- История и этнография
- Начало I тысячелетия
- Железный век
- Племена эстов
- Формирование эстов как народа
- Завоевание эстонских земель
- Эстонцы в России и СССР
- Отношения со Швецией и Россией
- Антропологические данные
- Собирательный образ прибалта
- Сверхдолгие и медленные звуки в эстонском языке
- Характер
- Сдержанность и меланхолия
- Традиции
- Культура
- Еда
- Одежда
- Хозяйство
- Поселения и постройки
- Исторические особенности общественного быта
- Религиозные пережитки
История и этнография
Эстонцы сформировались на востоке Балтики на основе смеси финно-угорских племен, пришедших с востока в I тысячелетии до нашей эры, и древнего аборигенного населения. Предки эстонцев — финноязычные племена, появившиеся на территории современной Эстонии в I тысячелетии до нашей эры. Позже они поглотили единые финно-восточные, балтийские, частично северогерманские (скандинавские), а с конца 1-го тысячелетия нашей эры н.э. — восточнославянские элементы. В начале 2-го тысячелетия древние племена общины постепенно сменились территориальными, и начался процесс формирования эстонской народности. По свидетельству академика Х.А. Моора, «процессы формирования эстонского народа не только связаны с историей формирования остальных финно-угорских народов, но и тесно переплетаются с этническим развитием соседних индоевропейцев, в частности Прибалтики, а также ближайших славянских и германских народов».
Эстонские бодибилдеры, такие как Уку Мазинг, Яан Каплински и Леннарт Мери, президент и автор научно-популярных книг, пытаются идентифицировать финно-угорское наследие в традициях современных эстонцев.
Начало I тысячелетия
Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование некоторых этносов на основании археологических данных, которые совпадают с диалектными и этнографическими регионами, сохранившимися до наших дней: север, юг, запад Эстонии и острова. Скандинавия оказала заметное влияние на западную Эстонию. На юге Эстонии с давних времен сохранились древние культурные особенности. Благодаря влиянию народности Древней Руси сформировались особенности субэтносов сету, а также на юго-востоке Выру; это наиболее ярко выражено в зданиях и одежде.
Железный век
CV до 9 века — это период среднего железного века, хотя до начала 10 века железо в странах Балтии было чрезвычайно редким явлением, и там сохранилась культура бронзового века. Начиная с IX века, деревни начали формироваться в позднем железном веке (несколько семей присоединились к своим хозяйствам). В результате произошло территориальное деление на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами, сельская культура Эстонии была развита недостаточно: основным местом проживания древних эстонцев была ферма, где жила семья, считавшаяся ячейкой общества. Семья состояла из 8-10 человек. Все постройки стояли вокруг открытого двора, главное здание — жилой сарай — выходило во двор с севера на юг.
В последний период железного века (IX-XIII века) сельское хозяйство быстро развивалось. Также выращивались пшеница, овес, горох, фасоль и лен, затем капуста и репа. Со второй половины XI века началось выращивание озимой ржи, что повлекло за собой развитие трехполевой системы выращивания. Начали пользоваться гончарным кругом. Ремесло было не так развито, как у соседей.
Племена эстов
В 13 веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории, населенные эстонцами, ливами, а также куронами, семигаллами, Селонами, Латгали, со стороны Рижского залива. Во время этой так называемой «священной войны» «произошло массовое убийство людей, полное разрушение и сожжение деревень.
В конце античности (XIII век) на основе проживающих на территории Эстонии эстонских племен и их диалектов возникли эстонский народ и язык. Эстонцы вели оседлый образ жизни и называли себя «людьми земли» .
Наиболее типичными древними элементами эстонской народной культуры являются конюшня, черный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение умерших (считалось, что в эти дни души умерших предков возвращались домой) и особая форма народной музыки: так называемая руническая песня (регилаул) с коротким, но разнообразным мотивом.
С 11 по 13 век появляются первые новости об эстонской одежде. Основной одеждой женщины были льняная рубашка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обвивалась шерстяная юбка, которая застегивалась поясом. Льняная одежда была беленой, верхняя — белой или черной овчиной. Шерсть для юбки крашена травами; наиболее распространенным красителем был галангал, из которого получали красный цвет.
Знание религии древних эстонцев основано на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах 19 века. Эстонцы верили, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; он верил в духов-хранителей, обитающих в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы умилостивить духов, им приносили жертвы. По большей части религиозные обряды и ритуалы не были сложными, профессиональных священников не было. Они считали себя жертвенными местами, прежде всего священными дубовыми рощами — небольшими свободными зарослями, в которых нельзя было собирать листья с деревьев или собирать что-либо с земли, — но также камни, ручьи и родники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстонцев на первый план вышли боги и олицетворения метеорологических явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Укко) — его дед. Возросла популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и пшеницы. В день солнцестояния зажигали костры, так как считалось, что огонь защищает от злых духов. Были колдуны, мудрецы и колдуны, которых просили о помощи во время болезней и других проблем. Древние эстонцы верили в силу слова: охотники и рыбаки называли свою добычу не по принадлежности к тому или иному виду (медведь, олень, окунь), а использовали особые «псевдонимы».
В конце осени поминали всех умерших: считалось, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрыли столы, отапливали ванные комнаты, повсюду царили тишина и покой. Слово velnias, которое у прибалтийских народов используется как имя дьявола или злого духа, образовалось по обозначению умершего, который вернулся и стал угрожать живым. Уку (эст. «Дед») считался главным небесным богом»).
Согласно древнейшим мифам, упомянутым в народных песнях, предки эстонцев считали, что мир возник из яйца. Млечный Путь представлял собой ствол Мирового Древа или дорогу, по которой птицы сопровождали души умерших в иной мир.
Формирование эстов как народа
Эстонский археолог и историк Харри Мура в своих трудах о происхождении эстонцев отмечает:
«Процессы формирования эстонского народа не только связаны с историей формирования остальных финно-угров, но и тесно связаны с этническим развитием индоевропейских соседей, особенно балтийских, а также Ближайшие славянские и германские народы”.
Ряд ученых, выступающих за возрождение национальных традиций в Эстонии, сегодня пытаются выявить финно-угорские культурные особенности.
В начале I тысячелетия в Эстонии появились отдельные этнические группы, различающиеся по своим диалектам. Скандинавские народы имеют значительное влияние на племена западных регионов.
Первоначальные отличительные черты эстонцев дольше сохранялись на южных землях, но и там они постепенно подпадали под чужеземное влияние. Древнерусские этносы стали основой возникновения в Эстонии племен сету и выру. Славянские черты особенно очевидны в традиционном жилище и одежде эстонцев в юго-восточных регионах страны.
Завоевание эстонских земель
Когда немецкие рыцари развязывают крестовые походы, эстонские земли пострадают в первую очередь. В 13 веке они напали на финно-угорские племена, оккупировав территории на берегу Рижского залива, и местные жители столкнулись с настоящим истреблением. Рыцари истребляли людей, сжигали деревни, разрушали крупные поселения.
Несмотря на это, эстонцы сопротивлялись. Они смогли развить сельское хозяйство, выращивая бобовые, пшеницу, лен, капусту и репу. Кроме того, обработка земли в их жизни сыграла такую важную роль, что в 13 веке появилось название «маарахвас», что в переводе с эстонского языка означало «люди земли», как их называли.
До XIX века исследования и фольклорные источники указывают на то, что ряд эстонских племен сохраняли языческие верования. Эстонцы считали дубовые леса священными местами, где приносили жертвы своему духу. Сам ритуал представлял собой сложную систему, но только в отдельных общинах были профессиональные священники. Одним из старейших сохранившихся обычаев нашего времени было зажигание костров в день солнцестояния, которое, как полагали, увеличивало силу солнца.
Эстонцы в России и СССР
Массовое переселение эстонцев на территорию современной России (Ленинградская область) произошло в первой половине XVIII века, после присоединения Прибалтики к Российской Империи во время Северной войны и в связи с необходимостью освоения новых территорий Ингерманландии.
В 19 веке из-за нехватки земли большое количество эстонцев переселялось в малоразвитые земли Сибири, Северного Кавказа и Дальнего Востока, эстонских крестьян активно нанимали для работы на промышленных предприятиях в Риге, Санкт-Петербурге и других городах в пригороде. В 1860 году для нужд эстонской общины в Санкт-Петербурге была построена лютеранская церковь Святого Иоанна.
В 1920-х годах в Ленинградской области и Сибири действовали эстонские национальные сельские советы. Но в 1936-1937 годах эти сельские советы были упразднены, а большое количество эстонцев подверглось репрессиям.
После присоединения Эстонии к Советскому Союзу несколько тысяч эстонцев были сосланы в Коми АССР, Кировскую область и Казахстан. Кроме того, с началом Великой Отечественной войны несколько тысяч эстонцев были эвакуированы в восточные районы страны. В 1949 году из Эстонии было депортировано 20 535 человек, большинство из которых составляли эстонцы.
После 1955 года началась массовая реабилитация эстонцев и их возвращение в Эстонскую ССР. Численность эстонского населения РСФСР стала сокращаться с 78,5 тысячи в 1959 году до 46,4 тысячи в 1989 году.
После распада СССР количество эстонцев в России резко сократилось по разным причинам: репатриация в Эстонию, снижение рождаемости, ассимиляция с русским населением. По переписи 2002 года в России проживало 28 113 эстонцев — граждан России.
Субъект федерации Численность эстонцев в 2002 г., человек
Красноярский край | 4 104 |
Омская обл | 3095 |
Санкт-Петербург | 2266 |
Ленинградская обл | 1 409 |
Новосибирская обл | 1399 |
Летать | 1244 |
Краснодарский край | 1 136 |
Псковская обл | 1 122 |
Отношения со Швецией и Россией
Самым тяжелым периодом в истории для эстонцев была Ливонская война. В это время Иван Грозный начинает экспансию на запад. Постепенно к России присоединились Дания, Польша, Швеция, и последняя получила право устанавливать власть на эстонских землях.
Во время войны и в послевоенные годы многие эстонцы болели. Практически все замки в южной части страны были разрушены или разграблены, древние крепости были разрушены. Однако под властью Швеции начинается восстановление экономики Эстонии, города укрепляются и развиваются, что дает толчок к реализации потенциала земель.
На протяжении многих веков эстонцы находились в постоянном контакте с русскими. С 10 века племена сету находились под властью Пскова, а в первой половине 18 века территория Прибалтики вошла в состав Российской империи. В то время происходило массовое переселение эстонцев в Россию.
Миграция продолжалась и в XIX веке, когда многие эстонские семьи отправились в слаборазвитые регионы Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа. Причиной переселения очень часто была нехватка земли. Значительная часть эстонцев в России слилась с местным населением, потеряв свои культурные и национальные особенности.
Эстонцы принадлежат к балтийско-финской группе народов. Сегодня их насчитывается более 1 миллиона человек, и большинство современных эстонцев живут на землях, которые их предки занимали много веков назад.
Их страной правили разные народы, но сегодня у эстонцев есть возможность самостоятельно строить будущее своего государства. И хочу отметить, что у них это хорошо получается. Среди постсоветских стран Эстония занимает одно из первых мест по экономическому развитию.
Антропологические данные
Как уже упоминалось, антропологически современные эстонцы представляют собой переходный тип между двумя расами европейского типа: восточно-балтийскими и атлантико-балтийскими. Во внешности эстонца черты этих пород присутствуют в чистых и смешанных формах.
Представители восточно-балтийской расы, которую также называют Восточной Европой, считаются потомками ладожского типа, обитающего в Восточной Германии, странах Балтии и Финляндии. Цвет волос светлый, глаза серые или светлые, нос прямой (часто с вогнутой спиной), лицо узкое, кожа очень светлая, рост высокий, голова мезоцефальная. У таких эстонских мужчин (на фото выше) густые волосы на лице и груди.
Атлантико-балтийская порода — местная порода из Северной Европы, которая отличается от предыдущей более высоким ростом, более узким лицом, высокой переносицей и немного более темной пигментацией кожи. К тому же у эстонских мужчин (фото ниже) этого типа рост бороды средний. Третичный волосяной покров на теле от среднего до слабого.
Собирательный образ прибалта
У русских при упоминании их северных соседей сразу возникает образ культового финского фильма о национальных особенностях («Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки»). Однако этот собирательный образ не полностью иллюстрирует, как выглядит эстонский язык.
Латыши, литовцы, эстонцы, для русского они все прибалтики. К сожалению, представителей эстонской национальности в кинематографе можно увидеть нечасто.
Однако вот некоторые имена эстонцев, внешность которых знакома каждому: телеведущий Урмас Отт, представители эстрады Яак Йолла и Анне Вески (на фото ниже). Узнаваемой внешности эстонцев не так уж и много. Но представителей этой национальности не так уж и много.
Сверхдолгие и медленные звуки в эстонском языке
На протяжении веков эстонцы считались медлительными и несколько медлительными с точки зрения мышления и поведения в целом. Ни в коем случае нельзя утверждать, что вся нация именно такая, какой ее изображают. Однако на самом деле существует несколько факторов, которые породили столь распространенный и неприятный стереотип.
Во-первых, мнение о чрезмерной медлительности эстонского народа порождается особенностями языка и речи представителей. Эстонский язык весьма своеобразен и по своему фонетическому составу сильно отличается от других языков. Его главная особенность — наличие сверхдлинных звуков, как гласных, так и согласных.
Озвучивание слов с использованием сверхдлинных звуков делает речь длинной и утомительной для носителей языков, у которых нет этого типа гласных и согласных звуков.
Если бы, например, к русскому языку были добавлены однотипные звуки, это тоже показалось бы затяжным и утомительным для восприятия: обычные слова, такие как «спасибо», «пройти», «извините» и другие, при наличии сверхдлинных звуков, он звучал бы долго. Эстонский язык и его восприятие другими народами — одна из причин появления мнения о медлительности эстонцев.
Характер
Сам эстонский характер зародился в крестьянстве. Среда также повлияла на традиции. Например, во время свадебной церемонии невеста все еще носит головной убор замужней девушки. Либерализм, который требует полного равенства между мужчинами и женщинами, оказался под сильным влиянием. Ярко выражена любовь к нации, которая проявляется в стремлении слепить глаза на городских парадах в национальных костюмах.
- Люди в Эстонии тихие, замкнутые и часто кажутся холодными. Прагматизм проявляется во всем, даже в общении продавца и покупателя в магазине. Быть излишне услужливым и доброжелательным — неправильно; эмоции нужно выражать лаконично. В общении эстонцы стараются как можно меньше жестикулировать и практически не использовать мимику.
- Жители села видят себя честным народом. Для них важно добросовестно вести бизнес, заботиться о своей корпоративной репутации. Часто отмечается, что числовые значения в документах никто не прописал, когда речь идет о деньгах. Подделка документов немыслима: это низкий поступок в глазах эстонца.
- Гордость — это национальная черта. Эстонцы мятежны и упрямы.
- Рационализм эстонцев резонирует с энтузиазмом, поэтому в бизнесе они иногда проявляют себя с неожиданной стороны, действуя с невероятной активностью.
- Не принято здороваться рукопожатием. Приветствия ограничиваются словами.
- По натуре эстонцы довольно саркастичны, часто шутят сухо и чрезмерно откровенно, а в эстонском обществе не принято затаить злобу на тех, кто не умеет хорошо шутить, даже если этот человек политически некорректен.
- Эстонцы бережливы, чистоплотны и аккуратны. Женщины постоянно заняты в доме, в доме и во дворах всегда порядок. Бытует мнение, что эстонцы соревнуются между собой, стараясь превзойти своих соседей в чистоте и красоте своих домов.
- Отношение к туристам соответствующее, ведь Эстония во многом живет за счет туризма. Но к иностранцам относятся холодно, считая их слишком требовательными.
Сдержанность и меланхолия
Еще один фактор, сыгравший важную роль в формировании стереотипа о сдержанности эстонцев, — их сдержанность. Эти люди от природы довольно спокойны, уравновешены, умеют контролировать себя и предпочитают подумать, прежде чем говорить или делать что-то важное.
Это, пожалуй, сильно отличается от россиян!
Подавляющее большинство эстонцев обладают меланхоличным темпераментом. Из-за уравновешенного поведения их принимают за очень медлительных людей.
Но ни в коем случае не говорите эстонцам, что вы думаете, что они ограничены. Это их обидит. Медлительность и рассудительность не плохо отражаются на их умственных способностях, они не указывают на то, что их поведение странное. У них есть только свои индивидуальные особенности, как и у всех народов мира.
Традиции
Эстонцам давно пришлось бороться с феодализмом. Однако этот народ сохранил уникальную культуру и праздники. В Эстонии есть несколько знаменательных праздников. Люди отмечают праздник Ивана Купалы, во время которого они должны перепрыгнуть через костер, после чего начинаются пение и танцы. Одно из самых любимых явлений в жизни общества — песни. Поэтому в Эстонии есть фестиваль песни, который проходит в Таллинне и Тарту. Собирается более 30 тысяч человек, которые все вместе начинают петь песни. На это шоу съезжаются люди со всей страны.
Культура
Становление эстонской культуры происходило под влиянием Восточной и Западной Европы, сами люди стремились в Скандинавию, что привело к созданию поистине уникальной культуры. У эстонцев предполагается сходство характера с датчанами, финнами и норвежцами.
Музыка — национальный престиж Эстонии. Певческие фестивали стали массово проводиться в 19 веке и сейчас собирают десятки тысяч певцов и сотни тысяч туристов. В таких фестивалях часто принимает участие молодежь, а самые успешные дирижеры страны — руководители хора.
Самым важным представителем изобразительного искусства в Эстонии является выставка Kumu, знаменитый художественный музей, в котором представлены произведения 18 века.
Становление театра происходило под влиянием русской и немецкой школ. Сейчас популярна Ho99, где ставятся большие постановки с бесплатными актерами и альтернативными сценариями. А Летний театр предпочитает ставить спектакли на нестандартной сцене, в постоянных поисках.
Еда
Эстонская кухня по-прежнему сохраняет аспект прошлого, в котором явно ощущаются мотивы крестьянской жизни. Продукты, входящие в состав препарата, используются исключительно в естественных хозяйствах. Для эстонцев важно, чтобы ингредиенты были не только свежими, но и были доступны с доставкой. Чем ближе зона сбора, тем лучше. Приправы и специи используются редко; люди предпочитают натуральный ароматизатор.
Самые популярные ингредиенты — это продукты, которые потребляют россияне, немцы и скандинавы. Это свинина, крупы, картофель, черный хлеб, варенье и грибы. Эстонцы любят супы, холодец из говядины, картофельную запеканку и овсяный кисель. Кровяная колбаса остается популярным уличным блюдом, а закуски на основе творога и молочный шоколад — самые распространенные десерты. Еще с советских времен эстонцы очень любили сладости Kalev, а теперь все больше любят вкусные сувениры из марципана.
Молочная промышленность в стране активно развивается, поэтому эстонцы научились делать хорошее мороженое и сыры, аналогов которым не найти, пожалуй, во всей Европе. В них добавляют мед, мак и даже варенье.
Любителям морепродуктов понравятся супы из креветок. Еще в Эстонии любят готовить соленые рыбные блюда. В «Колькянском старообрядческом ресторане» готовят рыбу из Чудского озера».
Если вы предпочитаете дичь, попробуйте тушеное мясо из оленины, лося, кабана, зайца или нарезанного перепела. Эстонцы добавляют к мясным блюдам ягодные соусы и готовят гуся в глине. Отметим, что сами эстонцы предпочитают есть дома, так как традиции крестьянской кухни по определению должны предполагать домашний стол. Однако во многих городах проходят кулинарные фестивали, где можно попробовать фермерские сыры, сельдь, всевозможные огурцы и домашние консервы. Крупнейшие гастрономические фестивали проходят в городе Сетомаа. Ярмарки отличаются особой атмосферой, выступлениями живой музыки и конкурсами.
Эстонцы уважают алкогольные напитки, особенно если речь идет о ромовом ликере. Настойки приготовлены из можжевельника, если вы решили выбрать эстонскую кухню, вот небольшой список:
- колбаса кордата с перловой крупой и рубленым беконом;
- суп из фасоли «Дунклс» со сливочным соусом и свиными ребрышками;
- оладьи из перловой муки с горошком и гречкой;
- чизкейк мульгикорп с джемом и сметаной;
- пряники с черным перцем, имбирем и корицей (традиционное Рождество).
Одежда
На женщинах была длинная шерстяная или парусиновая рубашка, напоминавшая тунику. Рукава всегда были широкими, а жакет был суконным. Замужняя женщина носила фартук и головной убор, частично закрывающий голову. На смену льняной ткани пришли чепчики из атласа, шелка и кружева. Костюм украшали серебряные монеты, цепочки и бусы.
Национальная одежда эстонцев делилась на северный, западный и южный типы. У северян были короткие блузки с широкими рукавами, отороченные кружевом, спинка блузки имела глубокие складки, как и перед. Орнамент выполнен в виде веточек, о типах западных и южных обычаев известно немного.
Например, жители островов предпочитали применять вышивку в виде геометрических фигур и использовали металлические украшения. На поясе много цепочек, специальные карманы для ниток спицами, сарафаны, шапки из шерстяной ткани.
На острове Муху рубахи украшали богатой вышивкой. Женщины и мужчины носили туфли, похожие на туфли из рафии. Южане предпочитали рубашки с воротником-стойкой, что сегодня модно. В качестве обуви они использовали обувь. Сверху носили кафтан, а головной убор носили цилиндрическую шляпу.
Женский костюм южной Эстонии свидетельствует о явном родстве с финно-угорскими народами. Фату надевали так, чтобы складки спускались до плеч. Юго-восточные эстонцы тесно сосуществовали с русскими племенами, что отражалось в их одежде. Эстонцы-сету носили вуали на плечах и украшения из хэви-металла на шее. Вместе с круглой пластиной их медальоны и цепи могли весить до 5 кг. И в основном такие украшения носили женщины.
Эстонцы — это тип людей. Они чувствуют влияние Скандинавии, стран Западной Европы и России. Об эстонской нации без разбора говорить нельзя, ведь жители разных регионов сформировались под влиянием разных стран. Вы можете посетить разные части Эстонии, чтобы лучше узнать людей. Несомненно одно: эстонцы — хранители уникальной культуры, не имеющей аналогов в мире.
Хозяйство
Основное занятие эстонцев — сельское хозяйство. В лесных местах — особенно на юго-востоке и северо-востоке страны — он долгое время сохранял первозданный вид. До 19-го века остатки косой черты сопротивлялись, но преобладали трифилды. С середины XIX века трехполевая система местами усложнялась за счет посевов клевера и картофеля. Но основная культура — рожь. Помимо удобрения животных на побережье использовали морской ил. Очень интересно распределение видов сельскохозяйственных орудий. Плуг у эстонцев известен двух типов: плуг со сдвоенными лемехами, не отличающийся от русского «шеста», и плуг с одинарными лемехами; последний распространен в северо-западной части Эстонии и на островах, где присутствует шведское влияние; плуг со сдвоенными лемехами — в остальной части страны.
Орудием уборки ржи в 19 веке служил серп (сирп). На материке он зубчатый, как у восточных славян, на островах — ровный, как в Западной Европе. В конце 18 века из Латвии пришла полукосилка с четырехзубыми граблями. Прицелиться косой можно двумя способами: на суше бить по маленькой наковальне, такой как наша; на островах используйте шлифовальный круг. Снопы сушили в ряд.
Распространение типов плугов в Эстонии
Такое же характерное распространение имеют орудия обмолота: в большинстве регионов бьют напасти, как у славян, на западе и на островах — кувалдами.
Все эти традиционные формы агротехники ушли в прошлое за годы буржуазной республики. В колхозах на смену им пришла современная агротехника (в 1955 году в республике работало 69 МТС, а на 75 — механизированные сельскохозяйственные работы).
Для развития сельского хозяйства большое значение приобретает осушение торфяников, занимающих много полезной площади. На месте старых болот теперь разрастаются новые пашни и луга.
Если раньше животноводство у эстонцев имело лишь вспомогательное значение, то теперь его роль значительно возросла. Местная порода крупного рогатого скота — мелкий, красный — сегодня в основном сохраняется на островах. Местные лошади тоже маленькие, но сильные, выносливые и неприхотливые. Мелкое животноводство во время революции пришло в упадок: коммерческое разведение тонкорунных овец из-за конкуренции со стороны дешевой заморской шерсти (оставалась грубой шерстью крестьянских овец) и козоводство было запрещено в середине 19 века. (козы едят молодые деревья). Но молочное скотоводство стало развиваться и приобретать товарный характер, особенно в кулацких хозяйствах в годы буржуазной республики. В то же время коммерческое свиноводство, связанное с английским рынком, начало расширяться.
В колхозах Эстонии стремительно развивается продуктивное животноводство; особое значение имеют молочный скот и крупные свиньи. Животноводство стало основным сельскохозяйственным сектором Эстонии.
В прошлом в Эстонии было очень развито лесное пчеловодство. Переход от нее к пчеловодству на пасеке — своеобразный способ привязки стволов к деревьям леса; этот метод до сих пор используется сето.
План дома Эстония 1 — rehala; 2 — туба; 3 — комнатная; 4 — воздух; 5 — комната; 6 — аганик.
В прошлом рыбная ловля была важнее, чем сейчас. Охота полностью его потеряла. Морское рыболовство носит большой промышленный характер, но во внутренних водах оно давно сохранило свои отличительные «этнографические» особенности: использовалось для подводной ловли, ловли удочкой, различными веревками и сетями. Эта примитивная техника рыболовства сохранялась до недавнего времени, потому что у большинства рыбаков не было более совершенного снаряжения: например, моторные лодки имели только кулаки и несколько рыбацких артелей. Основная часть рыболовного населения была рабами покупателей. В Советской Эстонии рыбная промышленность была полностью перестроена и значительно расширена. Коллективные рыболовные хозяйства используют новейшую и самую совершенную технику.
Еще до революции в Эстонии была развита крупная промышленность. Эстония была одной из немногих промышленно развитых периферий царской России. Однако большая промышленность — судостроение, текстильная и т.д. — находился в руках не эстонских капиталистов, а русских или иностранцев, но рабочие в основном были эстонцами. В годы буржуазной республики промышленность Эстонии пришла в упадок из-за потери связи с российским рынком; правители буржуазной Эстонии превратили страну в аграрный придаток крупных капиталистических стран. Тогда это называлось «данизацией», то есть развитием аграрного капитализма по «датскому» пути. Заводы и фабрики закрывались или переводились на мелкотоварное производство, рабочие остались без работы.
В Советской Эстонии была восстановлена старая промышленность и быстро создана новая — не только текстильная, пищевая и т.д., но и тяжелая промышленность, основанная на богатых природных ресурсах Эстонии: горючие сланцы, торф, обработка металлов и т.д.значительный процент населения Эстонии.
Поселения и постройки
Формы поселений и построек эстонцев отражают общие исторические и культурные связи. Эстонцы в старину селились в деревнях. Наиболее типичен для них обычный вид села, расположенного в ряд домов вдоль берега реки, у подножия холма и т.д. На юго-востоке, под влиянием России, преобладала уличная форма поселка; на островах была кучка. Немецкие рыцари-бароны пытались, как и на латышских землях, разрушать села, переселяя крестьян в отдельные хозяйства, но здесь им это не удалось. Только с середины XIX века, с ростом капитализма и расслоением крестьян, земледельческое поселение начало распространяться, особенно на юге Эстонии, где, однако, раньше был известен тип одноквартирного и мало дворового поселения. В годы буржуазной республики, после кулацкой земельной реформы 1919 г., крестьянские хозяйства приобрели абсолютное господство. Деревни остались только на островах и Сетомаа.
Но колхозный строй создал новые условия для переселения: разрозненные фермы усложняют хозяйственное и культурное обслуживание колхозов, поэтому многие колхозы уже составляют планы строительства новых поселений, где помимо жилых домов есть несколько построек планируются общественно-культурные.
Сейчас стремительно увеличивается количество городских поселений в Эстонии: новые города Кохтла-Ярве, Ахтме и др.
Планировка крестьянской усадьбы и двора обычно неправильная; только на восток известны четырехугольные дворы, замхжут. У сету хозяйственные постройки обычно располагаются в 3 ряда: клетки — жилой дом — сараи. Дом обычно ориентирован на юг, перед ним стоит сундук и сарай. Среди других хозяйственных построек — сарай, баня и летняя кухня — «кода», один из самых архаичных элементов усадьбы: в деревне — z часть кодекса страны до недавнего времени имела коническую форму.
Раньше все постройки были только деревянными, с лесозаготовительной техникой. Камень использовался только на островах, в основном для летней кухни. Крыша была в основном шатровой, затем была и двускатная. Раньше крыло со столом, 19 век и соломой. Сердцем старинного эстонского дома был сарай с печью, которая зимой служила жилищем. Этот дом называется (от названия сарая) «рехе-туба». С одной стороны амбара находится гумно, зимой служащее хлевом, с другой — кладовая (камбер), которая раньше была обычно холодной и служила летней резиденцией. Эта оригинальная планировка дома с отапливаемым амбаром посередине известна, как мы видели, соседям эстонцев, северным латышам. Однако считается, что исторически он связан с эстонским населением (в основном финскоязычным); Жилой сарай известен и в Финляндии.
Старый эстонский жилой дом
Рядная печь — это центр всей семейной жизни. Раньше он был черным, а перед ним находился открытый очаг с висящим котлом, опять же сочетание восточных и западных традиций. С середины 19 века стали устанавливать печи с камином. Состоятельные крестьяне стали приспосабливаться к размещению «изгиба», который топили рижским камином, или же делать отдельную печь в изгибе даже голландской женщины. Состоятельные люди начали превращать Ригу в чистую кладовую. Для разнорабочих, живших со своими хозяевами, стали появляться отдельные комнаты.
Когда-то пол был глиняный, утрамбованный песком, позже появился дощатый пол. Изнутри особенно важен стол в заднем углу, кровать, иногда двухуровневая; старики спали на плите, молодые на решетках. Очень характерна люлька: на юге она висит (как у восточных славян), на севере — стоячая качалка (как в Западной Европе).
Среди безземельных крестьян, притонов и прихожан преобладал совсем другой тип жилья: так называемые «сауны» (буквально «бани»), накуренная хижина с переходом. У них не было Риги, потому что им было почти нечего сушить и молотить.
Социалистическая трансформация сильно изменила жилищные условия. Меньше всего изменились дома бывших середняков. Бывшие бедняки, батраки, либо селились в домах кулаков, эмигрировавших от нацистов, либо строили новые дома городского типа на ссуду от государства. Дом благоустроен, наполнен предметами культурного обихода.
Исторические особенности общественного быта
Социальное развитие эстонцев происходило в тех же исторических условиях и в тех же формах, что и латыши. Основная масса населения Эстонии — крестьянство, меньшинство — рабочие. Владельцами были исключительно немецкие бароны. Феодальный гнёт в Эстонии был таким же жестоким, как и в соседней Латвии (Ливонии). Крестьянская реформа 1816-1819 гг., Провозгласившая только личную «свободу» крестьянства, отняла у них последнюю землю и фактически не ослабила их зависимости от помещика. Введена служебная аренда (барщина). С развитием капитализма во второй половине XIX века среди крестьянства стала формироваться кулацкая элита, «серые бароны». Они не менее жестоко, чем помещики, притесняли бедняков, арендаторов и батраков. С ростом промышленности родился рабочий класс. После 1919 года Эстония стала буржуазной страной, страной крупных и мелких крестьян-землевладельцев, фактически полуколонией Англии, и оставалась таковой до установления Советской власти.
Архаичные черты не сохранились в семейной жизни. Доминируйте в обычной семье. В прошлом положение женщины было относительно свободным. Распределение труда между полами в крестьянском хозяйстве весьма характерно: основные сельскохозяйственные работы выполнялись человеком; но на островах, с другой стороны, почти всю работу в поле выполняли женщины; человек только строил города на полях и молотил хлеб, в то время как основная часть мужского населения островов занимается рыболовством.
Социальная структура населения Эстонии коренным образом изменилась после образования Эстонской ССР (1940 г.) и особенно после начала обширного колхозного движения (1948 г.). Кулакские элементы деревни и городская буржуазия, которые пытались сопротивляться созданию социалистического строя, были изгнаны и ликвидированы. Эстонский рабочий класс и эстонские колхозники стали хозяевами страны.
Религиозные пережитки
Под прикрытием официальной лютеранской религии, хотя она глубоко проникла в жизнь и сознание эстонского народа, заметны и следы языческой древности.
Академик Видеманн, досконально изучивший эстонские верования и фольклор, собрал до 100 имен древних богов и мифологических существ, сохранившихся в основном в сказочных песнях. Среди них: Таг — творец, верховное божество, Абти — водное божество, Име — бог любви; Иуда, который, по-видимому, был богом войны, теперь является одним из имен дьявола; Накк — водный дух, который любит топить людей; Мецик — лесное божество, ежегодно меняющее пол; общий финский бог Укко упоминается только во фрагментах песен; Очень интересно присутствие известных имен в карелеско-финском эпосе: Ванемуйне — бог песни, Ильмарин — искусный кузнец, связавший небо; Калеви-поег — герой, сражающийся с дьяволом.
В сету сохранились следы культа бога Пеко, имя которого близко финскому «пеко» — дух лагеря.
Некоторые изображения древних божеств слились с христианскими святыми, в дни памяти которых недавно проводились характерные обряды и праздники. Из этих праздников, например, интересен День Мартина (Mardi-paew), 10 ноября: в этот день группа мальчишек-мамочек ходила по дому с песнями и музыкой, прося подарков: еды, лент, пряжи.; ряженые били хозяев розгами и, получив просимое, благодарили и танцевали. В День святой Екатерины (Kadri-paew), 25 ноября, подобное шествие организовали женщины. Их вожак играла роль самой Кадри, считавшейся покровительницей животноводства и женского труда. Бродя по домам с песнями и анекдотами, участники шествия просили подарки. В этот день и накануне нельзя было прядить шерсть, так как по легенде она могла повредить овцу, также нельзя было стрелять дичью; но в тот день стригли овец.
Сам Видеманн собрал большое количество сохранившихся верований, примет, заговоров, включая крайне архаичные методы исцеления, любви, вредоносной магии и т.д.
После Первой мировой войны профессор Тартуского университета Эйзен собрал обширные материалы по эстонской народной мифологии.