Где проживают долганы: численность народа и местонахождение

Народы России: Долганы

dolgany1Долганы — один из малых северных народов Российской Федерации.

Население Долгана на сегодняшний день составляет около 6200 человек, из них 5200 человек проживают в Таймырском автономном округе и 935 человек проживают в Республике Саха (Якутия), из них 879 человек компактно проживают в Анабарском улусе. Основной населенный пункт — Долгано-Хантангский и Дудинский районы Таймырского автономного округа Анабарского района Якутии. Небольшое количество долган поселились также на Енисее в районе Дудинки.

Географически Долганская область охватывает нижнее течение Енисея и системы рек Пясина, Хатанга, Попигай и Хета. Хатангская область — их основная современная этническая территория.

Долганский язык — древний якутский язык периода активного переселения якутов и их контактов с тунгусскими народами. Специалисты относят долганский язык к якутской подгруппе тюркских языков. Современный якутский язык в основном понимают долганы. Некоторые долганы читают книги, журналы на якутском языке, многие умеют самовыражаться.

В то же время литературный якутский язык малопригоден им в повседневном общении. Среди экспертов до сих пор нет единого мнения о том, является ли долганский язык самостоятельным или является диалектом якутского языка.

Долганы различаются диалектами: западным, восточным и попигайско-анабарским, в 1989 г более 83% долган говорили на родном языке.

Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1970-х годов, первая книга вышла в 1973 году, первый долганский букварь — в 1981 году. Письменность развивалась на основе диалектов самого компактного ядра — хатангских долганов.

Долганы образовались в результате процессов взаимной ассимиляции и слияния групп эвенков и других мелких тунгусских племен, якуты также участвовали в этногенезе долган. Это происходило в условиях широкого использования якутского языка, понятного всем народам региона. Сжатые якутами, долганы постепенно переселились на Таймыр, где живут до сих пор.

Этнокультурное ядро ​​долган составляют четыре родственные группы: долганы, эджен, карынтуо и донгот. Само название «Долган» стало популярным как нарицательное только с начала 19 века. Предки некоторых современных якутских групп еще в начале 19 века считали себя долганами.

Введение обучения долганским детям якутского языка с использованием соответствующих учебников не дало положительных результатов. Последние 20 лет изучается долганский язык, издается учебная и художественная литература. Обучение в школах ведется на русском, а в некоторых случаях и на якутском языках. Учителей долганского языка готовит педагогический институт в Дудинке.

Народный ансамбль «Хейро» популярен в Республике Саха (Якутия). Таймырская государственная телерадиокомпания готовит передачи на долганском языке, а газета «Таймыр» публикует материалы, посвященные возрождению традиционного образа жизни, развитию долганского языка и культуры

Историческая справка

По мнению историков, первые письменные упоминания об Анабаре, где проживают долганы компакты, относятся к середине 17 века, когда отряды стрельцов были созданы Монголией для службы правителя на новой земле на Анабаре — реки (БК Анабар «). А в начале 17 века в низовьях реки Анабар жили предки авашских нганасанов — тавги, которые мигрировали на запад за Хатангу, как утверждается, под натиском хатанги. Тунгусы (эвенки), которые, в свою очередь, были изгнаны с территории Центральной Якутии. По словам известного советского историка И.С. Гурвича, в середине 17 века якуты также проникали на наши земли небольшими группами «в далекие земли — Оленка» и Анабар ». В этот же период произошел и процесс проникновения севернее территории Красноярска, на полуостров Таймыр, в устье Енисея и Хатанги, якутов и эвенков.

Таким образом, до прихода русских на Таймыр и прилегающие к нему прибрежные земли в XVIII — XIX веках на этой пересеченной территории вместе проживали этнические группы (племена) разного происхождения: нганасаны, энцы, ненцы, эвенки, якуты. И здесь на основе смешения разных групп образовалась совершенно другая этническая общность, различающаяся как языком, так и образом жизни, и возник первый принцип будущего долганского народа. Б.О. Долгих на большом фактическом материале доказал, что «основным ядром» современного долганского народа являются родовые образования долган, донгот, эдян, Каранто указанных племен (этносов).

Таким образом, долганы сегодня являются одним из малых северных народов Российской Федерации, проживающих на территории Таймырского автономного округа (Долгано-Ненецкий автономный округ) Красноярского края и Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и населяющих обширную территорию территория от нижнего течения реки Енисей на западе до реки Анабар на востоке.

В начале Октябрьской революции эта группа населения находилась в ведении Енисейской губернии Туруханского края как Ханангский район с административным центром (условно) в селе Носко (ныне село Хатанга).

27 апреля 1922 г. ВЦИК РСФСР издал декрет об образовании Якутской АССР, которым законом установлены внешние территориальные границы Якутии. Этим же постановлением ВЦИК Хатанго-Анабарская область была передана Якутии и вошла в состав Булунского района. С этого времени и до 1930 года между якутским правительством и Енисейской губернией начался спор о владении Хатанго-Анабарским районом.

Однако большая часть населения этой земли из-за отсутствия реальной помощи Туруханского края тяготеет к Якутии

Экономика и жизнь
долганы3
Для долган характерен кочевой образ жизни. Кочевое оленеводство, рыболовство и охота — традиционные отрасли экономики

Самым распространенным жилищем у долган была хижина конической формы, обтянутая кожей (летом) или шкурами (зимой); зимние хижины обычно покрывали ядерным оружием из оленьей шкуры со стрижкой, и только богатые накрывали в два ряда (меховой стороной обнаженной наружу), летние хижины накрывали оружейным ядерным оружием, сделанным из ровдуга, которую легче было перевозить с пакетом на олене. Летом костер разводили в дупле или прямо на земле, а иногда огонь окружали куски торфа. Долганы использовали также пирамидальную хижину, облицованную торфом; хижина пирамидальной формы с плоской крышей; усеченная пирамидальная зимовка на бревенчатом основании и нартский шатер.

Летом, как правило, обычны прогулки на лошадях и стадом на оленях; на санях перевозятся только лодки. Зимой ездят на санях, которые могут быть мужскими, женскими и даже грузовыми.

Седла также различаются: мужские с бантиками, закругленными вверху, рогатыми, узкими решетчатыми полочками, укрепленными с очень небольшим наклоном и вставленными в сшитые чехлы из оленьей шкуры с мехом внутри и набитые шерстью; женские седла — они же вьюковые — имеют высокие и широкие вертикальные деревянные дужки, полки усилены с широким наклоном и вставлены в стеганые шерстяные и стеганые сумки под полки, недоуздок украшен тесьмой на лбу, целиком Расшита бисером, часто с большим количеством кисточек, привязанных к щечной части. Обхват с кольцом. Седло подходит к лопаткам оленя. Во время вождения используют высокий персонал. Они сидят на олене справа. Кроме того, в охоте используются лыжи на подкладке из камусского северного оленя, аналогичные эвенкийским, с изгибом под гору, приподнятыми, тонкими и короткими кончиками. Долганы используют якутские термины для катания на лыжах: кайыхар (голицы) и туут (обод).

Водный транспорт долган с транспортом сопредельных народов. Они используют челноки — укрытия двух типов. Приюты первого типа идентичны Хантыйской области. Долганы обычно покупали их у хантов. Второй тип челнока совпадает с якутской землянкой, но долганы умели делать его сами. Из стволов ели или лиственницы делали норы.

Помимо укрытий, долганы использовали составные челноки (тыы), такие же, как у якутов. Их размер не отличался от укрытий. И пироги, и составные каноэ использовались в основном для охоты и рыбалки на водоплавающих птиц. Мы передвигались на каноэ на двухлопастных веслах.

Для транспортировки, а также на случай захвата, долганы использовали обычные в Сибири дощатые лодки (онгочо) с плоским или полым днищем и направляющими бортами (от нескольких осей). Предпочтение отдавалось малым лодкам длиной от 4 до 5 метров.

У долган, в отличие от других сибирских народов, было полное несоответствие мужской и женской одежды. Мужская одежда долган тяготела к вечеру, где она была и мужской, и женской; при этом женская одежда совпадала с одеждой авамских эвенков; элементы якутской одежды наблюдались и в мужской одежде.

Старая долганская (мукаалканская) верхняя одежда, существовавшая только у мужчин, была навесной, из оленьих шкур с мехом снаружи; полы сходились и завязывались кожаными шнурками, но тем не менее под одежду подкладывали нагрудник, закрывающий живот и грудь. Вдоль пола и спереди по талии платья украшала полоска прошитой красной ткани, расшитая бисером. Так же декорировали треугольные клинья на спине. Большой популярностью у мужчин пользовался эвенкийский парк с отдельной скроенной спинкой, который назывался кёп хопоо.

Летней мужской одеждой служили кафтаны (тапочки, «меховой верх») из черной ткани или бархата, с прямым вырезом спереди и сходящимися краями, с широким отложным воротником.

Очень популярна женская одежда, похожая на одежду авамских эвенков, с вырезом на спине на талии, полукруглой танкеткой сзади выше талии и двумя прямоугольными клиньями от талии вниз.

долганы4Зимой женская одежда шилась из оленьих шкур, летом — из ткани, но того же покроя. Из ровдуги, помимо ткани, иногда шили летнюю одежду.

Головной убор как у мужчин, так и у женщин представлял собой капюшон двух разрезов. Наиболее распространенным был капюшон, состоящий из трех частей: центральной (продольной) полосы, закрывающей макушку и затылок, и двух боковых полос, закрывающих уши и щеки. Капюшон второго покроя состоял из двух частей: широкой тесьмы, пересекающей голову, и пришитой полукруглой части, закрывающей затылок. Шили капюшоны из меха, рюшами и сукна. Их шили на подкладке из оленьего меха с пышной каймой по морде и небольшой каймой по нижнему краю капюшона. Меховые капюшоны, сшитые из шкур и лапок лисы, волка или синей лисицы, были самыми старыми; в период с конца 19-го по начало 20-го века их носили только пожилые женщины и мужчины. Под эти шапки подбирался мех разного цвета таким образом, чтобы их продольная часть украшалась поперечными полосами. Продольную вставку украшали ровдужские чепчики, расшитые белыми волосами на шее.

Свои капюшоны долганы украшали большим количеством цветных бус, расположенных рядами по основным швам капюшона. На теменной продольной части украшение обычно выполнялось в виде горизонтальных полос.

Обувь шили из оленьего камуса (зимнего) или ровдуги (летнего) по подобию эвенкийских меховых сапог.

Духовная культура

Несмотря на то, что с 19 века. Долганы официально считались православными, и среди них продолжал господствовать анимизм. Шаманизм сыграл важную роль. Мир состоял из нижнего, среднего и верхнего миров, через которые шаман путешествовал во время ритуала. Камлание должно было способствовать созиданию из существующего Хаоса — Космоса, т.е традиция возвращения во времена первого творения продолжала сохраняться. У долганских шаманов были те же атрибуты, что и у шаманов других сибирских народов: шаманский костюм, бубен и молот.

долганы2Бубен долган (дунгюр) имел овальную форму, продольный диаметр более 65 см. Струна представляла собой доску из лиственницы, на внешней стороне которой образовывалось семь звонких бугорков (болчо — «шишки»), таких же, как якутский и эвенкийский бубны; с внутренней стороны корпуса крепились четыре железных скобы с подвесками — кольцами. Бока покрывали шкурой дикого оленя так же, как у якутов.

В центре бубна на поясах крепился железный крест — бярык. Были тамбурины с крестом, заключенным в железное кольцо. Иногда на вершину креста прикрепляли изображение двуглавой шаманской птицы (оксоку).

На внутреннюю поверхность облицовки нанесены рисунки красной краской: концентрические круги, бубен-крест, изображающий оленя. Иногда украшалась и внешняя поверхность бубна.

Молоток (булаях) изготавливали из лиственницы, кости мамонта или рога. Одна сторона была украшена резьбой. На конце ручки было вырезано изображение духа мастера тесто. Иногда нападающий имел форму двухлопастного весла с перехватчиком посередине.

Происхождение долган

Долганы — один из самых молодых народов России. Окончательно он сформировался только в начале ХХ века. И этот народ появился в результате смешения русских ветеранов, якутов и эвенков, проживавших на севере нынешнего Красноярского края.

Его название имеет эвенкийское происхождение: одно из местных племен тунгусов называлось «дуулганы». В переводе с их языка это означает «половина». Сами долганы называют себя «тя-кихи», что означает «кочевой народ».

История и общество

Долганский народ сформировался между 19 и началом 20 века из эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных энетских семей и так называемых тундровых крестьян, которые переселились в 18 веке после прихода Московии и Российской Империи с рек Лены и Оленек. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в конце 19 — начале 20 веков, отмечается, что «часть якутов перебралась в Енисейскую губернию Туруханского края, где они смогли полностью понять долган, небольшое племя народа. Тунгусы, как и русские, заброшены в самых отдаленных уголках территории Якутска ». В.В. Ушницкий в своей работе «Род тунгусов Якутии в XVII веке: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

Есть две точки зрения на происхождение долган. Во-первых, долганы — это этническая группа независимого происхождения, со своей культурой и языком, а во-вторых, долганы — одна из северных якутских оленеводческих групп. Обращает на себя внимание историческая личность Дыгинчи — князь Долган. Его также называют на Яне князем юкагиров. Судя по всему, долган бежал к Яне от юкагиров. Его образ вошел в фольклор северных якутских оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкебиль уже жил и действовал на Оленке. Поэтому вполне характерно, что северные якуты богатырей Юкагир-Тунгус (Юнгкебиль — «юкагир») уже считались своими героями. По мнению В.А. Кейметинова, этноним долган принадлежал к группам метисов.

Долгое время долганы не имели общего имени и называли себя по имени клана. Этноним «долган» происходит от названия одного из эвенкийских родов «долган» / «дулгаан» (буквально «средний», «средний», «внутренний»). С 1935 года в Таймырском национальном округе принято официальное название Долган — Саха. По переписи 1939 г долганы были отнесены к якутам, а по переписи 1959 г по национальному словарю выделены как отдельный народ, но после опубликования отнесены к якутам .

Динамика населения Долганы :

Количество долган в населенных пунктах в 2002 г.:

Красноярский край:

  • дудинка город 757
  • хатанга 637
  • новорыбная поселок 635
  • сындасско 523
  • поселок Хета 402
  • катырык 362
  • поселок Попигай 346
  • поселок Волочанка 300
  • усть-Авам поселок 300
  • кресты 289
  • поселок Новая 247
  • поселок Жданиха 244
  • поселок озеро Хантайское 224
  • норильск 152
  • левинские пески поселок 112

Республика Саха (Якутия):

  • юрюнг-Хая село 611
  • саскылах 364
  • якутск 107

Они считаются самым северным тюркоязычным народом в мире. Казаки, принесшие с собой Православие, дали долганам свои имена при крещении: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Фамилии сохранились до наших дней.

Сложности определения родства

Как предполагают исследователи, разговор о долганах как об отдельной народности уходит корнями в XIX век, а значит, ее представители принадлежат к молодой этнической группе. Несмотря на это, долганы переняли свою культуру у своих далеких предков.

В XVIII-XIX веках крестьяне, населявшие тундру, эвенки и якуты, жившие в долинах Ленского и Оленекского гербов, переселились на современную родину долган. Разные народы превратились в смесь, что привело к созданию нового племени — долган.

dolgan / Фотограф Александр Хамишин / Проект «Мир в лицах

Однако не все так просто. Хочу сослаться на несколько источников, в которых высказываются совершенно противоположные теории происхождения долган. В словаре Брокгауза и Ефрона долганы представлены как тунгусский народ, находящийся под сильным влиянием якутов. Но ученый В. Ушницкий высказывает иную гипотезу. Он отметил, что существует два взгляда на внешний вид долганцев:

  • Долганы — полностью независимый народ от соседних с ними племен, которые возникли «сами по себе», а это значит, что они самостоятельно создали свою культуру, язык и традиции. В этой версии есть слабость: костюмы долганов часто напоминают якутские или тунгусские, и, таким образом, получается, что независимость народа, если таковая была, оставалась весьма ограниченной.
  • Долганы — это ответвление якутов. Аргументом в пользу этой теории служит одна из легенд о герое Долгана, князе Дыгинчи. Согласно источникам, он также стал лидером юкагиров. Есть похожая фигура в якутских легендах, правда, имя князя Даринчи, правда, его похождения и поступки не изменились. Это сходство предполагает общность якутской и долганской культур.

Долганский друг

Немного якуты, немного русские

Основа долганского языка — якутский диалект, который тоже много говорит о родстве двух народов. Сегодня в лексике Долгана можно встретить много русских слов. Такие языковые изменения стали происходить после установления тесных отношений с русским народом. Это также коснулось самых разных сфер жизни.

Когда-то язычники, долганы приняли Православие, которое принесли на их земли казаки, пришедшие работать в северные края. Позже смешанные народы стали легко совмещать элементы друг друга в повседневной жизни и культуре. Например, долганы называют большинство предметов быта по-русски, а некоторые из их семей носят казачьи фамилии: Жарков, Чуприн, Кудряков.

долгано Таймырский фольклорный ансамбль

Где живут

Основная часть долган населяет Российскую Федерацию, Красноярский край, то есть территорию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Они живут в Якутии, Украине, Белоруссии, Казахстане.

Название

Долгое время у людей не было общего имени, они называли себя по имени рода. Этноним долган происходит от названия эвенкийского рода национальности, переводится как «средний, внутренний, средний». С 1935 года долган официально принято называть Саха. Чужие имена: «тя-кихи», долган. Якуты называют их «тя».

ДНК

По данным генетиков, гаплогруппы C Y-хромосомы наиболее распространены среди долган — 37,3%, N1a1-Tat (ранее N1c) — 22,4%. Гаплогруппы Y-хромосомы следуют за R1a (16,4%), N1a2b-P43 (ранее N1b) (11,9%) и Q (1,4%), I и R1b — по 1,5% каждая

Язык

Они говорят на долганском, который входит в якутскую группу турецких языков. По мотивам якутского эвенкийского толка. В долгане пять диалектов:

  1. пясинский
  2. норильск
  3. авам
  4. поп-гей
  5. хатанга

Первая книга на долганском языке — сборник стихов Огдо Аксеновой «Бараксан» — вышла в свет в 1973 году. В 1984 году вышла азбука. Письменность на основе русского алфавита была официально принята в 1970 году. Периодически материалы на долганском языке публикуются в газете «Таймыр».

Численность долган

По переписи 2010 года в России проживает 7 885 представителей этого народа. Из них 5 805 расположены в Красноярском крае, 1 906 — в Республике Саха.

Религия

Долганы издавна были приверженцами пантеизма и анимизма. Позже, с приходом русских, они приняли православие, состоялся обряд крещения. При крещении казаки дали им свои фамилии, которые сохранились до наших дней. В народной религии сочетаются православие и традиционные верования. Войдя в жилище, крестились, иконы стояли на видном месте, перед ними совершались молитвы. Долганский календарь был построен на православных святых, особый шестиугольник, по которому считались дни, получил название «Паскаль».

Люди верили, что Вселенная состоит из Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Духи и боги были разделены на 3 категории:

  • «Икчи», невидимые существа, способные жить в любом объекте;
  • «Айыы», духи в человеческом масштабе;
  • «Абаасы», духи, враждебные людям, живут в преисподней.                                   
    Только шаман (оюн), чей бубен и костюм были якутского типа, мог переходить из одной части света в другую во время ритуальных действий.

Шаманы отличались уровнем владения магией:

  • «Уостуган оюн», шаман с укусом и рядом ритуальных атрибутов;
  • «Ыряхыт», певцы-целители, не имевшие бубна, костюма с погремушками;
  • «Муолин оюн», шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира.

Шаманами могли быть разные избранные духи:

  • «Атыр», большой
  • «Огород», средний
  • «Ылгын», слабый, маленький

Долганы поклонялись «ситанам» — покровителям охоты и семьи. Это могли быть различные предметы, такие как рога или камень необычной формы, в которые шаман привил дух «иччи». Была культовая деревянная скульптура.

Еда

Основным продуктом народной кухни всегда была оленина. Ели вареным, копченым, замороженным. Сразу после того, как животное было забито, охотники ели почки, печень, сырое мясо и жарили мозги. Традиционным лакомством народа были обожженные на костре рога молодого оленя. Поверх мяса варили крепкий бульон. Сварили рыбу, варили уху, на зиму готовили рыбу — мороженую, нарезанную длинными чипсами, юколу — вяленую. Летом эту рыбу предпочитали есть сырой или малосоленой, готовили блюдо из сагудай. Растения практически не входили в рацион людей. Что интересно, несмотря на однообразное питание, долганы не страдали цингой и другими видами авитаминоза.

Внешность

Долганы внешне относятся больше к тунгусскому типу, чем к якутскому. У них вытянутое лицо, высокий лоб, добродушное и серьезное выражение лица. Женщины и девушки отличаются страстным характером и красотой. И мужчины, и женщины заплетали волосы в косы и носили расшитые бисером складки на голове.

Долганы — одна из немногих народов, чья женская и мужская одежда принципиально различается. В них присутствуют элементы якутской и эвенской одежды. Зимой мужчины носили открытую верхнюю одежду с мехом снаружи, сшитую из оленьих шкур. Полы одежды стянули нитками. Под верхней одеждой, закрывающей грудь и живот, надевали нагрудник. Спереди, по талии, по полу платья украшались полосой красной ткани, иногда расшиваемой бисером. Такие же полоски были нашиты на спинке. Летом они носили легкий черный кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди и сходящимся подолом. Рубашки и брюки русского покроя шили из ткани.

Женский костюм очень похож на эвенкийский. Верхнюю одежду украшали тканевые вставки различной формы. Над поясом вставлялись овальные суконные клинья, под поясом — прямоугольные. Зимнюю одежду шили из оленьих шкур, летнюю — того же покроя, но из ткани. Женщины были в суконных платьях, поверх которых были надеты фартуки закрытого типа. Одежду украшали декоративные предметы: кольца, из которых падали 5-10 ажурных цепочек с вырезанными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинном кулоне с ажурной резьбой.

Головные уборы у мужчин и женщин похожи, на голову надевали капюшон, сшитый из трех частей: первая прикрывала макушку, затылок, две другие пришивались по бокам, закрывали щеки и уши. Другой вариант капюшона состоял из двух частей, одна надевалась на голову, другая имела полукруглую форму и закрывала затылок. Головные уборы шили из ровдуги, сукна, на подкладке использовался оленьий мех, вокруг лица делалась пышная кайма, по нижнему краю капюшона — небольшая кайма. В сильный мороз надевали капюшоны из шкуры волка, лисицы и песца.

Обувь шили из оленьего камуса, она была самой разной и делилась на домашнюю, уличную и праздничную. Высокие сапоги женские и мужские украшались вертикальными вставками, расшиваемыми цветными вставками. Верх сшит из красного сукна шириной 12 см, расшитого бисером, с узором «розетка», чередующимся с причудливыми вертикальными полосами. Халаты к туфлям были выбраны очень темного или белого цвета.

В уличные куртки вшивались носки (чижики) из тщательно выделанной оленьей шкуры. Детская обувь отличалась краем мыска, который был закруглен, как лопатка. Подошва для всех видов обуви изготавливалась из выделанной оленьей кожи с мехом внутри. Весной и осенью в обувь кладут стельки из сухой травы для впитывания влаги.

Жизнь

В 1920-е годы большая часть населения проживала в «машинах» — небольших деревнях вдоль трассы, соединявшей Якутию с Таймыром. С наступлением весны семьи собирались кочевыми группами, каждая со своей территорией. Осенью группы разделились на отдельные семьи, которые до возвращения на станции бродили, охотились на песцов и диких оленей. Зимовали в лесотундре, немного отступая от границы леса на юг, летом переходили чуть дальше на север.

Семьи долган были патриархальными, в основном малочисленными. Родство засчитывалось по мужской линии, семейная терминология — якутского типа. Раньше мужчины могли продать дочку или сестру заезжему гостю, если нужно было ему угодить, отдавали за бесценок. Сегодня этого обычая больше нет. Девочки по-прежнему слушаются отца, но стараются выбирать себе супруга самостоятельно и не склонны выходить замуж по принуждению.

Долганы занимались рыболовством, оленеводством, охотой на пушных зверей, диких оленей. Все сделки носили отчетливый коммерческий характер. Они ходили на охоту с оленями-обманщиками, закалывали добычу на перекрестке. Охота на оленей с кожаной сетью позаимствована у нганасанов. Поехали на песца с ловушками (перевал).

Катание на оленях тунгусского типа у долган совмещалось с зимней ездой на санях самоедского типа. А вот оленей запрягли и сели на нарты совсем по-другому. Собак использовали как пастухов.

Люди достигли высокого мастерства в прикладном искусстве. Они были заняты вырезанием оленьей кости, украшением оленьей упряжки, ножей и рукояток. Женщины занимались шитьем и одеванием.

Жилище

Долганы жили в разных типах жилищ:

  • голомо
  • тунгусский кет
  • якутский стенд
  • русская изба

Передвижной дом долганского оленевода, нартенный чум (балка) — каркасное жилище, устанавливаемое на оленьих упряжках. Сверху он был накрыт чехлом из брезента и брезента. Из лагеря в лагерь дом перевозили упряжкой из 5-7 оленей.

Коническая чума — самое распространенное жилище людей. Каркас жердей устанавливался под наклоном, они перекрещивались друг с другом, образуя конусообразную форму. Обычно долганы оставляли столбы на месте миграции и забирали шины с собой. В районах, где нет небольшого леса, оленеводы полностью перевезли дом, а затем установили его на новом месте за считанные минуты. В зависимости от сезона и наличия материала шины были разными. Зимой их делали из оленьих шкур, летом — из ровдуги и бересты. Менее обеспеченные долганы жили в столбах, коревых палатках. В суровых условиях тундры использовали оленьи шины и летом. Зимой жилище укрывали пополам, чтобы мех был изнутри и снаружи.

Внутри мебель была очень простой, по центру установили камин. Друг делили на мужскую половину, расположенную справа от входа, и женскую половину, слева от входа. Для гостей мужского пола было предусмотрено почетное место перед входом, за очагом.

Культура долган

Фольклор таймырцев представляет собой смесь якутского, эвенкийского и русского народного искусства.

Например, песни Долгана напоминают якутское олонхо. От якутов долганы переняли и пластинчатую арфу еврея — музыкальный инструмент в форме металлического языка.
От эвенков долган получил хоровод чейро и несколько сказочных мотивов. Впрочем, русского царевича Ивана можно встретить и в сказках Долгана.

Материальная культура долган во многом основана на быте народов севера. Его традиционные занятия — кочевое оленеводство, охота и рыболовство. Кочевые пути Долгана короче, чем у многих соседних народов. Зимой оленеводы спускаются на юг, в лесотундру. Летом мы вернулись на север.

Оленеводство Долгана многое позаимствовало у эвенков и ненцев. С первого, например, долганы научились оседлать и доить оленей, со второго — нарты с кроссом и пастушьих собак.

В основном долганы охотились на оленей и пушных зверей. Для ловли оленей они позаимствовали много интересных приемов у соседних народов и сами придумали множество уловок. Они использовали винтовки с отравленными пулями, арбалеты, спрятанные на следах животных, и даже специально разводимые охотники на оленей, которые заманивали своих сородичей в ловушку.

Конечно, прикладное искусство Долгана часто связано с охотой и разведением рогатого скота. Например, долганы украшали свою одежду бусами и украшениями из оленьего меха — ардаи. У них также есть много мастеров по обработке костей оленей и мамонтов. Они украшают резными костями ножи, шлейки и другие предметы быта.

Эти долганские промыслы сохранились до наших дней. Но вышивка оленьей жилой больше не практикуется.

Верхняя одежда долган — кафтаны из ткани сонтап — была аналогична одежде эвенков. Под ним долганы носили русские рубашки, брюки и платья, которые они шили из покупной ткани и украшали узкой каймой и множеством пуговиц.

Зимой долганы носили куртки из оленьего меха или сокуи — одежду без капюшонов с капюшоном и мехом снаружи. Летом долганы носили тот же сокуй, только сукон.

Шапки долган басрегэ внешне напоминали береты. Летом их шили из ткани и украшали бусинками, зимой — лисьим камусом (так называется шкура ноги животного).

Зимнюю обувь долганы изготавливали из оленьего камуса (зимнего), а летом носили вышитые бисером замшевые ровдуги.

В наши дни в селах Таймыра по-прежнему носят долганскую национальную одежду: женщины носят ее во время праздников.

Традиции

Раньше люди делили первую добычу. Если охотник возвращался домой со своей добычей, он должен был разделить ее между всем лагерем, отдав лучшие части детям и старикам, а то, что осталось, принести семье.

С древних времен люди создали комплекс запретов, правил, ритуалов, верований, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы не растрачивать их зря, не нарушая устойчивую экологическую систему. Поэтому они пытались защитить окружающую флору и фауну от ненужного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

В погребальных обычаях переплетаются национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили мертвых в землю, но на могилу бросали дерево или ставили деревянную раму, украшенную резьбой. Кресты устанавливали на могилы, возле которых оставляли имущество покойного: одежду, нарты, разрезанные пополам. Оленеводам подарили шест с оленьей головой.

Вымирают ли долганы?

Современные долганы продолжают подвиги предков: торговлю оленями, ремесла. Этот народ на грани исчезновения? Наиболее точный ответ на этот вопрос дает статистика переписи населения. Да, сегодня долган не более 7000 человек, но так ли плачевно ситуация? Для сравнения: в 1926 г было всего 656 долган, а к 1980 г их число достигло 5 000, постепенно увеличиваясь с течением времени.

Все эти факты говорят о том, что относить долган к числу народов, которые вскоре исчезнут с нашей планеты, преждевременно. Напротив, я уверен, что жителей северного региона ждет будущее, которое поможет им открыть для себя новые краски своей культуры. Интерес к долганским традициям сейчас растет, ведь это одно из сокровищ, хранящихся в «сундуке» — России.

Странствующая чума

За свою короткую жизнь долганы изменили свои убеждения и образ жизни. Эти люди проявили чудеса стойкости и способности адаптироваться к жизненным изменениям и тяжелым испытаниям. Разве эти качества не помогают племени не только выжить, но и обосноваться на своей земле? Долганы — врожденные, а значит, путь в будущее открыт для маленьких, но уверенных в себе людей.

Известные представители

  • Аксенова Огдо Егоровна (1936-1995) — советский поэт, основоположник долганской литературы.
  • Молчанов, Борис Николаевич (1938-1993) — советский художник-график.
  • Федотов Спартак Петрович (1930 г р.) — советский актер театра и кино.
Оцените статью
Блог про генетику