- Что такое земледелие?
- История земледелия: возникновение, орудия
- Камнем и деревом
- По античному образцу
- Забытое знание
- Переход к двигателям
- Виды земледелия
- Факторы плодородия
- Болотное земледелие
- Ирригация
- Подсечно-огневая система
- Мотыжное земледелие
- Первые выращенные растения
- Законы земледелия
- Первые земледельцы доллине в Нила
- Возникновение земледелия в Южном Прикаспви
- Древнейшее земледелие в Южном Иране
- Древнейшие земледельцы в Средней Азии
Что такое земледелие?
Земледелие, возникшее в эпоху первобытного строя, является результатом длительного периода развития человечества.
Это началось, когда люди уже умели охотиться и занимались сбором диких плодов. Человеческий труд стал тратиться на выращивание растений, на изоляцию и воспроизводство наиболее полезных видов, на определенное воздействие на них, чтобы приспособиться к своим потребностям.
История земледелия: возникновение, орудия
Зарождение сельского хозяйства произошло очень давно, когда люди заметили, что различные плодовые зерна или початки, падая на землю (и рыхлые), прорастают и снова приносят плоды. Именно тогда им пришла в голову мысль, что таким способом можно выращивать пищу. С тех пор они начали сажать и выращивать семена съедобных растений.
Для посева отбирались наиболее однородные почвы и наиболее близкие к воде почвы. Люди научились рыхлить прополку специальными мотыгами, после чего бросали в эту землю зерна. Это был вид мотыги. После созревания урожая его собирали косой, состоящей из дугообразного основания из дерева или кости (ручки), в которую вставляли острые обломки камней.
Появление сельского хозяйства способствовало созданию новых и более удобных орудий труда. Спустя какое-то время люди построили и плуг. Сначала это был просто шест с острым узлом на конце. Она просто вцепилась в упряжку быков. С помощью этого орудия можно было обрабатывать больше земли, и люди также заметили, что урожайность на таком вспаханном поле выше, чем на земле, обработанной мотыгой. Плуг пахал глубже, и посеянные глубже семена давали лучшее прорастание.
Камнем и деревом
С давних времен люди занимались охотой и собирательством. На это уходило много времени и сил — на самом деле наши предки большую часть своей жизни проводили в поисках пропитания. И количество ресурсов на каждом участке земли было ограничено, поэтому поселения не могли расти и «двигаться» все время».
До неолитической революции, как называют зарождение сельского хозяйства, человеческое население на планете было ограничено количеством пищи, которую можно было найти. Поэтому долгое время на Земле могло жить не более 6-10 миллионов человек. Когда 2000 лет назад возникла Римская империя, это число увеличилось в 25 раз, и сейчас на Земле проживает более 7,5 миллиардов человек.
Все изменилось с окончанием ледникового периода более 11000 лет назад. Климат стал мягче, и в то время у людей были каменные орудия труда. Постепенно приспособления совершенствовались, и в конце 4-го тысячелетия до нашей эры появился прототип плуга, а спустя тысячу лет началась история деревянного плуга. Для сбора урожая использовали серп и цеп.
Неолитическая революция произошла сразу в нескольких регионах, ставших домом для многих современных сельскохозяйственных культур: кофе прибыл из Эфиопии, огурцы из Индии, яблоки из Китая. Особые заслуги принадлежали шумерам, которые изобрели специальную борону для рыхления почвы.
Древние технологии не отличались высокой технологичностью. Наши предки занимались подсечно-огневым земледелием — срезали кору с деревьев, а затем сжигали. На месте бывших лесов засеяли землю, в качестве удобрения использовали уголь и золу.
По античному образцу
Древние греки сыграли огромную роль в развитии сельского хозяйства. Они использовали бронзовые косы, мотыги, сапоги, вилы-трезубцы и рала — инструменты, которые только разрыхляли поверхность земли, не переворачивая ее. Чуть позже появился примитивный плуг, который крестьяне тянули с помощью упряжки волов. Плуг переворачивал землю так, чтобы солнце согревало ее и сжигало корни сорняков. После вспашки комья земли разбивались кувалдой или кувалдой.
Аристотель также писал о сельском хозяйстве в своих знаменитых трактатах. В «Естественной истории» и других трудах философа есть попытки систематизировать растения и советы по их выращиванию.
По окончании сезона дождей посевы были перекапаны, сорняки вырваны. Созревший урожай собирали железными серпами и переносили на ток, или на гумно, на участок земли, очищенный для обмолота. Во время обмолота семена и плоды отделялись колосьями, колосьями и стручками. Они часто использовали для этого животных, гоняясь за ними кругами и бросая им к ногам то, что еще не было затоптано. Затем зерно очищали и отправляли на хранение в специальные ямы.
Греческие технологии были приняты и усовершенствованы древними римлянами. Для вспашки использовали уже знакомые грекам орудия, но сама система была намного сложнее. Обычно один и тот же участок вспахивали 3–4 раза, а в некоторых регионах — 8–9 раз. Земля также обрабатывалась мотыгой несколько раз: в январе-феврале, в начале марта и в мае.
На латыни для каждого плуга были даже особые термины: proscindere — пахать впервые, поднять землю; повторять — пахать; тертиаре — вспашка в третий раз; lire — плуг четвертый раз, чтобы покрыть семена.
Методы сбора были разные. Иногда стебель вырывали с корнем, и земля сильно истощалась. Чаще использовали серпы, срезая урожай пополам или под корень. Был и более прогрессивный метод: с помощью инструмента, похожего на расческу, отрезали ухо. В ряде регионов даже были машины на базе этого оружия. Бык толкнул перед собой большой ящик с зубами, который оторвал ему уши, которые упали в ящик.
Для обмолота часто использовалась простая палка, чтобы вытолкнуть пшеницу из колосьев. Но были и более продвинутые методы, например, отбивать зерно, толкая волов по колосьям гумна.
Забытое знание
С началом средневековья развитие науки и сельского хозяйства остановилось. Новые разработки не появлялись долгое время, а древние знания по большей части были утеряны. Кроме того, в 536 году в Европе произошло глобальное похолодание из-за извержений вулканов, которые длились более ста лет. Атмосфера наполнилась вулканической пылью, и температура упала. Результатом стал неурожай и голод.
Серьезные изменения к лучшему начались в XI-XIII веках. Возобновилось развитие сельхозтехники: раздвигается тяжелый плуг с железным лезвием, появляется новый тип железного топора, введение подков и новой сбруи дает возможность использовать мощность в несколько раз эффективнее.
В тринадцатом-четырнадцатом веках, в эпоху максимального роста сельского хозяйства, в целом можно было достичь древнего уровня экономики. В то же время возделывались более обширные территории, что требовало большего объема работы, настолько, что отчасти средневековым крестьянам удалось преодолеть своих предшественников.
Переход к двигателям
С концом средневековья возродилось сельское хозяйство. На смену деревянным орудиям пришли железные, но их использование по-прежнему основывалось на ручном труде, запряженном животными.
Начали появляться новые предметы, например, в начале 18 века в Англии были изобретены обычные сеялки, а чуть позже — ложковые сеялки, которые, усовершенствовавшись в 1790 году, без изменений работали до 20 века. В тот же период были разработаны комбайн и механическая молотилка, которые стали предшественником зерноуборочного комбайна.
Попытки изобрести комбайн начались в 1830 году. Машины срезали колосья, связали их в снопы, а позже также обмолчали пшеницу. Однако устройства были громоздкими и для передвижения требовалось не менее десяти лошадей. Проблема была решена во второй половине 19 века с появлением паровой машины. Изначально комбайн перемещали с помощью отдельного трактора, но позже машины оснастили собственным двигателем.
Благодаря появлению двигателей стало возможным уменьшить использование тягового усилия в целом. Например, в Голландии в 1862 году уже активно применялись паровые плуги с двухсторонними лемехами (остриями), а в ряде других стран к паровому трактору подсоединяли обычный плуг.
Еще одним великим изобретением того времени, наряду с комбайном, был паровой трактор, разработанный в середине 19 века. В 1901 году появились первые тракторы с двигателем внутреннего сгорания, но они были слишком тяжелыми, большими и часто ломались. Все эти недостатки были устранены в 1907 году, когда тракторы стали популярны. К машинам также было подключено вспомогательное оборудование, такое как косилки, молотилки и мельницы.
Гусеничные тракторы начали выпускать в 1912 году, но уже в 1817 году русский инженер Василий Гурьев предложил идею «парохода». По его плану, машина должна была поднимать 50 акров (чуть более 50 гектаров) твердой почвы в день и заменять 300 лошадиных сил.
Виды земледелия
По почвенно-климатическим условиям сельское хозяйство делится на:
- Мелиоративное земледелие — сельское хозяйство на мелиорированных землях
- Орошаемое земледелие — сельское хозяйство, использующее различные типы орошения
- Сухое земледелие — сельское хозяйство в засушливых районах с использованием влажности в начале весеннего периода
Факторы плодородия
Почва — это верхний плодородный слой земной коры. Буквальное толкование слова («плодородие» — рождение плодов) под фруктами при производстве сельскохозяйственной продукции (продукты питания для потребления человеком или корма для животных) означает сбор растений. Плодородие почвы — главный показатель качества почвы. Это способность почвы действовать в качестве среды обитания для культурных растений, источника и посредника в обеспечении факторов земной жизни (вода, питательные вещества, почвенный воздух) и выполнять экологическую функцию.
Основные показатели плодородия почвы, необходимые для формирования высоких урожаев большинства возделываемых сельскохозяйственных культур:
- агрофизические (плотность почвы в среднем около 1,1 — 1,2 г / см3, пористость 50 — 55%, из них 25 — 30% почвенный воздух; структура мелкозернистая, водонепроницаемость макроструктуры (10,0 — 0,25 мм) более 40 %);
- биологический (содержание гумуса не менее 2,5 — 3,5%; биологическая активность почвы высокая, фитосанитарный статус (на уровне экономического порога вредоносности патогены и паразиты отсутствуют));
- агрохимический (кислотность почвы 6,0 — 6,5 (близкая к нейтральной), количество поглощенных оснований 7 — 12 мг экв / 100 г почвы, содержание подвижных соединений азота от 30 до 50, фосфора 150-250, калия 200-300 мг / экв / кг, содержание микроэлементов: Cu — 0,8 — 1,2; Mo — 0,2 — 0,4; B — 0,5 — 0,6; Zn — 5,0 — 7,0 мг / кг).
Болотное земледелие
Но для своего развития сельскому хозяйству нужны соответствующие участки земли. В первобытные времена не было готового поля. Кроме засушливых и засушливых пустынь, вся земля была покрыта степными лесами, кустарниками или зарослями или были затопленные равнины болотного типа. Сильно заросшие земли нуждались в очистке и подготовке, что потребовало использования большого количества рабочей силы на фоне отсутствия необходимых инструментов. В то же время заболоченные участки, покрытые илом, были плодородными территориями, вполне подходящими для посадки растений. Поэтому вероятно, что кое-где земледелие стало развиваться именно в таких заболоченных местах. Недаром болото или ил фигурируют в фольклоре разных народов как символ плодородия. Возможно, что свайные поселения эпохи неолита иногда ассоциировались с таким «болотным» или «болотным» земледелием.
Ирригация
Для дальнейшего развития болотное земледелие по-прежнему требует особой агротехники. Обеспечивая естественные условия для роста плодородных культур, затопленные заболоченные почвы могут быть слишком влажными. В этом случае необходимо регулировать накопление и распределение влажности с помощью системы каналов. Мы встречаем эту сельскохозяйственную форму у некоторых народов, точнее в Юго-Восточной Азии, где рис является основным растением, выращиваемым таким образом.
Подсечно-огневая система
Сельское хозяйство в засушливых и покрытых растительностью территориях развивалось гораздо труднее и труднее. Но, преодолев все трудности, это «сухое» сельское хозяйство оказалось гораздо более прогрессивным, чем «влажное», составляя, в конечном счете, основной источник пропитания для большей части человечества.
И трудности были очень большими. Открытые участки не подходят для ведения сельского хозяйства: здесь изменен посев. Необходимо было выбирать места, естественно защищенные от ветра. Но для этого нужно было очистить необходимый участок от растительности. Лучше всего было подготовить участок в лесу, где он будет естественным образом защищен деревьями. Знакомый собирателям и охотникам опыт поджигания сухой травы и леса породил идею поджечь лес и засеять выжженные места. Наверное, так и было сделано изначально. Но, с одной стороны, не всегда легко поджечь растущий лес, с другой — пожар — опасная стихия, которая в ярости не знает предела и становится угрозой для самого человека. Задача заключалась в том, чтобы сжечь такой участок в лесу по мере надобности и там, где удобнее всего. Эта проблема была решена развитием техники. Своего рода революцию здесь произвел скромный топор. Каменный топор даже в самой примитивной форме позволял вырубать лес и кустарники, чтобы потом, когда срубленный высох, все это можно было сжечь. В то же время в какой-то момент было сделано еще одно важное открытие: пепел, оставшийся от пожара, — это удобрение!
Так родилась подсечно-огневая система, которая стала основной формой обработки земли в первобытных обществах, все еще широко распространенной среди некоторых национальностей и племен.
Существует наивное мнение, что подсечно-огневое земледелие — дело легкое. На самом деле это требует серии последовательных, хорошо скоординированных и сложных операций. Во-первых, расчистить лес каменным топором, хотя в этом, как показали наблюдения отсталых земледельцев, достигается немалое мастерство, все же далеко не легко.
Поэтому часто вырубается только небольшой лес, а большие деревья остаются стоять до тех пор, пока после пожара не высохнут и не упадут сами по себе. Когда весь вырубленный лес высохнет, его сжигают. Затем участок очищают от несгоревших частей дерева и выравнивают, а золу равномерно рассыпают. Кроме того, важной операцией является рыхление почвы. Посев следует приурочить как раз к наступлению дождливой погоды. Посевная площадь требует ухода. В частности, его необходимо огородить, чтобы защитить от вытаптывания дикими животными. Отчаянные враги сельскохозяйственных культур — особенно крупные стадные животные. Стадо слонов или кабанов за несколько минут, как ураган, уничтожает засеянную площадь. Также необходимо дальнейшее наблюдение за лагерем, особенно за полком. По мере созревания семян потребность в защите участка возрастает от животных, которые теперь, кажется, пожирают молодые побеги. Птицы также являются давними врагами засеянного поля. Защиту посевов от мелких животных и птиц обычно несут кричащие, шумные дети, которые отгоняют незваных гостей. Но наше садовое чучело — тоже очень давнее изобретение. По крайней мере, широко распространено в полевом хозяйстве современных отсталых фермеров. Наконец начинается сбор урожая. Ряд видов культурных растений позволит собирать урожай не сразу, а в течение определенного времени по мере необходимости. Для других видов созданы разные способы хранения урожая.
Как уже упоминалось, подсечно-огневая система неизбежно связана с истощением почвы и необходимостью изменения посевных площадей. Но с умножением человечества свободная земля сокращается. С другой стороны, эта система постепенно приводит к уничтожению лесов. Все это особенно актуально в малолесных районах. В таких условиях необходимо все чаще и чаще возвращаться на один и тот же участок, но это дает все меньше и меньше урожая. Одним из выходов из этой ситуации является так называемая система переменного плодоношения, или севооборот, то есть посев участка с последовательно разными культурами. Трудно сказать, была ли эта система изобретена еще в первобытную эпоху, но она существует у ряда очень отсталых племен. Таким образом, аборигены Меланезии последовательно сажают сладкий картофель, таро и сахарный тростник, а затем на время оставляют землю под паром.
Мотыжное земледелие
Помимо топора, с помощью которого вырубается лес, одним из простейших орудий первобытного земледелия является такая же простая копающая палка с острым и обгоревшим концом, которая уже задействована при уборке урожая.
Иногда у этой палки плоский конец. Отсюда берет начало лопата или лопата. Иногда пробитый камень кладут на палку для копания под действием силы тяжести. Более совершенный и популярный инструмент — мотыга. Поэтому первую форму земледелия обычно называют мотыгой. В самом простом виде мотыга представляет собой обычную ветку или побег дерева с коротким отростком. Существуют различные виды мотыг. По мере развития он становится композитным, имея особый «клинок», дерево, камень, кость, из панциря, прикрепленный к палке вместо естественного процесса. В северной части Восточной Европы орудием рыхления земли служил многоугольник — часть ствола ели с обрезанными заостренными ветвями.
Это простые инструменты примитивного земледелия. Поэтому основную роль в нем играет человеческий труд, его организация и разделение. Распространено мнение, что разведение мотыг — исключительно женское занятие. Это не верно. Во-первых, этот сложный и длительный бизнес требует коллективной и организованной работы большой и сплоченной группы людей и, следовательно, возможен только при более или менее развитой племенной системе. Чтобы подготовить участок, современные свиноводы обычно объединяют несколько родственных групп. В серии производственных процессов все, мужчины и женщины, пожилые люди и дети, заботятся о своих сильных сторонах и способностях. Вырубкой леса занимаются мужчины, но женщины часто рубят кусты. Вырезанный участок расчищают мужчина и женщина вместе, и мужчины его отгораживают. Разглаживание и разрыхление палкой или мотыгой — обычно женское дело, в котором дети также принимают активное участие.
Часто земля обрабатывается просто вручную и с той же точностью, с которой не справилась бы никакая другая машина. Мужчины и женщины сеют вместе: мужчина идет впереди и продыряет палкой, женщина идет за ним и, вынимая пшеницу из плетеного мешка, кладет ее в землю и разравнивает руками. Наконец, за дальнейшие операции — посев и сбор урожая — обычно несут исключительную ответственность женщины. Поэтому в развитом мотыжном земледелии задействованы представители обоих полов, и подавляющая доля постоянной работы по-прежнему ложится на плечи женщин. Однако можно предположить, что в своей наиболее примитивной форме возделывание мотыг было фактически единственным занятием женщины, в то время как мужчина оставил охотничьи угодья позади. Но с развитием этого вида сельского хозяйства и его усложнением, человек начал входить в эту сферу производственной деятельности.
При благоприятных климатических условиях, особенно, конечно, в тропиках, вновь освоенная территория дает богатый урожай несколько сезонов подряд. Но тогда земля обеднела, и при такой примитивной культивации нельзя было дать большего. Кроме того, — это особенно важно в теплом климате — если посев идет успешно, сорняки разрастаются еще сильнее. Борьба с сорняками — тяжелая работа, и современные отсталые фермерские племена предпочитают расчищать новые земли, а не выкорчевывать старые. Поэтому подсечно-огневая система обязательно связана с частой сменой обрабатываемого поля и периодической подготовкой нового участка. Заброшенные территории разрастаются более или менее быстро и, в зависимости от местных условий, возвращаются через меньше или больше лет. В северной Европе на это ушло 40-60 лет, в тропических странах, конечно, намного меньше.
Земледелие возникло не только в лесных районах, как описано выше, но и в степных регионах, например, в степной зоне Восточной Европы. И в этих географических условиях первобытному крестьянину приходилось сталкиваться с не меньшими трудностями в освоении обрабатываемых земель, в частности с более сложной задачей — разрушением толстого слоя вековых комьев, покрывавших землю. К сожалению, вопрос о происхождении земледелия в степных районах остается, можно сказать, совершенно неисследованным. Сельское хозяйство в степных регионах не требовало тех перемещений, которые были связаны с подсечно-огневой системой, однако для восстановления плодородия почвы после нескольких лет использования посевное поле здесь оставалось без семян хотя бы на короткое время, пока не заросла трава снова начал расти. И здесь, видимо, техника обработки земли в том или ином виде включала использование огня. Эта система земледелия называется залежью или перевалкой. Следует также отметить, что степное земледелие, особенно в суровом климате и малоплодородных почвах, могло быть лишь второстепенной отраслью производственной деятельности в хозяйстве местного первобытного населения, наряду с охотой и рыболовством, которые сохраняли главное значение.
Мотыганизм стало основной отраслью производственной деятельности развитого первобытного общества. Раньше он был широко распространен, а сейчас сохраняется у некоторых отсталых племен и народностей. Разведение мотыг было широко распространено в доколумбовой Америке, по всей Африке между 18 ° северной и 22 ° южной широты, в Океании, Индонезии и во всем Индокитае, в основном в Индии, некоторых частях Китая и многих других регионах Азии. Эта форма земледелия в историческом прошлом была широко распространена по всей Европе. В некоторых местах и у некоторых народов, например у ирокезов Северной Америки, разведение мотыги с урожаем кукурузы достигло очень больших масштабов и высокого технического уровня. Ухоженные и тщательно ухоженные поля кукурузы ирокезов поразили европейских поселенцев Америки.
Первые выращенные растения
Первыми культурами, выращенными человеком, были ячмень, пшеница и просо. А их родина — Западная Азия (полуостров Малая Азия и прилегающие к нему регионы). Именно в этих местах были обнаружены древнейшие поселения крестьян. Они были основаны 10 000 лет назад. Затем из этих мест начало постепенно распространяться земледелие по миру.
Можно сделать вывод, что такое земледелие в те времена, когда люди уже вели более оседлый образ жизни, способствовало появлению новых изобретений, более удобных и улучшенных рабочих инструментов. Благодаря этому процессу стали развиваться ремесла — мелкосерийное ручное производство инструментов и различных приспособлений.
Законы земледелия
- Закон минимума, оптимума, максимума. Величина доходности определяется фактором, который является минимальным. Максимальная доходность достигается при оптимальном действии факторов. При максимальном (избыточном) действии фактора эффективность также снижается.
- Закон эквивалентности и незаменимости факторов жизнедеятельности растений.
- Закон комбинированного действия жизненно важных факторов растений. Сумма эффектов каждого фактора в отдельности всегда меньше, чем эффект комбинированного действия факторов.
- Закон возврата. Это необходимо для компенсации выведения лишних минеральных элементов питания.
- Закон изменения фруктов.
- Закон убывающей рождаемости (закон Тюрго-Мальтуса, закон убывающей отдачи). Увеличение удельных затрат энергии в сельскохозяйственной системе не дает адекватного пропорционального увеличения ее производительности.
Первые земледельцы доллине в Нила
В Египте в период раннего неолита климат был намного влажнее и прохладнее, чем сейчас. Обширные просторы, окружавшие долину Нила, еще не были такой безлюдной пустыней, как сегодня. В источниках пустыни было больше воды, озера были шире и глубже, чем сейчас. Там, где теперь видны только загорелые пространства и пески, гонимые знойными ветрами пустыни, росла трава, а кое-где даже кустарники. Здесь водились дикие ослы, антилопы, газели и жирафы. За травоядными обитателями степей и пустынь последовали хищники: лев и леопард.
В уже безводных ущельях — вади, пересекающих высоты берегов Нила, текла вода, по крайней мере, весной, и росли высокие тонкие деревья. Сам Нил был шире и полнее. Было много рыбы. На его берегах, в густых зарослях лесов и прибрежных кустарников, среди стволов папируса, гнездились птицы, водились многочисленные животные, в том числе антилопы, кабаны, слоны. Неудивительно, что группы странствующих охотников постоянно спускаются в долину Нила из окрестностей, оставляя свои каменные изделия на ее берегах. Но они приехали сюда и снова уехали, потому что в долине Нила было слишком влажно. Вокруг были бесконечные пространства, где всюду кипела своеобразная жизнь степей и пустынь, где охотник мог найти свою добычу.
По-настоящему люди начали заселять долину Нила только в то время, когда они уже полностью освоили технику неолита и начали переходить к разведению домашних животных и культурных растений. Начало этого процесса утеряно, вероятно, в шестом тысячелетии до нашей эры. NS. Во всяком случае, в конце шестого и пятого тысячелетий на берегах Нила уже жили древние крестьяне, заложившие основы, на которых со временем развивалась цивилизация Древнего Египта.
В Верхнем (Южном) Египте первыми крестьянами были люди бадарской культуры, получившей свое название от современного города, на территории которого были раскопаны многочисленные захоронения того времени. В том же районе, на террасном карнизе Хаммамата, было исследовано поселение, нижний слой которого (так называемая тасийская культура) был наложен сверху более поздними, но также неолитическими отложениями культуры, обозначенной как собственно бадарская.
Древние бадарийцы выбрали место для своего поселения вдали от Нила, на высоком уступе, который вдается в его нижнюю долину, вероятно, потому, что внизу было еще очень влажно; более того, они, вероятно, стремились жить вдали от ежегодных паводков Нила и диких животных, населявших густые леса по берегам реки.
Бадарийпы все еще были людьми каменного века; их культура соответствует неолиту в его наиболее развитой форме. У них были отличные топоры, сделанные из различных видов камня, использовались луки и стрелы, а также искусно изготовлены глиняные горшки. Охота по-прежнему занимала важное место в их хозяйственной жизни. Они также успешно ловили рыбу. В их могилах есть не только великолепно изготовленные кремневые наконечники стрел типичной неолитической формы, но и деревянный бумеранг, тщательно украшенный ямами, старейший в мире образец этого простого и оригинального метательного оружия.
Но не эти древние занятия определили жизнь неолитических жителей долины Нила. Наряду с запасом кремневых «лаймов» во время раскопок в Бадари была обнаружена солома, в другом случае шелуха злаков была обнаружена в котле для приготовления пищи. Земля обрабатывалась каменными мотыгами. Не исключено, что бадарцы сеяли его без предварительной обработки, прямо во влажном иле, оставшемся на берегу после последующего разлива Нила. Бросив зерно во влажную илистую почву, люди осенью возвращались к своим посевам только для того, чтобы собрать урожай. Исследователи считают, что хлеб не прессовали, а просто вытаскивали из земли пучками. Однако многочисленные кремневые «пилы» с зазубренными лезвиями, распространенные в бадарских гробницах, скорее всего, служили вставными лезвиями для кос.
Из круп пекли хлеб, остатки которого находят в могилах, а также варили кашу. Кашу собирали из мисок ложками. Такие ложки, вырезанные из слоновой кости, ручки которых обычно украшались резными головками, свешивались с пояса бадарипьева. К сельскому хозяйству добавилось животноводство. Были выращены стада крупного рогатого скота; были домашние овцы и козы.
Бадарцы еще не умели делать сырцовые кирпичи и строить прочные дома. Их жилища представляли собой жалкие хижины или, в лучшем случае, хижины из обмазанных глиной веток. Но бадарианцы уже достигли относительно высокого уровня в различных отраслях промышленности: в обработке кремня, дерева и кости, в изготовлении одежды, украшений и домашней утвари, в ткачестве, в производстве корзин и циновок. Со временем началась обработка металла, о чем свидетельствует единственное медное шило, которое оказалось в одной из гробниц вместе с другими предметами культуры бадари.
Особенно развито производство керамики. Изготовлены разные виды терракотовых горшков. Некоторые вазы были еще довольно примитивными; измельченная трава и ракушки смешались с их глинистой массой. Но наряду с такой примитивной кухонной утварью существуют вазы совсем другого типа, отличающиеся необычно тонкими стенками. Это, например, широкие низкие пиалы с выпуклым или плоским дном, полусферические и полуояйцевидные вазы, сильно заостренные вверху, цилиндрические вазы, большие вазы в форме ваз, колбы бутылочной формы с узким горлышком, баклаги с боковыми ушами. Среди всех этих ваз изящные кубки, напоминающие по форме широко открытую чашку тюльпана и украшенные тончайшим геометрическим орнаментом в виде резных треугольников и параллельных линий, инкрустированных белой пастой, выделяются на черном фоне ваза, выделяются особенно. Помимо терракоты, вазы изготавливались из слоновой кости, а также каменные вазы, в том числе из цельного базальта.
Древние крестьяне Верхнего Египта во времена Бадаряна уже имели довольно обширные связи с населением других стран, откуда они получали материал для лучших украшений и различное сырье для своих изделий. Твердый базальт для изготовления каменных кораблей привозили из районов, расположенных недалеко от Каира, в пустыне по обе стороны долины Нила, и с Синая. Скорее всего, слоновая кость пришла с юга; ракушки — с побережья Красного моря, бирюзовые, малахитовые, а позже медные — с Синайского полуострова.
Обмен с этими территориями, в результате которого население Верхнего Египта получило эти драгоценные материалы, был одним из условий, способствовавших ускоренному росту культуры и технологий. Эти связи были еще более важны для развития животноводства. По мнению зоологов, в Северной Африке не могли быть приручены ни овцы, ни козы, так как диких предков этих животных не было. Они родом из Азии, и их знакомство стало результатом культурных связей со странами Азии.
При этом обмен и культурные связи не могли оказать сколько-нибудь заметного влияния на внутреннюю жизнь бадарианцев, на их социальную структуру. Среди многочисленных гробниц Бадари нет ни одной, которая так ярко выделялась бы своей структурой и разнообразием погребальных предметов, чтобы можно было увидеть захоронение вождя или представителя знати. Обращает на себя внимание такой интересный факт: в одной части кладбища Бадари лежали только мужчины, а в другой части хоронили как мужчин, так и женщин. Весьма вероятно, что при таком распределении могил характерное для родового строя противостояние находило выражение между женатыми и неженатыми мужчинами, которые обычно жили своей изолированной жизнью.
Яркие и богатые материалы Бадаарского кладбища позволяют с большой ясностью представить образ жизни, искусство и верования бадаарского народа. Бадарианцы одевались в одежду из кожи и тканей. Наряды были дополнены орнаментом из бисера. Часто отдельные большие бусы вешались на шею, руки и ноги мужчин, но не менее популярны были и целые пучки бус, обвитые вокруг талии. Женщины и дети носили ожерелья, пояса и повязки из бусин и ракушек. И мужчины, и женщины носили кольца и браслеты из слоновой кости на руках и ногах. Как и многие современные племена Африки, бадарианцы использовали специальные ушные и носовые затычки. У бадарианцев было принято очертить глаза полосами ярко-зеленой краски. Материалом для этого служил малахит, измельченный в порошок на специальных каменных поддонах и затем смешанный с касторовым маслом. Прическе уделено много внимания. У мужчин были длинные волосы. Женщины заплели косы и завили кудри. Ее волосы были украшены красивыми гребнями из слоновой кости, вбитыми сверху.
Бадарианцы заложили основу хорошо развитого орнамента, процветавшего в Египте в более поздние времена. Их мастера умело украшали предметы домашнего обихода из слоновой кости головами животных. Наряду с традиционно интерпретируемыми женскими образами такие фигурки встречаются и в гробницах, в которых достаточно ярко и точно переданы формы женского тела. В этих женских скульптурных образах отчетливо виден круг представлений древнейших крестьян, связанных с культом плодородия и женского начала. Одна из этих фигурок изготовлена из глины и раскрашена в красный цвет, другая вырезана из слоновой кости. Оба изображают обнаженные фигуры женщин, матерей и медсестер. Как и прежде, культ животных получил широкое развитие, но в новой форме, с другим содержанием, чем раньше. Наряду с культом диких животных, носившим тотемный характер, появляется почитание домашних животных, прежде всего коровы, но также собаки, овцы и козы. Бадарианцы клали своих мертвецов в могилу в позе свернувшегося клубочком спящего, лежа на боку, головой к востоку. Рядом с умершим кладут личные вещи, домашнюю утварь и продукты питания, необходимые для «будущей жизни.
Бадарианцы были не единственными древними земледельцами в Египте и прилегающих регионах. Неолитические племена, родственные им по культуре и общему уровню развития, жили в V-IV тыс. До н.э и выше по течению Нила.
Те же крестьяне каменного века жили и в Фаюмской котловине, на берегу озера, которое впоследствии высохло. В их технике использовались орудия из камня и кости. Они также обрабатывали камень и кость типичными методами неолита, создавая полированные каменные топоры, кремневые наконечники стрел, ретушированные с двух сторон, в том числе те, которые имели стержень для крепления древка. Они использовали дискообразные дубинки, бумеранги, костяные гарпуны и другие предметы, которые использовались для охоты и рыбалки.
Глиняные горшки были похожи на бадарские, но гораздо грубее, проще по форме и орнаменту. Как и бадарианцы, жители неолита Фаюм носили украшения в виде дискообразных бус, вырезанных из скорлупы страусиных яиц; Особенно высокой ценностью в их глазах должны были быть блестящие раковины, добываемые в Индийском океане, Средиземном и Красном море, а также жемчуг Амазонита, добываемый в центральной Сахаре и восточной пустыне.
Наряду с охотой и рыболовством жители Фаюмского оазиса, как и бадарцы, занимались скотоводством и земледелием. Посеяли просо и пшеницу. Что касается бадарцев, основой их существования было земледелие. Хлеб собирали деревянными серпами с кремневыми лезвиями, вставленными из ножевых пластин; собранное зерно хранилось в больших ямах, выстланных травой и циновками. Затем пшеницу перемалывали на каменных мельницах, чтобы получить муку и крупы. Их домашний скот состоял из коров, овец, коз и свиней.
В западной части дельты Нила, в двух километрах к западу от розеттского рукава Нила, в Меримда-Бени-Салам, также было обнаружено неолитическое сельскохозяйственное поселение. Это поселение существовало очень давно и занимало площадь около 30 гектаров. Он состоял из двух типов жилищ. Некоторые дома имели в плане овальные очертания. Вокруг основания домов были столбы, покрытые тростниковыми циновками, возможно, покрытыми глиной или илом вместо стен. Эти же циновки покрывали дома сверху и служили им кровлей. В кирпичном полу иногда находился глиняный сосуд, который предполагалось использовать для хранения воды. Рядом с хижиной был очаг, на котором готовили пищу. Эти дома отличались небольшими размерами, их площадь не превышала 3-4 квадратных метров; видимо, они служили убежищем только во время сна и непогоды. Были и более крупные жилища, стены которых также были сделаны из кос, вероятно, покрытых глиной, а иногда и из кусков глины или ила.
Эти постройки располагались в определенном порядке, на определенном расстоянии друг от друга, рядами, образующими как бы улицы. Таким образом, это был уже не простой лагерь, не сезонное поселение кочевых племен, а своего рода деревня, постоянное поселение оседлых крестьян.
Жители поселения Бени Салам изготавливали из кремня многочисленные орудия труда в виде ножевидных пластин, наконечников стрел, дротиков, косых пил. У них были топоры, булавы, полированные кинжалы. Изготавливали также различные костяные орудия в виде игл, шил, лопат и гарпунов. Глиняные сосуды были весьма разнообразны по форме, но гораздо грубее, чем у Бадарипевых.
Неолитические жители поселения Бени-Салам, как и другие их современники в Египте, имели таких же домашних животных и занимались земледелием, сеяли двузерновую пшеницу. Рядом с их домом сохранились каменные жернова обычного типа. Раскопки выявили также утрамбованные площадки, на которых молотили хлеб, зернохранилища, сначала в виде корзин, залитых глиной, простые ямы, вырытые в песке, а затем в виде больших глиняных сосудов.
Мировоззрение жителей аграрного поселка Бени Саламед представлено идеей их захоронения. Женщин хоронили в самом селе и в домах. Таким образом, женщина даже после смерти осталась привязанной к дому и своей семье.
По мнению некоторых исследователей, отсутствие емкостей для еды в захоронениях объясняется тем, что душа умершего родственника должна, по поверьям людей того времени, питаться живыми у его очага.
Все это характерные черты мировоззрения людей в период господства материнской семьи, которая, конечно, еще существовала тогда в долине Нила.
Возникновение земледелия в Южном Прикаспви
Зачатки новой культуры, зародившейся в эпоху мезолита, можно найти и в других местах, в Иране и Средней Азии.
На протяжении многих веков мезолитические охотники жили в пещере Гар-и Камарбанд (в районе Бехшехра, недалеко от южного побережья Каспийского мира), которая по результатам анализа органических остатков новым углеродным методом (Метод углерода для определения возраста археологических останков основан на радиоактивном преобразовании изотопа углерода с атомным весом 14 (RC-14), содержащегося в тканях живого существа. После гибели растения этот углерод постепенно преобразуется в азот, установив долю преобразованного углерода, можно определить возраст этого археологического остатка. В течение 5 560 лет он остается половиной RC-14.) Первый пришел сюда около 11 тысяч лет назад. В те далекие времена возле пещеры росли леса, а рядом простиралась степь. Вдоль берега моря были болота. Мезолитические охотники убивали крупных диких быков, кости которых находили в особо большом количестве, оленей, газелей, а также диких баранов и коз. У моря охотились на тюленей и птиц. Основным их охотничьим оружием был лук. Стрелы снабжены каменными наконечниками в виде геометрических микролитов.
В мезолитических слоях пещеры было найдено множество рогов газелей. Концы сколы, тупые и покрытые шрамами, демонстрируя, что эти рога служили кончиками примитивных мотыг или кирок, которые, скорее всего, использовались для выкапывания съедобных корней диких растений.
Керамика и полированные инструменты еще не были известны. Единственным домашним животным в то время была собака.
На таком же уровне культуры находились племена туркменской части Прикаспия, оставившие следы своего пребывания в нижних слоях пещер под Красноводском (Кайлу, Джебель) и Небит-Даг (Дам-Дам-Чесме I и II пещеры).
В VI-V тыс. До н.э в жизни прикаспийских племен происходят значительные изменения. Начало неолита. Появляются первые терракотовые горшки с острым дном, вначале они были еще плохо изготовлены и слабо обгоревшие, рассыпчатые, легко осыпались от затяжной залежи в земле.
Миниатюрные кремневые предметы геометрической формы постепенно исчезают. Найдены первые полированные топоры, в том числе сделанные из привозного камня — жадеита. Неолитические жители пещеры Гар-и Камарбанд все еще вели охоту, но у них уже были домашние животные: овцы и козы, а также невидимые коровы и свиньи. Кремневые пластины, служившие вставными лезвиями для кос, говорят о зачатках земледелия; также появляются терки для круп.
Древнейшее земледелие в Южном Иране
В полном расцвете земледельческая культура неолитических жителей Ирана представлена находками поселения, раскопанного в районе древнего Персеполя. Крестьяне эпохи неолита селились здесь на плодородной равнине, у склонов гор, у реки с пресной чистой водой, которую легко и удобно было использовать для орошения полей. На протяжении поколений они жили в некогда выбранном месте, в постоянных жилищах, построенных из плотно обработанной глины, смешанной с половиной.
Дома состояли из нескольких небольших прямоугольных комнат. Их двери были узкими и низкими, не выше 1 м. Стены сохранились, по крайней мере, на треть своей первоначальной высоты, а в некоторых местах все еще сохранили следы красных и желтых пятен и полос.
Жизнь в этой деревне оборвалась внезапно, скорее всего, из-за нападения врагов. Целые сосуды, местами совершенно неповрежденные, оставались выкопанными в земляном полу и поддерживались камнями или крупными черепками. На одном из кораблей с провизией сохранились остатки еды: рыбные кости; другие содержали кости животных; на некоторых сосудах были снаряды, кремневые орудия и другие предметы, в том числе предметы религиозного культа.
В жилищах были небольшие специальные помещения — склады, в которых уцелели корабли с провизией. Обычно эти горшки были настолько большими, что их уже нельзя было вынуть через доступные отверстия; они постоянно находились там во время строительства складских помещений. Внутри домов также есть камины, которые их топили, и специальные ямы, в которых разводили огонь для приготовления пищи. Снаружи домов были также печи, предназначенные для общего пользования жителей поселка. Их использовали для жарки блюд и выпечки хлеба.
Судя по находкам в неолитических жилищах Персеполя, их обитатели еще не знали использования металла. Основным материалом для изготовления инструментов был кремень, из которого делали ножи, дырки, сверла, скребки; изредка использовался обсидиан. На некоторых плитах сохранились остатки битума, которыми они крепились к деревянным ручкам. Также есть изделия из шлифованного камня в виде булав грушевидной формы. Было довольно развито ткачество, о чем свидетельствуют отпечатки тканей на заглушках для ваз и грузилах для веретен. Производство циновок было широко распространено.
Керамика достигла особенно высокого уровня. Однако кухонная утварь была довольно грубой. Горшки были простой формы и кирпично-красного цвета. А вот расписные, изящные и разнообразной формы блюда, тщательно приготовленные из специально подготовленной глины, которые после приготовления имели светло-желтый цвет, выглядели совсем иначе. Стенки расписных сосудов иногда были настолько тонкими, что их можно было сравнить со скорлупой страусиных яиц. Эти сосуды использовались для хранения зерна, нефти, возможно, воды.
Большое разнообразие форм глиняных горшков указывает на усложнение бытовых потребностей неолитических земледельцев Ирана того времени, рост культурных потребностей по сравнению с их более древними предшественниками.
Еще ярче об этом свидетельствуют росписи на кораблях — основной вид творческой деятельности древних земледельческих племен в известной нам области искусства. Расписные вазы Персеполя отличаются необычайным разнообразием богатых мотивов, орнаментальных элементов и композиционной изобретательности. В центре орнамент Персеполя чисто геометрический.
При этом мастера древнего Персеполя отнюдь не ограничивались в орнаментальном и декоративном творчестве невиданным обилием и богатством геометрических форм, с такой же композиционной смелостью использовали фактуры, заимствованные из животного и растительного мира, из окружающей природы человек для украшения ваз. Таковы, например, широкие крутые завитки — свитки, изображающие рога горного козла или дикого барана — муфлона, или волнистые линии — змей, веток и листьев растений. Наконец, обычно встречаются схематичные, но иногда вполне реалистичные фигуры животных, в основном горного козла, а также человека и птиц, в том числе орла, представленные в характерной геральдической позе — с распростертыми крыльями и головой.
В домах Персеполя также есть скульптурные изображения животных (в основном быков и овец) и птиц. Возможно, они служили детскими игрушками. Фигурки людей, которые появляются в верхних слоях поселения, преимущественно женские.
Скульптурные изображения и росписи на вазах раскрывают некоторые характерные черты мифологии древнейших жителей Персеполя. Судя по обилию кругов, крестов, розеток и подобных символов, образ солнечного божества лежал в основе религиозных верований. Наряду с солярным символом существуют и другие, которые соответствуют важной роли в жизни крестьян — символ воды и водной стихии в целом. Поклонение животным и магия пастухов, направленная на выращивание стада крупного рогатого скота и защиту его от враждебных сил, воплощены в изображениях животных.
Культ плодородия и женского начала, характерный для первобытнообщинного строя под властью материнского клана, нашел выражение в женских фигурках, которые, скорее всего, изображают божественность очага и покровительницу семьи, внимательную к продолжению клана. Те же представления о богине-матери, вероятно, отражены в странных керамических росписях, на которых изображена стилизованная человеческая фигура, сидящая на бедрах, поднявшая руки — в нормальной для Востока позе роженицы.
Раскопки в Персеполе дают представление об уровне общественного развития, которого достигли жители этого поселения в конце его существования. Достаточно одного взгляда на дома неолитического Персеполя, чтобы увидеть что-то нетронутое и неделимое. Они являются составными частями большого муниципального дома, населенного единой клановой общиной, объединенной неразрывными кровными узами и общими экономическими интересами.
Однако в данном случае вряд ли будет правильно переоценивать силу первобытного экономического сообщества. О нынешнем состоянии дел свидетельствуют находки печатей, высеченных на мягком камне. Все печати покрыты скульптурным геометрическим мотивом, иногда довольно сложным и ажурным по исполнению. Подобные оттиски печати также были найдены на кусках глины, которые когда-то закрывали отверстия в глиняных горшках в хранилищах. Кроме того, каждая из таких печатей обладает определенными индивидуальными характеристиками, свидетельствующими о ее принадлежности к определенному владельцу или, точнее, к определенной семье, из которой состояла вся персепольская община. Судя по всему, это большие семьи, построенные, может быть, уже на патриархальных принципах, еще внутри клановой общности, но вставшие на путь экономической изоляции и развития частной собственности.
Древнейшие земледельцы в Средней Азии
Подобный путь развития проходил одновременно, начиная с конца мезолита, до древних племен Средней Азии.
Одним из наиболее примечательных памятников, показывающих, как неолитическая культура ранних земледельцев произошла от мезолитической культуры охотников и собирателей в Южной Центральной Азии, является поселение Джойтун на южной окраине песков Кара-Кум, в 40 км от Ашхабада, на берегу моря. Бугорок Чакмадаш-Бейик. Мощность культурных отложений, образовавшихся в результате многолетних поселений людей, достигает здесь 2 м. Слои глины не менее пяти наложены друг на друга. Также было найдено значительное количество мелких кремневых предметов, в том числе ретушированные лезвия, скребки, проколы и миниатюрные трапеции. Есть также подвески из ракушек, привезенных из прилегающих к Каспийскому морю местностей, где жили племена охотников и рыболовов, оставивших следы своего пребывания в ранних неолитических слоях пещер Кайлу, Джебель и Дам-Дам-Чешме.
Наряду с древними каменными изделиями эпохи неолита были обнаружены не менее многочисленные фрагменты плоских ваз, вылепленных без гончарного круга и покрытых простым расписным мотивом в виде параллельных линий. Это старейшая расписная керамика в Средней Азии, которая по форме и орнаменту резко отличается от остроконечных ваз с круглым дном, созданных племенами охотников и рыболовов.
Наряду с черепками расписных горшков в Джойтуне были обнаружены фрагменты кофемолок, что свидетельствует о том, что земледелие, несомненно, вкупе со скотоводством, уже было важным занятием жителей этого поселения. Прямым свидетельством наличия сельскохозяйственной культуры и в то же время достаточно высокого уровня развития являются следы среднеазиатского ячменя и мягкой пшеницы, найденные в черепках ваз. Следы этой культуры были обнаружены также при раскопках в Новой Нисе и Чопан-Депе (Туркменистан), где была найдена аналогичная джойтунская керамика, лежащая вместе с кремневыми изделиями той же архаичной техники изготовления.