- Легендарное происхождение чеченцев
- Научные версии происхождения чеченцев
- Этногенез
- Трудности этимологии
- Этническая пестрота
- Древняя история
- Кавказская война
- Национальные особенности
- Первые контакты с Россией
- Чеченцы и терские казаки
- XVIII век
- Современность
- Где живут
- Численность
- История
- Язык
- Религия
- Тейпы
- Легенда
- Чистые и смешанные
- Кровная месть
- Знатный чеченский тейп
- Беной
- Гендаргеной
- Харачой и Дешни
- Функционирование тайпа
- Структура
- Имена
- Еда
- Жизнь
- Жилище
- Внешность
- Характер
- Традиции
- Культура
- Известные личности
Легендарное происхождение чеченцев
Согласно их собственной мифологии, они пришли откуда-то с юга и поселились в пустынных землях в то время на Северном Кавказе.
Согласно чеченским летописям тептари, родина людей находится в стране Шем, где-то в Месопотамии, откуда они переселились в свои теперешние места обитания.
И эта версия нашла неожиданную поддержку у некоторых ученых, которые предполагают, что чеченцы пришли из малоазиатских царств Урарту и Ахиява, которые на самом деле находились на юге, но не в Месопотамии, а в современной Турции.
Затем народы смешались с другими соседями по региону, что привело к путанице в генеалогиях.
Чтобы определить его истинное происхождение, в одной из деревень был обнаружен древний котел с выгравированными названиями древних тейпов.
Научные версии происхождения чеченцев
Антропологи фиксируют среди вайнахских народов значительную долю представителей кавказского антропологического типа: чрезвычайно массивных, высоких и умеренно пигментированных кавказцев, ближайших родственников европейского кроманьонца.
В этом типе преобладают темно-русые волосы и смешанные глаза — зеленые, русые и серые.
Это потомки старейшего населения Кавказа после ледникового периода, и они почти не жили где-нибудь на юге.
Другое дело, что это вторая часть антропологических типов чеченцев, имеющая явные характеристики Ближнего Востока.
Они близки к народам Ближнего Востока и Южного Кавказа и на самом деле, скорее всего, пришельцы с юга.
Смесь этих двух типов дает большую часть массы чеченского народа.
Более того, генетики обнаружили явный иранский след в своем генофонде. Соседство со скифами и сарматами, а затем с аланами, половцами, не превосходило даров и гаплотипов ираноязычных кочевников, довольно часто встречающихся в генофонде жителей Чечни.
Таким образом, чеченцы произошли из смеси пришельцев с Южного Кавказа и местного аборигенного населения.
Кроме того, во время монгольского нашествия, а затем и многочисленных войн с Россией к чеченцам присоединились группы людей разных национальностей, которые вошли в общую сумму.
Поэтому в чеченской среде ходит много слухов и домыслов об этническом происхождении тейпов не по чеченскому признаку.
Есть тейп турецкого, грузинского, ногайского и кабардинского происхождения, а также горские евреи, абазины и черкесы также были включены в сферу чеченцев, в сферу основателей тейпа.
Существуют также, хотя и менее надежные, версии о русском и даже польском происхождении некоторых тейпов.
Однако в настоящее время этому не хватает четких доказательств и аргументированных выводов.
Этногенез
Чеченский народ формировался давно. Кавказ всегда выделялся своим этническим разнообразием, поэтому даже в научном сообществе до сих пор нет единой теории происхождения этого народа. Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанской языковой семьи. Его еще называют Восточным Кавказом по расселению древних племен, которые стали первыми носителями этих диалектов.
История Чечни началась с появления вайнахов (сегодня этим термином называют предков ингушей и чеченцев). В его этногенезе участвовали самые разные кочевые народы: скифы, индоиранцы, сарматы и др. археологи относят носителей колхидской и кобанской культур к предкам чеченцев. Их следы разбросаны по всему Кавказу.
Трудности этимологии
Появление этнонима «чеченцы» имеет множество объяснений. Некоторые ученые предполагают, что это слово является транслитерацией имени чеченского народа у кабардинцев — «шашан», которое, возможно, произошло от названия села Большой Чечен. Предположительно, именно здесь в 17 веке русские впервые столкнулись с чеченцами. По другой гипотезе, слово «чеченец» имеет ногайские корни и переводится как «вор, поспешный, вор».
Сами чеченцы называют «нохчи». Это слово имеет не менее сложную этимологическую природу. Кавказский ученый конца 19 — начала 20 века Башир Далгат писал, что имя «нохчи» может использоваться как общее племенное имя как у ингушей, так и у чеченцев. Однако в современных кавказских исследованиях принято употреблять термин «вайнахи» («наши люди») для обозначения ингушей и чеченцев»).
В последнее время ученые обратили внимание на еще одну версию этнонима «нохчи» — «нахчматяне». Термин впервые появляется в VII веке в «Армянской географии». По мнению армянского востоковеда Керопе Патканова, этноним «нахчматяне» сравнивают со средневековыми предками чеченцев.
Этническая пестрота
В устных преданиях вайнахов говорится, что их предки пришли из-за гор. Многие ученые сходятся во мнении, что предки кавказских народов сформировались в Западной Азии около 5 тысяч лет до нашей эры и в течение следующих тысячелетий активно мигрировали на Кавказский перешеек, обосновавшись на берегах Черного и Каспийского морей. Часть поселенцев проникла за Кавказский хребет по Аргунскому ущелью и поселилась в горной части современной Чечни.
По мнению большинства современных кавказских ученых, в последующий период происходил сложный процесс этнической консолидации вайнахского этноса, в который периодически вмешивались соседние народы. Доктор филолог Кати Чокаева отмечает, что рассуждения об этнической «чистоте» чеченцев и ингушей ошибочны. По словам ученого, оба народа прошли большой путь в своем развитии, в результате чего они впитали черты других этносов и утратили некоторые из своих характеристик.
В составе современных чеченцев и ингушей этнографы находят значительный процент представителей турецкого, дагестанского, осетинского, грузинского, монгольского и русского народов. Об этом, в частности, свидетельствуют чеченский и ингушский языки, в которых присутствует значительный процент заимствованных слов и грамматических форм. Но мы также можем спокойно говорить о влиянии вайнахского этноса на соседние народы. Например, востоковед Николай Марр писал: «Не скрою, что в высокогорьях Грузии вместе с ними в Хевсуре, Пшавах я вижу грузинские чеченские племена».
Древняя история
В связи с тем, что история древней Чечни происходила в отсутствие централизованного государства, судить о событиях вплоть до средневековья крайне сложно. Доподлинно известно лишь то, что в IX веке вайнахи были покорены своими соседями, создавшими царство Алания, а также горами Авари. Последний в VI-XI веках жил в государстве Сарире со столицей Тануси. Интересно, что здесь были распространены и ислам, и христианство. Однако история Чечни складывалась таким образом, что чеченцы стали мусульманами (в отличие, например, от своих соседей, грузин).
В 13 веке начались монгольские нашествия. С тех пор чеченцы не покидали горы, опасаясь многочисленных полчищ. По одной из гипотез (у него тоже есть противники), тогда же было создано первое феодальное государство вайнахов. Это образование просуществовало недолго и было разрушено во время нашествия Тамерлана в конце 14 века.
Кавказская война
Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ подписали многие почтенные старейшины из крупнейших чеченских сел, которые не только поставили свою подпись на бумаге, но и поклялись на Коране, что примут российское гражданство.
Но в то же время большинство представителей нации сочли этот документ чистой формальностью и, по сути, продолжат свое автономное существование. Одним из самых ярых противников вхождения Чечни в состав России был шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, поскольку он был не только проповедником ислама, но и первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддержали Мансура, который впоследствии помог ему стать лидером освободительного движения и объединить всех недовольных горцев в одну силу.
Так началась Кавказская война, длившаяся почти пятьдесят лет. В конце концов российским войскам удалось подавить сопротивление горцев, хотя для этого были приняты крайне жесткие меры, вплоть до сожжения враждебных учебных классов. Тогда же была построена Сунжинская линия укреплений (названа в честь реки Сунжа.
Однако окончание войны было довольно произвольным. Установленный мир был чрезвычайно ненадежным. Ситуация осложнялась тем, что на территории Чечни были обнаружены месторождения нефти, от которых чеченцы практически не получали доходов. Другой сложностью был местный менталитет, очень отличный от русского.
И тогда чеченцы неоднократно устраивали различные бунты. Но, несмотря на все трудности, Россия высоко оценила представителей этой национальности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были незаурядными воинами и отличались не только физической силой, но и отвагой, а также непоколебимым боевым духом. Во время Первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий только из чеченцев, который назывался «Дикая дивизия».
Чеченцы действительно всегда считались прекрасными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и желанием победить. Физические данные представителей этой национальности также безупречны. Чеченским мужчинам свойственны: сила, выносливость, ловкость и т.д.
С одной стороны, это объясняется тем, что они жили в довольно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, которые происходили на Кавказе как в древности, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства определенными обстоятельствами легко превращался в государство войны.
При этом военная наука у чеченцев всегда была высокоразвита, и отцы с раннего детства учили своих детей обращаться с оружием и кататься на лошадях. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать собственную непобедимую конницу на горных конях. Они также считаются основоположниками военной техники, такой как кочевые батареи, техники блокирования врага или вывода «ползучих» войск в бой. С незапамятных времен их военная тактика основывалась на внезапности, за которой следовало массированное нападение на врага. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются основоположниками партизанской войны.
Национальные особенности
Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и насчитывает более девяти диалектов, используемых в устной и письменной речи. Но основным считается плоский диалект, который в ХХ веке лег в основу литературного диалекта этого народа.
Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев — мусульмане.
Чеченцы также придают большое значение соблюдению национального кодекса чести «Конахалла». Эти этические правила поведения были разработаны в древности. И этот моральный кодекс, если выразиться очень упрощенно, говорит, как человек должен себя вести, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.
Кстати, чеченцам тоже свойственна очень сильная родственная связь. Изначально культура этого народа складывалась таким образом, что общество делилось на различные тейпы (кланы), принадлежность к которым имела большое значение для вайнахов. Отношение к тому или иному клану всегда определял отец. Кроме того, представители этого народа и по сей день, встречая нового человека, часто спрашивают, откуда он и из какого тейпа.
Другой тип объединения — тухум. Так назывались сообщества тейпов, созданные для тех или иных целей: вместе охотиться, возделывать земли, защищать территории, отражать атаки врага и т.д.
Чеченская женщина. Лезгинка.
Особого внимания заслуживает чеченская национальная кухня, по праву считающаяся одной из старейших на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления пищи, были: мясо, сыр, рикотта, а также тыква, дикий чеснок (дикий чеснок) и кукуруза. Здесь тоже особое значение придается специям, которые обычно употребляются в больших количествах.
Первые контакты с Россией
В 1567 году русские основали Терскую тюрьму. Об этом Ивана Грозного спросил Темрюк, который надеялся на помощь царя в конфликте с крымским ханом, вассалом османского султана. Местом строительства крепости было устье реки Сунжа, притока Терека. Это было первое русское поселение, возникшее в непосредственной близости от чеченских земель. Долгое время Терская тюрьма служила плацдармом экспансии Москвы на Кавказ.
Гребенские казаки выступали в роли поселенцев, не боявшихся жизни в далекой чужой стране и своей службой отстаивавшей интересы правителя. Именно они установили прямой контакт с местными аборигенами. Грозный интересовался историей чеченского народа и принял первое чеченское посольство, присланное влиятельным князем Ших-Мурзой Окотским. Он просил покровительства Москвы. Согласие на это уже дал сын Ивана Грозного Федор Иоаннович. Однако этот союз продлился недолго. В 1610 году Ших-Мурза был убит, его наследник был свергнут, а княжество было захвачено соседним племенем кумыков.
Чеченцы и терские казаки
В 1577 г образовалось Терекское казачество, основу которого составили эмигрировавшие с Дона, Хопра и Волги казаки, а также православные черкесы, осетины, грузины и армяне. Последний бежал от персидской и турецкой экспансии. Многие из них стали русифицированными. Рост казачьей массы был значительным. Чечня не могла не заметить. История возникновения первых конфликтов между горцами и казаками не зафиксирована, но со временем столкновения становились все более частыми и частыми.
Чеченцы и другие коренные народы Кавказа устраивали рейды с целью угона скота и другой полезной добычи. Гражданские лица часто попадали в плен, а затем возвращались за выкуп или в рабство. В ответ на это казаки также устраивали набеги в горы и грабили села. Однако такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Зачастую за ними следовали длительные периоды мира, когда соседи торговали друг с другом и заводили семейные узы. Со временем чеченцы даже переняли некоторые особенности хозяйства у казаков, а казаки в свою очередь стали носить одежду, очень похожую на горную.
XVIII век
Вторая половина XVIII века на Северном Кавказе характеризовалась строительством новой русской укрепленной линии. Он состоял из нескольких крепостей, куда прибывали все новые и новые поселенцы. Моздок основан в 1763 году, затем Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская.
Эти форты заменили Терскую тюрьму, которую чеченцам однажды даже удалось разграбить. Между тем в 80-е годы в Чечне стало распространяться шариатское движение. Лозунги о газавате — войне за исламскую веру — стали популярными.
Современность
Даже после подписания Хасавюртовских соглашений ситуация на границе с Чечней оставалась крайне напряженной. Республика стала прибежищем экстремистов, исламистов, наемников и праведных преступников. 7 августа отряд боевиков из Шамиля Басаева и Хаттаба вторгся в соседний Дагестан. Экстремисты хотели создать на его территории независимое исламистское государство.
История Чечни и Дагестана очень похожа, и не только по географической близости, но и по схожести этноконфессионального состава населения. Федеральные войска начали контртеррористическую операцию. Сначала боевики были вытеснены с территории Дагестана. Затем российская армия снова вошла в Чечню. Активная боевая фаза кампании завершилась летом 2000 года, когда Грозный был выселен. Впоследствии режим контртеррористической операции официально сохранялся еще 9 лет. Сегодня Чечня — один из полноправных субъектов Российской Федерации.
Где живут
Сегодня большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации в Чеченской Республике и Ингушетии, есть чеченцы в Дагестане, Ставропольском крае, Калмыкии, Волгограде, Астрахани, Тюменской, Саратовской областях, Москве, Северной Осетии, Киргизии, Казахстане и Украине.
Численность
По результатам переписи 2016 года количество чеченцев, проживающих в Чеченской Республике, составило 1 394 833 человека. В мире проживает около 1 550 000 чеченцев.
История
В истории этого народа было несколько поселений. После Кавказской войны 1865 года около 5000 чеченских семей перебрались на территорию Османской империи. Это движение называется мухаджиризмом. Сегодня большая часть чеченской диаспоры в Турции, Иордании и Сирии представлена потомками этих мигрантов.
В 1944 году полмиллиона чеченцев были депортированы в Среднюю Азию, в 1957 году им разрешили вернуться в свои прежние дома, но часть чеченцев остались в Кыргызстане и Казахстане.
После двух чеченских войн многие чеченцы покинули свою родину и отправились в арабские страны, Турцию и Западную Европу, регионы Российской Федерации и страны бывшего СССР, особенно Грузию.
Язык
Чеченский язык принадлежит к нахской ветви нахско-дагестанской языковой семьи, которая входит в гипотетическое северокавказское надсемейство. Распространен в основном на территории Чеченской Республики, в Ингушетии, Грузии, некоторых регионах Дагестана: Хасавюртовском, Казбековском, Новолакском, Бабаюртовском, Кизилюртовском и других регионах России. Частичное распространение языка приходится на Турцию, Сирию и Иорданию. До войны 1994 года число носителей чеченского языка составляло 1 миллион человек.
Поскольку в группу нахских языков входят ингушский, чеченский и бацбийский языки, игнушский и чеченский языки можно понять без переводчика. Эти два народа объединяет понятие «вайнах», что переводится как «наш народ». Но эти народы не понимают бацби, так как на него сильно повлиял грузинский язык из-за проживания народа бацби в ущельях Грузии.
В чеченском языке существует ряд диалектов и следующие диалекты:
- шатойский
- чеберлоевский
- планарный
- акинский (ауховский)
- шарой
- итум-Калинский
- мелхинский
- кистинец
- галанчож
Жители окрестностей Грозного говорят на чеченском языке на плоском диалекте, на нем создается литература, в том числе художественная литература, газеты, журналы, научные исследования и учебники. На чеченский язык переведены произведения классической мировой фантастики. Чеченские слова сложны, но звучат очень красиво.
Письменность до 1925 г велась на арабской основе. Затем, до 1938 года, она развивалась на основе латиницы, а с этого года и по сегодняшний день чеченская графика основана на кириллице. В чеченском языке много заимствований, до 700 слов из турецких языков и до 500 из грузинского. Много заимствований из русского, арабского, осетинского, персидского и дагестанского языков. Постепенно в чеченском языке появились иноязычные слова, например: сбор, вывоз, парламент, кулинария, танец, представитель, авангард, такси и бульон.
Религия
Большинство чеченцев исповедуют мазхаб шафиитского суннитского ислама. Среди чеченцев суфийский ислам представлен тариками Накшбандия и Кадирия, которые разделены на религиозные группы, называемые вирд-братствами. Общее их количество среди чеченцев — 32. Самым крупным суфийским братством в Чечне являются зикристы — последователи чеченского шейха Кадири Кунта-Хаджи Кишиева и мелкие виды, которые произошли от него: Мани-шейх, Баммат-Гирей Хаджи и Чиммирза.
Тейпы
Долгое время равнины у подножия Кавказских гор контролировались тюркоязычными племенами. Поэтому история Чечни всегда была связана с горами. Образ жизни его жителей также формировался в соответствии с условиями ландшафта. В изолированных классах, куда иногда вел только коридор, тейпы поднимались. Это были территориальные образования, созданные по племенной принадлежности.
Со времен средневековья тейпы существуют до сих пор и остаются важным явлением для всего чеченского общества. Эти союзы создавались для защиты от агрессивных соседей. История Чечни полна войн и конфликтов. Обычай кровной мести зародился в тейпах. Эта традиция привнесла свои особенности во взаимоотношения между тейпами. Если между несколькими людьми разгорался конфликт, он обязательно перерастал в межплеменную войну, вплоть до полного уничтожения врага. Это история Чечни с давних времен. Кровная месть существует давно, поскольку система тейпов в значительной степени заменила государство в обычном смысле этого слова.
Легенда
Легенды гласят, что у предков чеченцев был бронзовый котел с выкованными на нем именами первых двадцати тейпов, но те, кто не вошел в этот список, расплавили котел. Однако названия оригинальных ветров сохранились: Сесанхой Ильеси-некэ, Беной, Млли-некэ, Юбак-некэ, Центорой и другие пятнадцать.
Чеченские тейпы тоже присоединились друг к другу. Эти большие образования получили название тукхум. Девять тукхумов уже в середине XIX века объединили чеченские тейпы, которых было сто тридцать пять. Сегодня их больше, и они делятся на горные, которых больше сотни, и равнинные, которых около семидесяти. Каждый тейп внутренне разделен на ветви и фамилии (гарс и нек’и). Глава — совет старейшин тейпа, где правят самые опытные и уважаемые представители, кроме того, обязательна должность бьячча — военачальника.
Чистые и смешанные
Чеченцев называли тейпами, список которых будет представлен максимально полным, в зависимости от местности, в которой проживал клан, или деятельности, которой клан занимался. Например, тейп Харачой (в переводе на русский язык — «пещера») или тейп Шарой (перевод — «ледник») четко названы по первому типу, но тейп Пешхой — тейп повара, тейп хой — стражники, тейп Дешни — ювелиры.
Есть чистые и смешанные ленты. Нохчмахой, как называют любой чистый тейп, состоял исключительно из чеченцев, с остальной кровью смешалось больше. Гуна, например, связана с казаками Терека, Харача — в значительной степени с черкесской кровью, Дзумса — с грузинскими, а Арсала — с русскими. Поэтому выделяются смешанные чеченские тейпы. Их список больше, чем нохчмахой.
Кровная месть
Как мы уже говорили, третье начало тейповой системы Чечни — это кровная месть (по-чеченски «чир») для любого представителя одного типа. Этот обычай имеет глубокие корни в вайнахском обществе. Историк У. Лаудаев писал: «В случае убийства целая фамилия или тейп уходили в другое место жительства. Кровь (ци) переходила от одного клана к другому. Первоначально кровь проливалась на всю фамилию; с умножение членов семьи, кровь перешла к «гар», а затем к семье ». После убийства представителя TEIP, собрался совет старейшин. На нем было принято решение о мести. Тейп убийцы также собрал собственный совет, который искал способы примириться с тейпом покойного. Если TEIP не приходят к согласованному решению по этому вопросу, собирается совет представителей нейтрального TEIP, на котором разрабатываются условия перемирия. Если пострадавшая сторона откажется от перемирия, по его совету решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть. Убийство родословной должно производиться холодным оружием или огнестрельным оружием, при этом категорически запрещено совершать его за спиной без предупреждения. Также запрещено убивать родословную в месяц Рамадан и в праздничные дни, в общественном месте или в чьем-то доме.
Знатный чеченский тейп
Ялхой, а точнее Ялхора — очень известный тейп. Именно от него произошла фамилия Дудаев, а также он один из немногих тейпов, где были иностранные наемные рабочие и, по другим данным, рабский труд. Происхождение связано с профессиональной кастовой организацией, воины Ялхороя даже зарабатывали деньги, защищая границы другого тейпа.
Они жили в одноименном селе, а также по всей Чечне и Ингушетии, где они основали село. Ялхоройцы были самыми стойкими сторонниками Джохара Дудаева. Пока в этом клане есть культ воинственности и множество других чисто горных ценностей: гостеприимство, уважение к женщинам. Они обладают сильным нравом и в предках считают себя людьми княжеского достоинства.
Лишь несколько чеченских тейпов хорошо изучены. Их происхождение установлено и подтверждено многочисленными исследованиями ученых. В конце концов, известно гораздо меньше и информация различается из-за того, что она чаще собирается из устных легенд и преданий.
Беной
Это, наверное, самый многочисленный тейп Чечни, по крайней мере, второй по количеству. Миллиардер Беноева Малик Сайдуллаев утверждает, что из миллиона оставшихся чеченцев триста шестьдесят тысяч принадлежат Тейпу Беною. Они распределены по всей республике, разделены на девять кланов. Они принимали активное участие во всех войнах, где снискали бессмертную славу. Например, Байсангур Беноевский не оставил Шамиля до конца, несмотря на военные успехи, от которых отвернулся от героя.
Огромное количество Бенуа проживает в диаспорах Западной Азии, откуда терроризм распространяется по миру. А в Чечне же бенуа по-деревенски считаются неповоротливыми и лукавыми. Однако и здесь они бесстрашны, верны своему слову и долгу. Много веков назад они составили костяк крестьянских слоев народа, свергнувшего власть правителей Дагестана и Кабарди. Они отцы горной демократии, ставшей основой этнического менталитета. Среди кланов тейпа Беноя есть как русская, так и грузинская кровь.
Гендаргеной
Тейп тоже чрезвычайно многочислен и знаменит, к тому же — центр, от исторического Нохчиймока, широко заселенного в Чечне. Отсюда дипломат и политик Доку Завгаев. Здесь житница для Чечни, Дагестана и еще куда более глухих мест. Именно здесь существовала доисламская Нашха как культурный, политический, ритуальный и религиозный центр.
Здесь был основан сельсовет (Мехк Хелов), из которого вышли чистые чеченские тейпы, среди которых, конечно же, жандаргена, представители которой за всю историю страны занимали один из важнейших постов. Советский режим позволил жандаргенам учиться, что они и сделали более успешно, чем члены других кланов. Именно поэтому этот тейп дал стране много лидеров, членов партий и хозяйственников.
Харачой и Дешни
Этот тейп знаменит своими представителями — Зелимханом Харачоевским и Русланом Хасбулатовым, которые жили в разные века, но снискали примерно одинаковую известность. Информация об этом клане очень рано вошла в русские письменные документы, и чеченцы утверждают, что харачоевцы первыми вышли замуж за русских, что не помешало Зелимхану стать выдающимся борцом с царской властью после завоевания Кавказа. Чечня очень уважает этот тейп, считает его самым умным.
Дешни — горный клан на юго-востоке страны, принадлежит к чистым тейпам. Княжеские фамилии сохранились до наших дней. Одна из тех, кто носил его много лет назад, успела жениться на грузинской принцессе, притворившись ее Дешни-ламой, принадлежавшей всему тейпу. Сейчас Дешни живут везде, даже в Ингушетии.
Функционирование тайпа
Башня в селе Тазбичи (чеч. Чанта — родовое село Тайпа Чанты).
Типовые принципы организации: 308-313:
- Единство и нерушимость тайповых отношений для каждого вида тайпов.
- Право муниципальной собственности на землю.
- Объявление целого типа вражды против другого типа за убийство и публичная дискредитация члена этого типа.
- Безусловный запрет брака между членами одного тайпа.
- Оказывать помощь отдельным членам тайпа в случае бедствия или несчастья.
- В случае смерти члена тайпа трауром объявляется весь тайп. Категорически воздерживайтесь от участия в развлечениях.
- Тайпа возглавлял Тайпанан Халханча, вождь тайпа, который возглавлял Совет старейшин.
- Выбор лидера Советом старейшин не был наследственным.
- У каждого типа был свой Совет старейшин.
- Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых старейшин, но независимо от имущественных ценностей.
- Совет старейшин собрался открыто, и каждый чеченец мог приехать, когда ему заблагорассудится, присутствовать, высказаться и высказать свое мнение.
- Все члены Совета старейшин имеют равные права.
- Тайп имел право снимать и назначать своего начальника и командира.
- Маргинальное положение женщин при решении юридических вопросов.
- Право усыновлять посторонних — принятие в состав этого типа.
- Переход права собственности на умершего к тайпам.
- У каждого тайпа было свое видное имя, которое он получил от своего предполагаемого предка и принадлежал исключительно ему одному.
- Тайп занимал особую территорию и имел свою тайп-гору.
- Тайпу также принадлежала таип-башня, которую возвел его предок.
- У Тайпа было собственное божество с неким религиозным культовым образом.
- Тайп открыл праздники, связанные с поклонением его божеству.
- У парня было свое отдельное кладбище.
- Типичное гостеприимство.
Структура
При формировании тайпа как социальной структуры в него входили различные родственные объединения, крупнейшее из которых — вар — род. Со временем вар вышел из употребления у чеченцев, его более широкие социальные функции перешли к тайпу, а более узкие — к небольшим кровным объединениям — некоторым; ингуши сохранили понятие вар, но в другом значении: 33, 35. Внутреннее устройство тайпа: «моногамная семья» (дозал) → «люди одного дома» (ца) → «люди одной улицы» «(nek ‘i) →« люди из одной ветви »(Гэри) → тип.
- Тайп (клан) возглавлял вождь клана (чеч. Тайпана халмчха (?)), Который мог быть только членом клана, и всегда по крови. Клан не обязательно возглавлял старейшина; у клана была только заслуга. Глава клана избирался Советом старейшин на неопределенный срок. Выбор лидера клана не был наследственным. Глава клана отвечал только, если можно так выразиться, за гражданскую организацию клана.
- Совет старейшин (чеч. Тайпан Хел) руководил всей жизнью рода. Когда его избрали в Совет старейшин, в принципе не было элемента наследования. Совет старейшин формировался на представительной основе на неопределенный срок, обычно до смерти старейшины или его немощи, которая не позволяет ему участвовать в работе совета. Совет старейшин избирал вождя клана и военного вождя клана. В действительности Совет старейшин избирался на основе представительства деревни или внутри нее в общем собрании членов клана, но постоянным органом был Совет старейшин, а не собрание клана. Фактически, это была единственная функция собрания клана.
- Военачальник клана (чеч. Баьччі) не может быть членом клана по крови, он был главой всей военной организации клана. Военачальник клана выбирался Советом старейшин с учетом военных возможностей и доблести. Военный вождь клана не подчинялся начальнику клана по военным вопросам.
Типовая организация — это ячейка, в которой формируется личность. Taip устанавливает и поддерживает этические стандарты, заложенные в концепции Chech ozdangala: скромность, хорошие манеры, хладнокровие, откровенность, вежливость.
Имена
Чеченские названия включают три составляющих:
- Имена заимствованы из других языков, в основном через русский.
- Исконно чеченские имена.
- Имена заимствованы из арабского и персидского языков.
Большое количество старых названий образовано от названий птиц и животных. Например, Борз — волк, Леха — ястреб. Есть существительные, содержащие структуру глагольной формы, существительные в форме самостоятельных причастий, образованных прилагательными и качественными прилагательными. Например, Дик переводится как «хороший». В чеченском языке также есть составные названия, состоящие из двух слов: солтан и бек. Большинство женских имен заимствованы из русского языка: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.
при произнесении и написании имен важно помнить о диалекте и его различиях, так как имя, произносимое по-разному, может иметь разные значения, например Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог.
Еда
Раньше основу рациона чеченского народа составляли в основном кукурузные каши, шашлык, пшеничный бульон и домашний хлеб. Кухня этого народа одна из самых простых и древних. Основные продукты для приготовления — баранина и птица, главные составляющие многих блюд — острые специи, чеснок, лук, тимьян и перец. Зелень — важная часть блюд. Чеченские блюда очень сытные, сытные и полезные. Многие блюда готовятся из сыра, дикого чеснока, творога, кукурузы, тыквы и сушеного мяса. Чеченцы любят мясные бульоны, говядину, отварное мясо и совсем не едят свинину.
К мясу подают кнедлики из кукурузной или пшеничной муки и чесночную заправку. Одно из ведущих мест в чеченской кухне занимают мучные изделия с различными начинками из картофеля, творога, тыквы, крапивы и черемши. Чеченцы выпекают разные виды хлеба:
- ячмень
- зерно
- кукуруза
Лепешки Сискала готовятся из кукурузной муки, которую приносили вместе с вяленым мясом и выносили на улицу. Такая еда всегда хорошо утоляла голод и насыщала организм.
Жизнь
Основными занятиями чеченцев издавна были скотоводство, охота, пчеловодство и земледелие. Женщины всегда отвечали за работу по дому, ткали ткани, шили коврики, войлочные плащи, шили обувь и одежду.
Жилище
Чеченцы живут в аулах — селах. Из-за природных условий местности жилища разные. У чеченцев, живущих в горах, есть каменные дома, называемые саклы. Эти сакли тоже строили из самана, возвести их можно за неделю. К сожалению, многим приходилось это делать, когда на деревни часто нападали враги. На равнине дома строили в основном для туристов, аккуратные и светлые внутри. Для строительства использовались дерево, глина и солома. Окна в домах безрамные, но оборудованы жалюзи для защиты от ветра и холода. У входа навес, защищающий от жары и дождя. Дома отапливались каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. Хозяин проводит там целый день, а вечером возвращается к семье. К дому огороженный двор. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.
При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность защитить себя в случае нападения врага. Кроме того, поблизости должны были быть поля сена, воды, пашни и пастбищ. Чеченцы ухаживали за землей и выбирали места для строительства домов даже на скалах.
Самыми распространенными в горных деревнях были одноэтажные дома с плоской крышей. Чеченцы также построили двухэтажные дома, трех- и пятиэтажные башни. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки собирательно именовались усадьбами. В зависимости от рельефа гор застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.
Внешность
В антропологии чеченцы — смешанный тип. Цвет глаз может варьироваться от черного до темно-коричневого и от голубого до светло-зеленого. Цвет волос: от черного до темно-русого. Нос у чеченцев часто вогнутый и вздернутый. Чеченки высокие и хорошо сложенные, женщины очень красивые.
Повседневная одежда чеченского мужчины состоит из следующих элементов:
- чекмень сшит из серой или темной ткани;
- архалук, или бешмет, разного цвета, летом одетый в белое;
- зауженные сверху вниз турецкие брюки;
- тканевые лосины и чирики (обувь без подошвы).
Нарядные платья отделываются тесьмой, особое внимание уделяется декору оружия. В непогоду надевали капюшон или паранджу, которую искусно сшили чеченские женщины. Обувь в основном была из необработанной кожи. Многие носили мягкие кавказские сапоги. Состоятельные носили чувяки и черные марокканские лосины, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола.
Главный головной убор чеченца — конусообразная папаха, которую простые люди делали из овчины, а богатые — из шкур бухарского ягненка. Летом носили фетровую шляпу.
В качестве украшения к мужским костюмам пришивали костяные резцы и носили пояс с серебряными бляшками. Изображение было завершено кинжалом, изготовленным местными мастерами.
Женщины носили:
- длинные, до колен, синие или красные рубашки;
- мешковатые штаны, завязанные на щиколотках;
- поверх рубашки надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами;
- молодые женщины и девушки носили платья, присборенные на талии тканевым поясом. Платья для женщин старшего возраста без складок и поясов, свободного покроя;
- голову покрывали шелковым или шерстяным платком. Женщины постарше носили повязки под шарфом, который плотно облегал голову и падал на спину в форме сумки. В нее были заплетены волосы. Такой головной убор тоже был очень распространен в Дагестане;
- женщины носили чувяки как туфли. В зажиточных семьях носили галоши, туфли и туфли местного или городского производства.
Женская одежда из обеспеченной семьи отличалась изысканностью и роскошью. Его шили из дорогих тканей, обшивали серебряной или золотой тесьмой. Состоятельные женщины очень любили носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.
Зимой чеченцы носили бешмет на вате с металлическими или серебряными застежками. Рукава одежды ниже локтя разделялись и застегивались на пуговицы из простых или серебряных ниток. Бешмет иногда носили летом.
В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционный головной убор, с которым редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят шляпы, черкесы и бешмет. В Чечне у мужчин есть кавказские рубашки с воротником-стойкой.
Женский национальный костюм сохранился до наших дней намного дольше. А теперь женщины постарше носят чохту, брючный костюм и домашние чувяки. Молодые женщины и девушки предпочитают городскую одежду, но она шьется с длинным рукавом и закрытым воротником. Шали и обувь сегодня носят городское производство.
Характер
Чеченцы — люди веселые, впечатлительные и остроумные, но вместе с тем отличаются строгостью, хитростью и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, сформировались у людей за столетия борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что этот народ мужественный, неукротимый, умелый, стойкий и спокойный в борьбе.
Для чеченцев важен этический кодекс чести Конахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого человека, независимо от его религии. Этот кодекс отражает все нравственные нормы, которыми обладают верующий и достойный сын своего народа. Кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху.
Чеченцы никогда не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они росли трусами. Эти люди очень привязаны к своей Родине, которой посвящены разные трогательные песни и стихи.
Традиции
Чеченцы всегда отличались гостеприимством. Еще в древности они всегда помогали путешественникам, давали им пищу и кров. Таков обычай в каждой семье. Если гостю что-то понравилось в доме, хозяева должны передать это ему. Перед гостями гость садится ближе к двери, тем самым демонстрируя, что гость — самый важный в доме. Гость должен оставаться за столом до последнего гостя. Неприлично сначала прерывать трапезу. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, младшие члены семьи и молодые люди должны его обслужить. Женщинам нельзя показываться гостям.
Многие думают, что права женщин в Чечне нарушаются, но на самом деле это не так. Женщина, сумевшая вырастить достойного ребенка наравне с другими членами семьи, имеет право голоса в процессе принятия решений. Когда женщина входит в комнату, присутствующие мужчины должны встать. Когда женщина приезжает в гости, в ее честь также проводятся особые церемонии и обычаи.
Когда мужчина и женщина идут бок о бок, она должна быть на шаг позади, мужчина должен быть в опасности. Молодая жена должна сначала прокормить родителей, а потом себя. Если между девушкой и парнем существуют даже самые далекие отношения, брак между ними запрещен, но это не является серьезным нарушением традиций.
Отец всегда считается главой семьи, женщина заботится о доме. Муж и жена не называют друг друга по имени, а говорят «моя жена» и «мой муж», «один из дома», «мать моих детей», «хозяйка этого дома».
мужчине унизительно и оскорбительно вмешиваться в дела женщин. Когда ребенок приводит невестку в свой дом, она несет основные обязанности в семье. Он должен вставать раньше всех, убираться и ложиться спать позже всех. Раньше, если женщина не хотела соблюдать семейные правила, ее могли наказать или выгнать.
Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна свободно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с обнаженной неряшливой головой. Нана может передать часть своих обязанностей старшей невестке. Помимо семьи, мать мужа должна соблюдать все семейные традиции и обряды. Самая старая женщина в семье всегда считалась хранительницей домашнего очага.
Очень нецивилизованно прерывать старейшину и заводить разговор без его просьбы и разрешения. Младшие всегда должны пропускать старшего и вежливо и уважительно приветствовать его. Для мужчины это большое оскорбление, если кто-то прикоснется к его шляпе. Это равносильно публичной пощечине. Если дети ссорятся, родители сначала ругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и неприемлемо, и он сам должен отказаться от этой привычки.
Среди этих людей существует обычай избегания, запрещающий публично демонстрировать свои чувства. Он распространяется на всех членов семьи. На публике всем следует вести себя умеренно. У чеченцев до сих пор есть культ огня и очага, традиция клятв и проклятий огня.
Многие церемонии и ритуалы связаны с оружием и войной. Считалось позором и трусостью вынимать меч из ножен перед лицом врага или обидчика и не использовать его. К 63 годам мужчины приближались к возрасту расстегивания ремней, могли выходить на улицу без оружия. По сей день у чеченцев сохранился такой обычай, как кровная месть.
Чеченская свадьба состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запретили видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье — это одновременно и праздничное платье для девушек и молодых женщин. Оно пошито из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. Орнамент в виде серебряных пуговиц кубачинского производства нашит с двух сторон в области груди. Платье дополнено серебряным поясом в кавказском стиле. На голову надевается белый платок, который полностью закрывает голову и волосы невесты. Иногда поверх вуали надевают вуаль.
Культура
Чеченский фольклор разнообразен и включает жанры, характерные для устного народного творчества многих народов:
- рассказы о повседневной жизни, о магии, о животных;
- мифология;
- героический эпос;
- лирические, кропотливые, обрядовые, героико-эпические песни, колыбельные;
- легенды;
- загадки;
- поговорки и пословицы;
- детский фольклор (загадки, скороговорки, детские стишки, песни);
- религиозный фольклор (легенды, песни, назма, хадисы);
- творчество тулика и жухурга;
В чеченской мифологии имена божеств, олицетворявших стихию природы, сохранились довольно фрагментарно. Музыкальный фольклор чеченцев ярок и самобытен, они удивительно танцуют чеченский национальный танец Нохчи и Лезгинка (Ловзарь). Музыка для этого народа очень важна. Его используют, чтобы выразить ненависть, заглянуть в будущее и вспомнить прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов до сих пор распространены:
- дечиг-Пондарь
- адхёху-пондар
- зурна
- трубка Шидаг
- волынки
- барабанные голоса
- бубен
- гем
Инструменты использовались для ансамблевых и сольных выступлений. В праздничные дни проводится совместная игра на разных инструментах.
Известные личности
Среди чеченского народа немало выдающихся личностей в политике, спорте, творчестве, науке и журналистике:
Бувайсар Сайтиев, 3-кратный олимпийский чемпион по борьбе
- Мовсар Минцаев, оперный певец;
- Махмуд Эсамбаев, народный артист СССР, педагог по танцам;
- Умар Бексултанов, композитор;
- Абузар Айдамиров, поэт и писатель, классик чеченской литературы;
- Абдул-Хамид Хамидов, драматург, блестящий талант к чеченской литературе;
- Катя Чокаева, лингвист, профессор, доктор филологических наук;
- Раиса Ахматова, популярный поэт;
- Шерип Инал, сценарист и режиссер;
- Харчо Шукри, каллиграф;
- Салман Яндаров, хирург, ортопед, кандидат медицинских наук;
- Бувайсар Сайтиев, трехкратный олимпийский чемпион по борьбе;
- Салман Хасимиков, 4-кратный чемпион по вольной борьбе;
- Заурбек Байсангуров, боксер, двукратный чемпион Европы, чемпион мира в легком и полусреднем весе;
- Лечи Курбанов, чемпион Европы по карате Киокушин.