История и численность народа эвенки: где проживают в России

История

Эвенки образовались на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами Прибайкалья и Забайкалья. Культуру Глазкова относят к сообществу прототунгусов. Есть основания считать забайкальский уван прямыми предками эвенков, которые, согласно китайским летописям (V-VII вв. Н.э.), жили в горной тайге к северо-востоку от Баргузина и Селенги. Уванцы не были выходцами из Забайкалья, а были группой кочевых пастухов, пришедших сюда из более южных районов. В процессе расселения на просторах Сибири тунгусы столкнулись с местными племенами и со временем ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что они характеризуются тремя антропологическими типами, а также тремя различными экономическими и культурными группами: оленеводами, оленеводами и рыболовами.

На рубеже I-II тысячелетий нашей эры н.э. Якуты рассекли эвенков на север. Восточные эвенки образовали этнос эвенов. До прихода русских в 17 веке эвенки (тунгусы) жили по рекам Ангара, Вилюй, Витим, Енисей, Верхняя Лена, Амур (орочоны), а также на побережье Байкала. Казак Бекетов первым из русских столкнулся с тунгусами в Приангарье. Знаменитым тунгусским князем того времени был Гантимур. Имена других князей также зафиксированы в русских документах того времени: Бабуг, Тякш, Кагил, Топук, Болдона и Индак. Князья правили кланами и землями .

В XVIII веке тунгусские даурцы испытали влияние русских миссионеров. В 1761 году в Забайкалье был сформирован тунгусский казачий полк численностью 500 человек во главе с мастером .

В 1924-1925 годах на Дальнем Востоке произошло антисоветское Тунгусское восстание.

В 1990-х годах были созданы специальные школы-интернаты для эвенков, а также для других коренных народов Сибири.

Как появились эвенки

Прародиной предков эвенков, известных из китайских летописей уванского народа, ученые считают берега Байкала. Затем они (глазковская культура) широко расселились и расселились по всей Матери Сибири.

Однако это лишь одна из версий: никто точно не знает происхождения сибирских эвенков, разбросанных по всей земле.

Примерно в XI-XIII веках единая линия эвенков была разделена на две части внезапным приходом якутских боевиков с юга на сибирскую землю. В результате от эвенков отделился близкородственный этнос эвенов (около 20 000 душ).

Сегодня в мире около 80 тысяч эвенков. Их автономные звуки похожи на Even. До того, как русские стали называть их тунгусами, это название сохранилось в многочисленных реках Сибири: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска. Отсюда и знаменитый Тунгусский метеорит.

Название

До 1930-х годов эвенки были известны как тунгусы. Это название происходит от якутского Туус, позже название было принято русскими, отражая его в исторических отчетах и ​​документах.
Автономное название эвенков — эвенкилы, что переводится как «люди, живущие в горных лесах» или «переходящие хребты». Считается, что название происходит от места обитания древних эвенкийских племен на горно-таежных территориях Забайкалья. Другой известный автономный из этносов эвенкийских оленеводов — ороченцы. Оно происходит от «орон» — олень, орочен — «человек, владеющий оленем». У отдельных групп этносов были свои названия: солоны, манегры, бирары.
У других народов были названия эвенков:

  • килин, цилин, о-ланчун (от «Орочен») — китайский;
  • орочнун — маньчжуры;
  • хамнеган — монголы;
  • язык — татары.

Где живут

До начала освоения русскими Забайкалья эвенки, ведущие кочевой образ жизни, занимали огромные территории от границы с Китаем до Северного Ледовитого океана, от Енисея до Камчатки. Столь крупное поселение объясняется тенденцией к постоянным длительным миграциям: от нескольких сотен до тысяч километров за сезон. У каждого эвенка было 25 км2 неосвоенной территории. Народные представители считали всю землю своим домом и говорили: «эвенков нет нигде и везде».

С 17 века русские, буряты и якуты изгнали эвенков с территорий Баргузина, Ангары и левого берега Амура. Часть эвенков переезжает на Сахалин, занимая свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции Бирара и Манегреса в северный Китай.
Сегодня у эвенков нет национальных сел, они живут по соседству с русскими и народами севера. Общие границы расселения большинства представителей национальности очерчены следующими границами:

  1. Север — Северный Ледовитый океан.
  2. Юг — река Амур, территория Прибайкалья.
  3. Восток — Охотское море.
  4. Запад — река Енисей.

Численность

Общее количество эвенков в мире составляет около 80 000 человек: половина проживает в России, другая половина — в Китае. По переписи 2010 года в России проживает 35 527 эвенков. Распределение по регионам:

  • Якутия — 18 232 человека.
  • Красноярский край — 4 632 человека.
  • Хабаровский край — 4533 человека.
  • Бурятия — 2334 человека.
  • Амурская область — 1501 человек
  • Забайкальский край — 1492 человека.
  • Иркутская область — 1431 человек

Китайская перепись 2000 года выявила 38 396 представителей исторических событий в Китае. Формально они делятся на 2 субэтноса, официально признанных среди других народов КНР:

  1. Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
  2. Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Около 25 000 человек, проживающих в городском округе Хулун-Буир, числятся на учете как одиночки. В Монголии проживает около 1000 эвенков, которые подверглись значительной ассимиляции, утратив свои культурные особенности.

Есть родственники эвенков — эвены, которые проживают в восточной части России: в регионах Якутии, Чукотки, Магадана и Камчатки, Корякского автономного округа. Существует две версии появления этноса:

  1. В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиры и коряки.
  2. В XIV-XVI веках тунгусские туристы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, были вынуждены мигрировать на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.

Перепись 2010 г показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название нации — Ламут.

Язык

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Его можно охарактеризовать как переходный вариант между турецким и монгольским языками. Его отличает сложная многоступенчатость употребления гласных, обилие сложных слов: герундий, случайность, глагольные формы.
Письмо появилось в 30-х годах прошлого века сначала на основе латыни, затем русской графики. Раньше эвенки использовали примитивные пиктограммы — систему знаков, связанных с миграцией и охотой. Насечки на деревьях возле заброшенного лагеря указывали время выезда: тупой столб означал ненастье, резкий — солнечный день. Их количество и их комбинация определили время отправления странствий. Если умерший не собирался возвращаться назад, еловую ветку укладывали по направлению пути движения. Согнутая по кругу ветка означала намерение снова вернуться на турбазу.
На охоте существовали особые приметы:

  • сверху дорожки поставлена ​​палка — дальше идти нельзя;
  • стрелка, направленная вниз, торчащая из выемки — рядом ставятся арбалеты;
  • стрела слегка наклонена, смотрит вверх дном: далеко оставивший стрелу охотник;
  • филиал там же — рядом охота.

Внешность и характер

Смешение с рядом коренных и сопредельных народов, а также значительная территория расселения привели к выделению у эвенков трех типов антропологического аспекта. Между ними:

  1. Байкал.
  2. Катангский.
  3. Среднеазиатский.

Несмотря на различия, выделяют следующие особенности внешнего вида тунгуса:

  • средний рост;
  • непропорциональное телосложение;
  • округлая форма лица;
  • широкие арочные брови;
  • узкие темно-карие глаза;
  • широкий и плоский лоб;
  • выступающие скулы;
  • острый подбородок;
  • большой рот;
  • жесткие черные волосы;
  • слабые волосы на лице и теле.

Прибывшие в край этнографы, исследователи-казаки отметили у эвенков подвижность тела, остроту ума, граничащее с наивностью доброжелательность, гостеприимство, веселый нрав, чистоплотность. По заметкам исследователей, «в отличие от неповоротливого остяка, угрюмого самоеда, враждебного и кислого якута, эвенки производили более приятное впечатление, за что их прозвали« французами тундры и леса».

Отличительные черты

Внешний вид эвенков имеет свои отличительные особенности. Смешение с соседними народами в силу исторических факторов привело к возникновению трех типов этноса эвенков:

  • байкал;
  • катангийский;
  • среднеазиатский.

Несмотря на некоторые различия между представителями этих этносов, у эвенков есть и общие черты. Эта нация другая:

  • непропорциональное телосложение;
  • округлое лицо;
  • дугообразные брови;
  • выступающие скулы;
  • узкие карие глаза;
  • многие эвенки среднего и невысокого роста.

Примечательно, что в древних документах казаков или этнографов, пришедших на земли эвенков, есть особенности характера этих людей. По их мнению, тунгусы остроумны, но добродушны (иногда даже наивны). Далее он заявляет, что «в отличие от неповоротливых остяков, угрюмых самоедов, враждебных и суровых якутов, эвенки производили более приятное впечатление, поэтому их прозвали« французами тундры и леса”.

Это колыбели эвенков / archivesakha.ru (Национальный архив Республики Саха (Якутия))

Традиционный дом эвенков — конусообразный чумурус. Он состоит из жердей, на которые кладут оленьи шкуры. Летом в таком объекте было довольно жарко, а потому с наступлением жарких дней тунгусы заблокировали друга. Они накрыли дома промокшими берестяными одеялами, которые заменили шкуры.

Чум-Урус был не только домом эвенков. В сознании этого народа жилище представляло собой некую «миниатюрную вселенную», где важнейшая роль отводилась очагу. Не менее почетной была и тыльная часть Уруса, куда могли войти только знатные гости. Женщинам было запрещено входить в эту часть дома. В отличие от кочевых эвенков их оседлые братья предпочитали строить не чумы, а полубежища.

Эвенкийский берестяной дом недалеко от города Мохэ, провинция Хэйлунцзян.
Эвенки в далеком прошлом приобрели репутацию отличных охотников. Подтверждают это звание и сегодня. Многие поколения исследователей воспитывали в представителях этноса смелость, внимание, ловкость и особое отношение к природе. Как и их предки, современные эвенки осознают, что человек ответственен за мир вокруг себя, и поэтому относятся к своей земле с любовью и заботой.

Одежда

Эвенков также называли «аристократами Сибири» за богатое убранство национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в теме» — фрак, за необычный крой: в центральной части на спине помещалась целая оленьая шкура, спереди завязывалась тесьмой. В верхних боковых частях просверливались отверстия для рукавов, которые сшивались отдельно, плечевые швы собирались, на спине вшивались клинья из оленьих шкур, доходящие до пола.
Верхний перед оставался открытым: под ним эвенки носили меховые нагрудники, богато украшенные бусами. Нижняя часть была покрыта полосками ровдуги: у женщин прямая, у мужчин — угловатая. На ногах носили высокие сапоги из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли у многих соседних народов. В быту использовали простые парки прямого кроя, сшитые из оленьих шкур, полученных с мехом. Головы были прикрыты шапками и капюшонами. Волосы мужчин и женщин были коротко острижены или заплетены в две косы. Из украшений были объемные женские серьги, подвески, талисманы.
Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и меха: использованы меха собачьих и оленьих, бусинки, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение — запрещалось переносить на вещи точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники были связаны с культом плодородия, беременности и силы племенного сообщества. Большое значение имели солнечные знаки, схематическое изображение пауков — символы благополучия, хранители.

Эвенки (народ)

Украшения, декор

Практическому использованию одежды эвенков не мешало украшение шарами и кружками из костей мамонта, бусин и бус. Жемчуг всегда встречается на старинной одежде и предметах быта народов крайнего севера. Платья, сумки украшались росписью и вышивкой, оленьей шеей или бисерной полосой по контуру картины, что подчеркивало силуэт. Если использовалась вышивка, то, как правило, она располагалась по швам и краям одежды, чтобы предотвратить проникновение нечистой силы в одежду.

Меховая парка не имела украшений; Суконные платья эвенков украшались аппликациями в виде полос ткани и рядов медных пуговиц; воротник парки был в основном круглый сзади, либо был пришит отложной воротник. Парка с воротником была популярна у эвенков из верховьев Подкаменной и Нижней Тунгусок, реки Лены, у Илимского озера Томпоко, между Чумиканскими и Забайкальскими эвенками. Зимой на шею и голову обматывали длинный шарф из хвостов меховых зверей или одевали «нель».

Эвенкийские женщины проявили большую фантазию и изобретательность в украшении традиционных нагрудников, которые являются важной конструктивной и декоративной частью костюма тунгусов. Применяется для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и спускается к животу. Нагрудник для женщин особенно красив. Он широкий вверху, шире внизу, покрывает всю ширину груди и имеет ярко выраженный вырез. Тканевые аппликации и вышивка бисером на воротнике и на поясе образуют симметричные геометрические фигуры, заканчивающиеся цветными акцентами на груди. В цветовой гамме эвенков преобладают гармонично сочетающиеся цвета бисера: белый, голубой, золотистый, розовый. Между полосами белого, золотого и синего бисера укладываются самые узкие черные, которые затемняют и разделяют их. Следует отметить, что нагрудник как часть одежды тунгусов восходит к глубокой древности — в 1 тысячелетии до нашей эры.

Эвенкийский орнамент строго ясен по структуре и форме и сложен по композиции. Он состоит из простейших полос, арок или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзагов и крестообразных фигур. Разнообразие материалов, используемых для орнамента, разные цвета кожи, меха, бус, тканей тщательно обогащают этот, казалось бы, простой орнамент и придают декорированным предметам очень элегантный вид.

В своем искусстве эвенкийские ремесленники издавна использовали красочные ткани, ровдугу, тонкую оленьую шкуру в виде замши, оленя, лося, белку, соболя, оленьую шерсть, собственные красители и цветные нити из оленьей жилы. Короткий, легкий, облегающий фигуру кафтан, нагрудник, пояс, унты, лосины, шапки, перчатки обильно декорированы бисером, вышиты оленьей шерстью и разноцветными нитками, инкрустированы кусочками меха, полосками кожи и различных тканей цвета, покрытые переплетением из лямок, аппликации из кусочков цветной ткани и жести. Украшение носит сугубо конструктивный характер — все эти боковины, подол, манжеты, основные швы одежды, края, края подчеркивают дизайн вещи и создают богатую фактуру.

Из кусочков меха мастера делают узоры на нагрудниках, спинках кафтанов, бушлатах и ​​ковриках. Распространенный способ украшения всех видов меховых изделий — комбинировать полосы белого и темного меха. Иногда по одному краю с зубцами вырезают полоски того или иного цвета, а на этот край нашивают полоски другого цвета.

Особый интерес представляют «кумаланы» или ковры, специфические произведения тунгусского искусства. У «Кумаланов» хозяйственная цель — прикрыть посылки во время перевозки на оленях, накрыть предметы, находящиеся под ритуалом — шаманские палатки и ковры, необходимые в ритуалах эвенкийской семьи. Эвенки «кумаланы» шьют из двух-четырех челных шкур оленя или лося. Для бордюров и деталей использованы кусочки рыси, лисы, медвежьего меха. Размеры «кумаланов» колеблются от 60-80 сантиметров в ширину до 130-170 сантиметров в длину. Эвенкийские мастера искусно вырезали выкройки для высоких меховых сапог, кафтанов, перчаток, поясных рюкзаков, а также дорожных сумок, недоуздок и других предметов оленьей упряжи ровдуги. Все кожгалантерея эвенков украшали прямыми швами, флагеллированными шеями белого оленя, перемытыми сухожильной нитью. Пространство между швами жгутиков закрашивали красной, коричневой, черной краской.

Кумалан настолько отражает национальные особенности эвенков, что даже на флаге Эвенкийского национального округа находит себе место, он похож на восьмилучевое солнце.

Орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, которая вселяет в обладателя данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силы и мужества. Так, например, изображение солнца или паучьего орнамента означало добрую волю и выполняло защитную функцию. Изображение солнца часто используется в украшении эвенкийских изделий. Техника исполнения и декора: мозаика из меха, бус.

Семантика мебели определялась культом сибирской природы. Круги с точкой в ​​центре и без нее в виде розеток на одежде — астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, устройство мира. Треугольный орнамент — символ женского пола, связанный с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода и укреплением могущества сообщества.

Следует отметить, что верования северных народов Сибири не позволяли анатомически точно изобразить людей, животных и птиц. Поэтому существует длинный ряд символов и аллегорий, которые сегодня можно прочитать, получив определенную информацию в результате расшифровки.

Быт, хозяйство, культ

Основное занятие «пеших» или «оседлых» эвенков — охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. в дальнейшем широкое распространение получила охота за товарным мехом. Охотились с осени до весны группами по два-три человека. В тайге ходили на ски-голит (кингне, кигле) или фаршированном камусом (суксилла). Охотились оленеводы верхом.

Оленеводство имело в первую очередь транспортное значение. Оленей использовали для верховой езды и доили под стадом. Преобладали небольшие стада и свободные пастбища. После окончания зимнего охотничьего сезона многие семьи обычно собирались вместе и переезжали в удобные места для родов. Выпас оленей продолжался все лето. Зимой в сезон охоты олени обычно паслись возле стоянок, где оставались семьи охотников. Время от времени они переезжали в новые места: летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные маршруты вели только к торговым постам. Некоторым группам были известны нарты разного типа, заимствованные у ненцев и якутов.

«Конные» эвенки разводили лошадей, верблюдов и овец.

Рыболовство имело второстепенное значение, в Прибайкалье, в озерных районах к югу от озера Эссей, в верховьях Вилюя, в Южном Забайкалье и на побережье Охотска, оно также имело промысловое значение. Охота на тюленей велась также на Охотском побережье и на Байкале.

По воде передвигались на плотах (тему), лодках с двухлопастными веслами — пирогами, иногда с деревянными досками (онгочо, утунгу) или берестой (дьяв); Для переправы ороки использовали лодку из лосиной кожи с каркасом, сделанным на месте (мурекэ).

Развита бытовая обработка березовых шкур и коры (среди женщин); до прихода русских кузнец был известен, даже на заказ. В Забайкалье и Амурской области частично перешли на оседлое земледелие и животноводство. Современные эвенки в основном сохраняют традиционную охоту и оленеводство. С 30-х годов создавались оленеводческие кооперативы, строились постоянные поселения, распространялось земледелие (овощи, картофель, на юге — ячмень, овес). В 90-е гг. Эвенки стали объединяться в племенные общины.

Основа традиционной еды — мясо (дикие животные, конина у эвенков конина) и рыба. Летом ели оленину, ягоды, чеснок и лук. Испеченный хлеб они позаимствовали у русских: на западе Лены булочки на закваске пекли в золе, на востоке — пресные пироги. Основной напиток — чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Зимние лагеря состояли из 1-2 палаток, летом до 10, на каникулах и более. Чум (ду) имел конический каркас из жердей на каркасе жердей, покрытый голой кровлей из ровдуги или шкур (зимой) и бересты (летом). Во время движения рама оставалась на месте. В центре спутника был устроен очаг, над ним — горизонтальная направляющая для котла. Кое-где встречались и полубежища, заимствованные из русских бревенчатых жилищ, хижина якутской юрты, в Забайкалье — бурятская юрта, среди оседлых быраров Амурской области — четырехугольное бревенчатое жилище типа фанза.

Традиционная одежда состоит из сукна ровдуж или натазника (херки), лосины (арамус, гуруми), кафтана-кафтана из оленьей шкуры, подол которого завязывался на груди завязками; под ним был надет нагрудник со шнурками на спине. Женский нагрудник (nellie) украшался бусами, имел прямой нижний край, мужской (helmi) — с углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины — подушечкой для иголок, кремневым замком и мешочком. Платья были украшены полосками из козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой из конского волоса, металлическими пластинами и бусинами. Коневоды Забайкалья носили халат с большой накидкой слева. Распространяются элементы русской одежды.

Эвенкийские общины собирались летом на совместный выпас и оленеводство. Было включено несколько родственных семей, численностью от 15 до 150 человек. Разработаны формы коллективного раздачи, взаимопомощи, гостеприимства и др. вапример, до ХХ века сохранился обычай (нимат), вынуждающий охотника отдавать часть добычи своим сородичам. В конце 19 века преобладала небольшая семья. Имущество передавалось по мужской линии. Родители обычно оставались с младшим ребенком. Брак сопровождался выплатой калыму или труду невесте. Левират был известен, в зажиточных семьях — многоженство (до 5 жен). Вплоть до семнадцатого века было известно до 360 семей по отцовской линии, в среднем по 100 человек в каждой, управляемых старейшинами — «князьями». Терминология родства сохранила характеристики классификационной системы.

Сохранились культы духов, торговые и клановые культы, шаманизм. Были элементы Праздника медведя: ритуалы, связанные с разделкой туши мертвого медведя, поеданием его плоти, закапыванием его костей. Христианизация венков началась в 17 веке. В Забайкалье и Приамурье было сильное влияние буддизма.

Фольклор включал импровизированные песни, мифологические и исторические эпосы, сказки о животных, исторические и бытовые легенды и др. впос выполнялся речитативом, часто в спектакле принимали участие зрители, повторяя за рассказчиком отдельные строчки. У отдельных групп эвенков были свои былинные герои (сонинги). Были и обычные герои: юмористические персонажи в бытовых рассказах. Из музыкальных инструментов известны арфа, охотничий лук и др., вз танцев — хоровод (чейро, садио), исполняемый под аккомпанемент импровизации песни. Игры носили характер соревнований по борьбе, стрельбе, бегу и т.д. Художественная резьба по кости и дереву, изделиям из металла (мужчины), бисеру, у восточных эвенков — шелку, развита аппликация мехом и тканью, чеканка по бересте (женская).

Традиционные занятия

Основу экономики эвенков составляло сочетание трех видов деятельности: охоты, оленеводства, рыболовства, которые тесно связаны и дополняют друг друга. Весной эвенки подходили к рекам Сибири и ловили рыбу до осени, осенью уходили в глубь тайги, а зимой занимались охотой.

Для каларских и тунгиро-олекминских эвенков охота и оленеводство оставались традиционными формами хозяйствования. Летом они вели подвижный образ жизни, мигрировали в высокие горы Сибири, в верховья рек, где было достаточно ресурсов дичи и корма для оленей, а ветер гнал комаров. Зимой эвенки со своими стадами спускались в долины рек, где было меньше снега и находились зимние охотничьи угодья.

До 19 века эвенки охотились с луком и стрелами. В 19 веке кремень стал важнейшим охотничьим оружием. Из инвентаря охоты следует отметить такие предметы, как ладонь — палка с широколезвийным ножом, поняга — деревянная доска с ремнями для переноски тяжестей на плечах, санки. Эвенки охотились в специальной охотничьей одежде и передвигались на лыжах, обычно без палок. Всегда была собака.

Охота в основном велась в одиночку. В группе из двух-трех человек охотились на крупную дичь, когда ее нужно было направить к стрелку, а также на мелких парнокопытных на переходах через реки при переходе на новые места. На охоте тунгусы использовали луки, копья и арбалеты и петли, засады также применялись на ручьях и лодках. Чтобы выследить зверя, охотники маскировались, сбрасывая шкуру с головы оленя, а иногда и целую. Странствующие охотники ловили рыбу из лука и копья. Зимой старейшины кололи рыбу через норы, а летом рыбаки занимались облучением с лодки.

Основная охота была на мясного зверя, пушных зверей били по пути. У охоты было двоякое значение: она давала пищу, материал для одежды и укрытие, а также приносила взамен ценный продукт.

Оленеводство в хозяйственном комплексе эвенков играло второстепенную роль. В основном олени использовались как средство передвижения. По ним эвенки мигрировали в пределах сибирской тайги к месту зимней ловли рыбы и вернулись на место своего летнего лагеря. Они доили кита. Они очень заботились об оленях и старались не забивать их на мясо.

Рыбная ловля была в основном летней, хотя эвенки знали и зимнюю подледную рыбалку. Ловили с помощью «рыла», сетей, били копьем, сохранился архаичный способ охоты на рыбу с помощью лука и стрел. Лодки были деревянными, гребли обычно веслом с широким лопастем.

Рацион эвенков определялся охотой и рыбной ловлей. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном или жареном виде и готовили впрок: сушили, сушили, летом пили оленину. У русских эвенки научились готовить мучные изделия — лепешки, заменившие хлеб. Все необходимое для жизни в тайге эвенки сделали сами. Тонкую замшу «ровдугу» шили из оленьих шкур. Кузнец был известен всем эвенкам, но были и профессиональные кузнецы.

Мужские занятия включали изготовление изделий из дерева, кости и металла, а также изготовление лодок из бересты (бересту шили женщины), лодок и санок. Женщины одевали шкуры, шили одежду, обувь, шины для друга и предметы домашнего обихода. Обрабатывали бересту и шили из нее пластины, а также «тиски» — берестяные панели для штор и лодок из бересты. Мужчины умели украшать узорами изделия из дерева, кости и металла, женщины — ровдугу, бересту и меха. Женщины отвечали за присмотр за детьми и приготовление еды.

В наши дни традиционные виды бизнеса во многом утратили свою актуальность. Сегодня приоритет отдается оленеводству и охоте.

Образ жизни и система обеспечения

В хозяйственном отношении эвенки сильно отличаются от других народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В первую очередь, это оленеводы. Добрую половину жизни эвенкийский охотник провел верхом на лошади. У эвенков тоже были отряды пешей охоты, но в целом олени на лошадях были главной визитной карточкой этого народа. Охота играла заметную роль в большинстве территориальных групп эвенков. Суть охоты эвенка ярко проявляется даже в таком второстепенном для него деле, как рыбалка. Вечерняя рыбалка — это охота. На протяжении многих лет основными орудиями лова для них были охотничий лук с тупыми стрелами, заклинивающими рыбу, и частокол — разновидность охотничьего копья. С истощением фауны значение рыболовства в жизнедеятельности эвенков стало возрастать.

Оленье стадо эвенков — тайга, стадо. Практиковались свободный выпас и доение. Эвенки прирожденные кочевники. Длина кочевок охотников и оленеводов достигала сотен километров в год. Отдельные семьи преодолели расстояния в тысячу километров.

Традиционное хозяйство эвенков после коллективизации и многих других преобразований в советский период в начале 1990-х годов существовало в двух основных вариантах: промысловая охота и выпас транспортного оленя, характерные для ряда регионов Сибири и некоторых регионов Якутии, и большое стадное оленеводство и рыболовство, развитые в основном в Эвенкии. Первый тип экономики развивался в разрезе кооперативных и государственных рыбопромысловых предприятий (совхозов, кооперативных промышленных фермерских хозяйств), второй — в разрезе государственных оленеводческих хозяйств, ориентированных на производство товарной мясной продукции. Их меховая торговля имела второстепенное значение.

Этно-социальная обстановка

Деградация традиционной экономики, сокращение производственной инфраструктуры в национальных поселениях значительно обострили этносоциальную ситуацию в регионах проживания эвенков. Самая болезненная проблема — безработица. В автономном Эвенкийском округе из-за отсутствия рентабельности было полностью ликвидировано животноводство, а вместе с ним и десятки рабочих мест. Высокий уровень безработицы зафиксирован в эвенкийских районах Иркутской области. Без работы здесь от 59 до 70% эвенков.

Большинство эвенкийских сел не имеют регулярного сообщения даже с районными центрами. Часто продукты импортируются только один раз в год по зимней дороге в крайне ограниченном количестве (мука, сахар, соль). Во многих селах местные электростанции работают нестабильно: нет запчастей, нет топлива, электричество подается всего несколько часов в день.

В условиях экономического кризиса здоровье населения ухудшается. Профилактика заболеваний и меры по оздоровлению эвенков проводятся в совершенно недостаточном объеме из-за отсутствия средств на работу мобильных медицинских бригад, закупку медикаментов и содержание врачей узкой специальности. Из-за отсутствия регулярной связи с районными центрами люди не могут обращаться в районные больницы. Работа санитарной авиации была сведена к минимуму.

Демографические показатели ухудшаются. В некоторых регионах резко упала рождаемость и увеличилась смертность. В Катангском районе, например, смертность эвенков более чем вдвое превышает рождаемость. И это типичный образ для всех эвенкийских сел. В структуре смертности коренного населения ведущее место занимают несчастные случаи, самоубийства, травмы и отравления, в основном из-за алкоголизма.

Религия эвенков

Традиционные верования эвенков — шаманизм и анимизм. Кое-где их все еще уважают.

Тунгусы считали, что мир делится на три части. Божества Солнца и Луны живут в небе и пасут стада небесных оленей. Вход в верхний мир находится рядом с Полярной звездой. Подземные источники ведут в нижний мир. Здесь живут злые духи и души умерших. Средний мир разделяют с людьми духи природы. Огонь, горы, реки, многие растения и животные имеют душу.

Некоторые хищники в силу своей свирепости также заслуживают отдельных культов от эвенкийских охотников. С особым трепетом относились эвенки к медведям, они считали, что медведи могут превращаться в людей и понимать человеческий язык. Поэтому необходимо уважительно обратиться к хозяевам тайги. Только определенное количество медведей могло быть убито в год и только при соблюдении определенных правил. На спящего медведя напасть нельзя. А когда он подошел к логову, нужно было отвлечь подозрения в убийстве от себя и своих соплеменников. Например, скажите: «К вам пришли не тунгусы, а якуты».

Связь между миром людей и миром духов проводилась шаманами. Любопытно, что само слово «шаман» имеет эвенкийское происхождение. Названный этим словом мог путешествовать по всем трем мирам, лечить болезни, общаться с мертвыми. Важной частью культа была шаманская атрибутика: костюм с множеством оберегов, шляпа с рогами первопредка оленя, бубен и многое другое.

Эвенки — православный народ, но русские не сразу начали обращать этот народ в православие. В 17 веке аборигенов старались не крестить, потому что по законам того времени собрать ясак с крещеного было невозможно. Поэтому аборигены перед крещением подвергались суровым обследованиям.

В 18 веке государственная политика изменилась. Миссионеры начали работать в Сибири. Они строили храмы, переводили священные тексты на местные языки и крестили местное население на ярмарках (в то время это были места наибольшего скопления тунгусов).

В арсенале проповедников было много сомнительных средств. Например, эвенков привлекало крещение дарами, поэтому их часто крестили многократно.

Многие из них приняли Православие чисто формально. Но сейчас они наиболее христианизированные люди на Севере. И большинство из них — православные, не по привычке, а по глубокой вере.

Обряды эвенков

Ритуал Шинкалавун предшествует охоте. Для успешной охоты шаман плетет из прутьев изображение животного и стреляет в него из лука. Если стрела попадает в цель, охота будет успешной. Охотнику остается только войти в лес и повторить меткий выстрел.

Поскольку эвенки считают медведя своим предком и называют его своим дедом, кости съеденного медведя они не выбрасывают, а кладут в специальный сарай на высоте двух метров над землей, то есть как будто они хоронят по тому же обычаю, по которому в древности хоронили людей.

Еще одно тотемное животное у эвенков — ворона. Эвенки верили, что все вороны — бывшие люди, которых боги за плохие дела превратили в черных птиц. При этом ворона и медведь — противники в глазах эвенков, но ворона становится все сильнее и сильнее. Поэтому при охоте на медведя эвенки мазали морду черной сажей и размахивали руками, подражая воронам.

Эвенки тоже уважали оленей. В некоторых поселениях эвенков оленей до сих пор хоронят как людей. Во время похорон эвенки приносили в жертву оленей.

Эвенки обожествляли огонь и представляли дух огня в виде старухи. Сохранился обычай разжигания огня, когда после приготовления пищи нужно было бросить лучший кусок в огонь.

Эвенки закопали взрослых в землю, а детей — на деревья. Это потому, что дети в воображении эвенков слишком слабы, чтобы их самостоятельно унести с земли на небо, а птица может подобрать их с деревьев и унести в верхний мир.

Праздники эвенков

Любимый праздник эвенков — Бакалдын. Это эвенкийский Новый год, который по обычаю эвенки отмечали не 1 января, а после долгой зимы, в самом начале лета. В это время соседние кланы собрались в одном лагере и целую неделю говорили о том, как перезимовать. А также шесть вечеров подряд танцевали Косегор, Девейде, Эхарио.

Со временем Бакалдын возродился в праздновании встреч. Он проходит по очереди в разных деревнях, обычно в течение трех дней подряд.

В первый день лагерь организовывается на большом лугу, второй день начинается с ритуалов встречи с солнцем и очищения (всех гостей окуривают дымом можжевельника, после чего они должны пройти через разделенное дерево). Затем каждая племенная община рассказывает публике о себе и своих предках, угощает национальными блюдами и таежным чаем.

И все три дня гости поют народные песни и танцуют национальные танцы.

Материальная культура и традиции эвенков были тесно связаны с кочевым образом жизни. Основными занятиями этого народа были оленеводство и охота. Летом тунгусы искали сухой лес с обширными равнинами, где могли поместиться все их стада. Зимой после родов род перебрался в горы — на замшелые пастбища.
Домашняя утварь эвенков адаптирована к кочевому образу жизни и изготавливается из отходов. Поэтому представители национальности умели работать с деревом, берестой, рогами, костями, кожей и шкурами. У каждой семьи был минимум прочной и компактной домашней утвари и походные кровати из оленьей кожи.

У самых богатых эвенков были «спальные мешки» из медвежьей шкуры. Племена Северного Прибайкалья также ткали из тюленьих шкур коврики — кумаланы. Чаще всего их использовали для покрытия пакетов.

Несмотря на кочевой аскетизм, костюмы эвенков были яркими и красивыми. Русский исследователь Маттиас Кастрен даже называл тунгусов «сибирской знатью» из-за их любви к красочной одежде и многочисленным драгоценностям.

Летнюю одежду и обувь эвенки шили из сукна и замши, зимнюю — из оленьих шкур.
Одежда мужчины состояла из леггинсов, манжеты для ног, нагрудника и кафтана. Зимой эвенки также носили косынки с мехом.

Женские нагрудники и кафтаны украшались полосами из кожи, конского волоса и металлическими элементами.

Основу рациона эвенков составляли мясо и рыба. Некоторые тунгусы из Приамурья вели развитое земледелие. Но в большинстве регионов продукты питания получали в результате оленеводства, охоты и рыболовства. Они охотились с луками и копьями на диких оленей, лосей и мелких животных. Некоторые эвенки даже ловили рыбу с луками.

Ели мясные бульоны, кровяные супы, вяленое и копченое мясо, вареную рыбу, ягоды, орехи и лук. Еда была вяленой рыбой. Пшеничная мука появилась только с приходом русских.

Эвенки жили кланами, состоящими из нескольких семей. Ими руководили их лидеры. Кроме того, шаманы пользовались большой властью среди эвенков, без решения которых клан ничего не делал.

Брак распался после сватовства. Иногда молодым людям приходилось ждать свадьбы целый год. Брак обязательно сопровождался уплатой выкупа.
Имущество передавалось по мужской линии. Родители, когда дети выросли, остались в доме младшего ребенка. До ХХ века некоторые эвенкийские племена практиковали многоженство и женились на вдове старшего брата.

Жилище эвенков

Национальный дом эвенков — конический чум-ду. Он представляет собой от 26 до 40 крытых опор. Летом чуму покрывали берестой, а зимой сыромятной кожей и оленями.

В центре ду находился очаг. Зимой в доме зажигали костер, а в дождливые дни летом просто выходили из коптильни. Слева от двери — urke — находилась женская половина подруги со всей кухонной утварью. Там же можно было найти сумку с инструментами для обработки кожи, кожгалантерею и игольницу.

Рядом с игольницей стояла детская кроватка с маленьким ребенком. Если он был мальчиком, когда вырастал, он играл справа от своего партнера.

По обе стороны от очага стояли кровати хозяев домов. Хозяина этого места звали Маду. Это было за огнем перед дверью. Здесь хранилось все охотничье снаряжение. Гости сели.

Материал, из которого строилось жилище, варьировался от региона к региону. Кое-где эвенки засыпали чуму дерном, тростником или травой. Полуоседлые племена жили в полубежищах. Уже с приходом русских эвенки начали строить срубы. Некоторые роды позаимствовали войлочные юрты у бурят, а деревянные юрты у якутов.

Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами по 2-3 поколения, младший сын обычно оставался с родителями. Поженились старцы, они покинули отчий дом для новых бедствий. Решающую роль сыграл клан, состоящий из небольших семей, связанных близкими и дальними родственниками по мужской линии. Летом, когда наступал положенный срок для важных женщин, родственные семьи собирались на общей стоянке: проводились праздники, вечеринки, свадьбы, укреплялись семейные отношения. Зимой небольшие семьи перешли на кочевничество, объединив 2-3 друзей.
Брачный возраст мужчин наступил поздно: на 20-30 лет. Женщины в супругах предпочитали набираться опыта, старше 20 лет, но были браки с девушками 12-15 лет. Браки заключались по сговору с выплатой калым, которая включала одну из трех форм:

  • Олень (от 2 до 15).
  • Работа в семье невесты.
  • Обмен сестрами между двумя семьями.

Известные эвенки

Известный писатель-эвенк Алитет Немтушкин родился в 1939 году в Иркутской области. Вскоре он остался без родителей, его воспитывала бабушка Огдо. В 1961 году окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Уже во время учебы он издал свой первый сборник стихов на эвенкийском языке — «Tymani agidu» (утро в тайге).

После окончания института Немтушкин занимался журналистикой: работал корреспондентом газеты «Красноярский рабочий» и на Эвенкийском радио. Все это время он не переставал писать: из-под его пера вышло более 20 книг. Они издавались в Красноярске, Ленинграде, Москве, Якутске и переведены практически на все языки народов СССР.

Немтушкин писал не только стихи, но и прозу. Наиболее известна его коллекция «Я мечтаю о небесных оленях». История, давшая название книге, рассказывает о жизни мальчика-эвенка в тяжелые послевоенные годы. В этой истории нетрудно проследить автобиографические черты.

С 1969 года Немтушкин стал членом Союза писателей СССР. В 1992 году получил Государственную премию РФ в области литературы. В 2002 году стал академиком Петровской Академии наук и искусств в Санкт-Петербурге.

Другой эвенкийский писатель Николай Огир родился в 1926 году в Красноярском крае в семье кочевника-оленевода и охотника. Он рано начал работать: в 10 лет работал рыболовом. Затем, проучившись три месяца в колхозном училище, он устроился на торговую должность бухгалтером. Управляющий настолько ему доверял, что оставил Николая своим заместителем на время длительных командировок. В 1948 году Эгир был заключен в тюрьму на 12 лет за нехватку еды из-за того, что часто заранее раздавал товары охотникам и рыбакам.

В тюрьме он начал писать стихи. Во-первых, втайне от других. После заключения вернулся на родину и начал печататься в газете «Советская Эвенкия». С 1964 года его стихи публикуются в газете «Красноярский рабочий», в журналах «Москва» и «Дальний Восток». Поэта замечают соотечественники, которые пишут ему восторженные письма.

В 1986 году Эгир издал сборник эвенкийских сказок, в который вошел сборник «Один человек сильнее всех». В следующем году вышел его первый сборник стихов на эвенкийском и русском языках «Пляска куликов». В своих стихах он писал о своей родине, их природной красоте, жизни простых людей: рыбаков, охотников, оленеводов.

ГАУДА

Эвенки (народ)

Агуда (Агудай) — наиболее известная историческая личность в ранней истории тунгусов, вождь тунгусоязычных племен Приамурья, создавший могущественное государство Айсин Гурун. В начале второго тысячелетия прекратили власть киданей (монгольского племени) тунгусы, которых китайцы называли Нуичжи (чжуличжи) — чжурчени. В 1115 году Агуда объявил себя императором, создав империю Айсин Гурун (Anchun Gurun) — Золотую Империю (кит. «Джин»). В 1119 году Агуда решил начать войну с Китаем, и в том же году чжурчжэни взяли Кайфэн, тогдашнюю столицу Китая. Победу чжурчжэнь-тунгусов под предводительством Агуда одержали 200 000 воинов против миллионной китайской армии. Империя Айсин Гурун просуществовала более 100 лет до расцвета монгольской империи Чингисхана.

Бомбогор

Эвенки (народ)

Бомбогор — лидер союза эвенкийских родов Приамурья в борьбе с маньчжурскими завоевателями в 17 веке. Под руководством Бомбогора эвенки, солоны и даур выступили против маньчжурской династии Цин в середине 1930-х годов. Под его знаменами собралось до 6000 солдат, несколько лет сражавшихся в составе регулярной маньчжурской армии. Только через 5 лет маньчжуры смогли захватить Бомбогор и подавить сопротивление эвенков. Бомбогор был захвачен маньчжурами в 1640 году, доставлен в столицу маньчжурского императора — город Мукден и там казнен. Со смертью Бомбогора эвенки и все народы Приамурья на территории Китая были подчинены императору и династии Цин.

Немтушкин А.Н.

Эвенки (народ)

Немтушкин Алитет Николаевич — известный эвенкийский писатель и поэт. Родился в 1939 году в лагере «Иришки» Катангского района Иркутской области в семье охотника, воспитывавшегося в интернате, и бабушки Огдо-Евдокии Ивановны Немтушкиной. В 1957 году окончил среднюю школу в Ербогачене, в 1961 году — Ленинградский педагогический институт им. Герцена.

После окончания института Алитет Николаевич переезжает работать в Эвенкию корреспондентом газеты «Красноярский рабочий». В 1961 году он стал директором Эвенкийского радио и проработал в журналистике более 20 лет. Ее первая книга — сборник стихов «Tymani agidu» (Утро в тайге) была издана, когда Алитет Николаевич был еще студентом в 1960 году. С тех пор под пером Немтушкина вышло более 20 книг, которые издаются в Красноярске, Ленинграде, Москве, Якутске. Стихи и проза Немтушкина переведены на десятки языков народов бывшего Советского Союза и социалистических стран.

Наиболее значительными и популярными произведениями Алитета Немтушкина являются сборники стихов «Огонь предков моих», «Дыхание земли», книги в прозе «Я мечтаю о небесном олене», «Следопыты на оленях», «Дорога к Нижний мир »,« Самелкил — следы на оленьей ухе »и др. в 1986 г. А. Немтушкин был избран ответственным секретарем Красноярской писательской организации, в 1990 г ему присвоено звание« Заслуженный работник культуры », в 1992 г. — лауреат Государственной премии РФ в области литературы, член Союза писателей с 1969.

Чапогир О.В.

Известный композитор, автор и исполнитель многих эвенкийских песен. Олег Васильевич Чапогир родился в 1952 году в селе Кислокан Илимпийского района Красноярского края в семье эвенкийских охотников. С детства она слушала популярные мелодии матери и других эвенков, которые, наряду с природным даром, впоследствии повлияли на ее жизненный выбор.

После окончания восьми классов Туринской общеобразовательной школы Олег Васильевич поступил в Норильское музыкальное училище в класс народных инструментов северного отделения. После получения диплома в 1974 году будущий композитор вернулся в родную Эвенкию, где начал создавать свои произведения. Работал в отделе культуры Илимпийского района, в художественной лаборатории, в научно-методическом центре района.

Г.В. Чапогир прекрасно охарактеризовал талант и деятельность Олега Чапогира. Шакирзянова: «Произведения более раннего периода, написанные им сразу после окончания учебы, в основном посвящены молодежной тематике, в них есть неотразимый ритм и четкий ритм времени. Песни позднего периода несут на себе отпечаток глубокого и вдумчивого отношения к народной поэзии, их исторических корней, что сильно отличает творчество композитора Олега Чапогира от творчества других композиторов Эвенкии. Олег Чапогир черпал вдохновение не только в неповторимой красоте тайги, но и в стихах наших известных эвенкийских поэтов А. Немтушкина и Н. Ойогира. «Олег Чапогир — автор более 200 песен и мелодий. Он выпустил восемь альбомов с песнями об эвенках и Севере.

Атласов И.М.

Эвенки (народ)

Атласов Иван Михайлович — известный общественный деятель, один из современных лидеров эвенков, председатель Совета старейшин эвенкийского народа России. Иван Михайлович родился в 1939 году в селе Наслег Ежанский Усть-Майского района Якутии в семье эвенкийского охотника. С ранних лет работал наравне со взрослыми, перенеся тяготы военного времени. Окончил 7-летнюю Ежанскую общеобразовательную школу Усть-Мая. Он окончил Якутский государственный университет в 1965 году со степенью бакалавра промышленного и гражданского строительства, продолжая преподавать на том же факультете. С 1969 года работал в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства ЯАССР, затем заместителем директора ООО «Якутгорпищеторг». С 1976 года и до выхода на пенсию работал в «Якутагропромстрой», строя крупнейшие торгово-складские здания того времени.

С конца 1980-х гг. XX век — один из основоположников общественного движения коренных народов Якутии. Несколько лет возглавлял Ассоциацию эвенков Республики Саха, в 2009 году был избран председателем Совета старейшин эвенкийского народа России. Инициатор ряда законодательных актов республиканского значения, направленных на поддержку коренных народов, активный защитник окружающей среды и законных прав малых этнических групп.

Перспективы сохранения эвенков как этноса

Перспективы сохранения эвенков как этнической системы весьма оптимистичны. По сравнению с другими народами, близкими им по культуре, их сравнительно большая численность, что делает неактуальной проблему их сохранения как этнической общности. Главное для них в современных условиях — поиск новых критериев самоидентификации. Многие лидеры эвенков связывают пробуждение своего народа с возможностями собственной традиционной культуры, которая кажется им полностью самодостаточной, способной не только выживать, но и успешно развиваться в условиях сосуществования с другой внешней культурой. Развитие любой нации всегда происходило в условиях постоянного культурного долга. Эвенки в этом плане не исключение. Их современная культура — это экстравагантное переплетение традиций и инноваций. В этих условиях эвенкам еще предстоит найти оптимальную модель своего будущего. Однако, как и у всех народов Севера, их дальнейшая этническая судьба будет зависеть от степени сохранения и развития традиционных промыслов и культурных традиций.

Оцените статью
Блог про генетику