- Истоки народа
- История
- Откуда название
- Формирование чувашей как народа
- Другие гипотезы происхождения
- История Чувашии в России
- Местоположение Чувашской республики
- Антропологические типы чувашей
- Этнические группы
- Внешние особенности
- Чувашский язык
- Письменность
- Традиционные занятия
- Земледелие
- Животноводство
- Ремёсла
- Костюмы
- Бытовые и культурные параллели
- Численность и места проживания
- Уровень образования
- Религия
- Мифология
- Общественные организации
Истоки народа
На расстоянии около 600 километров от Москвы находится город Чебоксары, центр Чувашской Республики. На этой земле живут представители колоритного этноса.
Существует множество версий происхождения этого народа. Весьма вероятно, что предки были тюркоязычными племенами. Эти люди начали мигрировать на запад еще во II веке до нашей эры. В поисках лучшей жизни они прибыли на современные территории республики в VII-VIII веках, а спустя триста лет создали государство, известное как Волжская Булгария. Вот откуда чуваши. История народа могла быть и другой, но в 1236 году государство было разбито монголо-татарами. Часть людей бежала от завоевателей в северные земли.
Название этого народа переводится с киргизского как «скромный», на древнетатарском диалекте — «тихоокеанский». Современные словари утверждают, что чуваши «тихие», «безобидные». Имя впервые упоминается в 1509 году.
История
Считается, что предками чувашей были булгары, племена тюрков, жившие с 4 века на территории современного Урала и в Причерноморье. Появление чувашей говорит об их родстве с этническим группы Алтая, Средней Азии и Китая. В 14 веке Волжская Булгария перестала существовать, люди переселились на Волгу, в леса у рек Сура, Кама, Свияга. Вначале было четкое разделение на разные этнические подгруппы, со временем оно утихло. Название «чуваши» в русскоязычных текстах встречается с начала 16 века, именно тогда места, где жил этот народ, вошли в состав России. Его происхождение также связано с существующей Болгарией. Возможно, это произошло от кочевых племен суваров, которые позже слились с болгарами. Ученые разделились во мнениях относительно объяснения того, что означает это слово: имя человека, географическое имя или что-то еще.
Откуда название
Никто не может точно сказать, почему чувашей называют чувашами.
В русских летописях они впервые упоминаются в 1521 году: «… И все князья Казанские и Татаровы, и Мордва, и Черемис, и Чюваши».
Существует несколько гипотез происхождения названия «чуваш».
Считается, что «чуваши», «чаваши» — это автономия народа. Но откуда это взялось? Некоторые филологи считают, что это измененное название «суваз», которое носили чуваши. Во всяком случае, арабские путешественники X века упоминали некий народ — Суваш или Суваз, которые жили в Великой Болгарии и отказались принять ислам, оставаясь верными язычеству. Поскольку в арабском языке нет звука «ч», скорее всего, это был чувашский.
Вторит арабам князь Андрей Михайлович Курбский, который упоминает в своих записях о существовании на реке Сура неких «Черемисских гор», которые назывались «чувашскими».
Это же имя могло произойти от имени предка — героя Сувара, или от некоего народа Савиры, ушедшего в леса к проповедникам ислама со своим лидером по имени Выраг.
Английский востоковед Джерард Клаусон считает, что название народа происходит от имени их предков — Табгач или Тоба, которые впервые упоминаются в летописях в III веке как народ, проживавший в Монголии. Тоба были кочевниками, которые жили в долине Онон в течение нескольких сотен лет, затем вторглись в Китай и основали династию Северная Вэй. Жужаны, впоследствии основавшие Жужанский каганат, считали себя потомками Тоба.
Составитель этимологического словаря Макс Фасмер объясняет происхождение названия народа от киргизского слова ivaš и названия нижнего кумандини «чабаш»: оба значили «мирный». Название могло происходить также от татарского слова джуваш, что означает то же самое. В древнетюркском есть подобное слово — яваш.
Как видите, даже поверхностное знание мнений ученых заставляет сказать, что перед нами древний народ с загадочной историей.
Формирование чувашей как народа
Происхождение чувашей вызывает много вопросов, потому что, как я уже отмечал, их язык является единственным живым языком всей болгарской группы. Этот факт подтверждается в трудах историка А.А. Чеченова:
«Все сравнительные тюркологи, которые вплотную занимались этой проблемой, теперь признают чувашский язык как единственный живой язык из группы тюркских языков болгарской (или огурской”
Формирование чувашского этноса объясняется несколькими основными теориями, существующими в научном мире. Один из самых популярных принадлежит исследователям А.Б. Булатову и В.Д. Димитриеву. По ее словам, предками современных чувашей были булгарии-сувары.
Частично это подтверждает поздняя чувашская легенда о двух братьях Болгаре и Суваре, увидевших на реке лодку с прекрасной Хунтеслу. Ему сказали выбрать одно, и в конце концов Болгар взял лодку, а Сувар сделал свою жену прекрасной принцессой, став основателем народа.
Однако существуют и «независимые» теории, в которых предков чувашей называют болгарами или суварами. Причина этих предположений — общие черты культуры и языков, многие характеристики образа жизни, которые были приняты этими народами.
Другие гипотезы происхождения
Не менее логичной мне кажется автохтонная теория, которой придерживаются выдающиеся ученые: П. Н. Третьяков, В. Г. Егоров, А. П. Ковалесский. В своей книге «Этногенез чувашей по лингвистическим данным» В.Г. Егоров отмечает следующее:
«Чуваши сформировались на нынешней территории, постепенно смешивая местных жителей с новоприбывшими, более культурными болгарами. Местное коренное население с незапамятных времен населяло Волго-Камский регион .. очень легко поддалось смешению с новыми болгаро-турецкими пришельцами”.
Интерес вызвали и последние современные генетические исследования, которые показали преобладание у чувашей гаплогруппы I, в несколько меньшем проценте — гаплогрупп K и N. Что это значит? Преобладающие представленные гаплогруппы указывают на территориальную принадлежность предков чувашей — Ближний Восток, Сибирь и даже ряд стран Средиземноморья.
Столь странное сочетание свидетельствует об объективности гипотезы коренного происхождения. Кроме того, у русских или татар гораздо больше признаков смешения наций, чем у чувашей, а это означает, что определенный аутентичный элемент народа сохранился до наших дней.
История Чувашии в России
Из-за рельефа, на котором располагались их земли, чувашам пришлось пережить множество бедствий. Поскольку когда-то Чувашия находилась между Московским княжеством и Казанским ханством, ее жители часто оказывались на линии огня во время столкновений между русскими и казанскими войсками. При Иване Грозном произошло масштабное завоевание Казани, а с ней и Чувашии. С тех пор чувашские земли вошли в состав Российского государства.
После отмены крепостного права в России в чувашском обществе произошли значительные изменения. Наблюдается заметное социальное расслоение, выделяется торгово-промышленная буржуазия, хотя по сравнению с центральными регионами Российской империи эти процессы шли крайне медленно. Революционные настроения коснулись и Чувашии, но в этих краях они были менее выражены, чем в крупных городах России.
Чувашский
Долгое время образование оставалось одной из проблем чувашского народа. Не так давно, в 2010 году, было проведено исследование, результаты которого неутешительны. Он выявил, что уровень образования у чувашей значительно ниже среднего по Российской Федерации.
Не все представители этого народа имели возможность получить высшее или среднее профессиональное образование. Сегодня решение этой проблемы является одним из приоритетов власти.
Несмотря на множество трудностей и проблем, с которыми чуваши столкнулись на протяжении своей многовековой истории, этот народ сохранил свою самобытность. Языков, подобных чувашскому, сегодня не найти в мире, и это еще одна заслуга чувашского языка. Эти люди не только искренне любят свою маленькую родину, но и всячески стараются сохранить древние обычаи и традиции своих предков, что дает силы для нового этапа национального пробуждения.
Местоположение Чувашской республики
Территория, на которой проживают чуваши, расположена на восточной стороне равнины Восточной Европы, в основном на правом берегу Волги, между двумя ее притоками — Свиягой и Сурой. Его границы проходят с территориями республик Марий Эл, Татарстан, Мордовия, Нижегородская и Ульяновская области. Входит в Приволжский федеральный округ. Столица республики — город Чебоксары.
Антропологические типы чувашей
В настоящее время чуваши по своему антропологическому составу представляют собой очень смешанный народ, состоящий из разных кавказских и монголоидных типов и их смешанных форм. Сложный антропологический состав чувашей, в котором четко обозначены различные антропологические компоненты, свидетельствует о сложности их этнической формации.
Антропология верхних чувашей и нижних чувашей сильно различается. Антропологические данные свидетельствуют об отличном способе формирования северных чувашей по сравнению с южными.
Основное изучение антропологических типов верховой езды чувашей проводилось экспедицией Института антропологии МГУ под руководством П.И. Зенковича в 1936 г при участии Т.А. Судя по наглядным материалам исследования, среди обследованных 63,5% можно было отнести к типу Suburale, и почти в половине случаев из этого числа отмечались более или менее выраженные кавказские черты. Около 21,1% были представителями разных типов европеоидной расы, как темнокожими, так и светловолосыми и светлоглазыми. Победил первый из них. Лишь 5,1% респондентов можно отнести к сублапоноидному типу, характеризующемуся относительно низким лицом и широким носом. Наконец, 10,3% наблюдений были отнесены к монголоидным типам и их смешанным с кавказскими формами. Только 1/3 этого состава, то есть около 3,5% всей переписной группы, можно было отнести к относительно «чистым монголоидным формам.
Кавказоидная и лапоноидная составляющие у северных чувашей предположительно связаны с местным населением, которое состояло из различных европеоидных (балановская, фатьяновская культуры) и древних лапоноидных (балахнинская культура и др.) Компонентов и их смешанных форм (абашевская культура и др.) . Это также может быть связано с местным степным населением и его второстепенными слоями в Среднем Поволжье в связи с расселением кочевников болгарского племенного сообщества.
Время и место формирования средневолжского (субуральского) типа неясны, этот компонент широко представлен у марийцев, а также установлен на черепах Рязанских некрополей VII-XI вв. И среди вятских черепов XI-XIII вв.
Длинноголовый монголоидный тип с высоким широким лицом, возможно, был занесен на территорию Чувашии кочевниками, поселившимися там из гунно-булгарских племен. Вероятность такой гипотезы подтверждается тем, что черепа гуннов с Суджинского кладбища в пади Ильмовая в Забайкалье, а также из раскопок гунно-аварских захоронений в Венгрии характеризуются точно такой же протяженностью. -голового монголоидного типа. Иначе сложно объяснить у чувашей в настоящее время наличие ярко выраженного длинноголового монголоидного типа с большими высотными и широтными размерами лица. Примесь этого типа к европеоидным формам, близким к субуральному. Вторичное включение длинноголового монголоидного типа в состав чувашского народа в другой его версии — «палеосибирской», предположительно, также связано с составом булгарского хунно. — Племя. Под гунно-булгарскими племенами следует понимать, прежде всего, сувар.
Антропология нижних чувашей тяготеет к кавказским группам Среднего Поволжья. Краниоскопический и краниометрический анализ указывает на больший кавказский характер южных чувашей, чем северных.Население Батыревского и Яльчикского районов наиболее европеоидное: более темная пигментация, рост выше среднего, большой процент переноса и сильный профиль лица. Все это обнаруживает в них ярко выраженные черты понтийского типа. Население Первомайского района отличается от Батырева и Яльчика меньшим ростом, но, как и они, имеет более крупный кавказский характер, чем чуваши на коне.
Этнические группы
Чуваши селились по берегам Волги. Этнические группы, проживавшие в более высоких областях, назывались вирусными или тури. Сейчас потомки этих людей живут в западной части Чувашии. Те, кто поселился в центре (анат-энчи), оказались в центре области, а те, кто поселился в нижнем течении (анатари), занимали юг территории. Со временем различия между субэтническими группами стали менее заметными, теперь это люди из одной республики, люди часто переезжают, общаются друг с другом. Раньше у нижних и верхних чувашей быт был очень разным: по-разному строили дома, одевались, организовывали свою жизнь. По некоторым археологическим находкам можно определить, к какой этнической группе принадлежала вещь.
Сегодня в Чувашской Республике 21 район, город 9. Помимо столицы одними из самых крупных названы Алатырь, Новочебоксарск, Канаш.
Внешние особенности
Удивительно, но только у 10 процентов всех представителей народа явно преобладает монголоидный компонент. Генетики говорят, что порода смешанная. Он принадлежит преимущественно к кавказскому типу, о чем можно судить по характерным чертам внешности чувашей. Среди представителей можно встретить людей со светло-русыми волосами и глазами светлых оттенков. Есть и особи с более выраженными монголоидными чертами. Генетики подсчитали, что у большинства чувашей есть группа гаплотипов, аналогичная той, что характерна для жителей северных европейских стран.
Среди других особенностей внешности чувашей стоит отметить небольшой или средний рост, жесткость волос, более темный цвет глаз, чем у европейцев. Естественно вьющиеся локоны встречаются редко. У представителей людей часто бывает эпикантус — особая складка в уголках глаз, характерная для монголоидных особей. Носик обычно короткой формы.
Чувашский язык
Язык остался от болгар, но существенно отличается от других турецких языков. Он до сих пор используется на территории республики и в соседних регионах.
В чувашском языке есть несколько диалектов. Те, кто обитает в верхней части суры Тури, по мнению исследователей, «окаят». Этнический подвид анатари делает больший упор на букву «у». Однако в настоящее время четких отличительных черт нет. Современный язык Чувашии весьма близок к туринскому этносу. В нем есть падежи, но нет категории анимации, как и пола имен.
До 10 века использовался рунический алфавит. После реформ его заменили арабскими символами. А с 18 века — кириллицей. Сегодня язык продолжает «жить» в Интернете, также появился отдельный раздел Википедии, переведенный на чувашский язык.
Письменность
До X века письменность болгарских племен существовала на основе древней рунической. В течение 10-15 веков тесное общение с мусульманскими племенами Казанского ханства привело к его замене арабским алфавитом. С 1769 по 1871 год постепенно вводился кириллица. На нем основана чувашская письменность. Позже были добавлены специальные символы.
Традиционные занятия
Люди были преданы земледелию, выращиванию ржи, ячменя и полбы (разновидность пшеницы). Иногда в поля сеяли горох. С давних времен чуваши разводили пчел и употребляли мед. Чувашки занимались ткачеством и ткачеством. Особой популярностью пользовались мотивы с сочетанием красного и белого цветов на ткани.
Но были распространены и другие яркие оттенки. Мужчины занимались резьбой, резьбой по деревянным тарелкам и мебели и украшали свои дома мемориальными досками и рамами. Было развито производство циновок. А с начала прошлого века в Чувашии всерьез занялись постройкой кораблей, было создано несколько специализированных предприятий. Внешний вид коренных чувашей несколько отличается от внешнего вида современных представителей народности. Многие живут смешанными семьями, заключают браки с русскими, татарами, некоторые даже уезжают за границу или в Сибирь.
Земледелие
Древние предки чувашей владели земледельческими навыками. Они сеяли на своей земле пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лен, рожь по трехпольной системе. Это означает, что часть поля была засеяна яровыми культурами, вторая часть — озимыми, а третья часть просто вспахивалась без посева — отдыхала. В следующем году (или через 2-3 года) поля меняли. Землю вспахивали тяжелыми плугами и более легкими орудиями, а позже для рекультивации использовали плуг «русского типа». Зерно использовалось в пищу людям в виде зерен, муки и солода. Из соломы делали крыши домов, глиняные кирпичи, подстилку и корм для животных.
Животноводство
Животноводство остается основной отраслью сельского хозяйства республики. В хозяйствах Чувашии разводят крупный рогатый скот, свиней, овец и птиц. В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство. В структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, имеющий мясо-молочное направление. В 2000 году в хозяйствах республики насчитывалось около 212 тысяч голов крупного рогатого скота, в том числе более 70 тысяч коров, около 199 тысяч свиней и 39 тысяч овец. В производстве занято около 113 тысяч чувашей, что составляет около 20% от общего числа работающих в отраслях экономики Чувашии. Всего в республике 466 сельскохозяйственных предприятий, которые представлены различными формами собственности (кооперативные предприятия, ТОО, ЗАО, ОАО, муниципальные предприятия и др.), А также 1150 крестьянских семей (крестьян.
Ремёсла
С давних времен у чувашей было высокоразвитое ремесло. Его выделяли в отдельные отрасли производства, то есть ремесленники могли зарабатывать себе на жизнь только собственным делом и не должны были разводить хлеб и скот. Мастера выплавляли металл, в том числе высококачественную сталь, производили инструменты, различные детали колесниц и повозок, замки, гвозди, тарелки, украшения, оружие и т.д. Болгарские мастера умели делать «самозатачивающиеся» стамески и ножи — между двумя полосами мягкого железа он помещался на слой закаленной и прочной стали. В процессе эксплуатации полосы железа изнашивались быстрее, чем слой стали, поэтому казалось, что они всегда выступают над поверхностью и действуют как режущая кромка .
Костюмы
Внешний вид чувашей связан с их традиционными видами одежды. На женщинах были туники, расшитые мотивами. Базовые чувашки начала ХХ века носят красочные рубашки с рюшами из разных тканей. Спереди был вышитый фартук. Среди украшений утки носили тевет, полосу ткани, окаймленную монетами. На головах носили специальные шапки, по форме похожие на шлемы.
Мужские брюки назывались йэм. В холодное время года чуваши носили нашивки. Из обуви традиционными считались кожаные сапоги. На праздники надевали специальные платья.
Женщины украшали свои платья бисером и носили кольца. Обувь из рафии также часто использовалась в качестве обуви.
Бытовые и культурные параллели
При раскопках древних болгарских и чувашских поселений было обнаружено явное сходство в управлении хозяйством, бытом, культурой:
- дома, расположенные внутри усадьбы, глухой стеной выходящие на улицу;
- украсить ворота и столбы веревочными украшениями;
- женская одежда белого цвета, расшитая оригинальным орнаментом;
- украшения;
- дохристианские религиозные обряды с элементами зороастризма, характерными для болгарских культов.
Численность и места проживания
По переписи населения 2010 года общая численность чувашей, проживающих в России, составляет 1,435 миллиона человек. Почти 815 тысяч (68%) из них проживают в Чувашской Республике. Большая часть чувашей, проживавших за пределами республики, обосновалась в Татарстане — 116 тысяч человек. Далее следуют Башкортостан — 107 тысяч, за ними следуют Ульяновская, Самарская области и области Сибири. Большое количество чувашей проживает за рубежом: в Узбекистане, Украине, Казахстане.
Уровень образования
Перепись 2010 года показала, что образовательный уровень российских чувашей намного ниже, чем у населения Российской Федерации в целом. По переписи 2010 г среди чувашей только 14,4% имели высшее или послевузовское образование (82 124 человека из 571 439 человек чувашской национальности в возрасте 15 лет и старше с указанием уровня образования). При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим образованием в 2010 г составила 23,4% (среди лиц от 15 лет и старше, что указывало на их образовательный уровень).
Религия
Большинство чувашей принадлежит к православной конфессии, вторая по значимости религия — ислам, суннитского типа. Однако уже сейчас можно найти последователей как традиционной, так и нехристианской религии (язычества), а также сочетания философских течений, верований и направлений поклонения. Например, этот народ считал, что посреди земли есть чуваши и она имеет квадратную форму.
«Священное дерево» поддерживает небесный свод, а по углам (земной площади) есть столбы из золота, серебра, меди и камня, поддерживающие его. Воды океанов омыли берега земли, разрушив землю. Чуваши были уверены, что когда разрушения дойдут до их территории, где они живут, наступит конец света.
Мифология
Согласно чувашской мифологии, мир состоит из трех частей: верхнего мира, среднего мира (мира людей) и нижнего мира. Каждая часть состояла из нескольких слоев: три уровня в верхнем мире, один в среднем мире и еще три в нижних мирах.
Земля, согласно мифам, квадратная, а в ее центре живут чуваши. Небосвод в центре поддерживает Мировое Древо. С четырех сторон, по краям земного квадрата, твердь стоит на четырех столпах: золотом, серебряном, медном и каменном. Вверху столбов — гнезда, в них по три яйца, на яйцах — утки. В каждом уголке Земли чуваши расставили героев-защитников.
Берега земли омываются океаном, и волны постоянно разрушают берега. Считалось, что конец света наступит, когда край земли достигнет чувашей.
Считается, что верховный бог находится в верхнем мире. Также в верхнем мире находятся души святых и нерожденных детей. После смерти душа умершего праведника проходит по узкому мостику в радугу, а затем в верхний мир. Душа грешника упала с узкого моста в нижний мир, где души грешников сварились в девяти котлах. Слуги Шуйтана постоянно поддерживали огонь под котлами. Герои попадали в нижний мир через щели (отверстия), называемые «какр».
Общественные организации
В 2005 году за пределами Чувашской Республики было зарегистрировано 67 чувашских национально-культурных автономий. По состоянию на 1 января 2009 года их количество увеличилось и достигло 79. Чувашские национально-культурные автономии образованы в 29 субъектах Российской Федерации (в том числе 12 субъектах Приволжского федерального округа) и 6 зарубежных странах .
Серия «Народы СССР» (чуваши), почтовая марка СССР 1933 г
Все общества, союзы, автономии и другие формы национально-культурных объединений, действующие на территории Чувашской Республики, Российской Федерации, стран СНГ и мира, объединены Чувашским национальным конгрессом.
21 июня 1991 года первый съезд чувашских этнографов учредил «Союз чувашских краеведов», призванный продолжить традиции Общества изучения местной территории.