтобы не смущать духов.
Однако, несмотря на это, по легенде именно медведица родила первых манси, и медведь считался священным животным в большинстве родов. По этой причине и в установленном порядке женщины национальности не обижались и старались мирно жить семьями. Одной из их главных задач было родить здоровое потомство и остаться верным мужу. Долгое время бесплодие считалось уважительной причиной многоженства.
Религия
Изначально, как и у большинства исконных народов, у обских угров было много богов, каждый из которых олицетворял силу природы. Таким образом, верховным богом был Нум-Торум, дух Кул-Отыра правил подземным миром. Полум-Торум был покровителем рыб и птиц, основным источником пищи, а Калташ-эква считалась богиней земли и плодородия.
У манси есть своя легенда о сотворении мира. Они считали, что все существующее делится на три сферы: землю, воду и воздух. Поэтому главную роль играют водоплавающие птицы, поганка, способная передвигаться во всех трех. Она много раз ныряла на дно единого океана и извлекала оттуда куски ила, из которых в итоге получали сушу.
Официально более 80% манси исповедуют христианство, но на практике это тесно переплетается с языческими верованиями. Следовательно, они отождествляют Николая Приятного с Нум-Торумом, а Деву Марию — с богиней земли Калташ-эква. Есть эклектичные и тревожные ритуалы: например, намазать губы изображений на иконах кровью животных, чтобы попросить помощи у святых.
Традиции
Традиционный праздник манси носит название «медведь». Его проводят всякий раз, когда убивают священного медведя, чтобы успокоить его дух и примириться с охотником. Подготовка начинается в лесу: животное очищают от крови и грязи, кладут на носилки так, чтобы голова оказалась между лап.
Войдя в деревню, мужчины поют ритуальные песни и подвергаются окуриванию. Женщины приступают к приготовлению блюд, приглашаются гости из соседних деревень. Если медведя убивают, то праздник с вечеринкой, песнями и обрядами длится 4 дня, если медведя — 5 дней. Это связано с верой манси, что у женщины 4 души, а у мужчины 5, и каждую из них нужно уважать. В жертву приносят оленя: его череп на время праздника вывешивают на видном месте.
Характер
В средние века манси считались доблестными, кровожадными и безжалостными воинами, поэтому их называли вогулами, что означает «дикари». Однако многовековое угнетение народа, насаждение христианской веры, стремление обмануть и завладеть бесценными запасами пушнины и рыбы наложили серьезный отпечаток на характер его представителей.
В конце 19 века в журнале «Природа и люди» их описывали как ленивых и безынициативных, предпочитающих отдыхать и наблюдать за событиями со стороны. Часто можно было увидеть ситуации, когда в доме не было еды, а мужчины манси предпочитали играть в карты и курить трубку. Однако были отмечены и их положительные качества: гостеприимство, отзывчивость и сдержанность.
Манси, даже в разгар веселья, редко улыбался, сохраняя задумчивое и даже слегка надутое выражение на лице со сжатыми губами и глубоким мрачным взглядом из-под бровей. Эти характеристики людей неоднократно упоминались в фольклоре. В человеке ценились сосредоточенность, рассудительность и бдительность. В женщинах редко превозносились красота и веселый нрав: главное, чтобы она была трудолюбива, сдержанна и экономна.
Этнографы также отмечают такую черту характера манси, как хитрость. По свидетельствам русских и заграничных купцов, приезжавших к аборигенам за прекрасными мехами, манси не спешили сразу доказывать все свои владения. Сначала показывали незначительные образцы, постепенно добывая из запасов все более ценные меховые изделия. Не исключено, что такое поведение также было признаком осторожности: продавец изначально внимательно присматривался к покупателю из-за присущей ему бдительности.
Еще одно свойство, отмеченное туземцами, — это несдержанность. Долгое время существовал миф о том, что северные народы генетически предрасположены к пьянству, но ученые эту информацию опровергают. Возможно, страсть северных туземцев к веселым напиткам объясняется отсутствием сопротивления по отношению к ним. В отличие от южных регионов, богатых виноградниками, на севере не было сырья, пригодного для производства алкоголя. Он прибыл в манси только с приходом русских и иностранных купцов, которые, заметив особенность своего тела, обменяли лучшие меха, оленьи и медвежьи шкуры на водку.
Ханты
Ханты (имя собственное — ханти, ханде, кантек, устарел остяки) — малочисленный коренной угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Автономные ханты — это люди.
Численность
Выделяют три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные ханты и южные ханты (Иртыш), смешанные с русским и татарским населением.
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в конце 19 — начале 20 вв., Отмечалось, что остяк (ханты)
По переписи 2002 года численность хантов в России составляет 28 678 человек, из них 59,7% проживают в Ханты-Мансийском районе, 30,5% — в Ямало-Ненецком округе, 3,0% — в Томской области, 3,0% — в Тюмени районный округ без Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, 0,3% — в Республике Коми.
По переписи 2010 года численность ханты увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6% проживают в Ханты-Мансийском районе, 30,7% — в Ямало-Ненецком, 2,3% — в Тюменской области без Ханты-Мансийска и Ямало. — Ненецкий автономный округ, 2,3% — в Томской области.
ДНК
Среди ханты первое место занимают гаплогруппы Y-хромосомы N1c1-Tat и N1b-P43 — по 38,3% каждая. Далее следуют гаплогруппы Y-хромосомы R1b (19,1%) и R1a (4,3%). По данным ВН Харьков, гаплогруппа Y-хромосомы N1b-P43 преобладает у ханты и манси (объединенная выборка) — 57%, на втором месте гаплогруппа Q1a3 — 21%. Затем идут гаплогруппы R1a — 14%, N1c1-Tat — 7,1%, R1b — 0,9 % .
Антропология
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дал следующее описание хантов:
В макияже остяки среднего роста, даже ниже среднего (156-160 см), с черными или каштановыми волосами (реже светлые), как правило, с прямыми, длинными волосами (распущенными или заплетенными), темными глазами, тонкой бородой и темной бородой цвет кожи, плоское лицо, слегка выступающие скулы, толстые и короткие губы, вдавленные у корня, широкие и вздернутые на кончике носа.
В целом тип чем-то напоминает монгольский, но глаза вырезаны правильно, а череп часто узкий и длинный (долико- или субдоликоцефальный). Все это придает остякам особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них останки особой древней расы, некогда населявшей части Европы. Женщины невысокого роста и более монгольские, чем мужчины.
Ханты (как и манси) характеризуются следующим набором характеристик:
- низкий рост (в среднем менее 160 см у мужчин),
- общая грация (миниатюрность конструкции),
- голова неширокая, мезо- или долихоцефальной формы и невысокого роста,
- прямые мягкие черные или светло-русые волосы,
- темные или смешанные глаза
- процент монгольской складки века, покрывающей слезный бугорок (эпикантус), который значительно варьируется в зависимости от группы),
- лицо среднего роста, разной формы, с явной приплюснутостью и дерзостью,
- нос слегка или умеренно выпуклый, в основном средней ширины, в основном с прямой или вогнутой переносицей, с приподнятым кончиком и основанием,
- ослабленный рост бороды,
- относительно широкий рот,
- небольшая толщина губ,
- умеренно выступающий или опущенный подбородок.
Культура
1 ноября 1957 г в Ханты-Мансийском автономном округе, который в 1991 г был разделен на ханты «Ханты Ясанг» и манси «Луима», вышла первая ханты-языковая газета «Ленин пант хуват» («На пути Ленина»). Серипос».
10 августа 1989 года была создана общественная организация «Спасение Югры», одной из основных задач которой является консолидация коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе сохранение национальной идентичности, образа жизни, культуры обоих. Ханты, манси и ненцы.
Второй месяц мальчики жили с Ханты. И постепенно они начали понимать, как устроен мир этих северных людей. Мирослав и Варвара долго не могли понять, как думают ханты. С их точки зрения, все, что движется и кажется движущимся, живое.
Живые объекты для жителей тайги — это не только люди и животные, но и духи, снег, вода, гром, лед, камень.
Человек, зверь, птица живы, потому что движутся и имеют соответствующую форму.
И все, что по форме напоминает этих существ, ханты тоже считают живым. Камень, похожий на медведя или человека, жив. Снег живой, когда падает, но лежит ли снег? Я не живу? он не двигался и умер до весны. Когда он тает, снег превращается в воду и оживает. Вода в реке живая, но умирает, превращаясь в лед.
Лед оживает, когда треснет весной, но умирает, превращаясь в воду. Вода в посуде мертвая, рыбы там не живут. Лето выживает, но умирает, переходя в осень.
Осень живет, но умирает, переходя в зиму. Природа очеловечена, и человек приравнивается к ней. Жизнь ? в движении, в изменении. Благодаря этой философии ханты не теряются в бескрайнем море тайги, среди животного общества.
Слово Sur обозначает место, где собирают ягоды, где пасутся олени и лоси, где дух леса блуждает в поисках пищи. Кладбище и прилегающее к нему место также назывались Сур: собирают ли здесь мертвые ночью упавшие ягоды и орехи? это пастбище для мертвых. А места, населенные людьми, называются Ях. Так называется компания, собрание людей, группа. Но не только люди. Я? это населенный пункт, независимо от того, населен ли он людьми или животными.
Между собой ханты это делают, а русские — с хантами? нет. Потому что у нас другая культура. Когда русские и ханты планируют совместные действия, ханты одобрительно кивают в ответ на любое предложение, но когда природа вносит свои изменения, они делают это тихо, по-своему и всегда правильно. Они пережили много веков, теперь опыт работает на них.
Их особенно интересовало, как ханты воспитывают своих детей. С раннего детства ханты стараются держать детей как можно ближе к природе. В первые несколько месяцев новорожденного заворачивают в пеленки из мягкой поношенной одежды и одеяло из заячьей шкуры. Через три-четыре месяца ему сшили рубашку и нагрудники из бересты с нацарапанным рисунком. Младенцы носят наколенники из бересты, которые, по мнению хантов, предохраняют ножки малыша от сгибания.
Еще в детстве, а точнее на колыбельной, детям шьют практически полный комплект одежды — такой же, как и для взрослых, но из более мягких материалов. Иногда украшают ее даже богаче взрослой одежды, прикрепляют бубенцы; на девушек были надеты миниатюрные украшения.
Во время долгого путешествия ему разрешили пососать беличью лапу или оленьи сухожилия. Но в последующие годы детей отдельно не готовили, ели из общего казана. За столом дети сидели со взрослыми и пользовались той же посудой. Им, конечно, уступали лакомства, например, мягкий костный мозг или шкура рогов летних оленей — хантыйская жевательная резинка. Из покупных продуктов дети чаще ели печенье и сгущенку.
Вскоре дети получили уменьшенные копии других предметов для взрослых: нож, лук и стрела.
В этом, как и во многом другом, было желание поскорее приобщить ребенка к реальной, взрослой жизни. В основном игрушки представляли собой миниатюрные копии набора взрослой одежды: для девочек — футляр для игл, ящик со швейными принадлежностями, детская кроватка, для мальчиков — лодочка, лук со стрелами и фигурки оленей. Детские игры часто были рабочими уроками.
У детских кукол была одна особенность: у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица — это уже образ духа, который требовал заботы и почестей, и если бы он их не получил, то мог нанести вред хозяину.
не поэтому ли ханты не одобряли покупных кукол? внезапно это дух, и дух может обидеться и причинить неприятности своему маленькому хозяину.
Двух-трехлетняя девочка уже умела собрать браслет из бисера, а мальчик мог бросить лассо на любой предмет, напоминавший ему оленя. В возрасте шести лет ребенок мог заставить оленеводческую упряжку управлять самостоятельно, зарабатывая десятки килограммов ягод за сезон. С двенадцати лет девочка умела самостоятельно управлять домом, а на охоту мальчик ходил один.
В Юильске повезло? Ягун-ики объяснил мальчикам. ? У нас в селе есть школа, но детей из маленьких сел водят учиться в интернат. Здесь рушится многолетний кочевой образ жизни. Посещение занятий становится для маленькой Ханта основной работой. Он сразу теряет возможность проявить себя как самостоятельная творческая личность, его учат только и устно. Дома он больше учился себя — подражанием, по примеру отца или матери. К нему относились с уважением, как к равному, а в школе между ним и взрослыми проводится четкая грань.
Дети леса и тундры острее городов и поселков воспринимают социальное неравенство, потому что в семье почти никогда не слышали о пристрастии к «начальству». А униформа для них означает обезличивание. Покрой и выкройки домашней одежды являются своеобразным удостоверением личности; по ним можно судить по какой реке или что за человек. К сожалению, все это мало учитывается теми, кто решает судьбы детей народов Севера.
особенно это вредно для детей из шаманских семей. Они не выдерживают долгой разлуки с домом. Иногда во время занятий кто-то из шаманских детей начинает дрожать, ребенок выкрикивает отдельные слова: его уже схватила шаманская атака.
Раньше в школах по этому поводу на стенах висел плакат: «Не шаманят на уроках!» Сейчас учителя не борются с этим, а устраивают для этих детей дополнительные каникулы, чтобы они были дома.
Жизнь
Основные занятия хантов — рыболовство, охота и животноводство. Рыбалка незначительно различается в зависимости от местонахождения конкретной группы. Для северных групп характерно ездовое собаководство, оленеводство, широко развито рыболовство. В южных регионах широко распространены животноводство, садоводство и сельское хозяйство. Олени в основном служат транспортом. По ним удобно бродить с места на место, таскать чуму, тюки с вещами. Оленье молоко и продукты из него используются в пищу. Из шкур шьют одежду и обувь. В пищу употребляют мясо диких животных и птиц. Охотятся на лосей, косуль, медведей. Рыба имеет большое значение. Собирается несколькими способами. Кроме того, летом занимаются сбором урожая. В пищу употребляют ягоды, орехи, съедобные растения.
Ханты всегда были внимательны к природе. Они никогда не убивали беременных или молодых женщин. Рыболовные сети имеют большие ячейки, через которые может пройти только взрослая рыба. Они понимают, что необходимо дать природе восполнить ее ресурсы, невозможно уничтожить ее, не задумываясь об этом. Охотники уважали животных, на которых они охотились. Обряд жертвоприношения лесным богам был широко распространен. Первое убитое животное им было подарено. Для рыбной ловли использовались лодки, выкопанные из дерева; для передвижения на дальние расстояния была построена большая лодка с надстройкой из бересты.
Традиционными промыслами для хантов являются:
- Скульптура из кости, скульптура из дерева.
- Производство изделий из бересты.
- Плетение из травы, камыша, веток.
- Кузнечное мастерство.
Береста имеет большое значение в жизни хантов. Из него делают разнообразную посуду, летние покрывала для штор и поделки. Кора березы выдирается вручную с дерева, затем долго кипятится в котлах. Чтобы придать ему особую прочность, его пропитывают рыбьим жиром. Части изделий пришиты оленьими прожилками или конским волосом. На готовых листах вырезаются модели, изготавливаются аппликации, тиснятся и раскрашиваются. Посуду и различные предметы домашнего обихода часто изготавливали ткачеством. Для этого использовались тонкие веточки, корни кедра, камыш, ивовая рафия. Плетеные коврики широко использовались в быту. Покрывали полы, украшали стены.
При изготовлении посуды и предметов интерьера использовалась древесина кедра, лиственницы и березы. Мякоть была выдолблена из белого цвета, оставляя тонкие стенки. Чашки, миски, ложки, корыта, поддоны делали из дерева. Такие средства прочны и легки, удобны в использовании. Ханты знали литейное дело и кузнеца. Холодное оружие, инструменты и предметы религиозного культа выковывались из металла. Женщины изготавливали украшения. Жидкий металл разлили в форму, нанесли бересту и разложили по всей площади. Так они сделали ожерелья, кулоны, браслеты.
Южные ханты знали ткачество. Волокна крапивы использовались для плетения ткани для пошива нижнего белья. На рубахах шерстяными нитками вышивали геометрический орнамент. Некоторые мастерицы вышивали платья сверху вниз. Праздничные платья и головные уборы украшали бусинками. В наше время большой популярностью пользуется также плетение из бисера. Национальные костюмы принято украшать аппликациями. Он сделан в виде полосок, образующих широкую цветную кайму. В одежде ханты используются синий, белый, красный цвета. Зеленый, желтый почти не используется.
Торговлей занимаются мужчины, женщины занимаются сельским хозяйством, производят одежду, обрабатывают шкуры для друзей. Муж — домохозяин, защитник, ему подчиняются все члены семьи. Жена выбирается в основном на основании физических данных. Если она сильного, подвижного, трудолюбивого телосложения, то такая женщина подходит для семейной жизни. Также он обратил внимание на свою одежду. У мастеров были красивые костюмы, расшитые орнаментом, отороченные цветными мехами. Если одежда аккуратная и качественная, значит, женщина умеет работать и будет хорошей женой. Физическая красота не считалась достоинством. Жена должна помогать мужчине во всех делах, иначе семья может не пережить тяжелые годы. Возможность иметь детей также была важна. Это необходимо для расширения рода. О женихе также судили по его способности охотиться и добывать пищу. На его внешность никто не обращал внимания. Чтобы прокормить семью, мужчина должен быть сильным и выносливым.
Жилище
Из-за полуоседлого образа жизни у хантов было 2 типа жилья: постоянное и временное. Зимние были постоянными, в остальное время года использовали переносные легкие юрты. Они были разной формы: конические, полусферические, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был конусообразный товарищ. Конструкция поддерживалась наклонными шестами, одни из которых были соединены вместе, другие располагались по кругу. Сверху кладут бересту, закрепляют палками. Многоугольные юрты — более сложные конструкции. Обычно они состоят из переплетенных стенок, установленных по периметру жилья. К ним прикрепляют столбы, сходящиеся под углом к центру. Они образуют коническую крышу. Такие юрты покрывали войлоком или шкурами животных. Кочевники какое-то время оставались на одном месте, затем ставили юрты и вещи на упряжки собак или оленей и уезжали.
Зимние поселения были крупнее летних, где была сосредоточена большая часть населения. Летом несколько семей занимались совместной рыбалкой. В зависимости от региона и специфики занятия существует множество видов зимнего жилья. Тундровые оленеводы жили в палатках, покрытых шкурами. Зимние охотники строили в лесу деревянные хижины. Жилищами зимней столицы служили полубежища или бревенчатые дома. Первые были заглублены в землю. Были установлены каркасные стены, конические или двускатные крыши. Последние были сделаны из избы. Рядом были склады, амбары для хранения предметов и провизии. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных как русские. Часть этноса проживает в традиционных национальных домах.
Еда
Основной пищей хантов всегда было мясо диких животных и оленей. Он использовался во всех формах. Мясо варили, варили, сушили, солили, ели в сыром виде. В пищу употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион слегка разбавляют растительными продуктами: ягодами, кедровыми орешками, кореньями. Забив оленя, его закололи и сразу стали есть. Это считалось изысканным блюдом. От тушки вырезают кусок, обмакивают в теплой крови и съедают. После контактов с русскими среди хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят по-разному. Пекается обыкновенный хлеб, его также готовят с икрой и оленьей кровью. Тесто замешивают в рыбном бульоне.
Большая часть еды — рыба. Его сушат, коптят, жарят и нарезают (свежая замороженная сырая рыба нарезанная тонкой соломкой). Вкусное блюдо: филе красной рыбы, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это высушенная и высушенная потрошенная тушка, мякоть которой нарезана квадратами. Рыб раскладывают рядами на солнце, где они остаются в течение нескольких дней. В качестве напитков употребляют оленину молоко и чай.