- История горских евреев
- Общие сведения
- Тайны далёкого прошлого
- Этноним горские евреи
- Где живут горские евреи
- Пополнение среди народов Кавказа
- Численность и расселение
- Нация
- Жизнь
- Еда
- Одежда
- Традиции
- Язык горских евреев
- Религия горских евреев
- Борьба за веру
- Иудеи, но не совсем
- Внешность горских евреев
- В произведениях искусства
- Гаплогруппа J на Кавказе
- Гаплогруппа J1
- Гаплогруппа J2
История горских евреев
В 1254 году фламандский странствующий монах Б. Рубруквис писал о «большом количестве евреев» по всему Восточному Кавказу. Египетский историк Тагриберди в пятнадцатом веке говорил о еврейских купцах из «Черкесии», которые торговали в Каире.
Считается, что предки горских евреев пришли из Персии (северный Иран) и поселились в Кавказской Албании в V-VI веках, переняв обычаи, традиции и язык местных татов. Согласно легенде, царь Ассирии Саргон насильственно поселил десять колен Израиля в «горах Мидии».
Скорее всего, персидские евреи были вынуждены эмигрировать на Северный Кавказ в связи с мусульманскими завоеваниями, а затем вместе с другими татоязычными народами спасаться от нашествия кочевников (турок-огузов).
Однако есть и другие гипотезы. По одной из них, парфяне и Сасаниды (династия персидских правителей) намеренно основали еврейские поселения на Кавказе, чтобы они служили своего рода буфером во время набегов кочевых племен.
По другой версии, горские евреи — это таты, обращенные в иудаизм. Хотя есть и противоположная точка зрения: таты-мусульмане — бывшие горские евреи.
Третья версия выводит горских евреев из хазар, хотя исторические источники утверждают, что евреи поселились на Кавказе задолго до возникновения Хазарского царства. Поэтому более вероятно, что после падения Хазарского каганата в X и XI веках хазарские евреи нашли убежище у горцев.
Горским евреям было трудно ладить со своими соседями-мусульманами.
В дорусский период отношения между горскими евреями и мусульманским населением регулировались так называемыми законами Омара, в то время как горские евреи были вынуждены отдавать дань уважения мусульманским правителям за покровительство, а также выполнять различные тяжелые и грязные работы, которые мусульмане презираемый. Среди унижений, которые мусульмане причинили горским евреям, было, например, следующее: мусульманские воины обвиняли евреев в «дисэгризе» (плате за «причинение зубной боли») евреям, в доме которых они обедали.
Евреи в некоторых регионах Дагестана продолжали платить харадж (дань) мусульманским правителям до середины XIX века, поскольку российское правительство приравняло этих правителей к землевладельцам.
Только когда российские войска прибыли на Кавказ, небольшая этническая группа горских евреев почувствовала себя в относительной безопасности и начала перемещаться из высокогорных селений на границе между Азербайджаном и Дагестаном на побережье Каспия, в основном в крупные города и крепости, основанные русскими.
Однако в середине 18 века шах Ирана начал наступление на Дагестан и почти полностью разрушил несколько горских еврейских поселений. Но в начале 19 века Россия завоевала большинство регионов, где жили горские евреи.
Во время восстания под предводительством Шамиля (1830-1859) жители некоторых еврейских аулов были насильно обращены в ислам. И тогда руководители горской еврейской общины Дербента написали на иврите обращение к императору Николаю I с просьбой собрать всех евреев, разбросанных по Кавказу, в городах и крупных поселениях, находящихся под протекторатом России.
В конце 19 века иерусалимские послы стали посещать Дагестан, собирая деньги для Чалукки. Тогда же начался отток горских евреев в Землю Обетованную, и уже перед Первой мировой войной община горских евреев близ Эрец-Исраэль насчитывала несколько сотен человек.
В 1884 году главный раввин Темир-Хан-Шуры раввин Шарбат Ниссим-оглу отправил своего сына Элиягу в Московское высшее техническое училище и стал первым горским евреем, получившим высшее образование. В начале ХХ века первые горские еврейские школы с русским языком обучения были открыты в Баку, Дербенте и на Кубе.
После октябрьского переворота горские евреи Баку и Дагестана активно участвовали в борьбе советского режима с местными мусульманскими сепаратистами и, по некоторым оценкам, составляли около 70% отрядов Красной гвардии.
Во время Второй мировой войны немцы ненадолго оккупировали некоторые регионы Северного Кавказа, но не смогли полностью уничтожить все еврейское население, очевидно ожидая более четких указаний из центра относительно неизвестной этнической принадлежности.
После Великой Отечественной войны советские власти активизировали наступление на иудаизм. Было отменено преподавание на иврит-тат, прекращено издание газеты «Захматкаш» и прекращена вся литературная деятельность на иврит-тат. Эта газета снова стала издаваться только в 1975 году, в виде разрешения властей после активизации репатриации горских евреев.
Общие сведения
Предки горских евреев прибыли на Кавказ предположительно в V веке н.э из Персии, куда они прибыли в VIII веке до нашей эры.
Они говорят на диалекте татского языка иранской ветви индоевропейской семьи, также называемого горным ивритом (джури) и принадлежащего к юго-западной группе иврито-иранских языков. Также широко распространены иврит, русский, азербайджанский, английский и другие языки, которые в диаспоре практически вытеснили родной язык. Горские евреи отличаются от грузинских евреев как культурно, так и лингвистически.
Знаменитый сидур «Рабби Икиэль Севи» — это молитвенник, основанный на сефардском каноне, согласно обычаю горских евреев.
Тайны далёкого прошлого
Несомненно, горские евреи стали потомками переселенцев, прибывших на земли Дагестана. Но как образовался этот народ? А кем были его предки? Но на эти вопросы ответить гораздо сложнее. Большинство мнений исследователей делятся на две основные версии. Первая группа ученых заявляет, что горские евреи были потомками предка Авраама, вторая — что это кавказское племя обращено в иудаизм.
Удивительно, но культура горских евреев не может ответить на вопрос об их происхождении, она только добавляет загадок. Дело в том, что многие традиционные обычаи и ритуалы этого народа близки местным племенам: лезгинам, абхазам, осетинам. Конечно, здесь нельзя исключить постороннее этническое влияние, о котором я говорил, но такие культурные особенности очевидны даже в самых древних обычаях.
В 2002 году генетик Дрор Розенгартен провел подробные исследования гаплогрупп горских евреев и представителей их народа в других частях света. По результатам они совпадают. Это означает, что горские евреи действительно принадлежат к еврейскому народу, который оказался на чужбине после преследований и длительного периода переселения.
Горская еврейская школа. Город Куба в Азербайджане, 1920 г
Этноним горские евреи
Этноним придумали их соседи, сами горские евреи называются жугур джухур, джуур, зухур, во множественном числе — жугургё, джухурхо, а также гивр.
Где живут горские евреи
До середины XIX века горские евреи жили в основном на юге Дагестана — в Кайтаге, Магарамкенде, Дербенте и Махачкале, а затем стали переселяться и на север. Горские евреи также традиционно проживали в своих общинах в Нальчике, Грозном (тейп Жугти) и в селах Азербайджана. В ХХ веке, до массового отъезда советских евреев в Израиль в 1970-х годах, горские евреи жили в основном в Дагестане, Азербайджане, Чечне, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае.
Пополнение среди народов Кавказа
Исследователи связывают первое появление еврейских племен среди народов Кавказа с двумя важными периодами в истории детей Израиля: ассирийским пленом (8 век до н.э.) и вавилонским пленом, произошедшим двумя веками позже. Спасаясь от неизбежного рабства, потомки племен Симеона — одного из двенадцати сыновей библейского предка Иакова — и его брата Манассии сначала переселились на территорию нынешнего Дагестана и Азербайджана, а оттуда расселились по Кавказ.
Уже в последующий исторический период (около V века нашей эры) горские евреи из Персии интенсивно прибывали на Кавказ. Причиной, по которой они покинули ранее населенные земли, были также непрекращающиеся захватнические войны.
Поселенцы принесли с собой на новую родину своеобразный горный иврит, принадлежавший к одной из языковых групп юго-западной иврито-иранской ветви. Однако не следует путать горских евреев с грузинскими евреями. Имея у них общую религию, существуют значительные различия в языке и культуре.
Численность и расселение
Общее количество горских евреев в мире оценивается в 250 000 человек. На данный момент подавляющее большинство горских евреев проживает в Израиле (140–160 тысяч). За рубежом самая большая диаспора горских евреев представлена в США (40 000 человек). Большие диаспоры также существуют в России (30 тысяч), Азербайджане (7 тысяч), Германии (4 тысячи), Канаде (2 тысячи), Австрии (1 тысяча) Источник не указан 878 дней
До массового отъезда из СССР в 1970-х годах горские евреи проживали в основном в Азербайджане (50%) и на Северном Кавказе (50%) в четырех субъектах Российской Федерации: Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае.
Нация
Нет однозначного ответа на вопрос, к какой нации принадлежит Юур. Ряд ученых, поддерживающих Константина Курдова, выдвинули версию, согласно которой Юур происходит от лезгинского. Однако есть много диссидентов, которые идентифицируют горских евреев как осетин, чеченцев и скряг. Это связано с преобладающей материальной культурой и схожей организацией у перечисленных выше народов.
- У Юура всегда был широко распространенный патриархат;
- Иногда встречалась полигамия, евреи даже поддерживали особенности обычаев гостеприимства, характерные для соседних регионов;
- Джур готовит кавказскую кухню, знает лезгинку, по культуре они похожи на дагестанские и азербайджанские;
- При этом наблюдаются различия, выражающиеся в соблюдении еврейских традиций, в том числе праздников. Среди горских евреев много людей, которые поклоняются раввинам и живут согласно их наставлениям;
- Генетическая связь с евреями подтверждается анализами британских генетиков, изучавших Y-хромосомы.
Жизнь
Основное занятие жителей — садоводство. Горские евреи любят виноделие, ковры, текстиль и рыбалку. Все это традиционные промыслы жителей Кавказа. Изготовление скульптур можно считать уникальным занятием Юура. Он был выходцем из горских еврейских общин, участвовавших в строительстве памятника Неизвестному солдату. Среди горских евреев было также несколько писателей, в том числе Миша Бахшиев.
Еда
Кухня горских евреев находилась под влиянием соседних народов, но многие рецепты были сохранены людьми. Следовательно, в их блюдах преобладает много специй. Многие люди следуют кошерным требованиям: они не едят мясо ящеров и не смешивают мясо с молоком. Кроме того, запрещено употреблять кисломолочные продукты (сыр, творог, сливки) в смеси с мясными блюдами. Овощи можно употреблять любые, но они проходят строгий отбор через представителей кошерности. Самая важная кулинарная традиция — это выпечка субботнего хлеба. Его готовят перед Шаббатом (субботой) и называют хала. Этот хлеб можно подавать одновременно с мясом. Утром можно есть халу, открывая тем самым Шаббат.
Слово «хала» означает кусок теста, который отделили от торта, который нужно подарить в Иерусалимском храме. Примечательно, что хала может иметь разные формы, например, ее можно выполнять в виде ключа или грозди винограда. Праздничная хала имеет форму круга, что свидетельствует о единении со Всевышним. Традиционные десерты состоят из нескольких косичек.
- На шаббат приглашают раввина, ставят на стол две зажженные свечи, раввин ломает кусок теста, обмакивает его в соли и передает халу.
- На завтрак горские евреи всегда предпочитали сыр, сливки и творог, чтобы насытиться перед началом рабочего дня, но не перегрузить организм.
- После работы настало время шулчана, на котором был накрыт довольно большой стол. Шульхан обязательно имел в виду употребление закусок, в роли которых выступали кориандр, петрушка и другие травы. Особое место в рационе питания всегда занимали травы, поскольку они укрепляют десны и содержат много витаминов. Вместе с овощами ели зелень, сушеную рыбу. В качестве горячего блюда джур едят душпере — вареники с бульоном и большим количеством специй. В него обязательно добавляли лук, а тесто получалось очень тонким. Также в блюдо добавили чеснок и сдобрили уксусом. Этот рецепт необходим для приготовления сытного и пикантного блюда, ведь джууру всегда приходилось жить в горах, где зимой достаточно суровый климат.
- Тара готовилась на говяжьем бульоне, в который добавлялись чернослив, лук и много мяса. Также выложите на тарелку зелень. Особенность супа — чрезмерная густота, поэтому едят его с помощью фокаччи, на которую намазывают готовое тесто.
- Буглеме-джахи состоит из рыбьих голов, хвостов и плавников. Рыбу варят на медленном огне, в бульон добавляют тушеный лук, рыбу, сливы, соль, перец и отварной рис.
- Любимым блюдом юура стала баранина. Также это блюдо готовится на курином или говяжьем бульоне. Бульон кипятят 15 минут, затем добавляют томатную пасту с луком.
- Популярная долма готовится из говяжьего фарша, риса и лука. Все ингредиенты смешиваются, затем добавляются кинза, петрушка, соль и перец. Все это завернуто в виноградные листья. Получается голубцы какие-то. Листья варят не менее 10 минут, затем, сформировав их, голубцы кладут в кастрюлю и заливают кипятком. Готовить долму нужно на медленном огне.
- Другой вариант голубцов называется япраги. Это блюдо, знакомое каждому жителю России и Украины, отличается только тем, что добавляется больше воды.
- Из напитков горские евреи предпочитают чай и сухие вина.
Одежда
Одежда горских евреев идентична одежде дагестанцев и кабардов. Черкесское пальто пошито из ткани; Основой для шапки служит каракуль или овечья шерсть. Многие юуры носят длинные кинжалы, которые просто необходимы. Некоторое время перевозка такого оружия была запрещена, но после конца 30-х годов прошлого века запрет был снят. Для утепления использовали кафтаны, которые связывали лямками. Такой предмет одежды характерен для православных жителей.
Женщины украшают одежду изделиями из металла и бижутерией. На тело была надета белая рубашка. Обязательно надевать штаны на ноги, так как религия требует от женщины прикрывать ноги. Голова покрыта платком, волосы видны только отцу или мужу. Из головных уборов женщина может носить чудку (чутху).
Традиции
Горские евреи, которых часто называют кавказцами или персами, помимо традиционного иудаизма, отличаются верой в добрых и злых духов. Представители православных общин отрицают возможность существования таких существ, но влияние внешних культур здесь налицо. Удивительно, что в их обществе возник такой феномен, ведь для него это совершенно необычно. Остальная часть Юура следует сефардской ветви.
Горских евреев называют персами, кавказцами. Они еще не выделены как отдельный народ, но сумели сформировать уникальную культуру, впитав традиции других народов и в то же время не ассимилируя. Это уникальный случай для иммигрантов, который только подчеркивает необычную и разнообразную жизнь людей в разных уголках мира.
Язык горских евреев
Большинство лингвистов считают, что горские евреи говорят на диалекте татского языка (татами — это имя выходцев из Персии, которые, как и евреи, бежали от гражданской войны на Кавказе). Но сами представители этого народа утверждают, что их родной язык Джури (или «Дхухури») похож на татский не больше, чем идиш похож на немецкий.
Однако ученые относят джуури к иранской ветви индоевропейских языков, хотя он отличается от татского языка заимствованиями из иврита, а также семитскими характеристиками, такими как, например, звук «айн».
До начала 20 века горские евреи использовали еврейское письмо, затем перешли на латинский алфавит, а в 1930-х годах — на кириллицу.
Религия горских евреев
Горские евреи бежали из Персии, чтобы сохранить иудаизм, и в результате их приверженность религии своих предков была настолько сильной, что это побудило Хазарский каганат принять еврейскую веру.
Борясь против исламизации, евреи неоднократно подвергались преследованиям. И только религия, помимо твердой приверженности канонам иудаизма, позволила им не затеряться среди других народов Кавказа и сохранить свою светлую идентичность.
Современные горские еврейские общины обязательно имеют свою «гору», синагогу, своих раввинов (даянов), своих храмовых проповедников (нумаз), своих учителей. Горские евреи продолжают по-своему называть религиозные праздники. Например, у них есть пасха «Нисону», Пурим — «Хомуну» и так далее.
Борьба за веру
Неизвестно, как бы сложилась судьба горских евреев (они, вероятно, затерялись бы среди местного населения), если бы их племена не сохранили свою веру. Более того, в начале IX века знать Хазарского каганата, в состав которого входили и места проживания евреев Дагестана, приняла иудаизм в качестве своей основной религии.
Произошло это под влиянием представителей племени Симеоновых, проживавших на территории современного Кавказа. Именно благодаря новым верованиям каганат смог остановить натиск арабских захватчиков, распространявших ислам.
Впоследствии горские евреи неоднократно проявляли стойкость и самоотверженность в борьбе за право исповедовать веру своих предков. Мусульмане преследовали и истребляли их, но они не отказались от своей религии.
Самые мрачные страницы еврейской истории в Дагестане связаны с деятельностью имама Шамиля, пытавшегося с помощью оружия принудить Джуру принять ислам. Увидев зверства мусульман, горские евреи обратились к российскому правителю за поддержкой и защитой Российской Империи:
«Мы находимся в неравном положении, когда наши дела рассматриваются по законам шариата и адата. Иногда мусульманин убивает еврея и не получает наказания, а когда еврей убивает мусульманина, защищаясь, его немедленно судят и отправляют в Сибирь”.
Иудеи, но не совсем
Автономия горских евреев также связана с их верой, потому что «Юур» переводится как «еврей». Несмотря на приверженность традиционной религии, некоторые традиции этого народа существенно отличаются от обычных иудейских принципов. Например, многие горские евреи верят в добрых и злых духов.
Есть определенные ритуалы и дни, когда необходимо почтить их, делая подношения и умилостивляя их своими дарами. Да, ортодоксальные евреи осуждают такие ритуалы, но культура их горных товарищей представляет собой удивительное сочетание традиций и заимствований.
Если говорить о традициях, то старые принципы этикета или поведения в обществе довольно сильны среди горских евреев. К тому же они предельно внимательны к внешнему виду, что также должно соответствовать правилам. Например, выходя на улицу, женщина должна прикрывать волосы платком, так как ее могут видеть только члены семьи.
Горские евреи стали необычным и уникальным народом, сумевшим совместить оригинальные ритуалы и заимствованные традиции. Сегодня их культура яркая и уникальная, а сами они остаются хранителями вековых традиций и веры своих предков.
Внешность горских евреев
Одни ученые считают горских евреев потомками лесгин, другие отождествляют их с осетинами, чеченцами и аварами, поскольку их материальная культура и социальное устройство мало чем отличаются от внешнего вида культуры других кавказских народов, и генетические исследования подтверждают эту связь. Соответственно, внешне горские евреи похожи на представителей других кавказских народов.
В произведениях искусства
В советский период жизнь горских евреев нашла отражение в произведениях писателей Дербента Хизгила Авшалумова и Миши Бахшиева, писавших на русском и горском иврите. См .: Горная еврейская литература.
Герои вышедшего в 2017 году фильма Кантемира Балагова «Плотность» — горские евреи Нальчика.
В 2015 году в Азербайджане был снят документальный фильм режиссера Руфата Асадова «Последний еврей в деревне» о Меире Манаширове, жителе еврейского горного села Мюджи-Гафтаран.
Гаплогруппа J на Кавказе
Прежде чем говорить непосредственно об истории горских евреев, обратим внимание на то, что Дагестан — один из центров расселения народов с высоким индексом гаплогруппы J, характерным для семитских народов. Это говорит о том, что задолго до появления евреев и арабов на Кавказе их далекие ближневосточные предки заселили предгорья Кавказа, став коренным населением Кавказа. Возможно, поэтому евреи в Дагестане и Азербайджане в основном жили в мире и согласии с мусульманами и местным населением.
Что касается доминирующих гаплогрупп, то Кавказ делится на две довольно резко очерченные части. В северо-западной и центральной частях Кавказа (грузины, абхазы, черкесы, осетины) доминирует гаплогруппа G2a. В восточной части Кавказа (аварцы, чеченцы, ингуши, даргинцы, кайтаки, кубачинцы, лезгины, дагестанцы, азербайджанцы) доминируют гаплогруппы J1 и J2.
Гаплогруппа J1
Самая большая подгруппа J1c3 (P58) в основном распространена среди евреев и населения Аравийского полуострова. Кроме того, гаплогруппа в целом широко распространена в Леванте и среди семитоязычного населения Северной Африки, например, ассирийцев, палестинских христиан, друзов. Евреи характеризуются субкладами J1c3 * и J1c3d*.
Гаплогруппа J2
Гаплогруппа J2 на Кавказе — это в основном группа Восточного Кавказа. На западном и центральном Кавказе она составляет не более одной трети (абхазы) или одной пятой (грузины, осетины-ироняне и черкесы) от всего мужского населения.
Гаплогруппа J2 возникла около 18000 лет назад на Ближнем Востоке, а затем распространилась на Балканы и Средиземноморский регион. Представители гаплогруппы J2, вероятно, составляли значительную часть населения средневосточных мезолитических культур.
67-маркерное дерево гаплотипов гаплогруппы J2. Правая ветвь — это кавказские (нееврейские) гаплотипы. Гаплотипы из Грузии (4, 6), Армении (10, 11, 12), Осетии-Дигора (13), Северной Осетии (5, 8 и 9). Молодая ветвь слева — это гаплотип евреев J2. Их общие предки были отделены от Кавказа J2 на многие тысячи лет.
Они различаются совершенно разными ветвями, что видно на дереве гаплотипов: справа — кавказцы нееврейского происхождения, слева — кавказские евреи. Сразу можно сказать, что еврейская ветвь очень молода по сравнению с другими кавказцами, включая осетин, грузин, армян; и общие предки обеих сторон дерева были разделены тысячелетиями.
Общий предок горских евреев группы J2 жил всего 1125 ± 170 лет назад, примерно в 9 веке нашей эры, более или менее пару веков, в то время как их общий предок с кавказцами жил примерно 11 800 ± 1400 лет назад.