Происхождение
Национальность принадлежит к кавказской расе, кавказскому типу. Есть две версии происхождения даргинца.
Первая называется гипотезой долгосрочного автохтонного развития. Он подразумевает определенный уровень изоляции, в котором нация оказалась в труднодоступных высокогорных условиях. Это подтверждается рядом выводов, сделанных в этих областях. Сторонник гипотезы археолог и антрополог Валерий Павлович Алексеев полагал, что кавказская группа сформировалась на территории, которую она занимает в настоящее время. Произошло это как следствие сохранения антропологических характеристик древнего населения, обитавшего в этих местах. Возможно, он образовался в период верхнего палеолита или неолита.
Внешний вид древних даргинцев описал арабский географ Ширван аль-Бакуви. Исследователь, живший в начале 15 века, заметил, что здесь жили высокие светловолосые и зоркие люди.
Вторая гипотеза — миграция — была предложена доктором биологических наук, антропологом Георгием Францевичем Дебецом.
Где живут?
Большинство даргинцев проживает на территории Российской Федерации и составляет 16,5% от общей численности населения Дагестана. Самая большая община этого народа находится в Ставропольском крае. Большие диаспоры проживают в Калмыкии, Москве, Ростовской и Астраханской областях.
Небольшой процент даргинцев проживает в Красноярском крае. Они появились в этих местах в 30-е годы прошлого века. Представители этого народа также проживают в Кыргызстане и Туркменистане.
Сложное название
Даргины — оригинальные и гениальные люди. Но прежде чем узнать его прошлое и настоящее, стоит обратить внимание на название. По поводу происхождения этнонима ведется много споров. Некоторые исследователи считают, что название «Даргин» относительно молодое, поскольку впервые это слово используется в источниках 15 века.
Другие ученые склонны внимательнее изучить структуру имени. Его корень — «дарг», что в переводе с местного диалекта означает «внутри». Не исключено, что жителей «внутренних» районов Дагестана, то есть альпинистов, в старину называли даргинами (представителей этого народа называют «дарга.
Историк П.К. Услар высказывает иное мнение: слово «даргин» могло появиться под влиянием возникающих политических объединений этого народа. При формировании этноса появилось много групп, в названии которых было «Дарго» (например, Акуша-Дарго, Каба-Дарго).
Большинство этих государств возникло на основе ополчения или армии, поэтому этноним «дарга» мог быть связан с военным делом. Сегодня даргинцы понимают слово «дарго» как определение своей родины, родины своих предков.
Религия
В древности придерживались культовых обычаев, поклонялись разным божествам, известным под разными именами.
Согласно источникам, христианство приобрело популярность в некоторых районах Дагестана еще в первые века нашей эры. Впервые христианство пришло к Даргиным как миссионеры из Армении.
В феврале 685 г в Варахан прибыла византийская делегация во главе с католическим епископом Израилем. В своей проповеди, прочитанной жителям Варачана после возведения креста из священного дуба, епископ призвал их отказаться от поклонения дереву и поклоняться Богу. Исраил постепенно искоренил поклонение солнцу, луне и др., распространившись. Христианство в Варачане. Священные деревья были срублены и из них построен огромный крест. Все храмы были разрушены, «и безобразные шкуры жертвенных изображений погибли».
Христианство исповедовал и древний город Даргин Шам-Шахар.
Христианство в определенной части даргинцев распространилось также из Грузии через Аварию, что, в частности, имело место в Цудахаре.
По сведениям из села Кадар, во время нашествия тимуридов рядом с Кадаром существовали и другие поселения — поселения в районах Гаткилик, Хабраламус и др., р которых, как и в самом Кадаре, по рассказам местных старейшин , жили «армяне» (христиане).
Жители некоторых районов продолжали исповедовать христианство после арабских завоеваний.
Ислам во время арабской экспансии не полностью утвердился в даргинском обществе; многие деревни продолжали исповедовать христианство в различных формах или иудаизм. Позже эти деревни были раскопаны Тамерланом, при котором ислам в конечном итоге пустил корни среди даргинцев, которых они исповедуют до сих пор.
Необычный ислам
Большинство даргинцев сегодня — мусульмане-сунниты. Несмотря на приверженность исламу, многие языческие обряды и даже божества с древних времен сохранились в верованиях жителей Дагестана.
Например, даргинцы и сегодня поклоняются Куне, доброму духу, покровителю дома. Он представлен в виде высокой статной женщины с рыжими волосами. Чтобы задобрить такой «домовой», хозяйки смазывают горячую плиту маслом по пятницам.
Даргины в национальной одежде / md-gazeta.ru
Не менее почитаем и дух Луны — красавица Будз в образе очаровательной молодой девушки. Даргины любят рассказывать легенды о любви Будзи и Берхи (Луны и Солнца).
Будз когда-то так гордился собой, что сказал своей возлюбленной, что люди восхищаются им чаще, чем солнечным диском. Берхи обиделась и бросила Будзу комьями грязи в лицо. Теперь обиженная Луна появляется на небе только ночью и на ее лице видны темные пятна. Но несчастный Берхи все еще пытается не отставать от нее, но не может встретить любимую.
Женщина расчесывает коноплю, село Шиляги
Внешность
Характер и внешний вид даргинцев для большинства россиян могут напоминать классических представителей кавказских народов.
У них сильное и сильное лицо, выдающийся нос и квадратный подбородок. Часто мужчины даргинской национальности предпочитают носить бороду.
Традиционный костюм
Национальный костюм даргинцев — это одежда общего типа Дагестана. Мужчины предпочитают длинные брюки, тунику-рубашку, черкесское пальто, бешмет, дубленки, накидки, шапки, войлочную и кожаную обувь. Длинный и широкий кинжал — обязательный атрибут национального костюма.
Это проявление характера даргинцев. Как и большинство жителей Востока, они чрезвычайно импульсивны и вспыльчивы. Традиция хождения с кинжалом для самообороны зародилась в древние времена, когда этого требовала неспокойная обстановка на Кавказе.
Для женщины национальный костюм даргинца — это так называемая вечерняя рубаха (имеет форму туники, пояс срезан). Кое-где платье можно раскачивать, поэтому его называют архалук. Приветствуются мешковатые или узкие брюки, фетровая или кожаная обувь. Обычный женский головной убор — чухта; также должна быть белая или черная вуаль из бязи или льна; шелк используется в особых случаях. В некоторых областях, например Кубачи или Кайтаг, используют бордюры и вышивку.
Сегодня даргины, которые живут в городе, носят современную и обычную одежду, ничем не выделяясь среди остальных. Пожилых людей или тех, кто живет в сельской местности, можно увидеть в традиционных костюмах.
Диаспора
Представители даргинской национальности проживают в совершенно разных регионах России. Самая большая их диаспора за пределами самого Дагестана существует в Ставропольском крае. В последние годы их количество в этом регионе значительно увеличилось. Если в 1979 году было около 16 тысяч даргинцев, то во время перестройки уже было почти 33 тысячи человек, а по последним данным — 50 тысяч.
Кроме того, крупные диаспоры этой национальности расположены на территории Ростовской области (более 8 тысяч человек), Калмыкии (около 7,5 тысяч человек), Астраханской области (более 4 тысяч), около трех тысяч представителей даргинцев община проживает в Москве.
Примечательно, что несколько сотен представителей этого народа давно обосновались вдали от своей исторической родины — в Красноярском крае. Первые даргинцы появились здесь в 30-х годах прошлого века. В 2000-х их здесь почти 400. В основном они селились в самом Красноярске, а также в Норильске, Шарыпово и в одноименном районе.
Очень небольшая группа даргинцев проживает в странах бывшего Советского Союза. Их можно считать относительно заметными только в Кыргызстане. Представителей этой национальности около трех тысяч, что составляет одну десятую процента от общей численности населения страны. В Туркменистане проживает около 1500 даргинцев.
Язык
Даргины говорят на даргинском языке, который относится к нахско-дагестанской ветви северокавказской языковой семьи. Даргинский язык состоит из множества диалектов, некоторые из которых:
- урахинский
- акушина
- кайтаг
- цудахар
- кубачин
- мегеб
- сэр
- чираг
Литературный язык даргинский используется на основе акушинского диалекта. Русский язык тоже очень популярен в народе. В течение ХХ века написание языка менялось дважды. Сначала традиционный даргинский арабский алфавит был заменен в 1928 году латинским, затем в 1938 году — русской графикой. В 1960-х годах к даргинскому алфавиту была добавлена буква Pl nI. Сегодня в алфавите 46 букв.
В школах обучение ведется на даргинском языке по общероссийской программе. Все учебники, за исключением литературы, русского и иностранных языков переведены на даргинский язык. Есть русскоязычные даргинские детские сады.
Еда
На кухне равнинных даргинцев преобладала растительная пища. В высокогорье они в основном предпочитали молочные и мясные продукты. Самые распространенные мучные изделия — это хинкал и около 50 вариантов чудо-лепешек с различными начинками. Использовались ржаная, пшенная, кукурузная, ячменная и пшеничная мука. Сосиски готовятся из говядины и баранины, мясо вялено-копчено. Из молока делают разные виды сыров. Супы очень популярны в народе; они сделаны из бобов, овощей и молотой пшеницы. Большой популярностью пользуются шашлык, плов, соусы и курзе (аналог пельменей и пельменей). Из конфет Даргини часто делают яблочные конфеты — яблоки, приготовленные в карамели целиком. Добавки в рационе — зелень, зелень, фрукты, ягоды.
В даргинской кухне распространены общекавказские блюда. Представители этой национальности давно научились хранить овощи и фрукты. Блюда подаются к столу на большой общей тарелке, из которой все едят. Раньше у даргиных в доме были ручные мельницы, на которых они сами перемалывали пшеничную муку. В домах была особая очаговая комната, где готовили пищу. Были целые районные пекарни, где пекли лепешки и чурек. Любимый напиток даргинцев — квасная буза.
Жизнь
Даргинцы издревле занимались скотоводством, земледелием, обработкой дерева, камня, кожи и шерсти, вышивкой золотыми и шелковыми нитями. В селе Сулевкент занимаются гончарным мастерством. Среди них распространены даргинские металлы, гончарное дело, чеканка меди, выплавка бронзы и кузнечное дело. Они производят украшения и оружие. У всех в Кубачинцах, от мала до велика, есть драгоценности. Это передается из поколения в поколение. Публикуют парадную посуду, подсвечники, необычные украшения для женщин, работы с костями, медью, эмалью и серебром. Церемониальное оружие мастера, рукояти кинжалов и ножны были украшены костяными пластинами, лепными из серебра и позолоты. Это искусство сегодня очень распространено. Кубачинские ювелиры известны во всем мире.
Известны также кубачинские мастера, делавшие шлемы, кольчуги, пистолеты и ружья. Мужские кожаные ремни всегда богато украшены подвесными бляшками, серебряными и металлическими звеньями.
Роль женщины в семье была значительной. В его обязанности входило уход за скотом, сбор урожая, приготовление пищи, приготовление пищи, изготовление предметов домашнего обихода и одежды. Пахавший, посеянный человек занимался овцеводством.
Девочки начали учиться шить национальные костюмы, делать головные уборы, плести украшения для груди, различные ожерелья, которые состояли из монет и бус. Даргинские женщины умело ткут коврики, валят и вяжут.
Современные даргинцы занимаются виноградарством и садоводством. Во многих местах построены консервные заводы, где перерабатываются ягоды, овощи и фрукты. Крупные фруктовые консервные фабрики и промышленные предприятия расположены в селах Маджалис, Серкжала, Ходжа-Махи и Цудахар. Построены заводы по переработке продуктов животноводства и предприятия по производству сыра и масла.
Жилище
Традиционно даргинцы жили в сельских общинах, называемых джамаатами. Общины объединялись в союзы сельских обществ, некоторые из которых входили в конфедерацию Аку-Шим. Сегодня у людей есть маленькие семьи, которые раньше были большими и неразделенными. Распространены на территории Дагестана и тухума — группы семей, произошедших от предка. После Октябрьской революции в деревнях открылись школы, больницы, клубы, сельсоветы, читальни.
Горные деревни террасированные, многолюдные. Основные типы жилья в предгорьях и горах — многоэтажные дома с плоскими крышами. В советское время самые современные села строились из многоэтажных домов.
Даргины строят современные дома из камня, песчаника, известняка и сланца. В некоторых деревнях используется саман. Дома строятся на каменном фундаменте или фундаменте. Укладка камня в основном выполняется на глиняный раствор. В старых постройках стены из сухого камня. Полы в домах из шифера, самана или дерева. Потолок складывается из досок, шиферных плит, хвороста или столбов. В деревнях, расположенных в предгорьях, чаще стали использовать двускатные или железные черепичные крыши. Фасады домов обычно имеют открытую галерею или веранду.
Если дом состоит из нескольких этажей, нижний используется как сарай, сарай, сарай, дровяное помещение и туалеты. Залы на верхних этажах. В деревнях, расположенных в высокогорных районах, дома часто имеют неправильную конфигурацию и приспособлены по конструкции к склону, на котором они стоят. По этой причине комнаты имеют неправильную форму, иногда с пятью закругленными углами или углами. Все дома Даргина содержатся в хорошем состоянии, содержатся в чистоте и достаточно оборудованы.
Образование
Есть школьное образование на даргинском языке — оно ведется по общероссийской программе и учебникам, переведенным на даргинский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского и других европейских языков, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Есть еще детские, где говорят на даргинском. Светская школа с десятилетним сроком обучения стала существовать у даргинцев с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР.
В медресе Акушинского, Кайтагского, Дахадаевского, Левашинского и Сергокалинского районов обучение ведется на даргинском языке. Также в некоторых медресе Избербашского и Хасавюртовского районов.
Музыка
В наше время широкое распространение получили песни Даргина. Есть большое количество профессиональных музыкантов и певцов с подходящим репертуаром.
Один из самых популярных исполнителей песен Даргина — Ринат Каримов. В его репертуаре произведения «Тебе, Даргины», «Исбахи», «Любовь придет», «На мою даргинку», «Понимая мое сердце», «Весна любви», «Сон», «Черноглазый», » Красиво »,« Будь счастлив »,« Я не могу без тебя »,« Женитьба »,« Шуточный».
Спортсмены
- Али Исаев — боец смешанных единоборств. Чемпион ПФЛ в супертяжелом весе.
- Салимгерей Расулов - российский спортсмен, боец без правил, бывший чемпион ASA, абсолютный чемпион России среди профессионалов по версии FCF — MMA, чемпион мира по панкратиону, чемпион мира по смешанным единоборствам (Португалия), чемпион мира по ушу (Перуджа, Италия).
- Руслан Магомедов — боец смешанных единоборств, один из лучших тяжеловесов России и Европы. Бывший боец UFC.
- Рашид Магомедов — боец смешанных единоборств, бывший топ-участник UFC.
- Хасан Умалатов — боец смешанных единоборств, бывший участник UFC.
- Иманали Гамзатханов — боец смешанных единоборств, член ASA
- Багаутинов Али Шамилевич — 3-кратный чемпион мира по боевому самбо, чемпион мира по панкратиону и боевым искусствам. Боец UFC. Претендент на титул UFC. Родом из села Верхние Мулебки.
- Азизов Магомед Курбанович — российский спортсмен, Заслуженный мастер спорта России, 2-кратный чемпион мира по вольной борьбе, 4-кратный чемпион Европы, лучший борец планеты 1995 года в своем весе, руководитель молодежной сборной России.
- Амирханов Мирзамагомед Зайнарбекович — российский спортсмен, чемпион мира по тяжелой атлетике среди ветеранов (Греция, до 50 лет).
- Магомед Абдусаламов — профессиональный боксер-тяжеловес, двукратный чемпион России.
- Мусаил Алаудинов — российский спортсмен, чемпион мира по финальному бою, чемпион России по панкратиону, серебряная медаль чемпионата мира по самбо, бронзовая медаль чемпионата мира по кикбоксингу, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры Республики Дагестан, старший тренер клуба смешанных единоборств стиля «Горец».
- Абдулкаримов Арсен — российский спортсмен, абсолютный чемпион мира по пауэрлифтингу до 100 килограммов (Фордвей, США), чемпион России, чемпион Южного федерального округа.
- Ахмедов, Рустам Хасанович — российский спортсмен, чемпион мира по ашихара-карате, чемпион Европы по ашихара-карате.
- Абдулкеримов, Шамиль Абдулкеримович — российский спортсмен, чемпион мира по кудо (2009), чемпион Европы (2009), трехкратный чемпион России.
- Ахадов Мурад — российский спортсмен, 2-кратный чемпион мира по ушу-саньда, 2-кратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпийского турнира в Пекине (2008).
- Багаутинов Артур Шамилевич — чемпион России по боевому самбо, мастер спорта России. Боец смешанных единоборств. БОЕВЫЕ НОЧИ истребитель. Претендент на титул чемпиона FIGHT NIGHTS Родился в селе Верхние Мулебки.
- Джапаров, Казбек Нурмагомедович — российский спортсмен, 3-кратный чемпион мира по ушу-санда, 2-кратный чемпион Европы по ушу-са’да, многократный чемпион СССР и России, самый титулованный спортсмен мира в форме ушу-санда.
- Караев Руслан Гаджиевич — российский спортсмен, двукратный обладатель Кубка мира по борьбе, четырехкратный чемпион СССР, серебряный призер чемпионата Европы.
- Маджидов Абдулнасыр Магомедрасулович — российский спортсмен, чемпион мира по тайскому боксу (Таиланд, 1999 г.), чемпион Европы по тайскому боксу (Испания, 1998 г).
- Магомедов Арслан — российский спортсмен, тайский боксер, чемпион мира WMC, чемпион мира ПК-1, чемпион России, первый номер Российской лиги тайского бокса 1999-2000 гг., Вес до 69,9 кг, в настоящее время тренирует в Австралии.
- Рамазанов Рамазан — российский спортсмен, тайский боксер, чемпион мира WPMF в тяжелом весе (Кейптаун, 2008 г.), межконтинентальный чемпион WMC в тяжелом весе (Сидней, 2007 г.), чемпион WMC на Ближнем Востоке (Дубай, 2007 г.), победитель турнира в тяжелом весе S-1 (Бангкок, 2006 г.)), второй чемпион мира ПК-1 (Фукет, 2006), второй чемпион мира WMC (Бангок, 2005), победитель финала турнира 83 кг в день рождения короля (Бангкок, 2004), чемпион мира WPMF (Банкок, 2004), Чемпион России IFMA (2003).
- Чамсулвараев, Чамсулвара Багамедович — российский спортсмен, борец, чемпион Европы (2009), медаль чемпионата мира (серебро 2009, бронза 2007), бронзовая медаль Европы (2007, 2008, 2010).
- Шамилов Имамудин — российский спортсмен, двукратный чемпион мира по ушу-саньда.
- Шанавазов, Нурмагомед Магомедсаидович — российский спортсмен, боксер, чемпион мира, серебряный призер Олимпийских игр и чемпионата мира 1988 года, чемпион Европы.
О мужском и женском
В старину у даргинцев было строгое разделение на мужские и женские обязанности. Только один мужчина выполнял функции защитника семьи, а его жена выполняла функции хранительницы семейного очага, возлюбленной и матери. Еще пару веков назад у даргинцев не было принято садиться за стол с женщинами — обедали и ужинали отдельно.
Но были встречи, каникулы и даже дома, куда могли прийти только представительницы прекрасного пола. Ему было бы жаль появиться в таких местах. К тому же отцу запретили публично проявлять чувства к детям: он должен был оставаться трезвым и строгим, даже если ребенок плакал.
Несмотря на это, важные решения в судьбе дочери или сына принимал только отец: мать могла только давать советы, но последнее слово по-прежнему оставалось за мужчиной. В доме мужа она не имела права ничего продавать или обменивать без разрешения мужа: ее имущество считалось только приданым, все остальное принадлежало мужчине.
Конечно, в наше время многое изменилось. У даргинских женщин больше прав. Часто проявляют себя в политике, искусстве, спорте, науке. Однако главные роли (мужчина — защитник, женщина — любовник) в традиционном стиле сохранились до наших дней.
В начале своего рассказа я заметил, что основные принципы даргинца остались неизменными. Это уважение к пожилым людям и женщинам, забота о своих близких, любовь к Родине и стремление не опозорить свою семью. Все эти ценности чрезвычайно важны для жителей Дагестана, поэтому они стараются привить понимание этого в своих детях, продолжая связь поколений.