- Этническая история
- Молодой народ
- Прошение о российском подданстве
- Советский период
- Депортация балкарцев
- Где живут
- Название
- Численность
- Данные переписи населения
- Язык
- Этногенез
- Генофонд
- Религия
- Внешность
- Одежда
- Национальный костюм
- Кухня
- Семья и традиции
- Балкарское жилище и поселения
- Жизнь по старинным принципам
- Традиционные занятия
- Некоторые известные балкарцы
Этническая история
Первое письменное свидетельство появления балкарцев в русских архивных документах датируется 1827 годом в декларации о количестве дигорских и других народов, вновь представленных российскому правительству (дигорцы — 1000 семей, балкарцы — 400 семей)
Молодой народ
История балкарцев отличается яркостью и обилием событий. Однако, как и этносы в исторических документах, они появились совсем недавно. Первые упоминания присутствуют в источниках первой половины XIX века. В частности, в 1827 г в списке численности родов кавказских племен упоминаются балкарцы. Кстати, на тот момент количество их семей достигало уже полутысячи, что свидетельствует о бурном развитии Балкарии.
Однако сами балкарцы вряд ли согласятся с утверждением о том, что они совсем недавно появившийся народ. Дело в том, что исторически существует тесная связь между предками этноса и его современными представителями.
Примечательно то, что невозможно даже точно определить процесс перехода от субстратных племен (а они существовали и в эпоху бронзы) к непосредственно балкарцам, которые выделялись в отдельную группу. Получается, что балкарцы молодые люди, но с богатой историей, уходящей корнями в глубину веков.
Прошение о российском подданстве
В 1827 году делегация компании обратилась к генерал-лейтенанту Эммануилу с ходатайством о принятии в российское гражданство. Этот акт, ставший одним из самых крутых поворотных моментов в историческом развитии балкарцев, значительно расширил и обогатил их отношения с внешним миром. Они начали отдавать своих близких в русские крепости, служили в царской армии, участвовали в русско-турецкой (1877-1878 гг.), Русско-японской (1904-1905 гг.) Войнах и Первой мировой войне (1914-1918 гг.), В России войны революционные движения 1905-1907 и 1917 гг
Определенный научный интерес к географии, истории и культуре Балкарии заметно возродился в конце 18-19 веков. (Гульденштедт, Рейнеггс, Паллас, Потоцкий, Клапрот). Но этот интерес со стороны европейских, русских и других исследователей и путешественников несравненно активнее возрос в 1930-е годы. XIX — 10-е гг. XX вв., Т.е после вхождения Балкарии в состав России (Боссе, Шаховской, Бларамберг, Фиркович, братья Нарышкины, Караулов, Преле, Тепцов, Баранов, Долбежев, Зичи, Вырубов, композитор Танеев, географ Динник, антрополог Чехович, и др.)… После реформы 1867 г в горах построили новые мосты и колесные дороги; впервые в Приэльбрусье Таубий И. Урусбиев построил специальный домик для гостей; его часто посещали зарубежные и российские представители науки и культуры, туристы и альпинисты (Миллер и Ковалевский, Танеев, Мурр, Туккер, Анисимов, Тульчинский, Пастухов, Абих и др.). В 1860 году в Нальчике открылась Горская начальная школа, преобразованная в 1909 году в общеобразовательную, где балканы учились вместе с русскими, кабардинцами и др. впоследствии начальные школы открылись в балканских селах Кашхатау и Чегеме (1902 г.), Урусбиево и Хасаут (1913 г.). Некоторые балкарцы из привилегированных слоев получили образование в учебных заведениях Владикавказа, Тбилиси, Ставрополя, Москвы, Санкт-Петербурга. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX — начале XX века среди балкарцев стала формироваться национальная интеллигенция, проводившая значительную культурно-просветительскую работу (публицист-историк М. Абаев и юрист Б. Шаханов, фольклористы и собиратели М., И., Н и С. Урусбиев, скрипач С. Абаев, доктора А. Шаханов и И. Абаев, педагоги Ф. Шакманова, Ж. Джабоев и Э. Чеченов, общественный деятель И. Балкаруков, поэт — основоположник балкарской литературы К. Мечиев).
Советский период
Коренной перелом в жизни балкарцев произошел после революции 1917 года. С тех пор в их истории было много драматических страниц, но были и очень значительные достижения. После Февральской революции в Нальчикский исполком, поддерживавший временное правительство России, вошли таубий И. Урусбиев, Б. Шаханов, Т. Шакманов. С другой стороны, многие лидеры, сражавшиеся в гражданской войне за Советскую власть (М. Энеев, С.-Х. Калабеков, Ю. Настуев, А. Гемуев, Х. Асанов, К. Ульбашев и др.), Возникли между Балканы.).
На II съезде народов Северного Кавказа (Пятигорск, 1918 г.), провозгласившем установление Советской власти в регионе и образование Терской Народной Республики, делегаты Кабарды и Балкарии выступили единой фракцией. В 1922 г была создана Кабардино-Балканская автономная область (КБАО); в 1936 г преобразована в автономную республику (КБАССР). Территории с численным преобладанием балкарцев были выделены в отдельные районы: Черекский, Чегемский, Холам-Безенгиевский, Эльбрусский. Растет количество деревень с современной планировкой дорог, с новыми типами домов и жилых участков, с магазинами, клубами и школами; в некоторых из них теперь есть электричество и радио. С 1940 года в Баксанском ущелье начал работать Тырныаузский вольфрам-молибденовый комбинат.
Основы многовекового образа жизни балкарцев стали резко меняться в результате коллективизации сельского хозяйства, которая в силу специфики горных условий закончилась только в 1937 году. Преступные эксцессы в коллективизации вызвали упорное сопротивление со стороны крестьян (достопримечательность в Чегемском ущелье 1930 г.
С начала 1920-х годов были приняты радикальные меры по ликвидации неграмотности и распространению новой культуры. Начали выходить книги и газета на балканском языке. В 20-30-е годы в Нальчике необычно быстро росло количество культурных, образовательных, образовательных и научных учреждений, в которых получали образование многие балканские страны. Также они учились в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону и др.
В 30-е годы творчество поэта К. Мечиева продолжилось, появились новые имена поэтов и писателей (С. Шахмурзаев, К. Кулиев, К. Отаров, О. Этезов, Х. Кациев и др.). В 1934 г был создан Союз писателей Кабардино-Балкарии, в 1940 г. — Балкарский драматический театр.
Массовые репрессии в конце 1920-х и 1930-х годах нанесли непоправимый ущерб очень значительным достижениям в социально-экономическом и культурном развитии балкарцев в отношении крестьянства (особенно в отношении коллективизации), партийных и советских рабочих (Х. Зокаев), К. Ульбашев, К. Чеченов), писатели (А. Ульбашев, Х. Теммоев, С. Отаров) и многие другие. Во время войны балкарцы подверглись небывалому террору.
С 24 ноября по 4 декабря 1942 г подразделения НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье расстреляли сотни мирных жителей: стариков, женщин, детей, сожгли несколько сел (Сауту, Глашево и др.).
Депортация балкарцев
8 марта 1944 г по обвинению в пособничестве фашистским войскам весь балканский народ был насильственно переселен (депортирован) из мест постоянного проживания в Средней Азии и Казахстане. На смену балкарцам, как и другие депортированные народы, расселили рассеяно для быстрой ассимиляции среди местного населения. Между тем более 15 000 Балкан воевали на фронтах Великой Отечественной войны.
На основании постановлений Верховной власти СССР 1956, 1957 и других документов репрессии против балкарцев были признаны ошибочными и незаконными. 28 марта 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было принято Постановление о восстановлении государственности Балкан и о возвращении республике прежнего названия: автономная Кабардино-Балканская ССР и Республика Беларусь. Ай Балкар разрешили вернуться на прежнее место жительства. Вопрос о депортации занимает центральное место в новейшей истории балкарского народа. Правовые и исторические аспекты этого явления тщательно изучаются с научной точки зрения .
Где живут
Небольшое количество встречается в таких странах, как Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан. Также около 4000-5000 человек проживают в США, Турции.
Название
Сами балкарцы называют себя «таулула», что в переводе означает «горец». Соседние народы называли их так же: осетинские ослы и сваны — горцы. Территория проживания на черкесском языке называлась «Балкарская», отсюда и современное название республики. Грузины назвали это место «Малкар».
Численность
Численность карачаевцев и балкарцев на Кавказе по муниципальным образованиям по переписи 2010 г
Общая численность балкарцев в настоящее время составляет около 125 000 человек (2010 г., оценка). В России проживает 112,9 тыс. Человек (2010 г.), в том числе 108,6 тыс. Человек в Кабардино-Балкарии, что составляет 12,7% населения республики.
Доля по районам Кабардино-Балкарии за 2010 г по переписи населения:
Доля муниципалитетов Балкарского края, %
Эльбрус MR | 69,5 |
Черекский М.Р | 64 |
Чегем М.Р | ветры |
ГО Нальчик | 16.9 |
Зольский М.Р | 6 |
Ряд балканцев проживает в Казахстане и Кыргызстане (4-5 тысяч человек, оценка на 2008 год, оценка), куда они и оказались после депортации в 1944 году.
Они также живут в Турции, странах Европы и США, где являются потомками мухаджиров, покинувших Северный Кавказ в 19 веке.
Данные переписи населения
Год Население, чел
1939 г | 42685 | Перепись 1939 г |
1959 г | 42408 | Перепись 1959 г |
1970 г | 59501 | Перепись 1970 года |
1979 г | 66334 | Перепись 1979 года |
1989 г | 85126 | Перепись 1989 года |
2002 г | 108 426 | Перепись 2002 года |
2010 г | 112 924 | Перепись 2010 г |
Язык
Карачаево-балкарский язык (карачаевский, балкарский) — один из тюркских языков, язык карачаевцев и балкарцев. Диалектные различия незначительны. Современное название общепринято с 1950-х годов, раньше оно называлось Горно-татарское, Горно-тюркское, Татаро-Джагатайское. Распространен в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, в обеих республиках имеет статус государственного. В России количество говорящих составляет около 303 тысяч человек.
Этногенез
Древнейшая субстратная база материальной и духовной культуры тюркоязычных балкарцев и карачаевцев, а также ираноязычных осетин и кавказоязычных вайнахов, прослеженная археологически, связана с кобанской культурой, как наиболее яркая и хорошо изученная. Иранский пласт зарегистрирован в осетино-карачаево-балкарской этнокультурной общности. Критерием принадлежности их культур к кругу аланских древностей является сходство с соответствующими элементами осетинской культуры. Это сообщество рассматривается как отражение доминирующего немецкого дога в процессе формирования этих этнических групп. В свою очередь, турецкое «наследие» обычно связывают с продвижением кыпчаков (половцев) в горы, что предопределило образование тюркоязычных анклавов на Северном Кавказе — Балкарии и Карачае. Именно антропологические данные могут свидетельствовать о переселении людей и возникновении супружеских контактов .
Роль компонента алана в добавлении антропологической характеристики Балкан не прослеживается на имеющихся материалах, в отличие от доминирующего алана в формировании морфологических характеристик не только осетин, но и некоторых других средневековых северокавказских этносов. Поэтому, видимо, роль алан в этногенезе Балкарского края ограничивалась именно культурным влиянием, что нашло отражение в сохранении некоторых культурных и этнографических традиций, присущих аланам среди балкарцев.
Турецкий компонент в балкарском этногенезе несколькими авторами связывается с отдельными группами болгар, половцев или тюркских аланов. Антропологические свидетельства присутствия монголоидных групп населения на Северном Кавказе, в частности в Дагестане, представляют несомненный интерес в связи с исторически подтвержденным фактом проникновения тюркоязычных групп в горные районы Северного Кавказа. Даже в антропологической литературе нет единой точки зрения на характер антропологической характеристики половцев. Большинство исследователей принимают кавказский аспект половцев, но есть лишь косвенные доказательства для такого суждения. Все серии черепов кочевников времен Предзолотой Орды и Золотой Орды Северного Причерноморья, именуемые половецкими, характеризуются неоднородным расовым составом и большей или меньшей долей монголоидных примесей. Морфологическое разнообразие этих материалов не ограничивается наличием кавказских и монголоидных черепов, но определяется наличием черепов со смешанным комплексом знаков. Что касается тюркизации (смены коренным населением Северо-Кавказского региона своего языка на турецкий), то она не сопровождалась заметным изменением численности населения. Вопреки исторически засвидетельствованным фактам проникновения тюркоязычных групп в этот регион, в современном населении не обнаруживается заметной монголоидной примеси, присутствия в Балкарии отдельных представителей или групп центральноазиатского происхождения в Золотой Орде и после — Золотордынские времена не играли существенной роли в формировании антропологических характеристик его населения более поздних возрастов… Биологическое смешение, если и имело место, было спорадическим.
Современные балкарцы и карачаевцы по своим антропологическим характеристикам обнаруживают наиболее близкое сходство друг с другом и вместе с чеченцами, ингушами, осетинами и представителями горных групп Грузии входят в круг популяций понтийского антропологического типа с разной степенью развитости проявление характеристик кавказцев.
Генофонд
Крымские татары генетически ближе среди турок (генетическое расстояние d = 0,13) к балкарцам.
Распределение частот (%) гаплогрупп Y-хромосомы у балкарцев и карачаевцев
Гаплогруппа Карачаевцы Балкарцы (всего) Баксаны Чегемы Холамы Безенгиевы Малкары
Нет | % | Нет | % | Нет | % | Нет | % | Нет | % | Нет | % | Нет | % | |
C-M407 | 0 | 0 | 4 | 1,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 5,3 | 2 | 2,9 |
E1b-M35 | 2 | 1.6 | 2 | 0,9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3,6 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
H-M52 | 3 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
G1-M285 | 1 | 0,8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
G2a-M406 | 1 | 0,8 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
G2a-P16 | 38 | 30,1 | 53 | 22,5 | 14 | 33,3 | 6 | 10.2 | 7 | 25,0 | 12 | 31,6 | 14 | 20,6 |
G2a-P303 (xU1) | 3 | 2,4 | 14 | 6.0 | 2 | 4.8 | 3 | 5.1 | 6 | 21,4 | 1 | 2,6 | 2 | 2,9 |
G2a-U1 | 3 | 2,4 | 9 | 3.8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 10,7 | 4 | 10,5 | 2 | 2,9 |
I-M170 | 5 | 4.0 | 3 | 1.3 | 1 | 2,4 | 1 | 1,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
J1-M267 (xPage08) | 2 | 1.6 | 5 | 2.1 | 2 | 4.8 | 1 | 1,7 | 1 | 3,6 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
J1e-Page08 | 1 | 0,8 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
J2a-M410 | 9 | 7.0 | 36 | 15.3 | 4 | 9,5 | 8 | 13,5 | 3 | 10,7 | 7 | 18,4 | 14 | 20,6 |
J2b-M12 | 1 | 0,8 | 4 | 1,7 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2,6 | 2 | 2,9 |
L-M20 (xM357, xM76) | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3,6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
N-CTS6967 | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 1 | 1,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
О-М175 | 1 | 0,8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Q-M242 (xM120) | 0 | 0 | 16 | 6,8 | 3 | 7.1 | 2 | 3,4 | 1 | 3,6 | 5 | 13,2 | 5 | 7,4 |
R1a-Z2123 | 38 | 30,1 | 38 | 16,2 | 7 | 16,6 | 12 | 20,3 | 3 | 10,7 | 5 | 13,2 | 11 | 16,2 |
R1a-Z2125 (xZ2123) | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
R1a-Z95 (xZ2125, xZ2122) | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
R1a-Z2122 | 3 | 2,4 | 8 | 3,4 | 2 | 4.8 | 4 | 6,8 | 0 | 0 | 1 | 2,6 | 1 | 1.5 |
R1a-Z93 (xZ95) | 4 | 3,2 | 1 | 0,4 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
R1a-M558 | 2 | 1.6 | 2 | 0,9 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
R1a-Z282 (xM558) | 3 | 2,4 | 2 | 0,9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2,9 |
R1b-M478 | 3 | 2,4 | 27 | 11,5 | 1 | 2,4 | 19 | 32,2 | 2 | 7.1 | 0 | 0 | 5 | 7.3 |
R1b-M412 | 1 | 0,8 | 1 | 0,4 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
R1b-Z2105 | 2 | 1.6 | 4 | 1,7 | 1 | 2,4 | 2 | 3,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1.5 |
Общий | 126 | 235 | 42 | 59 | 28 год | 38 | 68 |
Религия
Как и многие народы, балкарцы в древности были язычниками. У них был широко распространен культ камней, священных деревьев, анимизм. Ислам стал распространяться среди них с 17 века. До 19 века здесь были разные религиозные обычаи и верования. Сейчас большинство жителей — сунниты (одно из основных направлений ислама). Однако языческие традиции все еще присутствуют в форме фестивалей и ритуалов.
Внешность
С антропологической точки зрения балкарцы относятся к кавказцам, к кавказскому виду. Этот вид распространен на Северном Кавказе. Чеченцы, ингуши, осетины и другие кавказские народы имеют схожие характеристики. Люди этой национальности хорошо сложены, имеют стройные и статные фигуры. Они высокие, а у мужчин широкие плечи. На широком лице выделяются высокий лоб и массивная челюсть. Нос длинный, часто с горбинкой. Черты лица несколько грубоваты, чему способствует выступающий подбородок и большой нос. С возрастом лицо становится угловатым. В молодости балкарцы обладают более изящными чертами; в старости они начинают выглядеть очень солидно, симпатично. Часто представители этого народа кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность характерна для кавказских народов.
Молодые люди, особенно девушки, могут быть очень привлекательными. Большие глаза, обрамленные темными ресницами, четкие дуги бровей делают лицо выразительным, привлекающим внимание. Коричневый ирис обычен наряду с густыми черными волосами. Однако среди балкарцев, как и у других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими волосами, светло-карими и серо-голубыми глазами. Также встречаются блондинки с голубыми глазами, но реже. Некоторые историки считают, что народы этого региона изначально были светлой расой, но в результате ассимиляции с турками и монголами они приобрели более темную кожу и волосы.
Одежда
Национальный костюм балкарцев характерен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из следующих частей:
- рубашка;
- брюки большого размера;
- бешмет (кафтан);
- сапоги;
- папаха.
Штаны заправлены в сапоги из мягкой овчины. Верхняя одежда — бешмет: кафтан до колен или чуть ниже. Имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет опоясан поясом, на котором помещен кинжал в ножнах. Зимой мужчины носят каракуль, бурки — плащи без рукавов, полностью закрывающие туловище.
Женский национальный костюм состоит из шароваров, туник с длинным рукавом. Поверх этого костюма надевается плотный кафтан (или нагрудник), облегающее платье в пол с вырезом. Нагрудник расшит золотой тесьмой. Платье имеет расклешенный низ, который собирается внизу красивыми волнами. Ремень, украшенный серебряными деталями, обвивает талию. Полочки платья богато украшены орнаментом. Головной убор напоминает мужскую шляпу. Он имеет цилиндрическую форму, поверх него наброшен длинный кружевной или шелковый платок.
Национальный костюм
Традиционная северокавказская одежда. Для мужчин: нижнее белье, брюки, дубленки, бешмет, чекмень, застегивающиеся на тугой пояс, на котором висело оружие; меха, плащи, шапки, капюшоны, фетровые шапки, кожа, войлок, марокканка, леггинсы.
На женщинах были рубашки-туники, мешковатые брюки, кафтан, длинное свободное платье, пояс, дубленки, шали, шали, шарфы, головные уборы и различные украшения. Праздничный наряд украшали шевронами, золотой или серебряной вышивкой, тесьмой, орнаментальной тесьмой.
Кухня
Основа питания — мясо, молочные продукты и овощи. Традиционные блюда: отварное и жареное мясо, сырое мясо вяленая колбаса и сало (кйима), сало, печеночная и рисовая «колбаса» (сохта), кисломолочная (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (зугурт айран), разные виды сыра. От мучных блюд до плоских пресных пирогов (гыржын) и пирогов (хычын) с различными начинками, жареные или запеченные, популярны супы на мясном бульоне (шорп), среди деликатесов есть различные варианты халвы. Напитки: молочные напитки — кефир и айран, праздничные напитки — боза и пиво (сыр), повседневные напитки — кавказский чай с рододендроном.
Семья и традиции
Семья в основном небольшая, браки экзогамные. Классовые ограничения строго соблюдались. Для семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты-избегания. Распространены были древние обычаи: вражды, побратимство, кунакизм, аттализм, гостеприимство и т.д.
В народной жизни этикетке уделяется большое внимание. Показывает календарь и другие праздники, военизированные спортивные игры. Фольклор разнообразен: нартский эпос, обрядовый, трудовой, героический и др. весни, пожелания и так далее.
Балкарское жилище и поселения
Стесненная местность, постоянная готовность защищать свою территорию, глубокие социальные различия и противоречия в Балкарии четко отражаются в характеристиках планировки и топографии населенных пунктов, оборонительных и погребальных сооружений.
В самом густонаселенном обществе Малкар, а также в Холаме и Безенги села часто располагались на склонах гор, очень многолюдно и террасированно, вместо дорог у них были узкие проходы. В Чегеме и Баксане их планировки были более свободными.
Водопроводные трубы из керамических труб и водостоков подводили к селам и на орошаемые территории издалека (иногда в 10-12 км), местами с опорными столбами (Малкар, Холам, Чегем).
Во многих селах и других местах, удобных для защиты ущелий, построены оборонительные жилые комплексы и башни (замки Джабоев, Курноятский, Зилгинский, башни Балкарукова, Абаева, Малкар-кала, Амирхан, Баксанюк, Ак-кала и т д.).
Там же, рядом с захоронениями рядовых членов общины в обычных земляных могилах и каменных ящиках, были построены монументальные земляные склепы-мавзолеи (кешене) для знати из хорошо обработанных камней.
проводилась физическая и военная подготовка молодежи, в том числе в специальных таубиевых лагерях («Басиат-кош»).
Жизнь по старинным принципам
Почти половина жителей Балкарии проживает в сельской местности. Большинство из них сохраняют старый образ жизни, важную роль играет религия, придерживаются обычаев и традиций своих предков. Балканы осуждают курящих женщин, которых почти не видно на улицах. В селах практически нет бомжей и пьяниц.
Для балкарцев очень важна внешность человека. Это обычная практика — одеваться аккуратно и в соответствии с местными правилами. Несмотря на то, что жизнь в городе больше напоминает европейский уклад жизни, местной девушки в откровенном платье или слишком короткой юбке здесь не встретишь. И, кстати, всем, кто едет в Кабардино-Балкарию в качестве туриста, советую учитывать эти особенности.
Древние обычаи — норма для жителей села. Не удивляйтесь, если, угощая гостей, хозяйка не садится за стол, а стоит рядом, ожидая, не понадобится ли кому-нибудь помощь. Не стоит уговаривать женщину присоединиться к гостям — это местные обычаи балкарцев.
Также при общении с этими людьми следует учитывать «этнический этикет». По его словам, собеседника нельзя перебивать, а по отношению к пожилым людям требуется особое уважение.
Циканов Хаджи-Мухадин Мамсурович — балкарский гражданин 1928 года рождения, один из духовных лидеров Северного Кавказа. Один из первых совершивших хадж во времена Советского Союза. Циканов Хаджи-Мухадин Мамсурович — балкар, 1928 года рождения, один из духовных лидеров Северного Кавказа. Один из первых совершил хадж во времена Советского Союза
Это лишь незначительная часть фактов и сведений о балкарцах. Говорят, что полностью понять этот народ может только человек, побывавший на праздниках, вечеринках и проникшийся их культурой. Но даже при далеком знакомстве с жителями Кабардино-Балкарии невольное уважение вызывает их преданность своим обычаям и уважение к истории.
Традиционные занятия
Ведущей отраслью традиционного хозяйства является разведение крупного рогатого скота на отгонных пастбищах (овец, но также крупного рогатого скота, коз, лошадей, до конца 18 века. Они также занимались возделыванием террасных горных пахотных земель (ячмень, пшеница), овес)., с конца 19 века — картофель, садоводство) и ремесел — производство войлока, плащей, тканей, обработка кожи и дерева, производство соли, добыча серы и свинца, производство пороха и пуль пчеловодство и охота.
Некоторые известные балкарцы
- Абаев, Султанбек Асланбекович (1845-1888) — выдающийся скрипач, первый балканский профессиональный музыкант, педагог, общественный деятель.
- Аккаев Хаджимурат Магомедович — российский тяжелоатлет, серебряный призер летних Олимпийских игр 2004 года, бронзовый призер летних Олимпийских игр 2008 года, чемпион мира 2011 года.
- Байсултанов Алим Юсуфович (1919-1943) — летчик морской авиации, Герой Советского Союза.
- Залиханов Михаил Чоккаевич — академик РАН, Герой Социалистического Труда, депутат Государственной Думы пятого созыва, Председатель Высшего экологического совета РФ, руководитель Центра устойчивого развития, научный руководитель Институт высокогорных геофизиков, президент Федерации альпинизма и горного туризма Кабардино-Балкарии.
- Кулиев Кайсын Шуваевич (1917-1985) — великий советский балканский поэт. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР и РСФСР.
- Мечиев Казим Беккиевич (1859-1945) — патриарх балканской поэзии, философ и гуманист.
- Ульбашев Мутай Исмаилович (1923-2005) — хореограф, хореограф, заслуженный артист КБР, народный артист РФ, народный артист Чечено-Ингушской Республики, бывший руководитель ансамбля «Кабардинка и Балкария».
- Уммаев, Мухажир Магометгериевич (1922-1948) — военачальник, один из первых освободителей Одессы, Герой Советского Союза.
- Энеев Магомед Алиевич (1897-1928) — коммунист-балкар, активный участник строительства Советской власти на Северном Кавказе.
- Энеев Тимур Магометович — академик РАН, советский и российский ученый, автор фундаментальных работ в области теоретической и прикладной космонавтики и космогонии, лауреат Ленинской и Демидовской премий.