Откуда появились чукчи: в какую языковую группу входят коряки и ительмены

Происхождение народа

Антропологи выделяют чукчей и ряд соседних народов (ительмены, эскимосы, алеуты) в отдельную арктическую расу. Несмотря на то, что некоторые прибрежные чукчи живут в непосредственной близости от эскимосов, у них гораздо больше общего с коряками или ительменами.

Однако изучение каждого из этих народов показало существенные различия между арктическими и континентальными представителями монголоидной расы. Поэтому чукчей и их соседей можно смело отделять от других племен.

Сами чукчи не всегда определяют это привычное слово. Их автономия — ораватят, что переводится как «люди». Однако русские исследователи прошлых веков, услышав слово «чаучу», звали им весь народ.

С местного языка оно переводится как «богатый оленями». На мой взгляд, это тоже довольно красноречиво характеризует чукчей. Правда, прибрежных охотников называют по-другому: анкалын (от «анкы» — «море”).

Чукчи и их дети
Чукчи и их дети

Древний народ Чукотки

Чукчи — коренные народы своих земель. Об этом свидетельствуют не только находки археологов, но и физиологические особенности представителей арктической группы этносов.

В книге исследователей Т.И. Алексеева и В.П. Алексеева «Антропологические исследования на Чукотке» говорится следующее:

«У чукчей и эскимосов есть ряд характерных признаков: интенсивная терморегуляция, высокий уровень гемоглобина, обмен веществ. Их формирование происходило в экстремальных условиях Северо-Востока”.

Чукча Анадырь

Кроме того, в местных легендах указываются и коренные чукчи. Практически все народы этого края верят в свое «воронье» происхождение (у них есть легенды о предке вороны). За пределами региона такой культуры нет.

Как предполагают историки, первые поселенцы появились на Чукотке в IV-III веках до нашей эры, однако свидетельств о жизни чукчей в последующие века практически нет из-за отсутствия письменности. Несомненно, они развивали свою культуру, слагали легенды о чудесных местах, в которых жили, чтили предков и священных духов, которым оставляли дары.

Также были частые столкновения с соседними племенами в борьбе за территорию. Любому подрастающему народу нужны были новые земли, и поэтому между разными арктическими племенами нередко происходили столкновения.

Для большинства из нас история чукчей начинается в 17 веке, когда на их земли пришли русские. С приходом казаков и промышленников, господствовавших в новых регионах, полностью изменился не только образ жизни чукчей, но и принципы их взаимоотношений с соседями.

Торговля добавлена ​​к источникам выживания. Укрепление экономических связей сближает народы чукчей и эскимосов. Часть кочевого населения переходит к стабильному образу жизни, посвящая себя морской охоте. Интересно, что такие изменения отражаются и на языке.

Например, в речи чукчей почти все слова, связанные с охотой на морских животных, имеют эскимосское происхождение. Сказки и легенды эскимосов об оленеводстве прочно укоренились в культуре чукчей. Сегодня даже трудно отличить, где фольклор одних племен, а где другие.

Охотники на моржей на Чукотском полуострове. Виктор Загуменнов

Русская версии происхождения чукчей

Этнографы считают, что предки чукчей жили в южных районах Средней и Восточной Азии. Затем они перебрались на материковую Чукотку. Ближе к первому тысячелетию нашей эры племена стали вести оседлый образ жизни. В этот период выделяются две этнические группы: тундра и побережье.

Чукотская тундра постоянно соперничала с юкагирами за оккупированные территории. По этой причине им приходилось все глубже и глубже погружаться в Чукотку. Племена издавна вели кочевой образ жизни. Сначала люди охотились на оленей, затем стали их приручать и разводить. Это были жители тундры, называвшие себя «Чаучу».

Происхождение чукчей

У приморских чукчей было прозвище «Рамаглыт», что в переводе означает «прибрежные жители». Они изгоняли эскимосов из их домов, заставляя их отказаться от чужой культуры или принять ее. Прибрежные племена предпочитали оседлый образ жизни. Их основной вид деятельности — морская рыбалка.

Китайская версия происхождения чукчей

У китайцев другая версия происхождения чукчей. Специалисты Нанкинского университета утверждают, что у этого народа есть общий предок с японцами. Изначально племена населяли территорию современной китайской провинции Юанььнань. Но около 3 тысяч лет назад они расстались. Протояпонцы оккупировали Японский архипелаг, а проточукчи — север Евразии.

В ходе борьбы за территорию чукчи были вынуждены переселиться на Чукотку. Китайцы провели генетические исследования, которые показали, что около 40% японцев и чукчей имеют предков. Эти народы объединяет надменный характер, папиллярные узоры на руках, жестокость к соседям. Ученые склонны считать, что предком были чукчи, от которых произошли мутации японцы.

Чукчи и русские

Отношения между русскими и чукчами изначально были натянутыми и сложными. Освоение новых земель вызвало несколько военных конфликтов и столкновений между народами. Более ста лет не прекращаются кровавые столкновения чукчей и русских, поэтому арктическое племя приобрело славу самого воинственного народа России.

Однако в 1740 году русским удалось найти компромисс. Чукчи не вмешивались в освоение своих земель и сами могли вести биржевую торговлю с завоевателями. В 1775 году была построена Ангарская крепость, где ежегодно проводилась биржевая ярмарка.

Антропология и генетика

Чукотский тип смешанный; в целом — монголоидный, но с некоторыми отличиями. Расовый тип чукчей, по Богоразу, отличается некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с горизонтальным разрезом; есть особи с густой растительностью на лице и волнистыми, почти вьющимися волосами на голове; лицо — с бронзовым отливом; окраска тела лишена желтоватого оттенка; крупные и правильные черты лица, лоб — высокий и прямой; нос — большой, прямой, резко очерченный; глаза — большие, широко расставленные. Некоторые исследователи отмечают рост, силу и широту чукчей. Генетически чукчи обнаруживают родство с якутским и финно-угорским населением: гаплогруппа Y-хромосомы N1a1 (N1c-B202) встречается у 50% населения; Гаплогруппа C Y-хромосомы также очень распространена (близка к айнам, монголам и ительменам).

Название

Якуты, эвены и русские XVII века стали называть чукчей словом чукчи чаучу, или чавча, что означает «богатый оленями».

Где живут

Чукчи занимают обширную территорию от Северного Ледовитого океана до рек Анюй и Анадырь и от Берингова моря до реки Индигирка. Большая часть населения проживает на Чукотке и Чукотском автономном округе.

Описание чукчей

Про чукчей любят пошутить, может так сложилось исторически, потому что эти люди веселые и любят веселых. Если один из них скучный, он считается малообразованным или болеющим. К тому же чукчи хорошие воины и охотники. Им не даны сильные и точные науки. Внешне это представители монголоидной расы, с ярко выраженными скулами и большим носом. Хотя некоторые исследователи относят их к арктической расе.

Внешность

Чукчи — смешанный тип, в основном монголоиды, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового цвета, скулы слегка широкие. Среди чукчей есть мужчины с густой растительностью на лице и почти вьющимися волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по бокам головы и украшают их пуговицами или бусинками. Замужние женщины иногда выпускают передние пряди на лоб. Мужчины часто очень гладко подстригают волосы, оставляя спереди широкую челку и оставляя на макушке два пучка волос в форме ушей животных.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (оленя). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. рубашка с двойным мехом
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые носки
  4. низкие меховые сапоги
  5. двойная шапка в виде женской фуражки

Зимняя одежда чукчи состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховую рубашку еще называют рыном или кукушкой. Он очень большой, с широкими в плечах рукавами и зауженными на запястьях. Такой крой позволяет чукчи вытаскивать руки из рукавов и складывать их поперек груди, принимая удобное положение тела. Пастухи, которые зимой спят возле стада, прячутся в рубахе головой и прикрывают отверстие воротника шляпой. Но такая рубашка не длинная, а до колен достигает. Более длинные кукушки носят только пожилые люди. Воротник рубашки низко укорочен и отделан кожей, внутри спущен шнурок. Под кукушкой он покрыт тонкой полоской собачьей шерсти, которую молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. Пенакалгыны — длинные малиновые кисточки, сделанные из кусочков шкур молодых тюленей, нашиты на спине и рукавах рубахи в качестве украшения. Такой декор больше характерен для женских рубашек.

Женская одежда тоже своеобразна, но нерациональна и состоит из цельных простроченных двойных брюк с низким лифом, стянутым на талии. Лиф имеет разрез в области груди, рукава очень широкие. Во время работы женщины освобождают руки от корсажа и работают на морозе голыми руками или с открытыми плечами. Старухи носят на шее шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят комбинезоны из оленьей замши или покупные разноцветные ткани и камлейку из оленьей шерсти с тонким мехом, расшитым различными ритуальными полосами.

Чукотская шапка шьется из олененка и меха теленка, росомахи, собачьих лап и выдры. Зимой, если вам предстоит выйти на улицу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, состоящий в основном из волчьего меха. Кроме того, кожа для него взята вместе с головой и торчащими ушами, которые украшены красными лентами. Эти кепки в основном носят женщины и пожилые люди. Молодые пастухи даже носят головной убор вместо обычной шапки, закрывая только лоб и уши. Мужчины и женщины носят перчатки камус.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутри, верхняя одежда — мехом снаружи. Таким образом, оба типа одежды идеально подходят и создают непроницаемую защиту от замерзания. Одежда из оленьей кожи мягкая и не доставляет особого дискомфорта, носить ее можно даже без нижнего белья. Нарядная одежда чукотских оленей белого цвета; у приморских чукчей они темно-коричневые с отдельными белыми отметинами. Традиционно платья украшают нашивки. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде вышитых бисером ремешков и повязок на голову. Большинство из них имеют религиозное значение. Также есть настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Дети были одеты в мешки из оленьей кожи с тусклыми разветвлениями на руках и ногах. Вместо подгузников использовали мох с оленьей шерстью, который служил подгузником. К отверстию мешочка прикреплен клапан, из которого каждый день вынимали такую ​​пеленку и меняли на чистую.

Характер

Чукчи — эмоциональные и психологически очень возбудимые люди, часто приводящие к безумию, суицидальным и смертоносным наклонностям даже при малейшем оправдании. Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но в то же время чукчи очень гостеприимны и добродушны, всегда готовы помочь ближним. Во время голодовки они даже помогали россиянам, принося им еду.

Язык

Чукотский язык по своему происхождению относится к чукотско-камчатской языковой семье и входит в состав палеоазиатских языков. Близкими родственниками чукотского языка являются исчезнувшие в конце ХХ века коряк, керек и алютор. Типологически чукотский язык относится к объединяющим языкам.

Оригинальный идеографический шрифт был создан чукотским пастором по имени Теневиль в 1930-х годах (хотя сегодня точно не доказано, был ли шрифт идеографическим или словесно-слоговым. Этот шрифт, к сожалению, не получил широкого распространения. Чукчи с 1930-х годов используют алфавит на основе кириллицы с добавлением нескольких букв Чукотская литература создается в основном на русском языке.

Краткая информация

Чукотский язык (экзоэтноним) — язык чукчей, малочисленного коренного народа Дальнего Северо-Востока Азии.

По данным на 2010 г., большинство чукчей проживают в поселках и кочуют в тундре Чукотского автономного округа (ранее входила в состав Магаданской области); Колымские чукчи проживают в Нижнеколымском районе Якутии, в пос. Колымское и в райцентре пос. Черский. Колымские оленеводческие отряды чукчей бродят по тундре к западу от Колымы (Халарчинская тундра). Часть чукчей поселилась в Олюторском районе Камчатского края. Некоторые чукчи живут в Магадане.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность чукчей составляет 15 908 человек, из них 5 095 человек говорят на чукотском языке.

На основе современных лингвистических данных можно выделить восточные (восточная и центральная Чукотка), западные и южные (хатыр-вайежские) диалектные группы. Диалектное деление слабое и не мешает взаимопониманию.

Из-за различий в образе жизни наблюдается существенная разница в лексике языковых вариантов двух групп чукчей: кобылы — аӈӄалыт (единственное число аалын), которые селятся вдоль берегов Берингова и Чукотского морей и занимаются рыболовством на морские млекопитающие и олени — чавчыват (единичный чавчыван), которые кочуют по материковой части ЧАО и пасут оленей.

В 1920-е гг. Чукотский язык был переименован в луораветлан (от чукского автоэтнонима лыгораветлат (единственное число лыгораветлан) — луораветланс, «настоящие люди», но это название не прижилось.

Исследователи сходятся во мнении, что изначально чукчи охотились на диких оленей, следуя за ними по пути сезонных кочевок. Позже часть чукчей перешла на оленеводство, по-видимому, переняв его у одного из соседних народов. Первые сведения о наличии у чукчей небольших стад относятся к первой половине XVIII века, когда оленеводство еще органично соединялось с охотой. Другая часть чукчей (возможно, в то же время или вскоре после этого) перешла на морскую охоту, позаимствовав этот вид размножения у эскимосов, живших на побережье северо-восточных морей. Несмотря на большое количество межнациональных браков с эскимосами и потерю многими из них родного языка, чукотские морские охотники все же осознают свою общность с чукотскими оленеводами.

Генеалогия

Традиционно чукотский язык относится к палеоазиатским языкам, которые представляют собой чисто географическое и нелингвистическое объединение. По генетической классификации он относится к чукотско-камчатской языковой семье, в которую наряду с ней обычно входят также корякский, алюторский, керекский (ныне мертвый) и ительменский языки, однако некоторые исследователи выделяют чукотско-корякский (чукотский, Коряк, Алютор, Керек), причисляя ительменский язык к блокам.

Распространение

Большая часть чукчей (12 772 человека) проживает в селах и кочует в тундре Чукотского автономного округа (ранее входила в состав Магаданской области); Колымские чукчи проживают в Нижнеколымском районе Якутии (670 человек), в пос. Колымское и в райцентре пос. Черский. Колымские оленеводческие отряды чукчей бродят по тундре к западу от Колымы (Халарчинская тундра). Часть чукчей проживает в Олюторском районе Камчатского края (1496 человек) (точно установлено, что чукчи компактно проживают в селе Средние Пахачи, но есть возможность их проживания и в других селах) . Часть чукчей проживает в Магадане (285 чел.).

Языковые контакты и многоязычие

Абсолютное большинство чукчей говорят по-русски, однако в тундре и отдаленных этнических поселениях остается крайне небольшой процент людей, плохо владеющих русским языком (как правило, старше 70 лет).

Раньше чукотский язык служил своеобразным lingua franca у народов крайнего северо-востока России (эскимосы, эвены, коряки, юкагиры), поэтому многие представители этих народов, жившие бок о бок с чукчами, свободно говорили на этом язык. Однако на окраинах области (Нижнеколымский район Якутии, Пенжинский и Олюторский районы Камчатки) многие чукчи помимо родного языка говорят на эвенском, якутском или корякском. На протяжении ХХ века чукотский язык, наряду с русским, якутским, эвенским и юкагирским языками, входил в лингвистический репертуар многоязычных жителей Нижнеколымского района Якутии. В данном регионе в ряде случаев невозможно отнести чукотцев к определенной этнической группе, так как многие из них являются потомками смешанных чукотско-юкагирско-эвенско-якутских браков, образуя своеобразный нижнеколымский «суперэтнос».

Религия

Чукчи в своих верованиях поддерживают шаманизм, христианство (православие) и анимизм. Многие ритуалы носят религиозный характер:

  • ношение разнообразных символических украшений и амулетов;
  • изображение тотемного столба и других символов на лице, залитом кровью после убийства жертвы.

Чукотские анимисты считали, что вороны и медведи обладают особой силой и что у каждого предмета есть свой хозяин (владар), дающий силу. И только все проблемы и болезни были вызваны нечистью. Старейшин убивали по их просьбе или убивали сами, после чего их сжигали или бросали в поле, искалечив их тела и обернув оленьей кожей. Ближе к нашему времени большинство представителей народа крестились в православных церквях России, после чего приняли новую религию.

Кухня

Такие блюда, которые готовили чукчи, были характерны для народов севера, они выращивали оленей, ловили рыбу и собирали ягоды. Вот названия традиционных блюд:

  • палыгын (бульон из оленьих костей);
  • вилмулимул (желудок оленя из крови, можно ферментировать);
  • кикватол (приготовление вяленой оленины);
  • нувкурак (сушеное китовое мясо).

Они также могут мыть, сушить, измельчать и есть корни трав самостоятельно или добавлять их в разные блюда.

Жилище

Они жили в Валкаранасе (полуукрытие, в котором использовались дерен и китовые кости), а также в ярангах.

Одежда

Вся одежда людей была теплой и делалась из шкур оленей и млекопитающих, а также из меха и перьев животных и птиц, обитавших в их местности. Клыки, зубы и рога можно было использовать в качестве украшений.

Хозяйство


Байдара — лодка, построенная без гвоздей, эффективная для охоты на морских животных. Изначально чукчи были просто оленеводами, но со временем (незадолго до появления русских) они освоили оленеводство, которое стало основой их экономики.

Основное занятие прибрежных чукчей — охота на морских животных: зимой и весной — на тюленей и тюленей, летом и осенью — на моржей и китов. На тюленей охотились в одиночку, ползая к ним, маскировавшись и имитируя движения животного. Охота на моржа велась группами по несколько байдарок.

Традиционное охотничье оружие чукчей — гарпун с поплавком, копье, поясная сеть; со второй половины девятнадцатого века распространение огнестрельного оружия привело к упрощению методов охоты.

Традиции и культура

Люди занимались оленеводством, а также рыболовством. Эта нация — единственная, чей организм не принимает алкоголь. Есть много смертей из-за употребления алкоголя. Для продолжения семьи и, если необходимо, в течение определенного периода, они обменивались женами (в большинстве случаев это было похоже на обмен руками на ферме). Браки в основном были родственными и многодетными.

Деревянные, каменные и железные орудия

В XVIII веке каменные топоры, наконечники копий и стрел, костяные ножи почти полностью заменили металлическими. Посуда, инвентарь и оружие в настоящее время в основном используются в Европе (металлические котлы, чайники, железные ножи, ружья и т.д.), Но в повседневной жизни чукчей надолго остались следы недавней первобытной культуры: костяные лопаты, мотыги, сверла, костяные и каменные стрелы, наконечники копий и т круглая ваза из мягкого камня, наполненная тюленьим жиром и т д. В XIX веке в качестве примитивов сохранились легкие сани с арочными опорами вместо копылей, приспособленными только для сидения на них. Сани запряжены либо парой оленей (у чукотских оленей), либо собаками по американской модели (у морских чукчей).

Численность

В 2002 году была проведена очередная Всероссийская перепись населения, согласно которой численность чукчей составила 15 767 человек. После Всероссийской переписи населения 2010 года их было 15 908 человек.

Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни чукчей невелика. Живущие в естественных условиях доживают до 42-45 лет. Основные причины высокой смертности — злоупотребление алкоголем, курение и неправильное питание. Сегодня эти проблемы усугубляются лекарствами. На Чукотке очень мало долгожителей, около 200 человек в возрасте 75 лет. Падает рождаемость и все это вместе, к сожалению, может привести к вымиранию чукотского народа.

Оцените статью
Блог про генетику