Черкесы — народ, история, традиции, культура, религия, язык

История происхождения черкесов

Никто точно не знает, когда на Северном Кавказе появились предки современных черкесов. Можно сказать, что они жили здесь со времен палеолита. К древнейшим связанным с ними памятникам относятся памятники дольменской и майкопской культур, процветавших в III тысячелетии до н.э., ареалы этих культур ученые считают своей исторической родиной. Что касается этногенеза, то, по мнению многих исследователей, своим происхождением они обязаны как древним адыгейским племенам, так и скифам.

Древние авторы, называвшие этот народ керкетами и зихами, отмечали, что они жили на огромной территории — от побережья Черного моря в районе современной Анапы до Кабардино-Балкарии. Те же жители этих земель назывались и называются «адыге». Это напоминает строчку из «Гимна черкесов», написанную в наши дни М. Дзыбовым: «Имя собственное — адыгейское, другое имя — черкесское!».

Примерно в V-VI веках многочисленные адыгские племена (древние черкесы) объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихия». Его характерными чертами были воинственность, постоянное расширение земель и высокий уровень социальной организации.

При этом сформировалась та характеристика менталитета народа, которая неизменно вызывала восхищение современников и историков: категорическое нежелание подчиняться какой-либо внешней силе. На протяжении всей своей истории Зихия (с 13 века получила новое название — Черкесия) никому не воздавала должного.

Государство Черкесия было крупнейшим на Кавказе

К концу средневековья Черкесия стала крупнейшим государством на Кавказе. По форме правления это была военная монархия, в которой важную роль играла адыгская аристократия во главе с князьями (пщы).

Постоянные войны превратили черкесский народ в нацию рыцарей, неизменно поражавших и восхищавших наблюдателей своими военными качествами. Таким образом, генуэзские купцы нанимали черкесских солдат для защиты своих колониальных городов.

Их слава достигла Египта, султаны которого с радостью приглашали выходцев с далекого Кавказа служить в отрядах мамлюков. Один из этих воинов, Баркук, который пришел в Египет против своей воли в подростковом возрасте, стал султаном в 1381 году и основал новую династию, правившую до 1517 года.

Одним из главных врагов государства в этот период было Крымское ханство. В XVI веке, заключив военный договор с Московским королевством, их армия совершила ряд успешных походов в Крым. Бои продолжились после ухода Московии из региона: в 1708 году кавказские черкесы разбили армию крымского хана в битве при Канжале.

Неукротимый и воинственный характер в полной мере проявился во время Кавказской войны. Даже после разгрома села Гуниб они не остановили сопротивления, не желая переходить на закрепленные за ними заболоченные кубанские равнины. Когда стало очевидно, что эти люди никогда не примирятся, руководство царской армии выступило с идеей их массового переселения в Османскую империю. Депортация черкесов официально началась в мае 1862 года и причинила народу невыразимые страдания.

Десятки тысяч не только черкесов, но и убыхов, абхазов, абазов скопились в пустынных районах Черноморского побережья, непригодных для жизни, лишенных базовой инфраструктуры. Голод и инфекционные заболевания привели к значительному сокращению их числа. Те, кому удалось выжить, никогда не вернулись на родину.

После переселения 6,5 миллиона из них сейчас живут в Турции, 100 000 — в Сирии и 80 000 — на землях своих предков. В 1992 году Верховный Совет Кабардино-Балкарии специальным постановлением квалифицировал эти события как геноцид черкесов.

После депортации на Кавказе осталось не более четверти населения. Лишь в 1922 году карачаевцы и черкесы получили автономную область, которая в 1992 году стала Карачаево-Черкесской республикой.

Борьба с Крымским ханством

Регулярные московско-адыгские связи стали налаживаться в период генуэзской торговли в северном Причерноморье, которая имела место в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффа (современная Феодосия) и др., в которых значительную часть населения составляли черкесы. В конце XV века караваны русских купцов постоянно прибывали по Донскому тракту в эти генуэзские города, где русские купцы заключали торговые договоры не только с генуэзцами, но и с проживающими в этих городах высокогорьями Северного Кавказа.

Экспансия Москвы на юг не могла бы развиваться без поддержки этнических групп, считавших Черноморский и Азовский бассейны своей этносферой. В основном это были казаки, донские и запорожские, чьи религиозные и культурные традиции — православие — сблизили их с русскими. Это сближение произошло, когда это было выгодно казакам, тем более что перспектива разграбления владений Крыма и османов в качестве союзников Москвы соответствовала их этноцентрическим целям. На стороне русских могла действовать часть ногайцев, присягнувшая Московскому государству. Но, конечно, русские были в первую очередь заинтересованы в поддержке самого могущественного и сильного этноса Западного Кавказа — адыгов .

При образовании Московского княжества Крымское ханство принесло те же проблемы русским и адыгам. Например, был Крымский поход на Москву (1521 г.), в результате которого ханские войска сожгли Москву и взяли в плен более 100 тысяч русских, чтобы продать их в рабство. Войска хана покинули Москву только тогда, когда царь Василий официально подтвердил, что он был данником хана и что он будет продолжать оказывать дань уважения.

Российско-адыгские связи не были разорваны. Кроме того, они приняли форму совместной боевой кооперации. Так, в 1552 году черкесы вместе с русскими, казаками, мордвами и другими участвовали во взятии Казани. Участие черкесов в этой операции вполне естественно, если учесть тенденции, проявившиеся к середине XVI века у части черкесов в сторону сближения с молодым русским этносом, активно расширявшим свое присутствие этносфера.

Поэтому прибытие в Москву в ноябре 1552 г первого посольства некоторых субэтнических групп адыгов было очень желанным для Ивана Грозного, планы которого заключались в продвижении русских по Волге к ее устью, ибо Каспийское море. Союз с мощнейшим этносом С.-З. Москва нуждалась в К в борьбе с Крымским ханством.

Всего в 1550 году Москву посетило три посольства из С.-ЗК, в 1552, 1555 и 1557 годах. В их состав входили представители западных адыгов (жанеевити, бесленеевитцы и др.), Восточных адыгов (кабардинцев) и абазин, обратившихся к Ивану IV с просьбой о защите. В покровительстве они нуждались в основном для борьбы с Крымским ханством. Делегации с С.-З. К получил благосклонный прием и заручился покровительством русского царя. Отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы и сами были обязаны выступать на службе у великого князя царя.

В 1556 году адыги и русские нанесли по турецкой этносфере двойной удар: адыги в Крыму и русские в Астрахани. Заручившись поддержкой грозного русского царя, черкесы в 1556 году провели серию дерзких военных операций на Северо-Западе. К., в результате чего османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань были захвачены. Эта черкесская акция во многом способствовала захвату Астрахани русскими, которые теперь не могли рассчитывать на поддержку крымско-османских баз на Таманском полуострове. После взятия Астрахани русскими появилась реальная возможность для совместных действий русских и черкесов: «В 1556 году начались походы московских войск на нижний Днепр и нижний Дон, вскоре замененные казаками и донскими казаками вместе с черкесами».

В 1561 году Иван Грозный женился на дочери известного кабардинского князя Темрюка Идарова. После крещения в Москве она стала королевой Марией.

это был дипломатический ход с целью мирно повлиять на ход событий на Кавказе. Пророссийский Темрюк Идаров, сын которого уже служил Ивану Грозному, а дочь вышла за него замуж, попытался объединить всех черкесов, но безуспешно. Более того, он был вынужден обратиться к российским войскам за помощью в борьбе с антимосковскими бандитами. Дважды, в 1562-1563 и 1565-1566 годах, русские войска отправлялись в Кабарду.

В 1569 году Мария Темрюковна (24 года) скончалась 6 сентября в Александровой слободе, вернувшись из долгой поездки в Вологду (царь сказал, что ее отравили).

В конце концов, сам Крымский хан Девлет-Гирей напал на Темрюк в 1570 году. В битве на левом притоке Кубани Ахуже он (Темрюк) был смертельно ранен, а два его сына попали в плен.

Кроме того, при Иване Грозном у него был второй Крымский поход на Москву (1571 г.), в результате которого ханские войска нанесли поражение русским войскам, снова сожгли Москву и взяли в плен более 60 тысяч русских (для продажи в рабство).

Этноним

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в конце 19 — начале 20 веков, писал:

Уже греческие историки нашли название Керкет, которое приписывается именно черкесам. Греки также называли их зюха (от Аппианского) .

По другой версии, черкес-черкес состоит из двух баз (Circ) -круг и (Hessian-assassin) — профессионального воина. То есть, если рассматривать рисунок деревни XVI века, сделанный Жаном Батистом Тавернье в 1678 году, первое, что бросается в глаза, — это появление круглого поселения, похожего на укрепление, и воинской части, охраняющей вход в храм во главе с вооруженным рыцарем. Подавляющее количество людей, увидевших такие взгляды и пришедших к выводу, что перед ними крайне воинственный народ, ведущий военный образ жизни. Отсюда и устоявшееся название «Черкесиано». Круглая форма черкесских (черкесских) деревень сохранялась тысячелетиями. Недавние исследования экспедиции Российской академии наук на Кабардинский хребет показали, что округлая форма поселения существовала уже в VII веке до нашей эры, и это не случайно. Уже первые раскопки на месте этих поселений показали, что круглая деревня имитировала диск солнца, первоначально называвшийся ромашкой, расположенный на земле, а дома с адыгами, которые жили в таких домах, символизировали его лучи. Важно то, как сами адыги (черкесы) видят себя, тесно переплетенные внутриродовыми и внутрикультурными узами. Черкесская автономная «Адыгея» — (А-рука, луч) (дуге — солнце) (солнечный луч). Адыги (черкесы) воспринимали лучи солнца из его рук, которыми он ласкал природу и в ответ расцветал. В круглом селе каждый адыгский (черкесский) дом — это солнечный луч, исходящий из центра села, где находился Храм Солнца с охраняемым входом.

Черкесы и Кобанская культура

Определенная часть ученых считает, что создатели и носители археологической культуры Кобана (начало которой относится к XIII веку до н.э.) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно: в районе «местного варианта» Пятигорска, скорее всего, проживали в основном племена, связанные с протоадыгской этнической группой; — в районе «местного варианта» Горн — протинах.

На начальном этапе формирования кобанской культуры (датируемой 12 веком до нашей эры) не могли участвовать скифы, появление которых ученые датируют 8 веком. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. (см. Скифы), и даже не могли участвовать сарматы, появление которых ученые датируют 4 веком. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. (см сарматы)

Черкесы в СССР

В 1921 году на Северном Кавказе в составе СССР была образована Горная Автономная Советская Социалистическая Республика. В январе 1922 года в составе СССР была образована Карачаево-Черкесская автономная область. В него входили часть земель кабардинцев и земли Бесленей в верховьях Кубани. Черкесы, населявшие эту республику (собственное имя), сохранили свое второе название черкесы.

26 апреля 1926 г. Карачаево-Черкесский автономный округ был разделен на Карачаево-Черкесский автономный округ и Черкесский национальный округ (с 1928 г. — автономная область). По переписи 1926 г в СССР было зарегистрировано 65 270 черкесов, а по переписи 1959 г их число снизилось до 30 453 человек.

С 1957 года — снова Карачаево-Черкесский автономный округ в составе Ставропольского края. С 1992 года — Карачаево-Черкесская Республика. По переписи 1970 г было зарегистрировано 39 785 черкесов, а по переписи 1989 г численность черкесов в СССР выросла до 52 363 человек.

Численность и диаспоры

По переписи 2002 года общая численность черкесов в Российской Федерации составляет 712 тысяч человек, они проживают на территории шести субъектов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край. В трех из них адыги — одна из «титульных» наций, черкесы в Карачаево-Черкесии, адыги в Адыгее, кабарды в Кабардино-Балкарии.

За рубежом самая большая черкесская диаспора в Турции, по некоторым оценкам, турецкая диаспора насчитывает от 2,5 до 3 миллионов черкесов. Израильская диаспора черкесов составляет 4 тысячи человек. Есть сирийская диаспора, ливийская диаспора, египетская диаспора, иорданская диаспора черкесов, они также проживают в странах Европы, США и некоторых других странах Ближнего Востока, но статистика большинства этих стран они не предоставляют точных данных о количестве адыгских диаспор. Ориентировочная численность адыгов (черкесов) в Сирии составляет 80 тысяч человек.

Есть и в других странах СНГ, особенно в Казахстане.

Современные языки адыгов

В настоящее время в адыгском языке сохранились два литературных диалекта — адыгский и кабардино-черкесский, которые входят в абхазо-адыгскую группу северокавказской языковой семьи.

Большинство черкесов двуязычны и, помимо своего родного языка, говорят на государственном языке страны проживания; в России — русский, в Турции — турецкий и т.д., в Казахстане и других странах СНГ — помимо родного языка — русский.

Внешность

Антропологически кабардинцы относятся к так называемой пятигорской смеси, которая представляет собой смесь кавказского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешнего вида можно отнести:

  • высокий или средний рост;
  • спортивное телосложение;
  • широкое лицо;
  • выступающие скулы;
  • прямые брови;
  • горизонтальное положение глаз;
  • нос прямой или горбатый, кончик горизонтальный;
  • карие, серые, черные глаза;
  • прямые и жесткие волосы;
  • линия роста волос развита.

Исследователи XVI-XIX веков отметили привлекательную внешность кабардинцев, назвав представителей этого народа одними из самых красивых на Кавказе. Мужчины отличались спортивным телосложением, широкими плечами, ловкостью и ловкостью. С раннего возраста мальчиков учили обращаться с ружьем и лошадьми, бороться и кататься на лошадях. Благодаря этому дети выросли в физически крепких, выносливых и подтянутых молодых людей.
Девочки с 12 лет стали использовать корсет с деревянными вставками спереди. Одежду носили днем ​​и ночью, и ее приходилось снимать в первую брачную ночь. Использование корсета обеспечивало идеальную осанку, стройную фигуру с тонкой талией и маленькой грудью: этот аспект считался эталоном на Кавказе.

Одежда

Кабардинские князья считались законодателями моды Кавказа. Традиционный костюм состоял из широких брюк, марокканских чувяков, рубашки с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкесского пальто и шапки. Обязательный элемент костюма — богато украшенный композиционный пояс или сабельный пояс для холодного оружия — кинжала, дамы, сабель. Черкесский плащ черного, коричневого, красного, белого цветов дополнялся газом и нагрудником. В холодное время года и в походах носили плащи, в повседневной жизни — дубленки.
Женский костюм состоял из туники, рубашки в пол, широких штанов и свободного платья. Последние могли быть повседневными и праздничными: вечерние наряды украшались золотой и серебряной вышивкой, искусно выполненным серебряным поясом, орнаментом из драгоценных металлов. Девочки завершили наряд высокой шляпой с золотым шитьем. После свадьбы ему заменили черный шарф, концы которого обвивали вокруг шеи, завязав на голове. Сверху надевался изящный ажурный платок светлого оттенка.

Семейный уклад

У адыгов был традиционный патриархальный семейный уклад. При этом роль женщин была намного важнее и положение более свободным, чем у других кавказских народов. Девочки, как и мальчики, могли участвовать в вечеринках, принимать молодежь: для этого даже обустраивали отдельные комнаты в богатых домах.

Это давало возможность присмотреться к противоположному полу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было решающим, если оно не противоречило традициям и пожеланиям родителей. Браки редко заключались по заговору или похищению без согласия.
В древности были распространены большие семьи, насчитывавшие от 15 до 100 человек, в которых вождь был старшим, прародителем рода или самым уважаемым человеком. С 19-20 веков приоритет перешел к небольшой семье из двух поколений. Главным в решении социальных проблем был муж, ему нельзя было противоречить, спорить с ним, особенно на публике. Однако главной женщиной в доме была женщина: она решала все бытовые проблемы, занималась воспитанием детей и девочек.
Атализм был широко распространен среди богатых, особенно в княжеских семьях. С раннего возраста один или несколько детей из богатой семьи воспитывались в менее знатной, но, тем не менее, влиятельной семье. В нем мальчик вырос до 16 лет, после чего вернулся в отцовский дом. Это укрепило связь между родами и соблюдало традицию, согласно которой отцу запрещалось привязываться к своим детям и публично выражать свои чувства к ним.

Жилище

Традиционное жилище бедных адыгов — это дом из облепленных глиной прутьев. Обычно он состоял из комнаты, в центре которой находился очаг. По традиции, он никогда не должен был выходить на улицу, так как это сулило семье несчастье. Позже к дому пристроили дополнительные комнаты для детей, которые поженились и решили остаться с родителями.
Позже стали популярны большие фермы, в центре которых находился главный дом, а по бокам — пристройки. В зажиточных семьях на территории двора для гостей строили отдельные жилища. Сегодня это редкость, но каждая семья старается иметь специальный номер для размещения путешественников, родственников и гостей.

Жизнь

Традиционные занятия адыгов — скотоводство и земледелие. В основном выращивали просо и ячмень, затем добавляли кукурузу и пшеницу. Животноводство было пастбищным, коз и овец, реже коров и яков, в горных районах — ослов и мулов. В подсобном хозяйстве выращивали птиц: цыплят, гусей, уток.

Широкое распространение получили виноградарство, садоводство и пчеловодство. Виноградники располагались на побережье, в районах современных Сочи и Вардане. Существует версия, что название знаменитого «Абрау-Дюрсо» имеет черкесские корни и означает название озера и горной реки с прозрачной водой.
Ремесла адыгов были развиты слабо, но в одном из них они преуспели намного лучше своих соседей. С давних времен адыгейские племена умели обрабатывать металл: почти в каждом ауле процветали кузнецы и производство клинков.
Женщины владели искусством изготовления тканей и прославились как прекрасные вышивальщицы. Особо ценилось мастерство вышивки золотыми нитками с национальными орнаментами, включающими солярные, растительные и зооморфные мотивы, а также геометрические формы.

Традиции и обычаи, язык и религия

На протяжении своей тысячелетней истории черкесы исповедовали разные религии. В раннем бронзовом веке зародилась их первая монотеистическая религия с мифологией, не уступающей по сложности и развитию древнегреческой.

С древних времен адыги поклонялись животворному Солнцу и Древу из золота, огня и воды, верили в порочный круг времени и единого Бога Тебя, создали богатый пантеон героев из эпоса о Нарте. В первой книге о черкесах, написанной генуэзцем Д. Интериано в начале XVI века, мы находим описание некоторых обычаев, явно восходящих к язычеству, в частности погребальных обрядов.

Изначально черкесы поклонялись Солнцу, Золотому дереву, огню и воде

Следующей религией, нашедшей ответ в душе людей, было христианство. Согласно легенде, первыми известие о нем в Зихию принесли апостолы Андрей и Симон. С шестого века. Христианство стало основной религией и оставалось им до падения Византийской империи. Они исповедовали православную веру, но небольшая их часть, получившая название «френккардаши», обратилась в католицизм.

Примерно с 15 века началось постепенное принятие ислама, который сейчас является официальной религией. Этот процесс был завершен только в 19 веке. В 1840 году были приняты правила шариата, пришедшие на смену прежним законным обычаям. Ислам не только помог создать гармоничную правовую систему и консолидировать этническую принадлежность, но также стал частью самосознания людей. Сегодня черкесы — мусульмане-сунниты.

Все, кто писал о черкесах в разные периоды их истории, среди основных традиций отмечали, в частности, культ гостеприимства. Каждый гость мог рассчитывать на место на кунацкой и за столом хозяина, который не имел права беспокоить его вопросами.

Другой особенностью, поразившей иностранных наблюдателей, было презрение к материальным благам, которое в средние века зашло так далеко, что торговлю адыгской аристократией считалось грехом. Смелость, боевое искусство, щедрость и великодушие почитались как высшие добродетели, а трусость — самым гнусным пороком.

Воспитание детей было направлено на развитие и закрепление этих добродетелей. Сыновья знати, как и все, прошли тяжелую школу, в которой закаляли характер и закаляли тело. Взрослые были безупречными рыцарями, способными скакать, чтобы поднять монету с земли, и крепкими воинами, прекрасно вооруженными. Они умели сражаться в самых тяжелых условиях: в высокогорье, в непроходимых лесах, на узких перешейках.

Быт черкесов отличался простотой, органично сочетался со сложной социальной организацией. Простыми, украшавшими праздники, были и любимые блюда этноса: лягур (баранина с минимумом специй), гедлибже (отварная и тушеная курица), бульоны, пшенная каша, адыгейский сыр.

Несмотря на переселение людей, сохранили рецепты национальных блюд

Главный элемент национального костюма — черкесский — стал символом кавказского костюма в целом. Ее крой не менялся на протяжении нескольких столетий, что видно по платьям на фото 19 века. Этот костюм был очень похож на черкесов: высокий, стройный, с темно-русыми волосами и правильными чертами лица.

Основным элементом национального костюма был черкесский

Танцы, которые сопровождали все торжества, были неотъемлемой частью культуры. Такие популярные у черкесов танцы, как удж, кафа, удж хаш, уходят корнями в древние ритуалы и не только очень красивы, но и полны сакрального смысла.

Черкесские танцы уходят корнями в древние обряды народа

Один из основных ритуалов — бракосочетание. Традиционная черкесская свадьба была логическим завершением серии ритуалов, которые могли длиться более года. Примечательно, что невеста покинула родительский дом сразу после заключения договора между отцом девушки и женихом. Ее отвезли в дом родственников или друзей жениха, где она жила до замужества. Таким образом, добрачный ритуал представлял собой имитацию похищения при полном согласии всех сторон.

Свадебная вечеринка длилась до шести дней, но жениха не было: считалось, что его родственники злились на него за «похищение невесты». Только после расторжения брака он вернулся в семейное гнездо и воссоединился с женой, но ненадолго. После свадьбы жена переехала к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. Свадьбы в Карачаево-Черкесии сегодня отмечают красиво (это видно, посмотрев на видео празднование черкесской свадьбы), но, конечно, древние обычаи претерпели некоторые корректировки.

Церемонии бракосочетания предков соблюдаются и сегодня

Говоря об этничности, нельзя не упомянуть термин «разрозненная нация». Черкесы проживают в 4 странах, не считая России, и в пределах Российской Федерации — в 5 республиках и краях. Особенно в КЧР (более 56 тысяч). Однако всех представителей этноса, где бы они ни жили, объединяет не только язык — кабардинско-черкесский, но и общие обычаи и обычаи, а также символы, в частности известный с 1830 года народный флаг — 12 золотых звезды и три скрещенные золотые стрелки на зеленом фоне.

При этом черкесская диаспора в Турции, диаспоры Сирии, Египта и Израиля живут своей жизнью, а Карачаево-Черкесская Республика — своей. Республика известна своими туристическими курортами, в первую очередь Домбаем, но при этом в ней развиваются и промышленность, и животноводство. История народа продолжается и нет сомнений, что будет еще много ярких и запоминающихся страниц.

Горнолыжный туризм в Домбае очень развит

Русская Православная Церковь

В 1829 году была образована Донская епархия, в которую вошла территория Адыгеи. С 4 апреля 1842 года Адыгея входила в состав новой Кавказско-Черноморской епархии (Ставрополь.

С 1919 года указом временного управления Церкви на Юго-Востоке России создается самостоятельная Кубанская епархия. В 20-е годы прошлого века было основано Майкопское викариатство Кубанской епархии.

28 марта 1991 года было создано Майкопское благочиние Краснодарской епархии с местонахождением в Майкопе.

26 февраля 1994 года была создана самостоятельная Майкопская епархия на территории Республики Адыгея и в тринадцати районах Краснодарского края. 28 декабря 2000 года приходы, расположенные в Краснодарском крае, были отделены от епархии.

По состоянию на март 2019 года в Республике Адыгея насчитывается 59 приходов и монастырь Русской Православной Церкви.

Язычество

Языческие верования черкесов существуют издавна. Божества, которым поклоняются черкесы, — великий бог Тхьешхо, бог души Псатхе, бог грома Шибле, бог плодородия Тхегелей, бог леса и покровитель охотников Мазытхе и др. у черкесов сохранились пережитки языческих верований.

Распространение христианства

Распространение христианства среди черкесов было связано с политикой Византии на Кавказе. Известие о присутствии епископа датируется шестым веком. Дамиан Зихский на Константинопольском соборе 526 г., хотя существует мнение о более раннем (I век) распространении христианства в регионе от Черного моря до Дагестана. По мнению исследователя Э. Х. Панеша, христианство среди черкесов процветало в VI-VII веках. Христианство пришло через греческие колонии на Черном море, а также через соседей черкесов, христианской Абазгии. По крайней мере, в четвертом веке здесь было фанагорическое кресло: его епископ числится среди присутствующих на I Вселенском соборе; далее она не упоминается. В VIII веке распространение христианства продолжилось среди адыгов приморских областей. Архиепископия была основана в районе Зикхия с профессором в Никопсии. Позже появляется Матрах Си (Таман): впервые он упоминается под именем Таматарха как епископство готской метрополии; в 10 веке он был архиепископом Константинопольского Патриархата.

В X-XI веках распространению христианства среди черкесов способствовали связи с Россией. Как известно, кн. Тмутараканский Мстислав крестил детей адыгов по книге «Переделано.

Впоследствии на черкесов повлияла Грузия. Загружаю летописный отчет, что «Католикос Грузии венчает и освящает пастырей всех народов и стран от Черного моря до Дербенда, включая Оветию и Черкесию». По словам Э. Х. Панеша, «христианство начало проникать в адыгские племена уже в первые века нашей эры, первоначально из греческих колоний, имевших постоянные торговые отношения с горцами и профессиональными проповедниками христианства, а также с соседними аланами и Тмутараканью. Русь ». Но христианство не преобладало в X-XII веках, язычество по-прежнему оставалось основным верованием.

Миссионеры принесли католицизм на Кавказ в 14 веке. Его получали в основном правители Адыгея. В первой половине 15 века в регионе были католический архиепископ и два епископа, действовали католические церкви и монастыри.

В 16 веке необходимость борьбы с Крымским ханством привела к развитию военно-политических контактов между черкесами и Россией. Приходящие князья вместе со своим народом принимают святое крещение. Никоновская летопись упоминает, что в 1552 году царь Иоанн IV «отпустил черкесских князей по их просьбе в Черкассы, и они поцеловали крест правителю, чтобы они служили правителю со всей Черкасской землей в их брюхе: куда пойдет правитель? отправляет их на службу, они идут туда. «, в 1555 г пришли» из Черкасс князья Черкасские князь Сибок и брат его Ацымгук князь Жаженский, князья Черкассы и князь Тутарик, сын князей Езболуевых; да, пришел его сын Кудадик с князем Сибоком, а с ними полторы сотни человек… И черкасские князья бьют себе по лбу со всей земли Черкасской, чтобы князь дал им , оказывают свою помощь над городами Тур и Азов, а также над другими городами и царем Крыма, и они веками служат царю и великому князю с женами и детьми. «В 1557 году» князья черкесов снова приезжают. «1559», сыновья князя Большого Кабардинского, Булгерука М урза и Салнюк Мурза, пришедшие из Черкасов к князьям царя Великий князь Темирюков, для того, чтобы правитель оказал им милость, сделал из правителя Шевкала своих слуг и защитников. «Только летом государь послал своих христианских священников со своими воеводами в Черкассы Карбатинский по их просьбе, как будто они хотели креститься».

Обряды религиозного свойства

Обряд воздушного погребения: покойного помещали в деревянный брусок из двух половинок, выдолбленных из цельного ствола дерева и подвешивали высоко на ветвях дерева. После мумификации тела (обычно через год) его закапывали в землю, не открывая мост. Воздушные захоронения использовались черкесами с давних времен. Единичные случаи воздушного захоронения зафиксированы и в 19 веке. Он также упоминается в знаменитой «Песне Афиюх / Адииф». Воздушные захоронения упоминаются как в древних легендах, так и в сообщениях иностранных путешественников, таких как :

  • 1427 г. — Иван Шильбергер, возвращающийся из монгольского плена через территорию адыгов (шапсугов). В своих записях он сообщил:

У них (черкесов) есть обычай помещать людей, убитых молнией, в гроб, который затем подвешивают на высоком дереве. После этого приходят соседи, унося с собой еду и питье, и они начинают танцевать и веселиться, забивая быков и баранов и раздавая большую часть мяса бедным. Они делают это в течение трех дней и повторяют это каждый год, пока трупы полностью не разложатся, воображая, что человек, пораженный молнией, должен быть святым.

  • 1667 г. — турецкий разведчик Эвлия Челеби, описывая адыгское племя мамхегов, также писал —

После совершения различных ритуалов рассказчики собирают людей во главе умершего. Это удивительное и редкое зрелище. После этого помещали мертвых в особую раковину на ветвях большого дерева в горах…

Черкесский правитель средневекового Египта султан Баркук тоже изначально был похоронен в воздушном захоронении: гроб с его телом был подвешен к потолку мечети его черкесским окружением.

известно, что процесс мумификации позволяет сохранить генетический материал: молекулы ДНК. Мумификация в той или иной форме присутствует во многих древних культурах.

Греческое влияние на адыгскую (черкесскую) мифологию

Древнегреческие города-государства располагались на территории Черноморского побережья, занятой адыгами, благодаря чему произошло взаимовлияние мифологий. Так, в древнегреческой мифологии проводятся параллели с адыгами (миф о Прометеях, прикованном к городу Эльбрусу и др.). Точно так же есть греческие параллели в черкесской мифологии.

Однако наиболее значительное влияние греков на черкесскую мифологию произошло в период расцвета византийской (греч.

Отмечая этот неоспоримый факт, исследователи в то же время иногда проводят слишком прямые параллели между мифологией черкесов и греков.

Так, в начале XIX века Л.Я. Луле, изучив верования, ритуалы и предрассудки черкесов, существующие среди черкесов, составил список черкесских богов, а затем написал —

«.. гостеприимство, смешанное с религиозными представлениями, любовью к родине и старыми предрассудками, является характерной чертой нравственности горцев, препятствующей окончательному внедрению ислама по сей день». — Л.Я. Люли. Верования, религиозные обычаи и предрассудки среди черкесов

Можно провести явные параллели между Адыгейским Мазытхе и Греческим Паном, под влиянием которого изначально женский мифологический образ Мазгуаш (Mazguasche) трансформировался в мужской — Мазытхе. Не упомянутая Люльером черкесская мифологическая покровительница пчеловодства Мелисса даже сохранила свое греческое имя: «мелисса» в переводе с греческого означает «пчела».

Но в ряде случаев сравнения Люльера искусственны (Зеклуэтхие — Марс, Хенегуаш — Наяда, Кодес — Нептун, Хетегуаш — Помона).

Однако даже в период упадка христианства черкесы продолжали последовательно сохранять свою веру в Единого Бога Вора. В середине 19 века Э. Спенсер, специально исследовавший эту проблему, отмечал:

«Основными принципами веры жителей Западного Кавказа являются твердая вера в единого Бога, всевышнего и могущественного, и в бессмертие души, которая, по их убеждению, будет перенесена в иной мир, обитель их отцы. Как и мусульмане, они не представляют Божество ни в одной из двух видимых форм, но определяют его как создателя всего сущего, чей дух распространяется по всему Космосу. Помимо единого вечного Бога, они верят в существование нескольких низших существ или святых, которым Великий Дух, Тха, передал власть над такими земными вещами, что он считает его слишком незначительным для его устрашающего контроля .. из них они кажутся особым символом; но они не обожают их, кроме как промежуточный объект. По этому поводу я провел тщательный допрос и обнаружил, что все мои информаторы согласны с этим мнением и подтвердили то, что я слышал ранее от нескольких российских офицеров, которые на протяжении многих лет были связаны с Черкесы…. Этот культ следует рассматривать как своего рода культ строгого протестанта и столь же строгого мусульманина. »- Э. Спенсер. Путешествие по Черкесии, 1839 г

Фольклор

В фольклоре главное место занимают нартские легенды (нарт пшынале), героические и исторические песни, песни-причитания о героях (гыбзе). Разнообразие рабочих песен связано с различными формами земледелия (песни пахаря, косилки, пастухов во время обмолота, гребцов шерсти, песни во время прополки и лущения зерна, арабов , мельницы, песни кузнеца, пастыри и мелодии).

В обрядовый фольклор входят песни, адресованные покровителям леса; песни, из-за которых идет дождь; Новогодние поздравительные песни; ритуальные мелодии, сопровождающие поиски человека, утонувшего или погибшего в лавине; песни-воззвания к божеству грома, которые сопровождают похороны жертвы молнии; семейные песни (свадебные песни, колыбельные, песни о болезни машины дряхлых стариков), исцеляющие песни (песни заговора от оспы, от ран); песни-добрые пожелания (хохы).

Музыкальные инструменты: шиклепщын смычок, пиццикато апепшин, духовой камыл или бжами, деревянная погремушка пхачич. Со 2 этажа. В 19 веке губная гармошка получила широкое распространение. Традиционный музыкальный фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам джегуакло гыбзау, особенно популярным среди адыгов.

Свадебные традиции

Обряды, связанные с этим праздником, в Адыгее сохранились до сих пор. Часто девушка выбирает жениха самостоятельно. Молодая женщина намекнула ему маленьким подарком на желание создать семью с понравившимся ей молодым человеком. Современная адыгская свадьба — это многоуровневый обряд. Кроме того, большинство семей предпочитают следовать древним традициям, не подверженным капризам времени.

Сватовство

Сначала мужчины со стороны жениха приходили к дому девушки и останавливались там, где обычно рубят дрова. Этот визит совершался как минимум трижды. Если в конце гости были приглашены к столу, невеста принимает свадьбу.

Затем настала очередь родственников девочки осмотреть дом мальчика, чтобы оценить его материальное благополучие. Процедура проводилась не из любопытства, только по традициям можно было жениться только на человеке из его социального слоя. Проще говоря, бедные не вступали в союз с богатыми.
Если гости остались довольны увиденным, они переходили к обсуждению калыма. Обычно в него входили лошадь и крупный рогатый скот, количество голов зависело от достатка конюха.

Нысащэ

День поездки и приезд девушки. Раньше у черкесов было принято вечером забирать девушку из отцовского дома и всю ночь праздновать свадьбу. В наше время обряд немного изменился. За девушкой приезжают в полдень. Раньше праздничное шествие состояло из друзей мальчика, аккордеониста и молодой женщины, которые сопровождали невесту. Современная молодежь отправляет к невесте гостей со стороны жениха.

Особое внимание уделяем транспорту. Молодоженам вручают лимузин или дорогую иномарку; отечественных «Жигулей» на свадьбе адыгов наверняка не увидишь. Но в старину молодоженов приходилось трясти в телеге.

Отступление невесты сопровождается праздничными песнями в исполнении мужчин. Как только пара переступает порог отцовского дома девушки, их путь преграждается и требуется выкуп. Автомобилисты, мешающие свадебному кортежу, по дороге в ЗАГС щедро дарят подарки.

Знаете ли вы, что восточные и западные адыгейские традиции празднования свадьбы немного отличаются? Для последних принято сопровождать девушку в дом жениха. Кроме того, эта роль отводилась молодым людям, чаще всего родственникам по отцовской линии. Они следят за тем, чтобы во время церемонии к молодой женщине относились с должным уважением.

Свадебный кортеж обязательно должен посетить дом мальчика. Перед невестой выкладывается дорожка из шелковой ткани. Пока она идет по «ковру», на девушку сыплются сладости, пшеница, деньги, чтобы новая семья могла прокормить. Муж должен нести жену в дом на руках.

К тому же этот обычай неукоснительно соблюдается, ведь молодая женщина может наступить на порог или перелезть через него. И там обитают души умерших, и молодая женщина невольно может их потревожить.

Девочку переводят в отдельную комнату, и в нее входят родственники жениха. Они снова посыпают невестку сладостями и деньгами, чтобы «выиграть» право приподнять вуаль и взглянуть в лицо новой родственнице. При этом жених, доставив избранницу в отцовский дом, покидает свадебное торжество и избегает старших в семье.

Нысэщэ джэгу

Танец, посвященный невесте. Сегодня стало престижно правильно исполнять нишеще джегу, хотя молодые люди иногда балуются движениями, несвойственными танцевальной культуре. Также на свадьбе проводится конкурс на лучшего танцора.

Нысэищэ

Завершающий этап торжества — знакомство молодоженов в большом доме. Девочку знакомят со взрослыми женщинами семьи и свекровью.

Стоит отметить интересную традицию, связанную со свадебными торжествами. Родителей невесты нет. После того, как девушка приезжает в дом своего мужа, отец новобрачной невесты с родственниками выплачивает матери и отцу молодой женщины компенсацию за то, что они покинули дом ее отца. Это своеобразное уважение к новым родственникам.

В день свадьбы вещи девушки увозят в новый дом мужа. Родственники невесты могут находиться за праздничным столом, но не более двух часов.

Оцените статью
Блог про генетику