- Этногенез и этническая история
- Название
- Этнические и этнографические группы
- Антропологические характеристики
- Расселение и численность
- Численность эвенов в населённых пунктах (2002)
- Численность эвенов в России по годам
- Религия и обычаи эвенов
- Традиционная одежда
- Социальная организация
- Язык
- Генетика
- Хозяйство
- Жизнь
- Жилище
- Традиции
- Свадьба
- Погребальный обряд
- Пища
- Шаманство эвенов
Этногенез и этническая история
История эвенов неразрывно связана с тунгусоязычным населением Восточной Сибири и определяется относительно поздней эпохой. Особенности культуры, языка и антропологического типа эвенов, присущие эвенам, сформировались в результате взаимодействия тунгусов с корякскими и юкагирскими аборигенами региона. В любом случае социально-экономические, демографические и исторические причины повлияли на сочетание тунгусского и палеоазиатского компонентов, что определяет внутреннее разнообразие культуры современных эвенов. Заселение тунгусов в Восточной Сибири связано с освоением якутов бассейна реки. Лена, где в 16 веке произошел конец этногенеза и формирование основ якутской культуры. В семнадцатом веке. Русские встретили эвенов в горном районе Верхоянского хребта и на берегу Охотского моря. В этот период их этническая территория на севере, на побережье, граничила с коряками, а в верховьях Индигирки и Колымы — с юкагиром.
Уже в это время наметились разные направления развития эвенской культуры. Основа формирования «Тунгусского подножия», которое в 17 веке обосновалось на Охотском побережье под влиянием рек Уля и Ола, преимущественно в бассейне реки. Охота, состоящая из групп эвенкийских оленей, вышедших в 15-16 веках на побережье Охотска, и, в благоприятных условиях для промысловой деятельности (лов рыбы и охоты на морских животных), на заброшенное стадо оленей. Здесь они смешались с оседлыми коряками, и их культура приобрела «палеоазиатский» аспект. Было две группы «Тунгусская стопа». Юг, Охотск, представители которого тесно взаимодействовали с оленеводческими эвенами, и север, Тауи, практически не имеют отношения к оленеводам. Культура этих территориальных подразделений была похожа, но язык различается на диалектном уровне. Их количество в семнадцатом веке было определено, что это 4800 человек, но эпидемии оспы во второй половине 18 века убили почти 3500 человек. В 1930-е гг. Численность тауйской группы составляла 560 человек, а в 1897 г. — всего 187 человек. В XVIII — XIX веках остатки «Тунгусского подножия» активно участвовали в интеграционных процессах с оседлыми коряками, якутами и русскими. В результате на Охотском побережье формируется группа «камчадалов», говорящих на «избалованном» русском языке, занимающихся рыболовством, отчасти садоводством, скотоводством и ездовым собаководством. Внешние черты их материальной культуры характеризовались сочетанием русских и якутских традиций. Общая оценка истории «пешеходного Тунгуса» — это начало 20-х годов прошлого века. ХХ век, как отдельная этнографическая группа эвенов, они перестали существовать.
Развитие оленеводов эвенов шло иначе, и именно их культура ценится как собственно эвенов. В XVII веке они довольно активно начали продвигаться на север вдоль побережья Охотского моря, контактируя с сопротивлявшимися им коряками, что нашло отражение в одном из имен корякских эвенов — в улын » враг »,« враг».
В конце 18 — начале 19 века. Эвены осваивают бассейн реки. Анадырь и соприкасаются с Чуваном, а по реке Чаун — с чукотскими оленеводами. В 1940-е годы часть гижигинских эвенов перебралась на Камчатку, где расселилась довольно широко, доминируя на территориях, лежащих к западу от Срединного хребта.
Наиболее интенсивный контакт эвенов с юкагирами произошел в бассейне реки. Колыма и текла в сторону ассимиляции аборигенов. Так, в 1700-х годах на верхней Колыме юкагиры были в полтора раза выше эвенов, а в 1930-х годах. В XVIII веке соотношение численности изменилось в пользу последнего. Возможен и обратный процесс, в частности, одно из подразделений клана Делян II колымских эвенов овладело юкагирским языком и культурой. Эвены вошли в бассейн Индигирки с юга и окончательно обосновались там в начале 18 века. К середине XIX века они были довольно сильно смешаны с юкагирскими, проявляя ту же тенденцию, что и Колымы. По словам В. Иохельсона, на рубеже ХIХ и ХХ веков на Индигирке мало кто знал юкагирский язык.
Из других направлений дополнения этнической территории эвенов можно отметить существование с XVII века группы алдан, которые позже стали селиться на севере, в бассейне реки. Яна и в низовьях Лены, где они снова соприкасаются с юкагирами, которые частично вытеснены, а частично ассимилированы. К концу 19 в. Смешанное эвенско-юкагирское население сформировалось между Леной и Яной в связи с формированием в значительной степени просвещенной северной этнографической группы якутов. Активная ассимиляция юкагиров и коряков на протяжении XVII-XIX веков привела к значительному увеличению поголовья эвенов: в середине XVII века — 3600, в 1960-е гг. 18 век — 6500, конец 19 века. — 9500 человек. Основным направлением формирования характеристик эвенов явилась их интеграция в традицию оленеводства народов северо-востока Сибири, включавшую тунгусский, палеоазиатский и якутский компоненты.
Название
Устаревшее имя эвенов — ламуты. Буквально означает «люди моря».
Этнические и этнографические группы
Наряду с вышеперечисленными этнонимами, существуют обозначения местных групп дондыткил, от donre, dunre, «терра», «терра», «терраферма», например. «Континент» противопоставляется прибрежным и континентальным группам. Слово эвены «оседлый» использовалось эвенскими оленеводами для обозначения «тунгусского подножия» Охотского побережья.
Кроме того, в этномии эвенов существовало большое количество терминов для обозначения небольших территориальных групп, например: донраткэн «глубоководный», наманкан «обитатели морского побережья», существовала традиция обозначать эвенов их родовыми именами, например: тюгес, дуткил и др.
Коряки называли эвенов коямко, возможно от корякского коян = «домашний северный олень», ямкын = «кочевник», «поле», юкагиры, эрпей.
Антропологические характеристики
Байкальский антропологический тип североазиатской расы.
Среди ближайших родственников эвенов — кочевые оленеводы эвенов
Расселение и численность
Переселение эвенов в РФ в 2010 г в% от общей численности этих людей в РФ
Общая численность около 20 тысяч человек. Живут в основном на востоке России. Так, по переписи 2002 г в Республике Саха (Якутия) проживало 11 657 эвенов, в Магаданской области — 2527, в Камчатской области — 1779 (из них в Корякском автономном округе — 751), в Чукотском автономном округе — 1407 г., в Хабаровском крае — 1272. По переписи 2010 г единственный улус с большинством эвенов — Эвено-Бытантайский в Якутии (53,1 %).
Кроме того, согласно переписи 2001 года в Украине проживало 104 эвена.
В 1930-1934 годах на Дальнем Востоке СССР существовал Охотско-Эвенский национальный округ.
Численность эвенов в населённых пунктах (2002)
Республика Саха:
- якутск 1213
- село Батагай-Алыта 726
- тополиное село 671
- себян-Кюэль 648
- село Чокурдах 363
- сасыр 354
- кустур деревня 296
- андрюшкино деревня 271
- пгт Депутатский 270
- березовка 267
- сайылык 261
- саскылах 247
- деревня Тикси 233
- деревня Хонуу 212
- казачье 179
- село Хайр 178
- село Джаргалах 148
- поселок Черский 146
- поселок Оленегорск 137
- ючюгей 129
- томтор поселок 125
- село Куберганя 115
- хандыга 115
Магаданская область:
- деревня Гижига 332
- город Магадан 310
- ола город 292
- омсукчан 286
- тахтоямск 212
- деревня Гарманда 210
- эвенск деревня 191
- село Сеймчан 127
- поселок Тауйск 102
Камчатский край:
- деревня 498
- село Анавгай 320
- хайлино 165
- аянка 157
- город Палана 111
Чукотский автономный округ:
- омолонская деревня 417
- анюйский поселок 248
- анадырь 142
- городок 108
Хабаровский край:
- село Арка 271
- кетанда деревня 166
- поселок Оутшан 103
- село Нядбаки 102
Численность эвенов в России по годам
Религия и обычаи эвенов
Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. Православные церкви и часовни построены на месте поселения эвенов. В 50-х годах XIX в. Протоиерей С. Попов издал тексты молитв, Евангелия и Тунгусского букваря на церковной основе на эвенском языке. Священник А.И. Аргентов указывал, что на Колыму «язычников вывезли» еще в начале XIX века. Христианство охватило практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, повседневное поведение, совершение обрядов и праздников — все регулировалось православными традициями. Гижигинские эвены женились на коряках только в том случае, если они приняли православие. Иконы были обязательными в убранстве жилища вне зависимости от его вида, которые носили на специально предназначенном для этого олене. Уже в 1925 году на съезде эвенов Олинской волости обратились с просьбой «выдать Оле приходского священника, иначе ребенок родится, не знаешь как его называть и никого нет крестить».
В религиозных воззрениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т.д. Особое место занимал культ солнца, которому приносили в жертву оленей. Развиты рыболовные культы, духи хозяев природы, шаманизм. До 18-19 веков воздушные захоронения практиковались на деревьях или площадках на сваях. После принятия православия эвены стали хоронить умерших в землю, возлагая кресты на могиле. В XVII-XVIII вв. Эвены одели мертвых в лучшую одежду, соответствующую сезону, клали их в бревно и клали на деревья или столбы. Несколько оленей были убиты, их кровь залила гроб и деревья. Чума покойного, его утварь и прочее остались под деревьями. И.А. Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили мертвых головой на запад, так как считали, что он «пойдет на восток». Томпоновские эвены, по материалам В.А. Туголукова, одевали мертвых в сшитые без узлов одежды — «для облегчения освобождения души от тела, когда она начинает свой путь». Обычай душить оленей у эвенов, как предполагают ученые, является древнейшим способом тунгусов убивать жертвенных животных во время погребального обряда.
Большое значение в эвенском фольклоре придавалось быльским сказкам и легендам. Кроме того, среди сказок выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Обычно поются некоторые части легенд о героических героях, например, речи героев. Из эпических стихотворений особенно интересны эпические рассказы героинь-победителей мужских соревнований. В целом следует отметить, что при исполнении произведений эпического характера широко использовалась передача эпической песни, и для каждого героя была своя особенная мелодия.
В традиционном народном творчестве эвенов значимое место занимал хоровод «хидье», имеющий религиозно-ритуальный характер. Такие коллективные танцы устраивались весной и летом на ежегодных традиционных собраниях. Они также внушали малым этническим группам чувство единства, коллективного разума, уверенность в преодолении невзгод, веру в добро. Широко распространен был культ солнца, которому приносили в жертву оленей. Причиной жертвоприношения обычно была болезнь одного из членов общины. Жертвоприношение приносили все члены общины, мясо ели, шкуру развешивали на шесте. Оленя для жертвоприношения указывал шаман или выбирал по предсказанию.
Также известные писатели и поэты (Н.С. Тарабукин, А.А. Черканов и др.), Писавшие на родном языке. Возвращаются традиционные эвены (Эвинек, Уркачак, День оленевода и т.д.).
Традиционная одежда
Одежда, соответствующая костюму тунгусского, также более традиционна. Заимствование отдельных элементов и деталей зафиксировано, прежде всего, в виде мужских рыболовных костюмов, это палеоазиатская одежда «тупого» кроя. Даже женская одежда, вероятно, из-за ее эстетической ценности (она богато украшена) охотно использовалась палеоазиатскими женщинами. Шкуры морских животных использовались как материал для изготовления одежды. Головной убор — обтягивающий ка-нор, расшитый бисером. Зимой надевали большую меховую шапку. Женщины иногда носили фату.
Социальная организация
Общие характеристики тунгусов в организации эвенского общества представлены организацией его клана. В 18 веке среди эвенов образовались так называемые административные кланы, в которые входили не только кровные родственники, но и соседи по территории проживания. Эти объединения выступают субъектами хозяйственного права в области организации хозяйственной жизни, уплаты ясаков и т.д. Традиционные родоплеменные связи реализуются через нормы экзогамии, институты взаимопомощи между кланами, перераспределение производства мяса между всеми членами лагеря (обычай «нимат»), при условии покровительства всех родственников, система кланового культа. Внутренняя структура эвенского общества основывалась на половозрастном расслоении, которое определяло социальные роли каждого человека. В эвенском обществе особая доброта к детям, они «глаза» матери, «душа» отца. Наказывать их не было принято, гость, входивший в дом, здоровался за руку даже с маленькими детьми, если они уже умели ходить. Назначение было назначено, когда ребенок начал «заикаться», угадывая имя воплощенного в нем родственника. Эти имена в детстве члены семьи не использовали. В возрасте 3-5 лет дети крестились и православное имя стало официальным, а традиционное использовалось в быту. Социализация детей происходила через игры, имитирующие основные виды деятельности взрослых в зависимости от пола. До 7-8 лет детей привязывали к дому, после чего мальчиков стали брать на закрытие охоты или пасти оленей, с 14 до 15 лет мальчики могли охотиться в одиночку.
Брачный возраст был установлен с 16 до 17 лет, также возможны ранние браки. Воспитание детей при отсутствии родителей возлагалось на родственников, широко распространен обычай авункулата. При замужестве калым обязательно оплачивали, обычно оленями. Основным типом эвенов была маленькая семья с четкими сферами разделения труда, но с равными ролями супругов в принятии решений на семейном уровне. Для равноправного общества характерен высокий статус женщин в общественной жизни, а в экономической и родовой сфере, в условиях патриархальных отношений и в начале социальной дифференциации доминирующее положение занимает мужчина. Важную роль в общественной жизни эвенов сыграли люди старшего поколения, ценители и хранители традиций. Роль старейшины клана, местной группы, организатора экономической и общественной жизни была неформальной.
Язык
Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка диалектов, которые объединены в три диалекта: восточный, средний и западный. 52,5% эвенов свободно говорят на русском языке, 27,4% считают его своим родным языком. В повседневной жизни большинство эвенов используют якутский язык. Заселение тунгусских племен (предков эвенов) из Прибайкалья и Забайкалья через Восточную Сибирь началось в I тысячелетии нашей эры. В процессе расселения эвены включали часть юкагиров и впоследствии подверглись частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировался западный диалект эвенского языка. С началом контактов с русскими в 17 веке эвены испытали на себе сильное влияние. С 1920-х годов большинство эвенов перешло к стабильному образу жизни, массовому двуязычию.
До 1932 года на эвенском языке не было письменности. Некоторые даже тексты были написаны исследователями на русском алфавите (например, ламутско-русский словарь 1925 г.). Латинский алфавит для четного языка был утвержден в 1932 году на I Всероссийской конференции по развитию языков и письменности народов Севера. В 1936 году была создана письменность на основе русского алфавита. В 1932-1934 гг. Были разработаны школьные программы и учебники для взаимного обучения языку.
В 1990-е годы началась активная политика возрождения языка и культуры эвенов. Радиопередачи ведутся на четном языке, издаются газетные полосы, оригинальная и переводная литература. Язык пари преподается в школах, учебных заведениях и университетах. Обучение национальным языкам в школах ведется на языке титульной национальности, обучение в колледжах приводит к потере родного языка даже в повседневной жизни, распространению якутского и русского языков как языков. Межэтнического общения все эти факторы влияют на функциональность эвенского языка в их культуре.
Генетика
По данным генетиков, гаплогруппа C Y-хромосомы является наиболее распространенной среди эвенов — 74,2%. Далее следуют гаплогруппы Y-хромосомы N1a1-Tat (ранее N1c) — 12,9%, R1a (6,5%), I — 3,2%. Частота субклада C2-M217 (ранее C3) макрогаплогруппы C Y-хромосомы у эвенов достигает 60%. Преобладающая часть линий гаплогруппы C2-M217 у эвенов, эвенков и долган принадлежит ветви C2b1a2-M48 (ранее C3c). Значительно ниже частота гаплогруппы Y-хромосомы N1a1 (ранее N3, N1c) у эвенов, юкагиров, эвенков (N1a1a1a1b-M2118) и долган. У юкагиров и эвенов преобладают митохондриальные гаплогруппы Z, G1, B, митохондриальных гаплогрупп Западной Евразии нет. Более половины перекрывающихся митохондриальных линий эвенов, эвенков и якутов относятся к ветвям митохондриальных гаплогрупп C и D. Тунгусоязычные эвены, населяющие побережье Охотского моря, с частотой 3,2% имеют субклад. Q1b1a1a-M3 (ранее Q1a3a-M3) макрогаплогруппы Q Y-хромосомы, которая ранее была обнаружена с низкой частотой у сибирских эскимосов и чукчей, что характерно для индейцев.
Хозяйство
Хозяйственная деятельность эвенов сочетала в себе выпас кочевых оленей, охоту на животных для получения мяса и меха и рыболовство. Интеграционные процессы также являются основой формирования эвенской культуры, оценка которой соответствует общесибирской модели. Народы, в значительной степени сохранившие традиционное хозяйство, в частности оленеводство, как правило, в большей степени сохраняют свою национальную культуру и родной язык. Требования оленеводства определили образ жизни и атрибуты эвенской культуры. Исторически сложилось так, что экономика эвенов складывалась в виде комплексного хозяйства, сочетающего в себе тайговый промысел, рыболовство и оленеводство. Среди эвенов Охотского побережья выделяются три зональные группы хозяйств: горно-таежные, практически не связанные с прибрежной территорией (оленеводство); промежуточный, включающий около 70% стад эвенов (оленеводство и промысловое разведение), и приморский, состоящий из стад эвенов, потерявших оленей (промысловое). Экономический цикл эвенов был разделен на шесть периодов, четыре из которых соответствовали основным сезонам, а два дополнительных, предвесенний и предзимний, имели большое значение для оленеводства. Каждый из этих периодов определял приоритеты и сочетание видов экономической деятельности, способов кочевничества, организации поселений и т.д. Время измерялось месяцами с использованием двух типов календарей. Более традиционные «части тела». У эвенов Охотска год начинался в сентябре, который назывался месяцем «тыла руки» (слева), и заканчивался августом, месяцем «руки, сжатой в кулак» (справа). Другой календарь был фактически православным, и для его обслуживания была сделана деревянная табличка, на которой были отмечены дни, месяцы, времена года и религиозные праздники; На нем также были отмечены семейные даты.
Транспортировка, особенно оленей, в районе поселения существенно различалась. У эвенов Охотского побережья преобладали сибирские оленеводы. В местах раздачи перевозки оленьей упряжи, как правило, сосуществовали с традиционным для тунгусов вьючным оленеводством.
Как и экономика, материальная культура эвенов сочетает в себе элементы разного происхождения. При наличии передвижных стоянок кочевников скотоводы-эвены устраивают летние стоянки для скота, называемые дюгадьяками. Разнообразны и жилища: тунгусский шалаш с берестяным покровом или ровдужский покров. Заимствованные типологии жилья, обычно в деталях, были адаптированы в связи с эвенской традицией: ориентация входа в дом в пространстве зимой на юг, летом на северо-запад, отсутствие, в отличие от палеоазиаты, в жилище навесов, в устройстве очага, в социализации пространства жилища и т д n. Во время зимних кочевок они охотились на животных ради меха и мяса. В старину на волка не охотились, так как он считался запретным животным.
У эвенов было два типа жилищ: эвенско-эвенкийский чум и чукотско-корякская яранга. Одежда этого народа была схожа по составу костюма и покроя эвенку. Вышивка располагалась по швам и краям одежды, чтобы «не допустить» проникновения нечистой силы в одежду. Орнамент в одежде (у тунгусоязычных народов преобладает геометрический рисунок в орнаменте) обладал определенной сакральной силой, внушая владельцу этой вещи чувство уверенности и неуязвимости, силы и отваги.
В XVII-XVIII вв. Эвены продолжали жить в условиях патриархально-родовых отношений. Они были разделены на экзогамные патрилинейные роды, часто занимавшие большую территорию. Поэтому эти роды разделились, и поэтому их части, помимо родового названия, получили еще и порядковые номера. Уже по 17 веку в них можно констатировать глубокую разбивку группы крови и дифференциацию свойств. Он был основан, как и все кочевые скотоводы, на владении оленями. Существовал обычай нимата — коллективной раздачи продуктов для охоты и рыбалки. Поэтому охотник, возвращаясь с охоты за мясом, должен был доставить свою добычу одному из соседей лагеря, который распределил ее между всеми семьями, оставив охотнику лишь небольшую часть туши и шкуры. Нимат особенно выделялся при охоте на медведя, который также считался священным животным у эвенов.
В 17 веке эвенская семья была патриархальной. Однако в отчете отмечено независимое положение женщины в семье. До того, как их разлучили с отцом, дети полностью зависели от него.
Эвенкийский свадебный обряд в основном похож на эвенкийский. За невесту заплатили калым — тори. Стоимость его превышала приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители невесты и другие родственники принесли ее с приданым родителям жениха. Невеста трижды обошла подругу на солнышке, потом родители отдали ее жениху. После этого обряда невеста вошла в подругу, где уже был повешен новый балдахин для молодежи. Он достал котел и приготовил мясо убитого оленя. Приданое было вывешено перед другом для демонстрации.
При рождении ребенка ему приписывали определенное количество оленей в стаде. Когда он женился, девушка получила в приданое стадо, образованное воспроизводством этих оленей.
Жизнь
Эвены в совершенстве владеют оленеводством, охотой и речной рыбалкой. Часть населения разводит ездовых собак и подходит к берегу Охотска, где держат стада оленей.
Эвены всегда заняты. Каждый их год расписан на месячные. Проживание в горно-таежной зоне требует учета климатических особенностей, влияющих на ведение хозяйства. Поселения, расположенные в лесотундре, на Камчатке и Якутии, также имеют ряд особенностей. Например, якуты и камчатские эвены используют достижения якутии в коневодстве. Для района горной тайги характерно выпас вьючных оленей, для лесотундры — нарты с порохом).
Прежде всего, молодой Эвен должен научиться ездить верхом. Катаются на оленях, реже встречаются лошади. Эвены-олени непростые: сильные, выносливые, большие. Чуть более ста лет назад стадо северных оленей могло насчитывать до 5 000 голов. Сейчас стада оленеводов намного меньше и, как правило, не превышают 500 голов.
Мужчины должны заботиться об оленях. Животных ловят на аркан, на шее держат бубенцы, которые помогают определить положение оленя. Чтобы обойти стадо, нужно много времени, потому что на дальний переход нужно 10 километров. Жена, которая тоже катается на лошади с 2-3 оленями и детьми, участвует в ведении стада. Вместе со стадом справиться невозможно, поэтому в деле принимают участие другие эвены. Во время паломничества к саням прикрепляют последних оленей каравана, из которых затем будет собираться каркас дома.
Эвены используют для охоты копья, луки, ножи, пистолеты и различные ловушки. Охота ведется верхом на одного оленя, а если вы хотите поймать крупную добычу, другого оленя используют в качестве приманки. Также охотникам помогает специально обученная собака. Раньше эвены часто охотились на медведей, соблюдая строгие ритуалы и правила.
Из рыбы на крючок получали кунджу и хариуса. Эвены начали использовать невод и сеть только в 20-х годах прошлого века. До наших дней сохранилась кузница, которой занимаются мужчины. Женщины шьют шкуры, платья, одеяла и постельные принадлежности. Хорошо развита торговля между соседними поселениями. В первую очередь, эвены торгуют и торгуют вещами с якутами. Важнейшее сырье — драгоценные камни и драгоценные металлы.
Жилище
Поскольку эвены по натуре кочуют, они использовали и продолжают пользоваться приличным жилищем. Их язвы называются ду и чорама ду. Первый вид — это чум конической формы, покрытый березовыми шкурами и корой. Второй тип больше похож на цилиндр со столбами в качестве опоры. Эти полюса сходятся на одной вершине, поэтому хорама ду также выглядит как конус. Под такой каркас завязывается специальная направляющая, на которую подвешивается котел. В крыше есть проем для выхода дыма, а дверью служит толстая вышитая штора с аппликацией. Шкуры выстраиваются на полу. Сейчас все чаще можно увидеть урановые — бревенчатые дома, рядом с которыми есть сараи. Это здание современного типа, которое в последние годы стало очень популярным.
Традиции
Образ жизни эвенов довольно жесткий. Семейные узы играют в этом большую роль. Каждый клан присоединяется к другому, союз формирует группы во главе с лидером. Все группы стараются держаться поближе друг к другу, отсюда и обычай делить пойманную добычу. Эвены по-прежнему занимаются кочевничеством, и главным в этом процессе всегда остается отец, который даже в преклонном возрасте командует старшими детьми.
При рождении каждый эвен получает небольшое стадо, которое приобретет, когда достигнет совершеннолетия. Это касается не только мужчин, но и женщин. Есть много обычаев, связанных с охотой. Например, если был пойман медведь, по случаю его отлова устраивался настоящий праздник. Кости нужно было расположить в правильном анатомическом порядке, и нужно было поблагодарить духов.
- Если кто-то из членов общины заболел, нужно было принести оленя в жертву, затем съесть его мясо и повесить шкуру на шест.
- Благодаря духам, кости и остатки пищи по-прежнему приносятся в жертву огню.
- На праздниках и в быту люди проводят хороводы, устраивают хороводы.
Свадьба
Многие люди договариваются о выкупе перед сватовством. События здесь не исключение. У них есть обычай, согласно которому бык (выкуп) должен быть в несколько раз дороже, чем цена приданого, которое жених получает от семьи невесты. Вы не можете выбрать жену из собственной семьи. В прошлом многоженство и помолвки среди несовершеннолетних были обычным явлением. В настоящее время таких явлений практически не бывает. Прежде чем войти в друга, жениху пришлось 3 раза его обойти, затем невесту проводили домой, где он должен был приготовить суп с мясом. Приданое оставили на всеобщее обозрение рядом с спутницей.
Погребальный обряд
Теперь мертвых приказано хоронить под землей по христианским традициям. До 18 века церемония погребения выглядела иначе. Умершему, если он был мужчиной, давали нож, трубку и сумку. Украшения для женщины. Сегодня погребальный обряд соблюдается частично. В частности, над могилой помещают фигурку деревянной птицы (обычно ворона), кладут вещи, принадлежащие усопшему, и устанавливают раму.
Пища
Структура питания эвенов определялась видами экономической деятельности, но основывалась на общем происхождении тунгусов. Это преобладание мясной пищи, и, несмотря на значительную долю в оленеводческом семействе, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, да и технология приготовления мяса методом жарки также специфична. Специфика продовольственной системы эвенов заключается в увеличении доли рыбных блюд и их разнообразия, а также в региональном распределении молочных продуктов. Наряду с импортным чаем употребляли цветы, листья и плоды шиповника, сушеные листья ивового чая, приготовленные на кипятке.
Не пришвартованные на Охотском берегу эвены (самоопределение — оседлый) занимались прибрежным рыболовством, охотой и охотой на тюленей, держали ездовых собак.
Прибрежные эвены ловили в среднем и верхнем течении рек проходных лососей: кунжут, голец, хариус. Основным орудием ловли были крючки, сети и неводы стали доступны эвенам только в 20-е годы прошлого века. ХХ век. Рыбу собирали впрок, сушили юколу, мариновали и сушили. Также они ели сырую и замороженную рыбу. Они передвигались по воде на пирогах, купленных у соседних народов.
Шаманство эвенов
В процессе проведения ритуала шаман или шаман восходит из среднего мира (по-якутски называется Орто-Дойду) к божеству Айыы, или вниз в мир злых духов, чтобы извлечь душу больного человек оттуда. Уникальным тестом для шаманской практики является описание некоего обмена: возвращение злого духа, вызвавшего болезнь в нижнем мире, и возвращение души больного человека в мир живых людей.
Яркой особенностью ритуальных текстов являются слова, имитирующие крик различных птиц, а также восклицания, не имеющие прямого значения: херуллу, херуллу, херулла, дергал-дергал-дергал (сравните, однако, монг. Dergel sara «luna full «), так далее. Скорее всего, такие восклицания воспроизводят текст на языке, который был непонятен при заимствовании ритуала, или, скорее всего, служат имитацией значимых словесных элементов ритуального текста, что вместе с использованием элементов иностранного языка является типичен для шаманских текстов всех народов крайнего северо-востока.