- Кто такие башкиры?
- Тайны названия
- История башкирского народа
- От кого произошли башкиры?
- Борьба башкир за свои права
- Саки, скифы, сарматы
- Общая численность населения Башкирии. Динамика показателей
- Административное деление Башкортостана
- Распределение населения
- Возрастно-половой состав населения Башкирии
- Национальный состав населения
- Процесс соединения с Россией
- Жизнь
- Характер
- Обычаи
- Еда
- Поселения, жилища
- Язык и письменность
- Традиционный костюм и тип внешности
- Отношение к детям
- Фольклор
- Религия
- Тенгрианство
- Принятие ислама
- Другие религии в Башкортостане
Кто такие башкиры?
Существует несколько трактовок названия национальности. Некоторые историки утверждают, что «Башкорт» означает «главный волк», последние уверены, что это слово переводится как «хозяин пчел».
Большая часть национальности вела кочевой образ жизни, специализируясь на коневодстве и соколиной охоте. Остальная часть нации предпочла оседлый образ жизни и поселилась в деревнях, обрабатывая землю и разводя пчел.
Зимой они жили в хижинах, летом жилища кочевников опустели. Они перебрались на пастбища и жили в повозках. Люди не платили ни налогов, ни налогов. Башкир вербовали в исключительных случаях. Большинство людей — мусульмане.
Тайны названия
Название башкир происходит от слова «башкорт», которое этнографы пока не могут дать точного определения. Есть несколько интерпретаций этого понятия. Например, наиболее популярную гипотезу выдвинули ученые XVIII века В. Н. Татищев, П. И. Рычков и их коллеги.
Согласно этой версии, этноним «башкурт» или «башкорт» означает «главный волк». Но почему людей называли волками? Это часто встречается у многих древних племен. Считается, что истоки концепции зародились в период расцвета тотемизма, когда у каждого рода было свое священное животное, которое считалось прародителем.
Орловский АО «Башкирский», скоро. 19 век
Исследователь Дуглас Данлоп выражает иное мнение, придерживаясь теории о том, что башкирский народ изначально состоял из пяти объединенных общин. Ученый отмечает, что слово «башкорт» переводится как «пять племен» и очень напоминает название народа.
Башкирский историк Раиль Кузеев, напротив, поддержал основную версию происхождения этнонима, но отметил отсутствие упоминания о волках. Слово «баш» означало вождь и, следовательно, могло означать «главный клан”.
Башкирский, 1809 г
История башкирского народа
Первые люди на территории современной Башкирии жили 50-40 тысяч лет назад. В пещере Иманай археологи нашли следы древних стоянок. В палеолите, мезолите и неолите здесь жили племена охотников и собирателей, которые доминировали на здешних территориях, приручали животных и оставляли рисунки на стенах пещер. Гены этих ранних поселенцев стали основой формирования башкирского народа.
Первые упоминания о башкирах встречаются в трудах арабских географов. Говорят, что в 9-11 веках по обе стороны Урала жил народ под названием «башкорт». В 10-12 веках башкиры входили в состав Волжского государства Булгария. С начала 13 века они яростно сражались с монголами, которые хотели захватить их земли. В результате был заключен партнерский договор, и на протяжении 13-14 веков башкирский народ на особых условиях входил в состав Золотой Орды. Башкиры не были данью народом. Они сохранили свою социальную структуру и состояли на военной службе у кагана. После распада Золотой Орды башкиры вошли в состав Казанской и Сибирской орды.
В 16 веке началось сильное давление на независимость башкир от Русского царства. В 1550 году Иван Грозный пригласил народ добровольно стать частью его государства. Переговоры велись долго, и в 1556 году был заключен договор о вхождении башкир в состав Русского царства на особых условиях. Люди сохранили свои права на религию, управление и армию, но заплатили налог российскому царю, за что получили помощь в отражении внешней агрессии.
До 17 века условия договора соблюдались, но с приходом к власти Романовых начались нарушения суверенных прав башкир. Это привело к целой серии беспорядков в 17-18 веках. Народ понес огромные потери в борьбе за свои права и независимость, но сумел отстоять свою автономию в составе Российской империи, но при этом вынужден был пойти на некоторые уступки.
В 18-19 веках Башкирия неоднократно подвергалась административным реформам, но в целом сохраняла за собой право жить в своих исторических границах. Народ Башкирии на протяжении всей своей истории был прекрасным воином. Башкиры принимали активное участие во всех сражениях, в которых участвовала Россия: в войне 1812 года, в Первой и Второй мировых войнах. Потери людей были велики, но победы тоже были славными. Среди башкир немало настоящих героев-воинов.
Во время переворота 1917 года Башкирия изначально была на стороне сопротивления Красной Армии, была создана Башкирская армия, отстаивавшая идею независимости этого народа. Однако по ряду причин башкирское правительство перешло под контроль советского режима в 1919 году. В составе Советского Союза Башкирия хотела образовать профсоюзную республику. Но Сталин сказал, что Татарстан и Башкортостан не могут быть союзными республиками, поскольку они являются российскими анклавами, поэтому была создана Автономная республика Башкир.
В советское время регион столкнулся с трудностями и процессами, характерными для всего СССР. Здесь происходили коллективизация и индустриализация. В годы войны в Башкирию были эвакуированы многие промышленные и другие предприятия, которые легли в основу послевоенной индустриализации и восстановления. В годы перестройки, в 1992 году, Республика Башкортостан была провозглашена собственной конституцией. Сегодня Башкирия активно занимается возрождением национальной самобытности и первобытных традиций.
От кого произошли башкиры?
Из прошлых веков существует несколько версий происхождения башкир. Один из них — этноним «башкорт» произошел от имени человека. Однако письменное название «Башкорт» (Башкирский) встречается только в документах IX века.
Первая информация связана с антропонимом.
Согласно документам арабских ученых Ибн-Хордадбека и аз-Жайхани, одним из военачальников и начальников великого улуса Хазарского каганата был человек по имени Башджорт. Киргизский лидер тоже подчинялся Хазарии. Великий каган выгнал его из страны.
Он спрятался во владениях Башьорта. По совету Башьорта киргизский вождь поселился в далеких землях между кимаками и огузами. С началом борьбы за власть в стране огузов влияние киргизского хана возросло. Башёрт установил с ним дружеские отношения. Говорят, что от имени киргизского хана возник этноним киргизов (современный казах), а от имени Башжорта — само название башкирского народа.
Под руководством Башжорта башкиры жили на Южном Урале.
После падения Хазарского каганата большинство юго-западных родов башкир, вытесненных с востока кимаками, с юга огузами, были вынуждены уйти на запад, в сторону Дона и Черного моря.
Там они присоединились к кипчакам и беженцам.
У беженцев от Волги до Дуная был славный период в их истории. В то время народы всей Европы знали свою силу.
В летописях и летописях стран Европы и Киевской Руси их называли пеценегами. Беженцы упоминаются в известной французской эпопее «Песня о Роланде».
Когда пеценегские беженцы покинули историческую арену, их место и территорию также заняли кипчаки, башкиры и другие тюркоязычные племена. В XI веке начали формироваться такие народы, как башкиры, ногайцы, казахи, татары и кумыки.
Они объединились в общегосударственный союз под названием Дешт-и-Кипчак, который, как древнетюркский и хазарский каганаты, фактически стал империей (в западной терминологии). Каган (или олуг-хан — великий хан) был во главе, а ханы отвечали за отдельные союзы.
Известны имена первых кипчакских ханов: Белеш-хан (1055 г.), Сохал-хан (1061 г.), Асян-хан (умер в 1082 г.). В древнерусских летописях часто встречаются имена: Боняк-хан, Шарухан, Селук-хан, Башкорт-хан, Отрак-хан.
Профсоюзы кипчак-ханов объединились под властью Боняк-хана, а точнее кагана Боняка.
Исследователь Игорь Кучумов сравнивает завоевания Боняк-хана с походами Наполеона, он называл его Наполеоном мира степей Восточной Европы. Он одерживал победы над византийцами, сражался с полками киевского князя Святослава.
Борьба башкир за свои права
За долгую историю башкирскому народу пришлось пережить немало невзгод. Если при Иване Грозном, присоединившем Башкортостан к России, все права людей на этих территориях уважались, то последующие правители руководствовались принципами подавления и жестокости.
В ответ вспыхнули беспорядки, участники которых подверглись преследованиям и репрессиям. Несмотря на это, башкирам удалось отстоять свои права. Оставшись в составе России, они добились удовлетворения своих потребностей, перевода своих вооруженных сил в гражданское ведомство.
В советское время башкиры пользовались правами автономии. За долгие годы существования Башкирской Советской Республики эти люди продолжали развивать и сохранять свое культурное наследие. А в 1990 году была провозглашена Декларация суверенитета.
Башкиры из села Аминево Шадринского района Пермской губернии
Современные башкиры — потомки народа, сумевшего преодолеть испытания и невзгоды, обрести независимость для будущих поколений. Несмотря на все невзгоды, с которыми столкнулись башкиры, их нацию нельзя считать угнетенной. Башкиры не позволяли никому покорять и порабощать себя.
Их и сегодня отличает гордость, стойкость и нетерпимость к обману. Образы их благородных воинов-героев живут в башкирском народе и по сей день, которые и сегодня вдохновляют людей, демонстрируют образцы силы и стойкости.
Саки, скифы, сарматы
2800 — 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный и могущественный народ — Саки.
Основным их богатством были лошади. Знаменитая сакская конница быстрыми ходами захватила плодородные пастбища для своих многочисленных стад. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского и Аральского морей и южного Казахстана стали Саками.
Среди саков были особо зажиточные семьи, в стадах которых было несколько тысяч лошадей.
Состоятельные семьи поработили своих бедных родственников и избрали короля. Так возникло состояние сака.
Все саки считались рабами царя, и все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти он стал королем, но только в другом мире. Королей хоронили в больших глубоких гробницах. Сруб опускали в ямы: внутрь складывали дома, оружие, тарелки с едой, дорогую одежду и другие вещи.
Все было сделано из золота и серебра, чтобы никто в подземном мире не сомневался в истинном происхождении погребенных.
Целое тысячелетие саки и их потомки правили просторами степи. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.
Скифы были кочевым народом степей, обширных пастбищ, простирающихся по всей Азии от Маньчжурии до России.
Скифы существовали за счет разведения животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и частично занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, объединившихся в одно целое со своими быстрыми и маленькими лошадьми.
Вооруженные луками и стрелами, скифы сражались верхом. Согласно одному описанию, они снимали скальпы с врагов и хранили их в качестве трофея.
Состоятельные скифы были покрыты замысловатыми татуировками. Татуировка была доказательством принадлежности человека к знатной семье, а его отсутствие было признаком простолюдина.
Человек с нанесенными на тело мотивами превратился в ходячее «произведение искусства.
Когда вождь умер, его жена и слуги были убиты и похоронены вместе с ним. Вместе с вождем были похоронены и его лошади. Многие очень красивые золотые предметы, найденные в захоронениях, говорят о богатстве скифов.
Бродя по границам зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами.
По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена — предки марийцев, удмуртов, пермских коми и, возможно, мадьярских венгров. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во II веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили ее. Одни скифы были истреблены или взяты в плен, другие покорились и присоединились к сакам.
О сарматах писал известный историк Н. М. Карамзин. «Рим не постеснялся купить за золото дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили по-ирански. Башкирский язык содержит древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкир из иранского языка: кяр (огурец), камыр (тесто), такта (стол), быя (стекло), бакта (шерсть — линька), экскурсия (нара), шишме (родник, ручей).
Общая численность населения Башкирии. Динамика показателей
Первая перепись населения Башкирии была проведена в 1926 году, поэтому на территории республики проживало 2 665 000 человек. Впоследствии оценки численности населения региона производились с разной периодичностью, и только с конца ХХ века такие данные начали собираться ежегодно.
До начала 21 века динамика численности населения была положительной. Самый большой рост числа жителей произошел в начале 1950-х годов. В другие периоды регион стабильно рос в среднем на 100 000 человек. В начале 1990-х годов наблюдалось небольшое замедление роста.
И только с 2001 г выявлена отрицательная демографическая динамика. Ежегодно количество жителей уменьшается на несколько тысяч человек. В конце 2000-х ситуация несколько улучшилась, но в 2010 году количество жителей снова начало сокращаться.
На сегодняшний день численность населения Башкирии (2016 г.) стабилизировалась, составляет 4 млн 41 тыс. Человек. Пока демографические и экономические показатели не позволяют рассчитывать на улучшение ситуации. Но перед руководством Башкортостана первостепенная задача — снизить смертность и повысить рождаемость в регионе, что должно положительно сказаться на численности его жителей.
Административное деление Башкортостана
С середины XVI века Башкирия в составе Российской империи объединилась вокруг Уфы. Сначала это был Уфимский уезд, затем Уфимская губерния и Уфимская губерния. В советское время в регионе произошло несколько территориальных и административных реформ, связанных с укрупнением или дроблением на районы. В 2009 году было принято нынешнее деление Башкортостана на территориальные единицы. Согласно республиканскому законодательству в области выделено 54 района, 21 город, из них 8 республиканского подчинения, 4532 сельских населенных пункта. Сегодня население городов Башкирии постепенно растет, в основном за счет внутренней миграции.
Распределение населения
Россия — преимущественно аграрная страна, около 51% россиян проживает в сельских поселениях. Если оценить численность населения городов Башкирии (2016 г.), то можно увидеть, что в них проживает около 48% населения, или 1,9 миллиона человек из 4 миллионов. То есть регион подходит под общероссийский тренд. Список городов Башкирии по численности населения выглядит следующим образом: самый крупный населенный пункт — Уфа (1 миллион 112 тысяч человек), остальные населенные пункты значительно меньше по площади, в пятерку лидеров также входят Стерлитамак (279 тысяч человек), Салават (154 тыс.), Нефтекамск (137 тыс.) И Октябрьский (114 тыс.). Остальные города небольшие, их количество не превышает 70 тысяч человек.
Возрастно-половой состав населения Башкирии
Общероссийский показатель соотношения женщин и мужчин составляет около 1,1. Причем в раннем возрасте количество мальчиков превышает количество девочек, но с возрастом картина меняется наоборот. Учитывая численность населения Башкирии, видно, что здесь эта тенденция сохраняется. В среднем на каждую тысячу мужчин приходится 1139 женщин.
Распределение населения по возрасту в Республике Башкирия следующее: моложе трудоспособного возраста — 750 тысяч человек, старше трудоспособного возраста — 830 тысяч человек, трудоспособного возраста — 2,4 миллиона человек. Таким образом, на 1000 человек трудоспособного возраста приходится около 600 молодых и старых. В среднем это соответствует тенденциям по России. Половозрастная модель Башкирии позволяет отнести регион к типу старения, что свидетельствует о грядущем осложнении демографической и экономической ситуации в регионе.
Национальный состав населения
С 1926 г ведется наблюдение за национальным составом жителей Башкирской республики. В этот период были выявлены следующие тенденции: численность русского населения постепенно сокращается с 39,95% до 35,1%. А башкир становится все больше — с 23,48% до 29%. А башкирское этническое население Башкирии в 2016 году составляет 1,2 миллиона человек. Остальные национальные группы представлены следующими цифрами: татары — 24%, чуваши — 2,6%, моряки — 2,5%. Остальные национальности представлены группами менее 1% от общей численности населения.
В регионе существует большая проблема сохранения малых народов. Таким образом, популяция кряшен за последние 100 лет выросла, мишари находятся на грани исчезновения, а тептяры полностью исчезли. Поэтому руководство региона пытается создать особые условия для сохранения оставшихся малых субэтнических групп.
Процесс соединения с Россией
В 1552 году, во время падения Казанского ханства, Башкирия вошла в состав Московского государства. Но старейшины государства подтвердили сохранение некой автономии. Например, башкиры имели право владеть земельными участками, вести такой же образ жизни и придерживаться религиозных убеждений.
Конница Башкортостана принимала участие в боях русской армии с Ливонским орденом. Религиозные взгляды татар и башкир несколько различались. Последние приняли ислам задолго до своих соседей, и вера стала главным фактором самоидентификации нации.
Когда республика вошла в состав России, на ее территорию стали проникать культы. Верховная власть пыталась контролировать верующих, поэтому в 1782 году был учрежден муфриат. Такое господство в духовной жизни привело к разделению по национальностям. В XIX веке они разделились на три ветви: традиционный (кадимизм), реформистский (джадидизм), исанизм (суфизм без сакральной основы).
Вернуться к оглавлению
Жизнь
Долгое время башкиры вели частично кочевой образ жизни, но постепенно перешли к стабильному образу жизни. На смену кочевым юртам пришли бревенчатые дома и глинобитные хижины. Приверженность исламу всегда подразумевала патриархат, поэтому ответственность остается за человеком. Кроме того, для башкир характерны следующие особенности образа жизни:
- Родство четко разделено на материнскую и отцовскую части, чтобы можно было определить наследственность.
- Имущество и дом унаследовали несовершеннолетние дети.
- Старшие сыновья и дочери получили часть наследства при вступлении в брак.
- Мальчики поженились в 16 лет, а девушки стали женами в 14 лет.
- Ислам разрешал больше жен, хотя этой привилегией пользовались только богатые.
- Невесте на свидание дарят калым, который всегда зависит от состояния родителей молодоженов. Раньше за калым платили скотом и лошадьми, одеждой, расписными платками и лисьими мехами.
Характер
Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда борются за справедливость, остаются гордыми, упрямыми. Люди относились к пришельцам с пониманием, никогда не навязывались и принимали людей такими, какие они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям.
Гостеприимство предписано не только древними обычаями, но и действующими законами шариата. Каждого гостя нужно накормить, а тому, кто уйдет, — подарок. Если гости пришли с младенцем, значит, ему нужен подарок. Считается, что таким образом ребенок будет умиротворен и не наведет проклятие на дом хозяина.
Отношение башкир к женщине всегда было трепетным. Традиционно невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла общаться с родителями мужа в течение первого года после замужества. Однако долгое время в семье ее почитали и уважали. Мужу строжайше запрещалось поднимать руку на жену, быть жадным и скупым. Женщина же должна была быть верной: измена сурово наказывалась.
Башкиры добросовестно относятся к детям. При рождении ребенка женщина стала похожа на королеву. Все это было необходимо, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
Старейшины играли важнейшую роль в жизни башкир, поэтому обычай почитания старцев сохранился до наших дней. Многие башкиры советуются со старшими и просят благословения на сделки.
Обычаи
очевидно, что башкирский народ чтит не только традиции, но и обычаи прошлых поколений и основы ислама. Следовательно, необходимо хоронить мертвых до захода солнца. Омывание проводится трижды, усопшего необходимо обернуть в плащаницу, прочитать молитвы и устроить могилы. По мусульманским обрядам захоронение происходит без гроба. Башкирский обычай предписывает читать молитву стихами.
Традиции и обычаи свадьбы удивительны и включают в себя целый комплекс. Башкиры считают, что мужчина не станет респектабельным, пока не выйдет замуж. Примечательно, что свадьбы для своих детей башкиры устраивают с подросткового возраста. Это связано с древней традицией ранних браков. Подарки на свадьбу дарили особым образом:
- Верховая езда, обыкновенный мальчик собирал подарки от всех пришедших поздравить молодоженов;
- Собрав деньги, шарфы, пряжу и другие подарки, она пошла к жениху;
- К подаркам нельзя было прикасаться;
- Свекровь пригласила на чайную церемонию гостей, в основном родственников и друзей;
- Во время свадьбы за невесту всегда шла драка. Они пытались похитить девушку, и жениху навязали драку. Иногда это были довольно серьезные ссоры, и по традиции жених должен был возместить все убытки.
В связи с браком было введено множество запретов. Таким образом, муж должен был быть не менее чем на 3 года старше своей жены, жениться на женщинах его семьи было запрещено, жениться могли только представители 7 и 8 поколений.
В наше время свадьбы стали скромнее, а супруги — прагматичнее. Современные темпы урбанизации привели к иному образу жизни, поэтому для башкир предпочтительнее приобретать машину, компьютер и другое ценное имущество. Пышные обряды и калымские выплаты остались в прошлом.
Практика гигиены существует с древних времен. Люди мыли руки перед тем, как сесть за стол. После мяса обязательно мыть руки. Полоскание рта считалось хорошей подготовкой к еде.
Взаимопомощь башкиры называют каз умахе. Обычай предусматривал сбор уток и гусей. Обычно приглашали девушек. При этом гусиные перья были разбросаны, и женщины просили обильного потомства. Потом ели гусей с блинами, медом, чак-чаком.
Еда
Башкирская кухня предлагает простые блюда даже самым искушенным гурманам. Для башкира главное — сыто, а на втором месте — лакомства. Отличительной особенностью кухни является отсутствие свинины, и это связано не с исламскими канонами, а сугубо древними пищевыми привычками. Кабанов в этих местах не было, поэтому ели баранину, говядину и конину. Башкирские блюда сытные, питательные и всегда готовятся из свежих продуктов. В блюдо часто добавляют лук, зелень, специи и зелень. Именно лук высоко ценится башкирами за полезные свойства, ведь в свежем виде этот продукт помогает бороться с бактериями, позволяет получить витамин С и нормализовать артериальное давление.
Мясо можно есть вареным, сушеным, тушеным. Из конины делают конскую колбасу казы. Его принято подавать с кисломолочным напитком из айрана.
Самым главным напитком был кумыс. Для кочевых племен напиток был незаменим, ведь даже в самые жаркие дни он сохранял свои свойства. Есть много способов приготовления кумыса, которые башкиры хранят и передают из поколения в поколение. Положительные свойства напитка укрепляют иммунитет, улучшают работу нервной системы и поддерживают эластичность кожи.
Молочные блюда башкирской кухни очень разнообразны. Башкиры любят вареное молоко, сметану, творог с медом. Важным продуктом является морковь, сыр, который хранится зимой, чтобы обеспечить организм питательными веществами и жирами. Его добавляли в бульоны и даже в чай. Башкирская лапша называется салмой и бывает разных видов. Его готовят в виде шариков, квадратов и стружек. Кузов всегда ручной работы, поэтому вариантов много.
Пить чай — важная традиция, и чай, наряду с кумысом, считается национальным напитком. Башкиры пьют чай с чизкейком, отварным мясом, чак-чаком, ягодным зефиром и лепешками. Пастила приготовлена из исключительно натуральных ягод, протертых через сито. Пюре разложили по доскам и высушили на солнце. За 2-3 дня получилось изысканное и натуральное лакомство. Чаще всего чай пьют с молоком и смородиной.
Башкирский мед — это бренд Башкирии. Многие гурманы считают его эталонным, ведь рецепту приготовления первого меда полтора года назад. Жители Башкирии бережно хранили свои традиции, поэтому сегодня чудесное лакомство получается великолепным. О сборе меда в древности свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Бурзянском районе. Запрещается подделывать башкирский мед. Под этим брендом выпускается исключительно национальный продукт. Именно он служит основой для приготовления такого десерта, как чак-чак.
Поселения, жилища
Ведя кочевой образ жизни, башкиры организовывали сезонные поселения: зимние (єishlau), весенние (yagy yort), летние (yәilәү), осенние (kөґgө yort). В процессе перехода к стабильному образу жизни образовывались постоянные поселения: как правило, в местах зимних дорог, у рек и озер.
До 18-19 веков расположение залов было кучным; Родственные семьи часто селились за общим забором, а позже — при планировании улиц — группы единомышленников образовывали отдельные «концы» или улицы и кварталы.
Центры волостей, выставочные площади от 200 до 300 ярдов и более. Помимо небольших деревень в 3–4 десятка дворов, существовали поселки размером 10–20 дворов.
Войлочная (тирмо) юрта турецкого (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа — традиционное жилище башкир — существовала на юге и востоке до XX века.
В лесной и степной зонах башкиры гораздо раньше приобщились к строительной культуре соседних народов Урало-Поволжья: возводили глинобитные дома, грядки, глинобитные дома, привычные для степей; В лесной и лесостепной зоне возводились избы с проездом, дома с сообщением (изба-сени-изба) и пятистенные дома, изредка — крестовые и двухэтажные.
Доски, плетеные избы, избушки служили временными жилищами на пастбищах или летними кухнями.
Часть усадьбы использовалась под хозяйственные постройки (двор, сарай, загон для скота, конюшня, пасека).
Жилища были разделены на гостевые части и на жилую и бытовую части, интерьер был оформлен в соответствии с общепринятыми турецкими традициями: многофункциональные кровати (sәke), обилие мягкой мебели (вышивка, коврики, войлок) и т.д.
Язык и письменность
Наречие этнической принадлежности относится к разряду турецких языков. Около семидесяти процентов всех жителей республики говорят на башкирском языке. Большая часть населения свободно владеет русским языком. Некоторые башкиры неплохо говорят по-татарски.
В истории этнической группы есть разные типы письма. До принятия ислама использовалась руническая версия, замененная арабской графикой. До XIX века башкиры писали и читали на древнетюркском языке.
Однако вскоре встал вопрос об отсутствии единой системы письма. В результате сначала на кириллице, а затем на основе арабских иероглифов было создано несколько вариантов алфавита.
В окончательном виде алфавит сформировался в 1950 году. Башкирский алфавит состоит из 42 букв. Тридцать три из них соответствуют кириллице.
Традиционный костюм и тип внешности
Башкиры славятся своей многослойной одеждой, и одежда мужчин и женщин не сильно отличается. Костюмы включали мешковатые штаны, футболки и разные платья или кафтаны.
Вне зависимости от времени года башкиры носили многослойную одежду, которая различалась плотностью материи. Чем больше платье считалось праздничным, тем больше носили платьев.
Для пошива одежды использовались шерсть, мех, ткань, мешковина и кожа. Состоятельные башкиры могли позволить себе носить дорогие ткани. В отличие от женской одежды мужская одежда имела прямой крой и обвязывалась специальной лентой.
Наряды девочек были сшиты и украшены большим количеством вышивок золотыми и серебряными нитями. Головные уборы различаются по регионам. Это могли быть меховые шапки-ушанки, мужские тюбетейки. На женщинах были бюреки, шарфы и тыкию. В качестве обуви использовались сапоги или туфли из рафии.
Башкиры отличаются внешне, но большинство жителей республики — темноглазые брюнетки со смуглой кожей. Этническая принадлежность имеет внутреннее разделение людей на степной и горный типы внешности.
Первый отличается средним ростом, широкой мордой, прямым носом и большой круглой головой. Горные башкиры были высокого роста, имели удлиненное лицо и большой нос.
Отношение к детям
Башкиры борются за большие семьи, поэтому у них всегда много детей. Женщинам в должности запрещалось заниматься тяжелым трудом, все ее прихоти и капризы удовлетворялись без лишних споров.
Вынашивая ребенка, девочку просили смотреть только на красивые вещи и симпатичных людей. Увидев что-то ужасное или некрасивое, следует сразу отвернуться или закрыть глаза.
Чтобы процесс родов прошел гладко, будущий папа говорил: «Скорее рожай, жена!». Того, кто первым сообщил отцу о рождении ребенка, щедро осыпали подарками.
После рождения малышки в семье с размахом отметили праздник Бишектуй, посвященный первой колыбели.
Фольклор
Самым значительным народным праздником у башкир был йыын (см. Джиен), распространенный для нескольких деревень, а в далеком прошлом — для всего племени, рода. До XVIII века в каждом из четырех регионов (даруг) Башкирии в середине лета проводился свой джиен, где решались различные социальные вопросы, на ярмарке заключались торговые соглашения, устраивались брачные церемонии, вечеринки и конкурсы.
По наиболее важным вопросам созван национальный джиен. Ему предшествовали более мелкие партии — Габантуй (см. Сабантуй), Быге, Майзан, которые проходили накануне посадки или после завершения весенних работ. Женщины и дети отметили приход ворон праздником Каргатуи.
Все эти праздники характеризуются общим питанием, спортом, массовыми играми. Иногда они сопровождались коллективными молитвами на местных кладбищах.
Мусульманские праздники Ид аль-Адха и Курбан-байрам сыграли определенную роль в общественной жизни.
Башкирские народные обряды, как календарные, так и семейные (брак, быт, похороны и поминки), представляют собой сложное переплетение традиционных и мусульманских верований.
Религия
Верующие башкиры — мусульмане-сунниты.
Тенгрианство
До исхода кочевых племен с Урала они придерживались религии под названием Тенгри. Это имя Бога небес и отца всего живого на планете. По словам башкир, есть три зоны: земля, участок внизу и вверху. Каждый из них населен четким и невидимым регионом.
Небо было разделено на несколько уровней; Хан Тенгри жил на самом высоком «этаже». Несмотря на то, что люди не имели представления о государственности, у них было четкое представление о вертикали власти.
Все остальные божества подчинялись Тенгри и несли ответственность за определенный элемент или природную силу. В древности жители Башкортостана не верили в загробную жизнь и переселение душ. Они верили, что наступит определенный день, когда умершие воскреснут в новом теле и продолжат существовать на грешной земле.
Принятие ислама
Первые мусульманские захоронения, обнаруженные на территории республики, относятся к VIII веку. Судя по помещенным в гробницу предметам, можно сделать вывод, что покойные были пришельцами.
На первом этапе обращения в ислам (около 10 века) огромную роль сыграли миссионеры из государств Накшбандийа и Ясавийя. Они прибыли в Башкортостан из населенных пунктов, расположенных на территории Средней Азии. Основной поток миссионеров прибыл из Бухары. Это предопределяет, какой религии придерживаются современные башкиры.
В Бухарском царстве исповедовался суннитский ислам, в котором пересекались суфийские и ханифские идеи толкования Корана. Однако западные соседи выступили против такого толкования религии.
Когда миссионеры начали проповедовать ислам в X веке, башкиры и волжские болгары отнеслись к этому на удивление спокойно. При этом крещение Руси вызвало ожесточенное сопротивление с их стороны.
Язычникам было трудно реконструировать свое мировоззрение. Но башкирская концепция религии гармонично сочеталась с концепцией Бога, прописанной в Библии. С этого момента Тенгри стал ассоциироваться с Аллахом.
Другие религии в Башкортостане
Учитывая, что башкирский этнос составляет лишь четверть всего населения республики, следует упомянуть и другие религии. В первую очередь, это православие, которое проникло сюда с первыми русскими поселенцами (конец 16 века). Позже здесь прижились старообрядцы. В 19 веке в регион прибыли немецкие и еврейские мастера. Возникли лютеранские церкви и синагоги. Когда Польша и Литва вошли в состав Российской империи, в регионе начали селиться военные и католики в изгнании. В начале ХХ века в Уфу переехала баптистская колония из Харьковской области. Многонациональность населения республики стала причиной разнообразия верований, к которым коренные башкиры относятся очень терпимо. Религия этого народа с присущим ему синкретизмом все еще остается элементом самоидентификации этничности.