- Откуда взялись бесермяне?
- Происхождение названия
- Где живут
- Антропология и генетика
- Удмурты воспринимали бесермян как «диссидентов»
- «Бесерменнать…»
- Численность и расселение по селам и районам
- Почему национальный язык, в отличие от английского, изучается «по выбору»?
- Мифология
- Религия
- Не сердите Щушет-Ка
- Праздники
- Внешность
- Жилище
- Старинное волшебство крези
Откуда взялись бесермяне?
Бессермианцы — загадочный народ. Откуда они пришли в пределах Вятки, до сих пор спорят ученые. Басура манами на Руси называли человеком другой веры и, в первую очередь, последователями ислама, мусульманами. В русских источниках 14-15 веков таковыми обозначалась часть населения Волжской Булгарии и Казанского ханства. Согласно одной из гипотез, бесерманцы жили в Заказанской области, в районе города Арска, откуда они поднялись на Вятку, нижнее течение Чепцы, спасаясь от феодальных конфликтов в Золотой Орде от набегов ушкуйников и русских князей и нашествия Тамерлана. И, вероятно, автономию — Бесерман — отняли у них их турецкие соседи в период их проживания в Закандже. Но в то же время нет этнографических и исторических оснований для предположения, что их предки массово исповедовали ислам.
Бессермиане — православные. Хотя они приглашают мулл на некоторые ритуалы, в других их ритуалах и обычаях прослеживается связь с языческими верованиями удмуртов и других соседних народов.
Большинство ученых настаивают на удмуртском происхождении бесермян. Главный аргумент в том, что они говорят на диалекте, близком к южным диалектам удмуртского языка (хотя живут на севере Удмуртии, недалеко от города Глазов). Некоторые краеведы, в первую очередь В.Ф. Сабрекс, бесермянцы считаются потомками хазар, переселившихся после разгрома Каганата князем Святославом в Волжской Булгарии.
Помимо Бесермян, в список коренных малочисленных народов России вошли 46 других национальностей. Их количество колеблется от нескольких десятков (алюторов) до нескольких десятков тысяч (абазины) человек.
А самая экстравагантная и романтическая версия гласит, что предками бесермянцев были легионеры Александра Македонского, заблудившиеся в отрогах Памира и сражавшиеся в одиночку. Ни одна из гипотез не имеет строгого научного подтверждения, поэтому каждый имеет право на жизнь.
Происхождение названия
Само имя Бессерман (как и русская согласная «Басурманин») восходит через болгарскую среду к арабской лексеме со значением «мусульманин». Это слово пришло к волжским болгарам из Средней Азии (сравните название «бесермини», примененное к жителям Хорезма папским нунцием Плано Карпини в 13 веке) во время принятия ими ислама в 9 веке и служило до 15 века как обозначение части населения Волжской Булгарии и Казанского ханства («бессерменс» в русских источниках XIV-XV веков), т е мусульманского населения Заказании (район города Арска). Здесь же жили удмурты. Отсюда бесерманы в XIV-XVI веках, спасаясь от битв Золотой Орды и после поражения Золотой Орды, включая территорию бывшей Волжской Булгарии Тамерланом в конце XIV века, поднялись на Вятку до низовья Чепцы.
Часть Бесерманов вошла в состав Каринских татар (Чепецк), о чем свидетельствуют исторические документы и данные из татарских генеалогических легенд Шежере. Пришедшее с ними удмуртоязычное население, оказавшись в новой для себя этнической среде, начало ощущать потребность в новом имени для себя. Желая подчеркнуть свое отличие от местных ветеранов — северных удмуртов, предки бесерманов построили идентичность вокруг своего происхождения из Заказанья, страны, где живут бесерманы (то есть мусульмане). Аналогичное происхождение имеют и имена других групп удмуртийских соотечественников: Ватка и Калмез (Вятка и Кильмез).
Судя по всему, имя Бесерман удмурты — предки бесерманов — переняли от своих турецких соседей, проживая в Заказанье (район города Арск).
Где живут
Люди проживают на территории РФ, Кировской области и Пермского края. На северо-западе Удмуртии бесермцы проживают в 41 населенном пункте, из которых 10 — мононациональные деревни.
Антропология и генетика
Антропологический аспект бесермийцев тяготеет к татарским чепцам, в отличие от удмуртов более темными волосами, преобладанием выпуклой спинки носа над вогнутыми, удлиненными пропорциями головы и лица. В целом расовые характеристики современных бесермийцев уже не характеризуются комплексом уральских признаков (в виде субуральных или сублапоноидных типов). Для современного периода актуальнее отнести их появление к европеоидному волго-камско-степному типу, в формировании которого признается участие субуральских и понтийских комплексов.
было проведено исследование митохондриальной ДНК 41 бесерманца из села. Ежево, Юкаменский район Удмуртии. Доля восточно-евразийских гаплогрупп, идентифицированных по женской линии (в первую очередь, гаплогруппа С), была значительно выше, чем удмуртов. По этому показателю бесермицы генетически отличаются от Волго-Уральского региона и близки тюркоязычным народам юга Сибири.
исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 Бесермян проводилось из сел Юкаменское и Ежево, а также из села Шамардан Юкаменского района Удмуртии. Выяснилось, что более половины выборок относятся к гаплогруппе N, что может свидетельствовать о преобладании финно-угорского компонента в бесермской складчатости по мужской линии
Кроме того, лексикостатистические данные не выявляют ощутимого булгарского субстрата (древнечувашского) в диалекте Бесермяно. Есть только одно татарское название, связанное с чепецкими татарами.
Удмурты воспринимали бесермян как «диссидентов»
Похоже, что товарно-денежные отношения сильно повлияли на консолидацию «Бесермян Чепецк» за последние 300 лет. В условиях агрессивного наступления феодальной, а затем и индустриальной цивилизаций традиционное удмуртское общество не выдержало конкуренции. Перед ним открылись две основные дороги — ассимиляция (русификация или отатарианизация) или отступление — уход в леса, в первобытнообщинный строй. Субэтно Бесермянского, по-видимому, состояло из тех групп удмуртов, которые пытались избрать третий путь: уживаться с представителями других культур, впуская их индивидуальные элементы в свое мировоззрение и тем самым объединяясь на «благах цивилизации».
Вероятно, часть северных и южных удмуртов, принадлежащих к разным воршудам (родовым группам), не склонным к отступлению в пустыню, достигла Чепцы, интегрировавшись в хозяйственную структуру региона. Этим можно объяснить присутствие как северных, так и южных удмуртинских элементов в языке бесермия.
логично предположить, что удмурты, остававшиеся строго верными традициям своих предков, воспринимали бесермиков как «диссидентов», что могло быть даже более болезненно, чем если бы они были просто чужаками. Это объясняет, почему удмурты не поселились вместе с Бесермыми до революции.
И наконец, вернемся к этнониму «дезермены». С одной стороны, у нас нет причин не доверять источникам о средневековых «дезертирах». С другой стороны, заимствование этнонимов не было редкостью, особенно в кочевых культурах. Так мадьяры получили этноним исчезнувшего племени унгаров. Факты еще раз указывают на то, что Чепецкий торговый путь уже в средние века отнюдь не был второстепенным для международной торговли, даже с народами Средней Азии, в том числе с представителями гипотетических дезертиров.
«Бесерменнать…»
Бесермянцы отличаются от своих соседей-удмуртий более «восточным» обликом и характером. У них темные волосы, они короче. Но главное отличие в одежде. И дело не в пристрастии к ракушкам каури и коралловым бусам, взятым со дна Красного моря и пришитым к головным уборам пожилых женщин. Если женщина блестяще одета, то даже в удмуртском селе о ней говорят: «Ферментаре…», что означает «как бесермянка».
Одежда — это своего рода паспорт для Бесермяна и особенно Бесермянки. По его отдельным элементам, в частности по вышивке, можно определить возраст, социальный статус, материальное положение — и даже, например, из какой деревни и за которую женщина была замужем. Красный преобладает. Причем в зависимости от сезона одежда бывает разная: зимняя — в коробке, а летняя — в полоску.
Женская одежда для летних вечеринок состоит из очень элегантной рубашки с декорированным поясом, рукавами и специально декорированным нагрудником. На рубашке песочного цвета с орнаментом на подоле и на груди надет зыбынь, напоминающая фартук. Итак — белый фартук, ярко, изящно вышитый. А голову женщины венчала красивая шаль, надетая в татарском стиле поверх шляпки.
Для женского костюма характерно обилие нагрудных украшений: шея, длина плеч. Женщины носили различные ракушки каури, кораллы, бусы и монеты, браслеты и кольца. Головы девушек украшала остроконечная шапочка с вышитыми ракушками каури, монетами и бусами. Мужская одежда менее характерна и похожа на ту, что носят удмурты и русские в этом районе.
Численность и расселение по селам и районам
Поселение бесермян в Удмуртской Республике из городских и сельских поселений,%, по переписи 2010 г.
Количество Бесермяни в населенных пунктах в 2002 году:
N p. Номер
Удмуртия: | |
город Глазов | 404 |
село Юкаменское | 292 |
село Ежево | 235 |
село Шамардан | 217 |
село Ворца | 198 |
село Юнда | 188 |
турчино село | 128 |
По данным переписи 2010 г., бесерманцы составляют 10,3% населения Юкаменского района Удмуртии.
Почему национальный язык, в отличие от английского, изучается «по выбору»?
Что касается нынешнего состояния бесермян, то, как рассказывает Сергей Антуганов в недавней публикации «Реального времени», они, как и другие малые народы России, многое потеряли в ходе проводившейся с тех пор политики консолидации наций. 1930-е гг. XX век. Сейчас накануне новой переписи населения страны, т.н. «Двойная идентичность», когда гражданин России, особенно рожденный в смешанной семье, имеет право квалифицироваться как принадлежащий более чем к одной национальности.
На мой субъективный взгляд, исходя из бесед с интервьюируемыми, малые народы, такие как Бесермяны, скорее всего, выиграют от этого, так как в реальной ситуации многие Бесермянцы — общественные деятели или пропагандисты бесермянской культуры тоже росли неоднозначно. (Удмуртско-Бесермянские, Татаро-Бесермянские семьи). Столкнувшись с необходимостью сделать выбор, многие уже сделали это в пользу более крупной нации. То есть «двойная идентичность» может привести к увеличению количества бесерманов.
Если мы возьмем проблему Бесермяна в Удмуртии, то надо иметь в виду, что региональные власти не видели деструктивной перспективы в предоставлении бесермянцам статуса малочисленной нации, несмотря на то, что реальные культурные, экономические и конфессиональные различия между бесерманцами и удмуртов они, скорее всего, принадлежат к истории, а языковые различия замечают только ученые.
Кстати, несколько лет назад был издан плод многолетней полевой работы московских лингвистов — 1-й том Словаря бесермянского диалекта. В 2019 году вся партия Сермианы Корбан получила поддержку бюджета республики. Возможно, в этом сыграли роль этнополитические реалии и опыт других финно-угорских народов. Таким образом, наличие у мордовцев различных групп и диалектов коми, эрзян и мокшанцев не вызвало разрушительных катаклизмов в культуре и политике национальных образований этих народов.
Гораздо тревожнее в этом плане судьба национальных языков в условиях современной глобализации, когда под маловероятным предлогом началось наступление на национальную школу и культуру народов России, начавшееся в довоенные годы, есть в курсе. Действительно, сложно ответить на вопрос, почему в условиях формального государства татар, удмуртов, чувашцев, бурят и других народов изучение национального языка осуществляется «по выбору», а изучение английского языка является обязательным компонентом обучения.
Кстати, традиции 1920-х годов, когда национальные школы в местах компактного проживания некоторых народов были обязательной составляющей общества, сохраняются до сих пор. Например, удмуртцы, жившие в Башкирии, изучали удмуртский до восьмого класса, а сама Удмуртия училась только в начальной школе.
Сохранение языка и культуры (а, следовательно, самобытности) народов России зависит, прежде всего, от того, насколько они обладают самосознанием и самосознанием себя как представителей той или иной нации. Если он не исчез, движение снизу не даст людям умереть. По крайней мере, это доказано мировым опытом.
Мифология
Мифологические представления бесерманцев в целом характерны для земледельческих культур Восточной Европы и мало отличаются от удмуртских культур. Помимо верховного бога — Инмара, они признают существование «хозяев» различных локусов пространства:
- Коркакузё — Арендодатель. Во время осеннего праздника нового урожая ему в жертву приносили подземного гуся с просьбой защитить гусей, которых заводят в хижину на инкубационный период.
- Гидкузо — мастер на стройке. Покровская суббота, ему в сарае принесли в жертву барана.
- Бакчакузё — Хозяин сада
- Чашшакусе / Лудкузе / Нюлес бабам — Хозяин леса ухаживает за пасущимся скотом. Обходите свои вещи в полдень, когда это может быть опасно. Он движется в виде вихря, поднимающего столб пыли (телпари). Упоминание его имени вслух было табу. Человек, срубивший принадлежащее ему дерево, обязательно заболеет. Накануне Дня Кузьмы и Демьяна ему в священной роще принесли в жертву гуся. Лудкузе часто ассоциировали с Кузьма-Демьяном и пророком Ильей.
- Межакузё / Mezamumy — Мастер поля. Обходите свои вещи в полдень, когда это может быть опасно. Перед посевом для него на пашне закапывали цветное яйцо, а также жертвовали хлеб и пиво в период колошения ржи. После посева озимых ему на границе приносили в жертву барана. После сбора урожая хлеб с маслом остались под последним снопом.
- Вукузо — Повелитель Воды. Накануне праздника Покрова ему в жертву у реки, ближайшей к городу, принесли гуся.
Религия
Бесермиане исповедуют православие. Народная религия очень близка к народной религии удмуртов, в ней присутствуют элементы исламского происхождения. Люди издавна придерживались мифических верований. Они верили в существование бога-создателя Инмара и различных хозяев определенных пространств:
- Вукузо, мастер воды. Перед праздником Покрова ему принесли гуся в жертву на реке близ города;
- Коркакузё, ведущий. Во время праздника нового урожая, который отмечается осенью, гуся приносили в жертву под землей и просили защитить этих птиц в период инкубации яиц, когда их приносят в дом;
- Бакчакузё, хозяин сада;
- Межакузё (Мезамумы), мастер поля. Обойдите его собственность в полдень — это может быть опасно. Перед посевом люди закапывали ему крашеное яйцо на пашне, приносили в жертву хлеб и пиво в период выращивания ржи. После посева озимых ему привезли на границе барана в подарок. После сбора урожая под последним снопом хлеб с маслом остались в Межакузё;
- Гидкужо, хозяин двора. В Покровскую субботу ему в хлеву приносили в жертву барана;
- Нюлес бабам (Чашшакусе, Лудкузе), хозяйка леса, ухаживает за пасущимся скотом. В полдень Нюлес Бабам обходит свою собственность и может быть опасен. Он движется в виде вихря, поднимающего столбы пыли. Его имя нельзя произносить вслух. Если человек срубит дерево, принадлежавшее хозяину леса, он обязательно заболеет. Накануне Дня Кузьмы и Демьяна ему приносят в жертву гуся в священной роще.
Не сердите Щушет-Ка
Бессермиане — православные. Но это не мешает им пригласить мулл из татарских деревень на первое пастбище для скота. Они сохраняют многие культы семейного клана, в частности почитание Форшудов, что означало как сам клан и его священные реликвии, так и защитных божеств клана или семей, которые являются его частью, и совокупность идей и обряды клана. Они поклоняются языческим божествам во главе с Инмаром (верховным божеством у удмуртов). Есть Корка-Кузё, хозяин дома. Он уверен, что оставит хлеб на столе. Под землей живет хозяйка метро Щушет-Ка. Это ужасная богиня, которая забирает маленьких детей. Не дай бог обидеться или обидеть этого Щушет-Ка — грядет жестокая расправа. В общем, в доме нельзя ругаться, повышать голос, сердиться . как говорится, бесерман живет в постоянном страхе перед Богом.
Они обожают поклонение предкам — вохо, особенно в период Рождества, когда мимы ходят по деревням из дома в дом и собирают пожертвования от хозяев. Особо почитались бесермиане места молитв: священные леса, источники, деревья. Именно здесь проводился Корбан — молитва о дожде, сопровождавшаяся жертвоприношениями животных. Одним из моих любимых был весенний праздник плуга «Акаяшка». И, конечно же, был разработан специальный свадебный ритуал (сватовство, подготовка и осмотр приданого, вечеринки в доме молодоженов, подарки и рабочие испытания молодых людей, послеродовые визиты и т.д.). Также во время сватовства парень украл девушку и спрятал ее в сарае. После этого родственники считали ее помолвленной, а не своей. После этого сыграли свадьбу.
Праздники
Поскольку бесермиане являются православными христианами, их аграрный цикл календарных ритуалов преимущественно православный, хотя он включает некоторые турецко-мусульманские реликвии.
- Суббота Лазарев — Сабато Верба «Вербная суббота». Были посиделки, для которых готовили пиво и сусло: верва / ныл / тулса пюре «ивовая / девичья / весенняя каша». После этого они стали хлестать друг друга ивовыми ветками.
- Вербное воскресенье — Verva nunal
- Чистый четверг — Bursin kurtton «завязывание шелковых ниток» / ass lyktem chatverik «раз в году наступает четверг». Накануне вечером они задаются вопросом о предстоящей свадьбе и защищают дом и хозяйство от злых духов ветвями можжевельника. Утром проводят ритуальную уборку: окуривают дом можжевельником, топят баню и прыгают через огонь. Рано утром дети бродили по деревне и в каждом доме с пожеланием здоровья привязывали к запястьям шелковую нить или кусочки ткани. Завершилась церемония кексом с блинами. Впоследствии дети носили нитки на руках до праздника Акашка, когда их бросали в воду, полагая, что они избавят их от болезни.
- Пасха — Паска / Великтам «Великий день». Они расписывали яйца, которым приписывались апотропные функции. Они построили качели.
- Покровская суббота — последнее поминовение года. Очень часто «осенний праздник» «нового хлеба» и принесение в жертву барана в конюшне в честь хозяина двора отмечали и сегодня.
- Осенние Кузьминки — конец сельскохозяйственного года. Накануне в священной роще, принадлежащей Владыке Леса, был проведен молебен. Ему в жертву приносили гуся, обычно мужчины и в полной тишине. Жертвенную пищу оставляли под пихтой в берестяном ящике — чумоке.
Внешность
Традиционный костюм женщин-Бесермян представляет собой тунику-рубашку, богато украшенную вышивкой, тесьмой и аппликациями на рукавах и груди. На подоле сделана крупная оборка. Для вышивки в основном использовались красный, оранжевый и синий цвета с вкраплениями зеленого и желтого. Контур был выделен черным на одежде. Штаны носили по щиколотку с широким шагом, фартук без нагрудника. С нагрудником этот предмет одежды носили только пожилые женщины. Верхняя одежда Бесермян — это распашная туника. Из украшений носили шею, грудь, подвески из ракушек каури, бусы, кораллы и монеты, кольца и браслеты.
Девочки носили остроконечные шапочки, украшенные монетами, ракушками каури и бусинами. Для невесты головной убор был сшит из красной ткани, оплетен тесьмой с длинными кистями, закрывающими лицо. Женщины носили тонкое белое полотняное полотно, головные уборы в виде шлемов, украшенные бусами и монетами. Поверх надевали ситцевую, атласную или кашемировую шаль.
На мужчинах были костюмы, которые перекликались с удмуртской и русской одеждой. Они сшили его из ткани и красочно самоделились. Примечательно, что возраст, материальное положение и положение человека можно определить по индивидуальной одежде саженцев.
Жилище
Особняк Бесермян — бревенчатые избы с двускатной крышей. В доме был холодный подъезд, а у входа устроили крытую веранду. Планировка квартир очень похожа на удмуртскую. Окна были украшены резными наличниками, ворота тоже были резными. Внутреннее убранство с яркой художественной выразительностью раскрашивали скатерти, шторы, различные предметы быта.
Во дворе возводили сарай, часто двухэтажный. Сараи представляли собой бревенчатые избы с крытой галереей. На первом этаже хранилась утварь и продукты, на втором — одежда. Летом они спали в хлеву. На территории усадьбы находились скотный двор, баня, сарай, культовое святилище Куала.
Традиционными типами населенных пунктов являются дорожно-планировочные села, которые располагались у рек на холмах. До 20 века у людей были сельские общины. Семьи были меньше и более неразделенными.
Старинное волшебство крези
Но, пожалуй, главное, что отличает бесермян от других народов, — это крез, особый стиль пения. Мелодии крези самые разные: свадебные, рабочие, праздничные, связанные с армией, и этот крез полностью отличается от песни акына: он поет о том, что видит, а бесермян поет о том, что в его душе. На любой случай — его особенная мелодия, которая не менялась с древних времен. По мелодии, которую играют женщины, однозначно можно определить, зачем их собрали. Но переводить крез бесполезно.