Национальный состав Азербайджана: происхождение народа

История

Древние жители этой местности говорили на древнемазезерском языке иранской ветви индоевропейских языков. В XI веке нашей эры, после завоеваний сельджукидов, тюркские племена огузов начали продвигаться через Иранское нагорье в сторону Кавказа и Анатолии. Приток огузов и других туркменских племен усугубился монгольским нашествием. Здесь племена огузов разделились на различные более мелкие группы, некоторые из которых — в основном сунниты — мигрировали в Анатолию (например, более поздние османы) и поселились, в то время как другие остались в регионе Кавказа и позже — из-за влияния Сафавийя — в конечном итоге преобразовали к шиитской ветви ислама. Последний долгое время должен был сохранять название «туркмен» или «туркмен»: с 13 века и далее он постепенно тюркизировал ираноязычное население Азербайджана (исторический Азербайджан, также известный как Иранский Азербайджан) и Ширвана (АР), тем самым создавая новую идентичность, основанную на шиитском языке и использовании турецкого языка огузов. Сегодня это тюркоязычное население известно как азербайджанское.

Первобытные времена

Прежде всего, мы узнаем о самых древних временах, в которые позволяет нам заглянуть история. Азербайджан был населен на заре человеческого развития. Таким образом, самый древний памятник пребывания неандертальца на территории страны датируется более 1,5 миллиона лет назад.

Наиболее значимые стоянки древних народов были обнаружены в пещерах Азых и Таглар.

Древний Азербайджан

Первым государством, расположенным на территории Азербайджана, была Манна. Его центр находился в границах современного иранского Азербайджана.

Название «Азербайджан» происходит от имени Атропата, правителя, который начал править в Манной после завоевания Персией. В его честь вся страна стала называться Медиа Атропатена, которое впоследствии было изменено на название «Азербайджан».

история Азербайджана

Одним из первых народов, населявших Азербайджан, были албанцы. Эта этническая группа принадлежала к нахско-дагестанской языковой семье и была близка к современным лезгинам. В первом тысячелетии до нашей эры у албанцев было собственное государство. В отличие от Манна, он находился на севере страны. Кавказская Албания постоянно подвергалась хищническим устремлениям Древнего Рима, Византии, Парфянского царства и Ирана. На какое-то время армянскому царю Тиграну II удалось закрепиться на важных территориях страны.

В IV веке н. NS. Христианство пришло из Армении на территорию Албании, где до этого преобладали местные религии и зороастризм.

Арабское завоевание

В VII веке н. Произошло событие, сыгравшее решающую роль в истории региона. Речь идет об арабском завоевании. Сначала арабы завоевали Иранское королевство, от которого Албания была зависимым вассалом, а затем начали наступление против самого Азербайджана. После того, как арабы захватили страну, ее история приняла новый оборот. Теперь Азербайджан навсегда стал неразрывно связан с исламом. Арабы, включив страну в халифат, начали проводить системную политику исламизации региона и быстро достигли своих целей. Сначала исламизации подверглись южные города Азербайджана, затем новая религия проникла в сельскую местность и север страны.

язык Азербайджана

Но не все шло так гладко для арабской администрации на Юго-Восточном Кавказе. В 816 году в Азербайджане началось восстание, направленное против арабов и ислама. Это народное движение возглавил Бабек, присоединившийся к древней зороастрийской религии. Основными столпами восстания были ремесленники и крестьяне. Более двадцати лет люди во главе с Бабеком боролись против арабских властей. Повстанцам даже удалось изгнать арабские гарнизоны с территории Азербайджана. Чтобы подавить восстание, Халифату пришлось объединить все свои силы.

Государство Ширваншахов

Несмотря на то, что восстание было подавлено, Халифат с каждым годом ослабевал. У него больше не было сил, как раньше, чтобы контролировать различные части огромной империи.

Правители северной части Азербайджана (Ширвана), начиная с 861 года, стали называть себя Ширваншахами и передавали свою власть по наследству. Номинально они подчинялись халифу, но на самом деле были полностью независимыми правителями. Со временем исчезла и номинальная зависимость.

Столицей Ширваншахов сначала была Шемаха, а затем Баку. Государство просуществовало до 1538 года, когда оно было включено в состав Персидского государства Сефевидов.

В то же время на юге страны чередовались Саджиды, Салариды, Шеддадиды, Раввадиды, которые либо вообще не признавали власть Халифата, либо делали это формально.

граница с Азербайджаном

Тюркизация Азербайджана

Не менее важной для истории исламизации региона, вызванной арабским завоеванием, была его тюркизация из-за нашествия различных тюркских кочевых племен. Но, в отличие от исламизации, этот процесс длился несколько столетий. Важность этого события подчеркивается рядом факторов, характеризующих современный Азербайджан: язык и культура современного населения страны имеют турецкое происхождение.

Первой волной турецкого нашествия было нашествие огузских сельджукских племен из Средней Азии, которое произошло в 11 веке. Это сопровождалось колоссальными разрушениями и уничтожением местного населения. Многие жители Азербайджана бежали в горы, чтобы спастись. Поэтому наименее подвержены тюркизации были горные районы страны. Здесь христианство стало доминирующей религией, и жители Азербайджана смешались с армянами, жившими в горных районах. В то же время оставшееся на своем месте население, смешавшись с турецкими завоевателями, приняло их язык и культуру, но в то же время сохранило культурное наследие своих предков. Этнос, образованный этой смесью, в будущем стал называться азербайджанским.

После распада единого государства Сельджуков династия Ильдегезидов турецкого происхождения правила территорией Южного Азербайджана, а затем на короткое время эти земли были захвачены хорезмшахами.

В первой половине 13 века Кавказ подвергся нашествию монголов. Азербайджан входил в состав монгольской династии Хулагуидов с центром на территории современного Ирана.

После падения династии Хулагуидов в 1355 году Азербайджан на короткое время вошел в состав государства Тамерлана, затем вошел в состав государственных образований племен огузов кара-коюнлу и ак-коюнлу. Именно в этот период произошло окончательное формирование азербайджанского народа.

страна Азербайджан

Происхождение азербайджанцев

Во многих источниках азербайджанцы обозначены как турки из-за их турецкого языка. Происхождение азербайджанцев было описано как «темное», в основном кавказское, в основном иранское, смешанное с кавказскими албанцами и турками и смешанное с кавказскими, иранскими и турецкими элементами. Российский историк и востоковед Владимир Минорский пишет, что в основном иранское и кавказское население стало тюркоязычным:

В начале XI века орды гузе сначала небольшими группами, а затем в значительном количестве под властью Сельджукидов оккупировали Азербайджан. В результате иранское население Азербайджана и прилегающих частей Закавказья стало тюркоязычным, в то время как характерные черты азербайджано-турецкого языка, такие как персидские интонации и презрение к вокальной гармонии, отражают нетурецкое происхождение языка. Турецкое население.

Считается, что иранские азербайджанцы произошли от различных групп, включая маннейцев, древнего народа, который жил на территории нынешнего северо-западного Ирана к югу от озера Урмия примерно в 10-7 веках до нашей эры и говорил на родственном диалекте на хурритском (несемитском и не семитском). -Индоевропейский язык, связанный с урартом) и мидийцы, древняя иранская этническая группа, которая под властью царя Киаксара основала мидийскую империю и стала доминировать в регионе. Считается, что Мидийская империя завоевала и ассимилировала манней в VI веке до нашей эры. Исторические исследования показывают, что древний азербайджанский язык, который принадлежит к северо-западной ветви иранских языков и, как считается, произошел от языка мидян, постепенно завоевал популярность и широко использовался в указанном регионе на протяжении многих веков.

Считается, что некоторые азербайджанцы в Азербайджанской Республике происходят от жителей Кавказской Албании, древней страны, расположенной в регионе Восточного Кавказа, и от различных иранских народов, населявших этот регион. Они утверждают, что есть свидетельства того, что из-за неоднократных вторжений и миграций коренное население Кавказа могло быть постепенно ассимилировано культурно и лингвистически сначала иранскими народами, такими как персы, а затем турками-огузами. Был получен значительный объем информации об кавказских албанцах, в том числе об их языке, истории, раннем обращении в христианство и отношениях с армянами и грузинами, которые оказали большое влияние на кавказских албанцев в последующие века.

Тюркификация

Тюркификация нетурецкого населения происходит из-за турецких поселений на территории, ныне известной как Азербайджан, которая началась и ускорилась в период сельджуков. Миграция тюрков-огузов из современного Туркменистана, о чем свидетельствует языковое сходство, оставалась высокой на протяжении всего монгольского периода, поскольку многие войска под командованием ильханов были турками. В период Сефевидов турецкий характер Азербайджана усилился из-за влияния кызылбашей, объединения кочевых туркменских племен, которые составили основу империи Сефевидов.

По мнению советских ученых, тюркизация Азербайджана в значительной степени завершилась в период Ильханидов. Фарук Шумер выделяет три периода тюркизации: сельджукский, монгольский и постмонгольский (Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу и Сефевидский). В первых двух тюркские племена огузов продвинулись или были вытеснены в Анатолию и Арран. В последний период анатолийские турки, которые мигрировали обратно в Иран, теперь присоединились к турецким элементам в Иране (огузы с небольшой смесью уйгуров, кипчаков, карлучей и турецких монголов). Это ознаменовало заключительный этап тюркизации.

Иранские корни

Иранское происхождение азербайджанцев, вероятно, связано с древними племенами, такими как мидяне в Иранском Азербайджане, а также с древними скифскими захватчиками, прибывшими в 8 веке до нашей эры.

Кавказские корни

Так откуда же взялись азербайджанцы? Согласно информации, содержащейся в Британской энциклопедии, они принадлежат к смешанной этнической группе. Самый древний этнический элемент их происхождения восходит к древним жителям восточного Закавказья и, возможно, мидянам северной Персии. Отсюда происходят азербайджанцы.

Есть свидетельства того, что, несмотря на неоднократные вторжения и миграции, кавказские аборигены могли быть культурно ассимилированы сначала древними иранскими народами, а затем огузами. Был изучен значительный объем информации об кавказских албанцах, включая их язык, историю и их первое обращение в христианство. Удинский язык, на котором до сих пор говорят в Азербайджане, может быть остатком древнего албанского. Это ответ на вопрос о происхождении азербайджанцев на Кавказе.

Это влияние кавказской культуры распространилось дальше на юг до иранского Азербайджана. В первом тысячелетии до нашей эры другой кавказский народ, маннаи (маннаи), населял большую часть иранского Азербайджана. Считается, что ослабленные конфликтами с ассирийцами, маннаи были завоеваны и ассимилированы мидянами в 590 г до н.э.

Азербайджанская женщина в традиционном костюме.

Генетика

Современные геномы Западной Азии, региона, который включает Азербайджан, находятся под сильным влиянием ранних сельскохозяйственных популяций этого района; последующие перемещения населения, например, турецкоязычного населения, также внесли свой вклад. Однако по состоянию на 2017 год в Азербайджане не проводилось исследований по полному секвенированию генома; Такое ограничение выборки не позволяет сформировать «более точную картину генетической истории региона».

Исследование 2002 года, в котором изучались 11 маркеров Y-хромосомы, показало, что азербайджанцы «генетически более тесно связаны со своими географическими соседями на Кавказе, чем со своими языковыми соседями в других местах». Иранские азербайджанцы генетически больше похожи на северных азербайджанцев и соседнее турецкое население, чем на географически далекие туркменские народы. Однако также важно, что свидетельств генетической примеси жителей Центральной Азии (в частности, гаплогруппы H12), особенно туркменов, больше среди азербайджанцев, чем среди их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные народы Азербайджана (талыши и таты) генетически ближе к азербайджанцам республики, чем к другим ираноязычным народам (персы и курды из Ирана, осетины и таджики). Несколько генетических исследований показали, что азербайджанцы произошли от коренного населения, долгожившего в этом районе, принявшего турецкий язык путем лингвистической замены, включая возможность доминирования элиты. Однако языковая замена в Азербайджане (и Турции) может не соответствовать элитной модели господства, поскольку вклад Центральной Азии в Азербайджан оценивается в 18% для женщин и 32% для мужчин. Последующие исследования также показали, что 33% составляет вклад Средней Азии в Азербайджан.

Исследование 2001 года, посвященное изучению первой гипервариабельной части MtDNA, показало, что «генетические отношения между кавказскими популяциями отражают географические, а не языковые отношения», при этом армяне и азербайджанцы «более тесно связаны со своими ближайшими географическими соседями». Другое исследование 2004 г., в котором изучались 910 мтДНК из 23 популяций Иранского нагорья, долины Инда и Центральной Азии, показало, что популяции «к западу от бассейна Инда, включая жителей Ирана, из Анатолии Турция и Кавказа, показывают общее Линейный состав мтДНК в основном состоит из линий из Западной Евразии с очень ограниченным вкладом из Южной Азии и Восточной Евразии ». Хотя генетический анализ мтДНК показывает, что европейцы генетически ближе к европейцам, чем к европейцам с Ближнего Востока, результаты исследования Y хромосомы указывают на большее сходство с группами Ближнего Востока.

У иранцев довольно широкий спектр гаплотипов Y-хромосомы. Население центрального Ирана (Исфахан) демонстрирует большее сходство с точки зрения распределения гаплогрупп с кавказцами и азербайджанцами, чем население южного или северного Ирана. Диапазон гаплогрупп в регионе может отражать историческое генетическое заражение, возможно, из-за инвазивной миграции мужчин.

В сравнительном исследовании (2013 г.) общего разнообразия митохондриальной ДНК у иранцев было показано, что иранские азербайджанцы больше связаны с грузинским народом, чем с другими иранцами, а также с армянами. Однако та же многомерная шкала показывает, что азербайджанцы Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, «занимают промежуточное положение между азербайджано-грузинскими и турецко-иранскими группами».

Исследование 2007 года, посвященное изучению второго класса лейкоцитарного антигена человека, показало, что «не было тесной генетической связи между азербайджанцами в Иране и населением Турции или Центральной Азии». В исследовании 2017 года, посвященном изучению аллелей HLA, образцы азербайджанцев были помещены на северо-западе Ирана «в средиземноморский кластер рядом с курдами, горганами, чувашами (к югу от России, в сторону Северного Кавказа), иранцами и кавказцами (сванами и грузинами)». В эту средиземноморскую группу входят «тюркские и кавказские народы». Азербайджанские чемпионы также занимали «позицию среди чемпионов Средиземноморья и Центральной Азии», предполагая, что процесс тюркификации, «вызванный тюркскими племенами огузов, также может внести свой вклад в генетический фон азербайджанского народа».

Этническое разнообразие населения Азербайджана

В Азербайджане проживают представители многих национальностей и этносов. Их первая десятка по численности выглядит следующим образом:

  • азербайджанцы (91%);
  • лесгини (2%);
  • армяне (1,4%);
  • русские (1,3%);
  • талиш (1,3%);
  • скупой (0,6%);
  • турки (0,4%);
  • зубной камень (0,3%);
  • украинцы (0,2%);
  • грузины (0,1%).

сколько населения в Азербайджане

Абсолютное большинство в этническом составе страны принадлежит азербайджанцам. Этот народ доминирует во всех регионах и городах государства (за исключением Нагорного Карабаха). В начале 1990-х годов доля этой этнической группы в структуре населения страны значительно увеличилась в связи с активным переселением азербайджанцев из соседней Армении (после карабахского конфликта).

Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение

По последней переписи населения в Азербайджане проживает около 120 тысяч армян. Эти люди компактно проживают в границах Нагорного Карабаха, территории, неподконтрольной властям страны, а также в городе Баку.

Первые русские общины появились на территории Азербайджана в 19 веке. Сейчас в стране проживает около 200 тысяч россиян, но с каждым годом их число уменьшается (в основном из-за ухода государства).

В Азербайджане сформировалась довольно большая и цельная украинская диаспора. Украинцы начали переселяться в эту страну в конце 19 века в связи с активным промышленным развитием Азербайджана. В то же время поляки стали массово прибывать на территорию страны (в основном в Баку). Их переселение было связано, прежде всего, с «нефтяным бумом» в Азербайджане. И высококвалифицированные инженеры, и простые рабочие приехали в Баку из Польши.

Азербайджан: население и его численность по годам

Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, культур Востока и Запада. Сколько людей сейчас проживает в Азербайджане? И какие этнические группы составляют его структуру?

Население Азербайджана

Население Азербайджана, по последним данным ООН, составляет 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в Закавказском регионе. При этом около 120-140 тысяч из них проживают на территории непризнанного государства Нагорный Карабах.

В 2010 году население Азербайджана достигло 9 миллионов человек. Даже зарегистрировано рождение девятимиллионного гражданина страны. Произошло это в городе Нахичевань утром 15 января указанного года.

По статистике, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика количества жителей Азербайджана представлена ​​на следующем графике.

население Азербайджана
Рождаемость в этой стране в три раза превышает смертность. Этим можно объяснить постоянный ежегодный рост его населения. Однако средняя продолжительность жизни в Азербайджане не так высока (72 года). Хотя, опять же, для стран постсоветского пространства это неплохой показатель.

Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на квадратный километр земли.

По городам

Азербайджан разделен на 66 регионов и 11 городов федерального значения. В большинстве из них проживает от 10 до 80 тысяч жителей, но есть три крупных поселка, в которых проживает более ста тысяч человек. В стране всего один миллион городов: столица Баку.

Баку

Столица Азербайджана, в которой проживает более двух миллионов человек. Это крупнейший экономический, научный и промышленный центр не только государства, но и всего Закавказья, а также крупнейший порт на Каспийском море.

В Баку большое количество крупных государственных университетов, которые готовят специалистов достаточно высокого класса. Также на его территории находится большое количество театров, музеев и достопримечательностей, в том числе многочисленные церкви и мечети, а также памятники различным деятелям культуры.

Гянджа

Второй по величине город Азербайджана с населением более 300 тысяч человек. Также называется второй столицей государства. Это также второй по величине научный центр в стране, здесь есть три крупных высших учебных заведения: государственный, сельскохозяйственный и технический университет. Консульства Турции и Грузии находятся в Гяндже.

Сумгайыт

Этот город расположен недалеко от столицы Азербайджана, где проживает более 330 тысяч человек. Раньше Сумгайыт был небольшим поселком, который значительно вырос благодаря развитию на его территории большого количества нефтегазовых компаний. Таким образом, в середине 20 века город уже оформился как крупный промышленный центр Азербайджана.

Мингечевир

Четвертый по величине город страны, в котором проживает более 95 тысяч человек. Здесь расположено большое количество производств в области энергетики, промышленности, а также научных и образовательных центров. На его территории находится самый большой курорт Азербайджана.

Этимология названия Азербайджан

Считается, что Азербайджан назван в честь Атропата, персидского сатрапа (правителя), правившего в Атропатене (современный Иранский Азербайджан) около 321 г до н.э. Это также многое объясняет о происхождении азербайджанцев. Имя Атропата — это эллинистическая форма Атурпат, что означает «хранитель огня», «огонь» (позже преобразованный в адур, а затем в āðar на новом персидском языке; сегодня произносится как азар). Нынешнее название Азербайджана — арабская форма Азарбайган. Последнее происходит от durbādagān, в конечном счете от Āturpātakān, что означает «земля, связанная с (сатрапом) Атурпатом» (-an, здесь преобразованное в -kān, является суффиксом для ассоциации или образования наречий и множественного числа).

История азербайджанского народа пропитана духом героической старины, относящейся ко временам древних иранских сатрапов и огнепоклонников.

Расположение Азербайджана

территория Азербайджана

Азербайджанская Республика расположена в восточной части Закавказья. С севера граница Азербайджана соприкасается с Российской Федерацией. На юге страна граничит с Ираном, на западе — с Арменией, на северо-западе — с Грузией. С востока страну омывают волны Каспийского моря.

Территория Азербайджана почти в равной степени представлена ​​горными районами и низменностями. Этот факт сыграл важную роль в историческом развитии страны.

Культура

Во многих смыслах азербайджанцы евразийцы и бикультурны. Азербайджанцы Азербайджанской Республики впитали в себя советское и восточноевропейское влияние, в то время как иранские азербайджанцы сохранили свою культуру, которая во многом идентична культуре других иранских народов, включая персов и курдов. Современная культура Азербайджана включает значительные достижения в области литературы, искусства, музыки и кино.

Язык и литература

Азербайджанцы говорят на азербайджанском, турецком языке, происходящем от западно-огузского тюркского языка, который укоренился в Азербайджане в XI и XII веках нашей эры. Ранний огуз был в основном устным языком, в то время как эпические и героические сказки Деде Коркут, собранные позже, они, вероятно, происходят из устная традиция. Первый принятый турецкий огузский текст относится к 15 веку. Первая письменная классическая азербайджанская литература возникла после монгольского нашествия. Некоторые из самых ранних азербайджанских произведений относятся к поэту Насими (умер в 1417 г.), а затем, спустя десятилетия, к Физули (1483–1556). Исмаил I, шах Сефевидского Ирана, писал азербайджанские стихи под псевдонимом Хатаи .

Сегодня я пришел в мир как Мастер. Конечно знаю, что я сын Гейдара.

Это Ферейдун, Хосров, Джамшид и Захак. Я сын Зала (Ростама) и Александра.
Секрет того, что я правда, сокрыт в этом моем сердце. Я Абсолютная Истина, и то, что я говорю, есть Истина.
Я принадлежу к религии «адепта Али» и на пути шаха я проводник для всех, кто говорит: «Я мусульманин». Мой знак — «Корона счастья».
Я кольцо на пальце Сулеймана. Мохаммед создан из света, Али Тайна.
Я жемчужина в море Абсолютной Реальности.

Я Хатаи, раб шаха, полный недостатков. У твоей двери я самый маленький и последний слуга.

В современной азербайджанской литературе по-прежнему делается традиционный акцент на гуманизме, что находит отражение в произведениях Самеда Вургуна, Шахрияра и многих других.

Как правило, азербайджанцы двуязычны, часто помимо родного азербайджанского языка говорят на русском (в Азербайджане) или персидском (в Иране). По состоянию на 1996 год около 38% примерно 8-миллионного населения Азербайджана свободно говорили по-русски. Независимый телефонный опрос в Иране в 2009 году показал, что 20% респондентов понимают азербайджанский, наиболее распространенный язык меньшинств в Иране, и все респонденты понимают персидский.

Религия

Большинство азербайджанцев — мусульмане-шииты, возрастом двенадцать лет. К религиозным меньшинствам относятся мусульмане-сунниты (в основном шафииты, как и другие мусульмане на окружающем Северном Кавказе) и бахаи. Неизвестное количество азербайджанцев в Азербайджанской Республике не имеют религиозной принадлежности. Многие называют себя мусульманами-шиитами. Среди азербайджанцев-мусульман есть небольшое количество суфиев-накшбанди. Азербайджанские христиане насчитывают около 5000 человек в Азербайджанской Республике и в основном состоят из обращенных. Некоторые азербайджанцы в сельской местности сохраняют доисламские анимистические или зороастрийские верования, такие как святость определенных мест и почитание огня, некоторых деревьев и камней. Помимо исламских праздников, в Азербайджане часто отмечаются традиции других религий, в том числе Навруз и Рождество .

Исполнительское искусство

Азербайджанцы выражают себя различными артистическими способами, включая танцы, музыку и кино. Азербайджанские народные танцы древние и похожи на народные танцы своих кавказских и иранских соседей. Групповые танцы — распространенная форма, распространившаяся от Юго-Восточной Европы до Каспийского моря. В групповом танце исполнители собираются в полукруглую или круговую формацию, потому что: «Ведущий этих танцев часто выполняет особые фигуры, а также сигнализирует и изменяет рисунок ног, движение или направление, в котором группа, часто жестикулирует рукой, держащей вуаль «. Танцы исполняются как мужчинами, так и женщинами и включают в себя тонкие движения рук, а также последовательные шаги. Лезгинка, танец, практикуемый всеми кавказскими или находящимися под влиянием кавказцами этническими группами, также популярен среди азербайджанцев.

Азербайджанская музыкальная традиция уходит корнями в пение бардов ашиков, призвание, сохранившееся до наших дней. Современные ашики играют на сазе (лютне) и поют дастан (исторические баллады). Другие музыкальные инструменты включают тар (другой тип лютни), балабан (духовой инструмент), каманча (скрипка) и дхол (барабаны). Азербайджанская классическая музыка, называемая мугамом, часто является захватывающим исполнением. Композиторы Узеир Гаджибеков, Гара Гараев и Фикрат Амиров создали гибридный стиль, сочетающий западную классическую музыку с мугамом. Другие азербайджанцы, в первую очередь Вагиф и Азиза Мустафа Заде, смешали джаз с мугамом. Несколько азербайджанских музыкантов получили международное признание, в том числе Рашид Бехбудов (который мог петь более чем на восьми языках), Муслим Магомаев (звезда советской эстрады), Гугуш и совсем недавно Сами Юсуф .

После революции 1979 года в Иране, вызванной противодействием духовенства музыке в целом, азербайджанская музыка пошла по иному пути. По словам иранского певца Хосейна Ализаде, «Исторически в Иране музыка сталкивалась с сильным противодействием со стороны религиозного истеблишмента, вынуждая его уйти в подполье».

Азербайджанские фильмы и телевидение в основном транслируются в Азербайджане, а количество каналов в Иране ограничено. Некоторые азербайджанцы были плодовитыми режиссерами, например Рустам Ибрагимбеков, написавший «Утомленные солнцем», обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля и «Оскара» 1994 года за лучший фильм на иностранном языке. Многие иранцы сыграли важную роль в кино. Традиция иранского кино, признанная критиками с 1980-х годов.

Внешность

Азербайджанцы принадлежат к кавказскому типу, который представляет свой каспийский подтип, включающий в себя признаки индо-афганской и средиземноморской рас. Отличительные черты внешнего вида нации:

  • средний рост: 170-175см;
  • преимущественно черный цвет глаз;
  • голубовато-черные волосы;
  • средний и высокий уровень растительности;
  • лицо узкое и низкое;
  • выступающий нос;
  • пигментация кожи более темная, чем у других кавказских народов.

Генетические исследования показали, что азербайджанцы близки персам и народам Кавказа, а турки, выходцы из Малой Азии и представители индоевропейской группы мало повлияли на формирование внешних признаков.

Жилище

В горных районах азербайджанцы селились в многолюдных поселках, расположенных на террасах. Дома строились из грубого камня или грубого кирпича, с торцовыми или двускатными крышами. Часто они были так близко друг к другу, что двум рыцарям было проблематично разлучиться.

На равнинах практиковалось хаотичное расположение домов в окружении ферм или небольших дворов. Они были построены из тех же материалов, состояли из нескольких комнат и двух этажей. На первом размещали скот и хозяйственные помещения, на втором жили, объединяя его с открытыми террасами. Их использовали как лаборатории или в качестве сухофруктов.
Позже появились деревянные дома с двускатной крышей. Чердак использовался для хранения припасов или выращивания тутовых шелкопрядов. Спали на циновках прямо на земле: днем ​​их закатывали и убирали. Отапливали дом камином, например камин, в холодное время года еще и топки заливали.

Жизнь

Основные занятия азербайджанцев, проживающих в низинах, были связаны с сельским хозяйством. Они выращивали пшеницу, овес, рожь, просто кукурузу, ячмень, рис, занимались выращиванием хлопка, виноградарством, садоводством. Важную роль сыграло удаленное разведение крупного рогатого скота и овец.

С обработкой металла были связаны традиционные ремесла: медь, золото, серебро. Известны были украшения местных мастеров, клинки, сундуки, выкованные с изысканными мотивами: в них собирали приданое невест.
Местные ковры с национальными мотивами до сих пор известны во всем мире. Особо ценным ремеслом считалась барабанная вышивка шелковыми нитками на бархате в оттенках черного, синего и красного. Его могли себе позволить только богатые, и отец Дюма отметил стандартное качество и низкую цену.

Мужчины

С древних времен нормы ислама определяли доминирующую роль мужчин. Его работа заключалась в обеспечении семьи жильем и финансами. Мужчина не принимал участия в работе по дому и воспитании детей. Его слово было законом для его жены и не оспаривалось, к женщинам относились с презрением. Мужчинам было разрешено многоженство, практиковались левират и соррат, а также прелюбодеяние.
Азербайджанские мужчины отличаются спокойным и твердым характером, сохраняют серьезное выражение лица, ведут себя скромно и достойно. Они быстро принимают решения и четко им следуют, не допуская сомнений. Они чувствительны к посягательству на семью или собственную честь, держат свое слово, общественное мнение, статус и внешний вид имеют особое значение.

Женщины

Азербайджанцы всегда играли женщину в стороне. Его главная задача — следить за семьей, а не выходить на улицу и растить детей. Женщины делали всю работу по дому, в том числе рубили дрова и приносили воду. После свадьбы им пришлось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников. В его собственной семье, помимо отца, слово братьев было законом.
В женщине ценились скромность, смирение, трудолюбие и красота. Ее честь имела первостепенное значение: ни до, ни после замужества ее нельзя было видеть в клеветнических отношениях с мужчинами: это считалось грехом.

Семейный уклад

Основным народом в родовых семьях и поселениях были старейшины, называемые аксакалами. Они принимали все публичные решения, обращались к ним за советом, участвовали в разрешении споров, экономических вопросов, просили помощи в сватовстве. В маленьких семьях его вождь имел решающее слово: дети, жена, сестры и братья не могли его ослушаться.
Брачный возраст для девушек 15-17 лет, иногда выходили замуж раньше. После свадьбы невеста приехала в дом мужа. Традиционно в то время родители готовили для своего ребенка отдельный дом, в ряде деревень было принято жить вместе с родителями. Невестке запрещалось сначала разговаривать со свекром, а в случае разговора требовалось прикрывать рот уголком носового платка.
Рождение ребенка, особенно мальчика, было настоящим праздником. По традиции сразу после перерезания пуповины ее погружали в соленую воду, чтобы она оставалась чистой и жирной. Впоследствии его передали матери, с которой он не расставался, пока ему не исполнилось 7-10 лет. Имя обычно выбиралось созвучно с именами других детей, часто назывались имена дедушки или бабушки.

Еда

Основу рациона людей составляли мучные, молочные и мясные продукты. В тандырах пекли хлеб и лаваш; популярны были кутабы — пироги из пресного теста с начинкой из овощей или рикотты. В повседневной жизни ели наваристые супы из баранины — бозбаши и пити. К плову было особое отношение — национальная кухня насчитывает более 30 его рецептов. Такие азербайджанские блюда, как долма, люля-кебаб и шашлык, популярны на всем постсоветском пространстве.

Оцените статью
Блог про генетику